Ирисы
В те времена в обычном селе, в обычной бедной семье гончара жил необычный мальчик по имени Богдан. С ранних лет он любил рисовать и мог проводить за этим занятием целые дни. Вначале мальчик с интересом водил прутиком по песку. Позже цветной землёй стал заполнять волнистые полоски и кружочки на глиняных кувшинах и горшках, которые выходили с гончарного круга его отца. Потом сам начал украшать глиняную посуду причудливыми орнаментами. Когда Богдану исполнилось пятнадцать лет, он принялся расписывать ставни на окнах, печь, мамину прялку, сундуки. Краски для этого он добывал сам, выжимая соки из ярких лепестков, трав и плодов растений, также использовал глину разных оттенков. Кисточки делал из прутиков и клочков шерсти с хвостов и ушей животных. Для малых ребятишек вырезал из дерева и вылепливал из глины занятные игрушки.
К восемнадцати годам Богдану захотелось создавать настоящие картины. Ни бумаги, ни холста не было, и юноша рисовал на кусочках ткани, которые выпрашивал у матери, на деревянных или глиняных дощечках. Он хотел, чтобы его впечатления, мысли и чувства были переданы ярко и выразительно, но этого не получалось из-за нехватки красок, что печалило юного художника.
Однажды, после того, как стихло разгулявшееся ненастье, и отгремела гроза, на небе засверкало умытое солнце, а над озером повисла радуга. Юноша наслаждался видом обновлённой природы и внимательно оглядывался вокруг, выбирая подходящий пейзаж для будущей картины. Вдруг его взгляд остановился на необыкновенно красивой разноцветной бабочке. Она сидела на бутоне дикой розы, чуть подрагивая ажурными переливающимися крыльями.
– Это же настоящее чудо! Какие удивительные цвета! Вот бы мне научиться так рисовать! – восторгался он. – Да где же мне взять такие краски? Разве что у радуги попросить!
Он не заметил, как бабочка вдруг обрела вид молодой женщины, изящной и очаровательной. Это сама Рада спустилась на землю, заинтересовавшись молодым художником. Нежный завораживающий голос прервал размышления юноши.
– Подобных красок нет ни на земле, ни под землей, ни на воде, ни под водой… Но тот, кто будет сосредоточенно вглядываться в радугу, может стать великим живописцем.
– Кто ты? – голос юноши дрогнул от волнения. Он не мог отвести взгляд от прекрасной богини.
– Меня зовут Рада. Я долго наблюдала за тобой и вот спустилась с небес, чтобы помочь тебе развить божественный дар и превратить в неугасающее пламя мерцающий в твоём сердце огонёк вдохновения. Твоя душа полна добра и света, поэтому я с удовольствием сделаю тебя своим учеником.
К тому времени Раде уже наскучила праздная жизнь, и она давно подумывала изменить её. Увлечённо рисующий юноша, который завладел вниманием мудрой и чуткой богини, мог внести в её существование новый смысл. Она рассказала Богдану о том, что ему на время придётся отказаться от всего земного ради того, чтобы обрести чувство, которому по степени радости нет равного в мире.
– Что это за чувство? – Богдан с интересом вслушивался в каждое слово Рады.
– Это – чувство сопричастности к прекрасному и великому. Ты познаешь истинное наслаждение творчеством, обретёшь мастерство, благодаря которому станешь гением.
Прошло несколько дней и, как только вновь появилась радуга, Богдан, распрощавшись с родными, поднялся по разноцветному прозрачному мосту до самого неба, где его уже ждала Рада. Она взяла его за руку и повела в своё царство красок.
Рада была доброй и терпеливой наставницей, а Богдан – упорным и послушным учеником. В скором времени молодой художник научился понимать гармонию сочетания цветов, чувствовать формы, получать новые оттенки, смешивая краски. Постепенно душа его преобразилась и наполнилась радостью мастерства, которая была предвестием истинного счастья.
Время пролетело незаметно… Вскоре Богдан стал виртуозно рисовать и писал не только с натуры, но и по воображению. Образы на каждом законченном полотне оживали и впечатляли Раду.
Перуница ревностно относилась к талантливому ученику, которому Рада посвящала почти всё своё время. Встречи подруг стали редкими, и это обижало Перуницу. Ещё она завидовала Раде, каждый день которой был насыщен интересными разговорами, увлекательными спорами, возвышенными рассуждениями, совместной работой над картинами, обсуждением результатов и планами на будущее. Дни Перуницы, продолжающей жить беспечно, проходили в уже давно надоевших развлечениях. Подруги перестали понимать друг друга, их интересы резко разошлись.
Обучение Богдана подходило к концу. В благодарность за то, что Рада посвятила его во все тайны изобразительного искусства, Богдан сделал ей подарок. Он придумал и написал удивительные цветы, которых сам на земле никогда не видел. Они были поистине сказочными и таинственными с волнистыми лепестками, в которых перекликались яркие радужные оттенки. Рада, увидев картину, восхищенно воскликнула:
– О, Боже! Какая великолепная работа! Какие чудные цветы! Мои Касатики! Как живые! – она улыбалась, довольная результатами обучения. – Ты стал мастером высокого класса, Богдан! Больше я ничего тебе дать не смогу, в своём искусстве ты превзошёл меня.
Богдан припал к коленям Рады и поцеловал её руку. Наблюдая за происходящим, Перуница не смогла вынести успеха своей подруги и её ученика. Разозлившись, она наслала на мастерскую, где работали Рада и Богдан, нескончаемый ливень. Бурные потоки воды сносили всё на своём пути и смыли цветы с картины. Краски стекли на землю разноцветными слезами и ожили, превратившись в ирисы. Так их стали называть в честь Богини радуги. Иногда их называют «перуникой», не забывая и завистливую подругу Рады. Но чаще всего можно услышать – «касатики».
Свидетельство о публикации №224060801100