Как правильно молиться, сидя или стоя?
Часто приходится слышать сожаления, что в Православии литургия совершается стоя, в то время как у католиков - сидя, комфортно. Давайте немного поразмыслим на сей счёт.
В православной церкви принято молиться стоя. Для некоторых это может показаться неудобным или даже неприемлемым условием, но за этой традицией скрывается глубокий духовный смысл. Стояние в храме - это не просто физическое упражнение, а способ выразить свое почтение Богу, подчеркнуть важность молитвы и подготовить свою душу к духовному общению с Ним.
"Трудности закаляют веру и душу", - говорят святые отцы. И стояние в храме - это одна из таких трудностей, которая помогает нам преодолеть собственную лень и неудобство ради встречи с Богом. Это не театр, где можно расслабиться и отдохнуть, а место духовного подвижничества, где мы молим Господа о прощении грехов и о спасении душ наших.
В католической церкви принято молиться сидя. И хотя в православии также есть возможность присесть, если здоровье не позволяет стоять, все же стояние считается более благоговейным способом молитвы. Ведь стояние - это символ нашего почитания Бога, символ того, что мы перед Ним стоя в смирении и послушании.
И хотя стояние перед Богом, само по себе, и не является обязательным условием молитвы, но оно может стать символом смирения и покаяния. Важным же является сама молитва, идущая от сердца, внутреннее состояние молящегося.
Святые отцы говорили, что стояние в храме помогает нам сосредоточиться на молитве, отвлечься от земных помыслов и открыть свою душу для духовного опыта. А телесный труд, воздержание и страдание- закаляют душу.
В Библии также есть множество примеров стояния в молитве. Например, Моисей стоял перед Господом на горе Синай, когда получил десять заповедей (Исход 20). Пророк Илия стоял на горе Кармил, молясь Господу о дожде (3 Царств 18). И сам Иисус Христос часто молился стоя, например, в Гефсиманском саду перед своими страданиями (Матфей 26:36-46).
Стояние в храме - это не просто традиция, а путь к духовному пробуждению. Это не обязательное условие спасения, но оно может стать важным элементом нашего духовного путешествия. Ведь стояние в храме - это признак нашего уважения к Богу, это признак нашего желания приблизиться к Нему и получить Его благодать. И в этом и есть глубокий смысл этой православной традиции.
2. Тело – храм духа: как труд, воздержание и страдание раскрывают христианскую душу
В православном христианстве тело считается храмом души. И как любой храм, оно требует заботы и ухода. Но забота эта не только физическая, но и духовная. И здесь на помощь приходят телесный труд, воздержание и даже страдание.
Тело человека склонно к ленности и удовольствиям. Мы часто ищем комфорта и уклоняемся от трудностей. Но именно в труде и воздержании раскрывается душа христианина, она обретает силу и стойкость.
Телесный труд - это не просто физическая работа, а способ побороть собственную лень и эгоизм, открыть сердце для любви и милосердия. В труде мы учимся ценить плоды своего труда, отвечать за свои действия и помогать другим.
Воздержание - это не просто отказ от некоторых удовольствий, а способ освободить душу от узы страстей и пристрастий. Через воздержание мы учимся владеть своими желаниями, контролировать свои импульсы и сосредоточиваться на духовных ценностях.
Страдание - это не просто физическая боль, а способ очищения души. Через страдание мы учимся смирению, терпению и прощению. Мы узнаем истинную ценность жизни и учимся любить несмотря на боль и трудности.
Святые отцы говорили: "Кто хочет спасти свою душу, должен обречь свое тело на страдания". И действительно, через труд, воздержание и страдание мы подготавливаем свою душу к встрече с Богом. Мы учимся жить не для себя, а для Него, и наша жизнь обретает истинный смысл.
Поэтому не бойтесь трудностей. Не бегите от страданий. Примите их как возможность очистить свою душу и приблизиться к Богу. И помните, что через страдание мы приходим к радости, через труд - к покою, а через воздержание - к истинной свободе.
3. Молитва в комфорте: духовная леность и уход от Канона
С печалью наблюдаю за тем, как в католической церкви молитва превращается в театральное представление. Месса, центральное богослужение христианства, совершается сидя, в комфорте и без всякого телесного подвижничества. И что мы видим? Народ отходит от веры, церковь теряет духовную силу, а служители отходят от Канона Святых Отцов.
Стояние в храме - это не просто традиция, а неотъемлемая часть православной молитвы. Это выражение нашего почтения Богу, это признак смирения и готовности к духовному подвигу. Когда мы стоим в храме, мы не только физически напрягаемся, но и напрягаем свою душу, отвлекаясь от мирской суеты и сосредоточиваясь на молитве.
Но католики выбрали путь удобства. Они сидят в комфорте, как в театре, и вместо того, чтобы вложить душу в молитву. Такая молитва может превращаться в механическое повторение слов, не имеющее ни глубины, ни искренности, либо в банальную медитацию- отдых, а не духовный труд.
И результаты на лицо! Католическая церковь теряет верующих, духовная жизнь угасает, а служители все меньше занимаются духовным просвещением и все больше - миром и комфортом. Они отходят от Канона Святых Отцов, заменяя духовное подвижничество удобством и расслабленностью. В храмах организуются концерты и представления.
Помните слова Святого Иоанна Лествичника: "Трудности закаляют веру и душу." Стояние в храме, молитва стоя - это не просто физический подвиг, а духовный подвиг, который помогает нам приблизиться к Богу, обрести духовную силу и сохранить веру в сердце.
Пусть православные христиане никогда не забудут эту истину и никогда не отступят от Канона Святой Церкви. Пусть наша молитва будет искренней и духовной, а наше стояние в храме - подвигом любви к Богу и к нашим братьям.
4. Молитва сердцем, а не телом: о стоянии, сидении и главном в молитве
И все же не станем забывать, что Бог видит не наше тело, а нашу душу. И главное в молитве - не форма, а ее содержание.
Конечно, стояние в храме имеет свой духовный смысл. Это выражение смирения, готовности к духовному подвигу, отказ от удобства ради встречи с Богом. Но давайте не забывать, что в Евангелии сам Христос говорит о мытаре, который "стоял вдали, не смел даже поднять глаз к небу, но бил себя в грудь, говоря: "Боже, будь милостив ко мне, грешному!" (Луки 18:13). Мытарь молился вдали, но его молитва была искренней и глубокой, а молитва фарисея, стоящего в храме, была лицемерной и горделивой.
Святые отцы также говорят, что главное в молитве - не форма, а душа. Преподобный Иоанн Лествичник писал: "Не стоят в храме тело и руки, но ум и сердце". Святой Макарий Великий говорил: "Молитва не в словах, но в чувствах".
Если здоровье не позволяет стоять, то ничего страшного в том, чтобы молиться сидя или даже лежа. Важно не то, как мы физически расположены, а то, что мы чувствуем в душе, с какой искренностью обращаемся к Богу.
Иисус Христос сказал: "Ибо истинно сказываю вам, что если вы не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное." (Матфей 18:3). Детская искренность и доверие - вот что важно в молитве. Не следуйте слепо обряду, а молитесь от всего сердца.
Пусть наша молитва будет не фарисейской, а простой и искренней, не зависимо от того, стоим мы, сидим или лежим. Важно, чтобы она шла от глубины души и была направлена к Богу с любовью и доверием.
Свидетельство о публикации №224060801090
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
(Матф.6:5-8)
Само учение Христа для того чтобы придти к Богу, запрещает молится в Храме. Ибо молитва это разговор с Богом, или просьба к Богу. Это единение с Богом, где только Бог и вы. А платок на голове женщины во время молитвы, это чтобы она понимала, что покрывает её муж, и между Богом и женой всегда стоит отец или муж. Потому и сказано.
4 Если женщина даст обет Господу и положит [на себя] зарок в доме отца своего, в юности своей,
5 и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится;
6 если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее.
7 Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя,
8 и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся;
9 если же муж ее, услышав, запретит ей и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, [то они не состоятся, и] Господь простит ей.
10 Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится.
11 Если [жена] в доме мужа своего дала обет, или возложила зарок на душу свою с клятвою,
12 и муж ее слышал, и промолчал о том, и не запретил ей, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок, который она возложила на душу свою, состоится;
13 если же муж ее, услышав, отвергнул их, то все вышедшие из уст ее обеты ее и зароки души ее не состоятся: муж ее уничтожил их, и Господь простит ей.
14 Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть;
15 если же муж ее молчал о том день за день, то он [тем] утвердил все обеты ее и все зароки ее, которые на ней, утвердил, потому что он, услышав, молчал о том;
16 а если отвергнул их, после того как услышал, то он взял на себя грех ее.
17 Вот уставы, которые Господь заповедал Моисею об отношении между мужем и женою его, между отцом и дочерью его в юности ее, в доме отца ее.
(Чис.30:4-17)
И не будьте только молящимися, но и слышащим.
Виктор Губков 05.10.2024 13:36 Заявить о нарушении
Иисус призывает к уединению в молитве, к общению с Богом наедине. Однако, это вовсе не означает, что Христос запрещает молиться в храме, в церкви.
Не станем упускать важные слова Иисуса: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20). Иисус призывает к соборной молитве, к совместному общению с Богом в церкви, к тому, чтобы мы молились друг за друга.
Что касается платка, то вы тоже правы. Но это скорее этническая традиция, которая имеет смысл в контексте смирения и уважения. Женщина, покрывая голову, как бы говорит о своем покорстве, о том, что она находится под покровительством мужа. Эта традиция была распространена в разных культурах и не всегда имела религиозный смысл.
Но важно понимать, что никакая традиция не должна превращаться в догму и не должна навязываться всем и вся. И перечить традиции тоже не правильно, это может говорить о гордыне.
Важно не забывать, что главное в молитве – это искренность и обращение к Богу от чистого сердца. А внешние атрибуты – это всего лишь дополнительные элементы, которые могут помочь в молитве, но не являются обязательными.
Владимир Минский 05.10.2024 17:01 Заявить о нарушении
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Матф.18:19,20)
Не думайте в себе, что Бога можно взять числом, или напором. Следуя учению Христа нужно молится отдельно но по одному вопросу как это делали Анания, Мисаил и Азария
16 И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование [сна].
17 Даниил пришел в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим,
18 чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими.
19 И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного.
(Дан.2:16-19)
Вот они согласились молить Бога, но открыто было только Даниилу, потому не следует преступать повелений Отца и Христа.
Виктор Губков 05.10.2024 20:58 Заявить о нарушении
Виктор Губков 05.10.2024 21:31 Заявить о нарушении
Но именно Евхаристии превращает вино и хлеб в кровь и тело Христа ( Он нам это завещал делать, как и собираться в его хвалу)
Вы упускаете важные слова и завещания Христовы сквозь пальца, находя лишь то, что подтверждает ваши протестные (по отношению к православной церкви) мысли.
Без церкви бы как путник без светильника- легко собьетесь с пути, что уже и происходит… и, по правде, вы так же не вне церкви, просто у вас иная церковь…
Что ж, Иисус предупреждал и об этом….
Вам кажется, что вы на праведной стороне, но это лишь ваше заблуждение… дай Бог вашего просветления. И меньше случайте ереси ваших пастырей, иначе заблудитесь в мыслях собственной головы… так и с глузу зьихать не долго
Владимир Минский 06.10.2024 09:28 Заявить о нарушении
Без жатвы первое (сеяние) не имеет смысла…
Владимир Минский 06.10.2024 09:31 Заявить о нарушении
Без жатвы первое (сеяние) не имеет смысла"
Что посеешь то и пожнёшь, да вы увидите плоды ваших молитв, но слишком поздно. Потому пока вы ещё не увидели плодов ваших молитв, а только предполагаете что соберёте большой урожай, хвалится что урожай огромный, не стоит. А значит и определять вашу молитву жатвой, опрометчиво прежде самой жатвы.
Виктор Губков 06.10.2024 10:07 Заявить о нарушении
Владимир Минский 06.10.2024 12:02 Заявить о нарушении
Например, притча о мытаре.
Вообще, вам не кажется, что то, что вы пишите, напоминает «религиозную кашу», которой нельзя насытиться, но в которой можно легко утонуть… как в болоте
Владимир Минский 06.10.2024 16:08 Заявить о нарушении
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Вот вы любите молится в церквах, как это делали иудеи в синагогах. Не я вас сужу а слово Христа. Христос убил дела Сатаны словом, а вы вновь возродили то, что было преданно мечу Христом. И желаете возродить совместную молитву, как это делают в церквах и синагогах.
Виктор Губков 06.10.2024 19:29 Заявить о нарушении
Бывает…. 🙄
Владимир Минский 07.10.2024 18:10 Заявить о нарушении
Если пожелаете стать лучше, то примити мои слова к сведению, и к славе вашей.
Виктор Губков 07.10.2024 22:31 Заявить о нарушении
возможно, я заблуждаюсь, но мне видится так, что любая Вера- это, прежде всего, вера во что-то, в то, как устроен Мир. То есть это Воззрение на Мир. Выходит, Вера это Мировоззрение, а не просто набор разбросанных мнений.
Воззрение на Мир сложено из "фрагментов паззла". Каждый сопрягается с другим и не может быть выдернут из общей картины без последствий.
Есть различные религиозные течения, каждая из которых собрала свой "паззл",
например, Ислам и иудеи не приемлет Иисуса, как сына Божия, не приемлют Богородицу, адвентисты признают Христа, но отрицают Воскресенье (7-й день)и отрицают жизнь души после смерти, святых, соответственно...
Вы утверждаете где-то выше, что не придерживаетесь конкретного чего-то, но читаете всё, едва ли не от от Торы, и до Корана + ...., приводите фрагменты из "паззла", те или иные стихи Священных писаний. И строите собственные выводы, отличные от принятых, при этом утверждаете, что это не вы, но Сам Иисус так сказал.
Повторю, картину нужно воспринимать целостно. На каждую ваши выдержку есть и другие. Вы вырываете "паззлы" и делаете ВАШИ умозаключения, не Христа. Это Ваша толкования Христова слова.
Поэтому я и говорю, что у вас религиозная каша...
Или вы создаете "собственное религиозное течение"? Но не гордыня ли это?
Вы же, надеюсь, не равняете себя с миссией?
Вы молитесь, слава Богу!
Но вы же не Серафим Саровский... (?)
О церковной соборности есть много объяснений, и о Евхаристии.
Келейную молитву никто не отменял.
Может, вы такой "святой", что так свято живете в молитве и воздержании от всего житейского, что не нуждаетесь в посещении церкви совсем?
Может быть, может быть..., только вот мне кажется, что в этом случае вы бы не занимались этой перепиской... а молились бы...
Я Евангелие читаю в оригинале, мне не нужно вставлять все страницы, я их знаю.
Вот выше вы про женщину вставили... зачем? что вы хотите сказать этими цитатами, какую мысль подкрепить?
Или вы просто вбрасываете в "котёл" всё, что имеете...
Короче, я как человек "среднего ума" вас не совсем понимаю.
Извините за то и До свидания!
Храни вас Бог!
святых.
Владимир Минский 09.10.2024 20:27 Заявить о нарушении