Как правильно молиться, сидя или стоя?

1. Стояние в храме: не просто традиция, но путь к  духовному пробуждению.

Часто приходится слышать сожаления, что в Православии литургия совершается стоя, в то время как у католиков - сидя, комфортно. Давайте немного поразмыслим на сей счёт.
В  православной  церкви  принято  молиться  стоя.  Для  некоторых  это  может  показаться  неудобным  или  даже  неприемлемым условием,  но  за  этой  традицией  скрывается  глубокий  духовный  смысл.  Стояние  в  храме  -  это  не  просто  физическое  упражнение,  а  способ  выразить  свое  почтение  Богу,  подчеркнуть  важность  молитвы  и  подготовить  свою  душу  к  духовному  общению  с  Ним.

"Трудности  закаляют  веру  и  душу",  -  говорят  святые  отцы.  И  стояние  в  храме  -  это  одна  из  таких  трудностей,  которая  помогает  нам  преодолеть  собственную  лень  и  неудобство  ради  встречи  с  Богом.  Это  не  театр,  где  можно  расслабиться  и  отдохнуть,  а  место  духовного  подвижничества,  где  мы  молим  Господа  о  прощении  грехов  и  о  спасении  душ  наших.

В  католической  церкви  принято  молиться  сидя.  И  хотя  в  православии  также  есть  возможность  присесть,  если  здоровье  не  позволяет  стоять,  все  же  стояние  считается  более  благоговейным  способом  молитвы.  Ведь  стояние  -  это  символ  нашего  почитания  Бога,  символ  того,  что  мы  перед  Ним  стоя  в  смирении  и  послушании. 

И хотя стояние  перед  Богом, само по себе, и не  является  обязательным  условием  молитвы,  но  оно  может  стать  символом  смирения  и  покаяния.  Важным же является сама молитва, идущая от сердца, внутреннее состояние молящегося.

Святые  отцы  говорили,  что  стояние  в  храме  помогает  нам  сосредоточиться  на  молитве,  отвлечься  от  земных  помыслов  и  открыть  свою  душу  для  духовного  опыта. А телесный труд, воздержание и страдание- закаляют душу.

В  Библии  также  есть  множество  примеров  стояния  в  молитве.  Например,  Моисей  стоял  перед  Господом  на  горе  Синай,  когда  получил  десять  заповедей (Исход 20).  Пророк  Илия  стоял  на  горе  Кармил,  молясь  Господу  о  дожде (3 Царств 18).  И  сам  Иисус  Христос  часто  молился  стоя,  например,  в  Гефсиманском  саду  перед  своими  страданиями (Матфей 26:36-46).

Стояние  в  храме  -  это  не  просто  традиция,  а  путь  к  духовному  пробуждению.  Это  не  обязательное  условие  спасения,  но  оно  может  стать  важным  элементом  нашего  духовного  путешествия.  Ведь  стояние  в  храме  -  это  признак  нашего  уважения  к  Богу,  это  признак  нашего  желания  приблизиться  к  Нему  и  получить  Его  благодать.  И  в  этом  и  есть  глубокий  смысл  этой  православной  традиции.

2. Тело – храм духа:  как труд, воздержание и страдание  раскрывают  христианскую душу

В православном  христианстве  тело  считается  храмом  души.  И  как  любой  храм,  оно  требует  заботы  и  ухода.  Но  забота  эта  не  только  физическая,  но  и  духовная.  И  здесь  на помощь  приходят  телесный  труд,  воздержание  и  даже  страдание. 

Тело  человека  склонно  к  ленности  и  удовольствиям.  Мы  часто  ищем  комфорта  и  уклоняемся  от  трудностей.  Но  именно  в  труде  и  воздержании  раскрывается  душа  христианина,  она  обретает  силу  и  стойкость.

Телесный труд - это  не  просто  физическая  работа,  а  способ  побороть  собственную  лень  и  эгоизм,  открыть  сердце  для  любви  и  милосердия.  В  труде  мы  учимся  ценить  плоды  своего  труда,  отвечать  за  свои  действия  и  помогать  другим. 

Воздержание  -  это  не  просто  отказ  от  некоторых  удовольствий,  а  способ  освободить  душу  от  узы  страстей  и  пристрастий.  Через  воздержание  мы  учимся  владеть  своими  желаниями,  контролировать  свои  импульсы  и  сосредоточиваться  на  духовных  ценностях. 

Страдание  -  это  не  просто  физическая  боль,  а  способ  очищения  души.  Через  страдание  мы  учимся  смирению,  терпению  и  прощению.  Мы  узнаем  истинную  ценность  жизни  и  учимся  любить  несмотря  на  боль  и  трудности.

Святые  отцы  говорили:  "Кто  хочет  спасти  свою  душу,  должен  обречь  свое  тело  на  страдания".  И  действительно,  через  труд,  воздержание  и  страдание  мы  подготавливаем  свою  душу  к  встрече  с  Богом.  Мы  учимся  жить  не  для  себя,  а  для  Него,  и  наша  жизнь  обретает  истинный  смысл.

Поэтому  не  бойтесь  трудностей.  Не  бегите  от  страданий.  Примите  их  как  возможность  очистить  свою  душу  и  приблизиться  к  Богу.  И  помните,  что  через  страдание  мы  приходим  к  радости,  через  труд  -  к  покою,  а  через  воздержание  -  к  истинной  свободе.

3. Молитва в комфорте:  духовная леность и  уход от Канона

С  печалью  наблюдаю  за  тем,  как  в  католической  церкви  молитва  превращается  в  театральное  представление.  Месса,  центральное  богослужение  христианства,  совершается  сидя,  в  комфорте  и  без  всякого  телесного  подвижничества.  И  что  мы  видим?  Народ  отходит  от  веры,  церковь  теряет  духовную  силу,  а  служители  отходят  от  Канона  Святых  Отцов.

Стояние  в  храме  -  это  не  просто  традиция,  а  неотъемлемая  часть  православной  молитвы.  Это  выражение  нашего  почтения  Богу,  это  признак  смирения  и  готовности  к  духовному  подвигу.  Когда  мы  стоим  в  храме,  мы  не  только  физически  напрягаемся,  но  и  напрягаем  свою  душу,  отвлекаясь  от  мирской  суеты  и  сосредоточиваясь  на  молитве. 

Но  католики  выбрали  путь  удобства.  Они  сидят  в  комфорте,  как  в  театре,  и  вместо  того, чтобы  вложить  душу  в  молитву.  Такая молитва  может превращаться  в  механическое  повторение  слов,  не  имеющее  ни  глубины,  ни  искренности, либо в банальную медитацию- отдых, а не духовный труд.

И  результаты  на  лицо! Католическая  церковь  теряет  верующих,  духовная  жизнь  угасает,  а  служители  все  меньше  занимаются  духовным  просвещением  и  все  больше  -  миром  и  комфортом.  Они  отходят  от  Канона  Святых  Отцов,  заменяя  духовное  подвижничество  удобством  и  расслабленностью. В храмах организуются концерты и представления.

Помните  слова  Святого  Иоанна  Лествичника: "Трудности  закаляют  веру  и  душу."  Стояние  в  храме,  молитва  стоя  -  это  не  просто  физический  подвиг,  а  духовный  подвиг,  который  помогает  нам  приблизиться  к  Богу,  обрести  духовную  силу  и  сохранить  веру  в  сердце.

Пусть  православные  христиане  никогда  не  забудут  эту  истину  и  никогда  не  отступят  от  Канона  Святой  Церкви.  Пусть  наша  молитва  будет  искренней  и  духовной,  а  наше  стояние  в  храме  -  подвигом  любви  к  Богу  и  к  нашим  братьям.

4. Молитва сердцем, а не телом: о стоянии, сидении и  главном в молитве

И все же не  станем забывать,  что  Бог  видит  не  наше  тело,  а  нашу  душу.  И  главное  в  молитве  -  не  форма,  а  ее  содержание.

Конечно,  стояние  в  храме  имеет  свой  духовный  смысл.  Это  выражение  смирения,  готовности  к  духовному  подвигу,  отказ  от  удобства  ради  встречи  с  Богом.  Но  давайте  не  забывать,  что  в  Евангелии  сам  Христос  говорит  о  мытаре,  который  "стоял  вдали,  не  смел  даже  поднять  глаз  к  небу,  но  бил  себя  в  грудь,  говоря: "Боже, будь милостив ко мне, грешному!" (Луки 18:13).  Мытарь  молился  вдали,  но  его  молитва  была  искренней  и  глубокой,  а  молитва  фарисея,  стоящего  в  храме,  была  лицемерной  и  горделивой.

Святые  отцы  также  говорят,  что  главное  в  молитве  -  не  форма,  а  душа.  Преподобный  Иоанн  Лествичник  писал:  "Не  стоят  в  храме  тело  и  руки,  но  ум  и  сердце".  Святой  Макарий  Великий  говорил: "Молитва  не  в  словах,  но  в  чувствах".

Если  здоровье  не  позволяет  стоять,  то  ничего  страшного  в  том,  чтобы  молиться  сидя  или  даже лежа.  Важно  не  то,  как  мы  физически  расположены,  а  то,  что  мы  чувствуем  в  душе,  с  какой  искренностью  обращаемся  к  Богу. 

Иисус  Христос  сказал: "Ибо  истинно  сказываю  вам, что  если  вы  не  обратитесь  и  не  будете  как  дети,  не  войдете  в  Царство  Небесное." (Матфей 18:3).  Детская  искренность  и  доверие  -  вот  что  важно  в  молитве.  Не  следуйте  слепо  обряду,  а  молитесь  от  всего  сердца.

Пусть  наша  молитва  будет  не  фарисейской,  а  простой  и  искренней,  не  зависимо  от  того,  стоим  мы,  сидим  или  лежим.  Важно,  чтобы  она  шла  от  глубины  души  и  была  направлена  к  Богу  с  любовью  и  доверием.


Рецензии
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
(Матф.6:5-8)

Само учение Христа для того чтобы придти к Богу, запрещает молится в Храме. Ибо молитва это разговор с Богом, или просьба к Богу. Это единение с Богом, где только Бог и вы. А платок на голове женщины во время молитвы, это чтобы она понимала, что покрывает её муж, и между Богом и женой всегда стоит отец или муж. Потому и сказано.

4 Если женщина даст обет Господу и положит [на себя] зарок в доме отца своего, в юности своей,
5 и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится;
6 если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее.
7 Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя,
8 и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся;
9 если же муж ее, услышав, запретит ей и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, [то они не состоятся, и] Господь простит ей.
10 Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится.
11 Если [жена] в доме мужа своего дала обет, или возложила зарок на душу свою с клятвою,
12 и муж ее слышал, и промолчал о том, и не запретил ей, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок, который она возложила на душу свою, состоится;
13 если же муж ее, услышав, отвергнул их, то все вышедшие из уст ее обеты ее и зароки души ее не состоятся: муж ее уничтожил их, и Господь простит ей.
14 Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть;
15 если же муж ее молчал о том день за день, то он [тем] утвердил все обеты ее и все зароки ее, которые на ней, утвердил, потому что он, услышав, молчал о том;
16 а если отвергнул их, после того как услышал, то он взял на себя грех ее.
17 Вот уставы, которые Господь заповедал Моисею об отношении между мужем и женою его, между отцом и дочерью его в юности ее, в доме отца ее.
(Чис.30:4-17)

И не будьте только молящимися, но и слышащим.

Виктор Губков   05.10.2024 13:36     Заявить о нарушении
Да, Вы верно цитируете Библию. Действительно, в Евангелии от Матфея, в 6 главе, Иисус говорит о том, что молитва должна быть искренней и обращена к Богу, а не к людям. Он предостерегает от лицемерия, когда люди молятся публично для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.

Иисус призывает к уединению в молитве, к общению с Богом наедине. Однако, это вовсе не означает, что Христос запрещает молиться в храме, в церкви.

Не станем упускать важные слова Иисуса: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20). Иисус призывает к соборной молитве, к совместному общению с Богом в церкви, к тому, чтобы мы молились друг за друга.

Что касается платка, то вы тоже правы. Но это скорее этническая традиция, которая имеет смысл в контексте смирения и уважения. Женщина, покрывая голову, как бы говорит о своем покорстве, о том, что она находится под покровительством мужа. Эта традиция была распространена в разных культурах и не всегда имела религиозный смысл.

Но важно понимать, что никакая традиция не должна превращаться в догму и не должна навязываться всем и вся. И перечить традиции тоже не правильно, это может говорить о гордыне.

Важно не забывать, что главное в молитве – это искренность и обращение к Богу от чистого сердца. А внешние атрибуты – это всего лишь дополнительные элементы, которые могут помочь в молитве, но не являются обязательными.

Владимир Минский   05.10.2024 17:01   Заявить о нарушении
"Не станем упускать важные слова Иисуса: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20). Иисус призывает к соборной молитве, к совместному общению с Богом в церкви, к тому, чтобы мы молились друг за друга."

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Матф.18:19,20)

Не думайте в себе, что Бога можно взять числом, или напором. Следуя учению Христа нужно молится отдельно но по одному вопросу как это делали Анания, Мисаил и Азария

16 И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование [сна].
17 Даниил пришел в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим,
18 чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими.
19 И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного.
(Дан.2:16-19)

Вот они согласились молить Бога, но открыто было только Даниилу, потому не следует преступать повелений Отца и Христа.

Виктор Губков   05.10.2024 20:58   Заявить о нарушении
Владимир мы ищем истины, как правильно молится, если Бога можно взять числом, то надо собирать множество народу. Если Он отвечает кому либо, то только лучший получит ответ. И эта истина будет известна всем кто решился молить о каком либо деле сообща. И истина точно будет по среди них.

Виктор Губков   05.10.2024 21:31   Заявить о нарушении
А еще- делающим

Владимир Минский   05.10.2024 21:47   Заявить о нарушении
Мы же о молитве рассуждаем, а не сборе урожая.

Виктор Губков   06.10.2024 00:22   Заявить о нарушении
Келейная молитва (вне церкви) нужная вещь
Но именно Евхаристии превращает вино и хлеб в кровь и тело Христа ( Он нам это завещал делать, как и собираться в его хвалу)
Вы упускаете важные слова и завещания Христовы сквозь пальца, находя лишь то, что подтверждает ваши протестные (по отношению к православной церкви) мысли.
Без церкви бы как путник без светильника- легко собьетесь с пути, что уже и происходит… и, по правде, вы так же не вне церкви, просто у вас иная церковь…
Что ж, Иисус предупреждал и об этом….
Вам кажется, что вы на праведной стороне, но это лишь ваше заблуждение… дай Бог вашего просветления. И меньше случайте ереси ваших пастырей, иначе заблудитесь в мыслях собственной головы… так и с глузу зьихать не долго

Владимир Минский   06.10.2024 09:28   Заявить о нарушении
А про сбор урожая- молитва это сеяние, потом будет дело, время, а потом- сбор урожая. Есть посев , есть жатва, и есть время между.
Без жатвы первое (сеяние) не имеет смысла…

Владимир Минский   06.10.2024 09:31   Заявить о нарушении
Именно потому что Бог это не волшебник

Владимир Минский   06.10.2024 09:32   Заявить о нарушении
"А про сбор урожая- молитва это сеяние, потом будет дело, время, а потом- сбор урожая. Есть посев , есть жатва, и есть время между.
Без жатвы первое (сеяние) не имеет смысла"

Что посеешь то и пожнёшь, да вы увидите плоды ваших молитв, но слишком поздно. Потому пока вы ещё не увидели плодов ваших молитв, а только предполагаете что соберёте большой урожай, хвалится что урожай огромный, не стоит. А значит и определять вашу молитву жатвой, опрометчиво прежде самой жатвы.

Виктор Губков   06.10.2024 10:07   Заявить о нарушении
Жатву своих дел, прежде всего, человек собирает ежедневнт

Владимир Минский   06.10.2024 12:02   Заявить о нарушении
Про молитву есть хорошие притчи
Например, притча о мытаре.

Вообще, вам не кажется, что то, что вы пишите, напоминает «религиозную кашу», которой нельзя насытиться, но в которой можно легко утонуть… как в болоте

Владимир Минский   06.10.2024 16:08   Заявить о нарушении
Какую кашу вы увидели в словах Христа.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Вот вы любите молится в церквах, как это делали иудеи в синагогах. Не я вас сужу а слово Христа. Христос убил дела Сатаны словом, а вы вновь возродили то, что было преданно мечу Христом. И желаете возродить совместную молитву, как это делают в церквах и синагогах.

Виктор Губков   06.10.2024 19:29   Заявить о нарушении
А вы что, себя уже с Христом отождествляете?
Бывает…. 🙄

Владимир Минский   07.10.2024 18:10   Заявить о нарушении
Это вы так говорите.
Если пожелаете стать лучше, то примити мои слова к сведению, и к славе вашей.

Виктор Губков   07.10.2024 22:31   Заявить о нарушении
Конечно, уважаемый Виктор.
возможно, я заблуждаюсь, но мне видится так, что любая Вера- это, прежде всего, вера во что-то, в то, как устроен Мир. То есть это Воззрение на Мир. Выходит, Вера это Мировоззрение, а не просто набор разбросанных мнений.
Воззрение на Мир сложено из "фрагментов паззла". Каждый сопрягается с другим и не может быть выдернут из общей картины без последствий.

Есть различные религиозные течения, каждая из которых собрала свой "паззл",
например, Ислам и иудеи не приемлет Иисуса, как сына Божия, не приемлют Богородицу, адвентисты признают Христа, но отрицают Воскресенье (7-й день)и отрицают жизнь души после смерти, святых, соответственно...

Вы утверждаете где-то выше, что не придерживаетесь конкретного чего-то, но читаете всё, едва ли не от от Торы, и до Корана + ...., приводите фрагменты из "паззла", те или иные стихи Священных писаний. И строите собственные выводы, отличные от принятых, при этом утверждаете, что это не вы, но Сам Иисус так сказал.
Повторю, картину нужно воспринимать целостно. На каждую ваши выдержку есть и другие. Вы вырываете "паззлы" и делаете ВАШИ умозаключения, не Христа. Это Ваша толкования Христова слова.

Поэтому я и говорю, что у вас религиозная каша...

Или вы создаете "собственное религиозное течение"? Но не гордыня ли это?

Вы же, надеюсь, не равняете себя с миссией?
Вы молитесь, слава Богу!
Но вы же не Серафим Саровский... (?)
О церковной соборности есть много объяснений, и о Евхаристии.
Келейную молитву никто не отменял.
Может, вы такой "святой", что так свято живете в молитве и воздержании от всего житейского, что не нуждаетесь в посещении церкви совсем?
Может быть, может быть..., только вот мне кажется, что в этом случае вы бы не занимались этой перепиской... а молились бы...

Я Евангелие читаю в оригинале, мне не нужно вставлять все страницы, я их знаю.
Вот выше вы про женщину вставили... зачем? что вы хотите сказать этими цитатами, какую мысль подкрепить?
Или вы просто вбрасываете в "котёл" всё, что имеете...
Короче, я как человек "среднего ума" вас не совсем понимаю.
Извините за то и До свидания!
Храни вас Бог!
святых.

Владимир Минский   09.10.2024 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.