Пашни, дачи, фабрики

Опубликовано: Кондратьева Е.В. Рощин А.Б. Пашни, дачи, фабрики…Из истории села Спасское-Манухино и церкви Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни.//Московский журнал , 2024,№ 6(402), с.57-65

Долгая и непростая судьба у села Спасского-Манухина и церкви Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни. Перипетии истории государства и отдельных лиц, история захоронений при церкви – вот важные страницы многовековой жизни московского храма и его прихода. Предки А. С. Пушкина и сподвижники Петра Первого, участники событий 1812 года и новомученики, купцы и промышленники, книгоиздатели и обыватели были участниками событий, значительных и не очень, охватывающих почти три столетия.
Первое известие о Сетунском стане - местности, где располагалась деревня Манухино, Оксеново тож, -  относится к 1454 году; первым вотчинником был боярин Ларион Сумин.  После 1627г.  владение записано за Воином и Петром Тимофеевыми Пушкиными. После смерти Петра Тимофеевича Пушкина (1635г.) Никита, сын Воина Пушкина, в1638г. получил деревеньку в наследство по праву старшинства, а затем откупил из Поместного приказа в вотчину. Почти тридцать лет он владел этой землей, после  его смерти вотчина перешла племянникам Петру Петровичу и Феодору Петровичу Пушкиным.

Из последующих владельцев  наиболее знаменит боярин Артамон Матвеев. При нем  не позднее 1680 года построена каменная церковь Спаса Нерукотворного и  деревня стала селом Спасским-Манухиным.

Непросто складывались отношения боярина с соседями. Летом 1673 года разгорелся земельный спор между Артамоном Матвеевым, недавно получившим во владение деревню Манухино, и князем Иваном Троекуровым, который владел селом Хорошово. Земельный спор между вотчинниками был о жеребь;. Предметом спора была пустошь Гавриловская – награда за несение государевой службы.
Соперники  подали челобитные царю Алексею Михайловичу. Государь повелел проверить земельное размежевание, для этого отправились в Сетунский стан подьячий Александр Тихомиров  с писарем Сергеем Аксеновым. Для осмотра межи  и установки межевых знаков  были призваны в свидетели «окольние люди Алексеевского девичья монастыря и деревни Марфино крестьяне Тимошка Фомин, Ивашка Иванове. Думного дворянина Федора Ивановича Левонтьева крестьяне села Лукина: Сенка Иевлев, Савка Онофреев. Пресвятые Богородицы домовые патриаршей вотчины села Троецкого староста Андреев Авечка, Андреев Гришка Архипов, Алексей Матвеев, Ивашка Федоров».

В итоге спор решился в пользу боярина Матвеева: Гавриловскую пустошь отделили от села Хорошова и присоединили к деревне Манухино. И еще государь распорядился: если вотчинники снова поссорятся и то размежевание, которое царь определил между ними, отвергнут, а знаки перепортят, для зачинщика  назначить штраф в тысячу рублей.

Границы участков были обозначены, во-первых, с помощью искусственных знаков («столб дубовой и грани у столба», «у столба яма а в ней камень обломок», « камен обломок», «дубовой столб с гранею»), а во-вторых, с помощью естественных ориентиров на местности («от Можайской дороге направо враг» (= овраг), «прямо врагом» (=перед оврагом, напротив оврага), «у реки Сетуни на праве»).

Но история межевого спора - лишь один из эпизодов экономической истории храма.

Во время опалы Матвеева земли находились в ведении Дворцового приказа, а после смерти боярина в 1683 году утверждены вотчиной за его сыном Андреем Артамоновичем. На протяжении 1728-1735 гг. селом владел его сын Федор Андреевич Матвеев.

В 1735 году поместье было продано графу Павлу Ивановичу Ягужинскому, одному из самых деятельных сподвижников Петра I, чтобы на вырученные деньги уплатить долги, оставленные Андреем Артамоновичем Матвеевым.

В апреле 1736 года граф Павел Иванович Ягужинский умер, а село Спасское досталось его жене графине Анне Гавриловне Ягужинской. Летом 1743 года Анна Гавриловна оказалась замешана в  заговоре («лопухинское дело») против императрицы Елизаветы Петровны, за что приговорена была к смертной казни. Но царица смягчила приговор, заменив казнь на ссылку в Сибирь, а землями заговорщицы распорядилась так: они были переданы в ведение  Императорского двора. И находились под государственным управлением до  1753 года.

Сын Анны Гавриловны Сергей Павлович в возрасте 12 лет  был разлучен с матерью и отправлен учиться в Европу. В 1753 году он вернулся из-за рубежа, вернул себе все  политические и имущественные права, в том числе получил село Спасское-Манухино. О размерах его землевладения мы можем судить по экономическим примечаниям к актам Генерального межевания. Из них следует, что «в селе Спасское-Манухино находится всего 4 двора. Мужского и женского населения в них по 8 человек. В деревне Сетуни дворов 17. Мужского населения в них 69 человек, а женского населения 64 человека. Всей земли под селения 23 десятины. Земли пашенной 299 десятин и 2314 сажен. Земли сенокосной 73 десятины и 2200 сажен. Лесов 60 десятин и 100 сажен. Неудобных мест 24 десятины и 2000 сажен».

В 1770-е гг. у графа Сергея Павловича Ягужинского начались тяжбы с казной, и  он продал имение  секунд-майору Александру Григорьевичу Гурьеву. Наследовал Манухино его сын Дмитрий Александрович Гурьев      (кстати, крестник Ягужинского),больше известный не как министр финансов при Аракчееве, а как большой любитель кулинарии и автор рецепта «гурьевской каши». Именно при Гурьевых состоялось выделение из  состава поместного землевладения церковной земли как владения священника и церковнослужиттелей - 30 десятин пашни и 3 десятин сенокоса.

Гурьевы хозяйствовали в Спасском-Манухино недолго и продали имение. Первым собственником недворянского происхождения стал московский 1 гильдии купец Григорий Абрамович Кирьяков -  московский городской голова(1807 – 1810), устроитель Коммерческого училища на Остоженке, военного госпиталя при Андреевской богадельне, один из крупных жертвователей на нужды армии и ополчения во время Отечественной войны 1812г. Он затеял в Спасском производство шелковых тканей и основал ткацкую фабрику. Кроме того занялся  переустройством Спасской церкви: при нем был поставлен многоярусный иконостас, расширена трапезная часть храма и сооружен придел в честь Григория Декаполита (в честь этого святого справлял именины владелец села).

Ко времени нашествия наполеоновской армии владения Кирьякова насчитывали 14 дворов – при прохождении французской армии на Москву они были сожжены. Восстанавливались и прирастали  медленно: клировая ведомость 1822 года указывает в приходе церкви 16 дворов с населением 100 мужчин и 109 женщин, клировая ведомость 1824 года показывает 17 дворов и в них 116 мужчин, 112 женщин.

 Пострадали вместе со своими прихожанами и священнослужители.
В это время в штате церкви Спаса Нерукотворного Образа состояли священник Лаврентий Стефанов, пономарь Иван Лаврентьев, а также дьячок Михаил Иванов.

Священник  Лаврентий Стефанов  был  пономарским сыном и прошел типичные ступени служения: «в городе Можайске определен в пономаря к двум церквям Живоначальной Троицы и Успения Божией Матери Московского уезда села Троице-Лыкова преосвященным митрополитом Платоном 20 апреля 1791 г., а в том же году 21 мая посвящен в стихарь. В городе Можайске 16 мая 1796 г. в церкви Вознесения Господня возведен в дьяконы и переведен 30 апреля 1797 г. епископом Серапионом Дмитровским в церковь Покрова Богородицы».  Специального духовного образования о.Лаврентий не получил. В штат церкви Спасского-Манухина иерей был назначен со 2 июня 1800 года. Благочинный о. Николай Иоаннов в характеристике отмечал, что поведение отца Лаврентия «хорошее, а проповеди худые».

Семейство о.Лаврентия было не самым многочисленным: жена Дарья Петровна, сыновья Иван, Стефан и Василий, дочери Ольга и Евлдампия. Старший сын  Иван Лаврентьев служил в селе Спасском-Манухино с 1808 года  пономарем. Младшим  в 1812 году было 7 и 10 лет, девочкам – 5 и 8. Все дети были обучены грамоте, в том числе и девочки.

Согласно  клировой ведомости от 2 января 1812 года в церкви служил дьячок Михаил Иванов 22 лет. Поскольку в дальнейшем информация о нем отсутствует, можно предположить, что церковный служка скончался или погиб во время Отечественной войны 1812 года.

При  разграблении села и пожаре во время нашествия наполеоновских войск были утрачены ставленные грамоты священника Лаврентия Стефанова и пономаря Ивана Лаврентьева.  Поэтому иерей и его сын направили прошение преосвященному Августину епископу Дмитровскому с просьбой выдать новые документы по архипастырскому рассмотрению.

Дело о выдаче новых ставленых грамот шло неспешно с 5 мая 1813 года, каких-либо прещений или взысканий в отношении священника и пономаря не было. Выдача новых документов состоялась 25 января 1814 года.

Почти сразу после исхода французских войск из столицы штат  клира увеличился: 30 января 1813 года преосвященным Августином в Спасское Манухино переведен дьякон Дмитрий Степанов (прослужил  в храме до 1822 года) .

Лаврентий Стефанов 16 декабря 1816 года «удостоен получить крест на Владимирской ленте для ношения на персях».

Его сыновья после Отечественной войны 1812года были определены обучаться в Московской духовной семинарии.

Но судьбами землевладельцев, крестьян и священнослужителей история храма в 1812 году не исчерпывается.

  После Бородинского сражения французские войска осторожно продвигались от Можайска к Москве по старой Смоленской дороге. Наполеон Бонапарт 2 сентября в 10 часов утра остановился в одной из барских подмосковных, которая находилась в 12 верстах от  столицы, справа от   дороги. Здесь его встретил Мюрат, почти час они беседовали на церковном дворе, затем король Неаполитанский отправился вперед, а император со всеми предосторожностями последовал за ним.

Об этих событиях, о том, что  император «расхаживал  с ним сам-друг более часа, рассуждал…о распоряжениях по взятию Москвы», кратко и живописно  написал И.Е. Забелин в  книге по истории Сетуньского стана. Сведения, скорее всего, он почерпнул в мемуарах чиновника департамента государственных имуществ министерства финансов Федора Ивановича Корбелецкого, который был захвачен в плен близ Вереи  30 августа. Французы, не разобравшись, что на нем не военный, а  чиновничий мундир, сочли пленника важным лицом и держали «под крепчайшим караулом» при свите императора, надеясь на обмен или иные выгоды, до  23 сентября. 

 В записках очевидца не было  указано, в каком именно селе  происходили события утром 2 сентября. По мнению историка И.Е. Забелина, этой самой подмосковной могло быть Сколково, Троекурово или Спасское-Манухино. Если сопоставить  текст Корбелецкого с современными топографическими ориентирами, то наиболее убедительно выглядит версия о встрече Наполеона и Мюрата   именно в Спасском-Манухино.

 Кто знает, может быть, все герои этой истории  были  на церковном дворе  утром 2 сентября 1812 года?

Следующим владельцем земли в Спасском-Манухино и деревни Большая Сетунь был лейб-гвардии ротмистр Иван Герасимович Покровский, при котором в 1854 году в деревне Большая Сетунь построили каменную часовню. Во владении церковного причта по-прежнему находилось 33 десятины, причем «пашенная и сенокосная с разрешения духовного начальства отдана в двенадцатилетнее владение московскому купцу 2-ой гильдии мануфактур советнику Тимофею Васильевичу Прохорову, с платою причту по 300 рублей ассигнаций в год, на что имеется законный акт».

Купец Прохоров создал на этих территориях мощную фабричную сеть по производству тканей, просуществовавшую до 1917года.

Любопытным свидетельством землевладения в Спасском-Манухино являются зарисовка плана и описание местности вокруг церкви Спасской сделанные местным благочинным Алексеем Григорьевичем Орловым в июне 1855г.: «Восточнее от церкви существуют дома и усадьба причта на господской земле. Восточнее от церкви так же протекает речка Сетунь. Северней от церкви расположен липовый проспект, а за ним большой лес. Южнее от церкви расположены фабрики и пруды вотчинника села Спасского-Манухино Ивана Герасимовича Покровского. К югу от церкви в 28 саженях отстоит деревянный господский дом который имеет длину 17 сажен, а ширину 6 сажен. С южной стороны от церкви проходит дорога от села Троекурова в село Спасское-Манухино с поворотом к церкви, а далее дорога ведет к деревни Сетуни. Западнее от церкви сады принадлежащие Ивану Герасимовичу. А у речки Сетуни при большой Смоленской дороге расположено трехэтажное каменное здание, где раньше располагались фабрики сначала шелковая позже ситцевая. Ситцевая фабрика обращена в помешичий дом в 1850 году».

Село Спасское унаследовала супруга И. Г. Покровского Екатерина Андреевна, а в 1873 г. Спасское-Манухино  было  обозначено  как приданое при бракосочетании ее дочери Екатерины Ивановны Покровской и прапорщика артиллериста Андрея Харлампиевича Янькова. После смерти в 1885 году Екатерины Ивановны собственность унаследовал её муж, ставший к тому времени статским советником, а затем их дети стали полноправными владельцами села Спасское-Манухино.

 В эти годы имущественные отношения помещиков и церковного причта оказались небезоблачными: с 24 мая 1880 по 13 августа 1886 год в Московском окружном суде рассматривалось дело о проставлении межевых знаков и проводилось уточнение межевания церковной земли и владений Е.И. Яньковой. Непосредственным поводом для  обращения в суд стала передача сенокосных угодий священнослужителей крестьянам без уведомления.  Долгое разбирательство, в которое были вовлечены и клирики Спасской церкви, и священники окрестных храмов, и благочинные ;круга, и даже  преосвященный Амвросий, епископ Дмитровский викарий Московский, благополучно завершилось ко всеобщему удовольствию.

Из земли собственников церковному причту в соответствии с законодательством Российской империи были выделены земли пахотные и сенокосные, но часть их была отдана под погост, часть территории занимали река и дорога.  На время сенокоса нанимали  окрестных крестьян. Пахотные участки имели неплодородную землю, то есть непригодную для возделывания зерновых. Эту часть сдавали в аренду под огороды, перед началом Первой мировой войны цена колебалась от 425 до 600 рублей в год.
 
Но выделялись участки не только для церковнослужителей. С начала XIX века все б;льшие территории  стали занимать  кустарные и фабричные производства.

 После изгнания  наполеоновских войск из Москвы в Спасском-Манухино открыл фарфоровый завод купец Дмитрий Насонов, который сам проживал в здесь же: «в оном же селе дом московского купца Дмитрия Степанова Насонова с крепостными его людьми мужеского пола 8, а женского пола 5 душ. Его Насонова в оном селе имеется фарфоровый завод, при котором вольнослужащих мужского пола 30 душ, а женского 20 душ». Производство просуществовало до 1815г.

В это же время открылась шелковая фабрика Алексея Андреевича Кирьякова, которая проработала до 1840-хгг.

В аренду начали сдавать и церковную землю. Так, в 1839 г. клирики Спасской церкви по разрешению преосвященного Филарета митрополита Московского и Коломенского и Московской Консистории оформили аренду  в пользу московской второй гильдии купца мануфактур-советника Тимофея Васильевича Прохорова за триста рублей ассигнациями. На арендованной земле купец Прохоров начал производство тканей.

 Вторая половина XIX века стала для Сетунского стана переломной эпохой. Вследствие реформы 1861 года и последующих изменений в общественной и экономической жизни России были закреплены права собственности крестьянских общин, и теперь уже не только помещики стали извлекать экономическую выгоду от землевладения. Значительную часть земель в этом районе уже с конца 1850- х гг. приобретали семьи московских купцов, а впоследствии промышленников и предпринимателей -  Солдатенковых, Сабашниковых, Солодовниковых, Смирновых. В числе землевладельцев числятся многие известные предприниматели: купец, знаменитый пекарь и булочник И.М. Филиппов, К. А. Збук  - хозяин Товарищества металлическо-пуговично-приборных и иконно-штамповальных изделий.

В 1870 году вдоль старой Смоленской дороги проложена Московско-Брестская (ныне Белорусская) железная дорога, что сделало территории значительно более доступными и привлекательными для найма жилья и дач. Дачное предпринимательство оказалось весьма доходным: аренда земли начале ХХ века стоила 10-12 копеек за сажень, а субаренда – уже не менее 50 копеек, наем дачного участка стоил 100 рублей в сезон и 200 рублей за год.

Постепенно расширялся фабричный сектор. Здесь обосновались суконно-ткацкая фабрика Н. Шульца, фабрика К. Фрейнда и Н. Дешана по производству красок, ковровая мануфактура   И. Пешкова, кирпичный завод «Товарищества для производства и продажи строительных материалов В. К. Шапошникова М.В. Челнокова и К°», бумагоделательная фабрика торгового дома «Н. С. Смирнов и Ко».На предприятия нанимались и местные крестьяне, и мещане, и собственно рабочие.

По данным на 1912 год на земле прихода (единый адрес - станция Кунцево Московско-Брестской железной дороги)  числились:
• Фабрика ковровых изделий Товарищества Спаса-Сетуньской мануфактуры ковровых изделий при селе Спас-Сетунь Троицко-Голенищевской волости 8 стана. Заведующий Алексей Давыдович Маякин. Существует фабрика с 1897 года. Рабочих людей   мужчин 151 женщин 49 всего 164 человека.
• Суконная фабрика Николая Николаевича Шульца, при селе Спас-Сетунь Троицко-Голенищевской волости 8 стана. Заведующий Николай Николаевич Шульц. Существует фабрика с 1900 года. Рабочих людей мужчин 70 женщин 74 всего 144.
• Шерстоткацкая и красильно-аппретурная фабрика Акционерного общества Московской Шерсткоткацкой Мануфактуры, при селе Спас-Сетунь Троицко-Голенищевской волости 8 стана. Заведующий Адольф Адольфович Шнек. Существует фабрика с 1900 года. Рабочих людей мужчин 413 женщин 276 всего 689 человек.
• Бумагошерстоткацкая фабрика Торгового Дома Н. С. Смирнова и Ко, при селе Спас-Сетунь, Троицко-Голенищевской волости., 8 стана. Заведующий Николай Савельевич Смирнов. Существует фабрика с 1903 года. Рабочих людей мужчин 63 женщин 15 всего работает 78 человек.

Особый интерес представляет производство кирпича и строительных материалов на заводе В.К. Шапошникова, поскольку предприятие использовало местное сырье – песок и глину.
Завод был основан в 1883 году, к 1895г. «Товарищество для производства и продажи строительных материалов В. К. Шапошников, М.В. Челноков и К°» имело капитал 625 тысяч рублей, разделенный на тысячерублевые паи. Производство было развернуто на 137 десятинах собственной земли и 56 десятинах арендованной, на заводе работало около 200 рабочих. Производство было весьма мощным:  за 1894 год выпущено 8.000.000 штук кирпича на сумму 160.000 рублей, в 1897 году годовое производство возросло до 15 000 000 штук кирпича.  Но  за первое десятилетие ХХ века залежи глины были выработаны, в 1911г. производство перенесли в Очаково, а землю, здания и производственную узкоколейку продали Российско-бельгийскому товариществу патронных заводов, которое разместило здесь завод по производству ружейных капсюлей и пистонов. Сейчас это Московский радиотехнический завод.

На рубеже XIX – ХХ вв. начался бурный рост населения Спасского-Манухина, Большой и Малой Сетуни и других окрестных сел: сюда переселялись наемные работники новых предприятий - мануфактуры С.Саксе и фабрики Ф. Реддавея. Энергичные предприниматели занимали земельные участки и застраивали их производственными мощностями и инфраструктурой.

 В 1898г было официально оформлено отведение земли и разрешено купчихе С. Ф. Саксе выстроить для «Акционерного общества Московской шерстоткацкой мануфактуры» многоэтажные ткацкий и красильный корпуса, одноэтажную котельную и машинное отделение,  3-этажную кирпичную казарму для рабочих, многоэтажный жилой дом для служащих, больницу, родильное отделение и амбулаторию. Производство, на котором первоначально задействовали около 600 рабочих, введено в строй в 1900г. В 1914 г. здесь трудилось 908 человек, из них 678 рабочих.

Английский подданный Ф. Реддавей в 1886г. учредил товарищество «Реддавей и Ко» по производству пожарных рукавов и приводных ремней. Первоначально предприятие располагалось в Кунцево. В начале ХХ века он расширил производство: купил у торгового дома «Сабашников, Гурьев и Ко» фабрику льняных изделий и перепрофилировал под цех пропитки и окраски брезента.

Производство активно развивалось, увеличивалось число работающих. Например, в 1908 году здесь работало 300 человек, в 1916 году уже 570 человек. О размерах земельных участков, принадлежавших предприятиям и их владельцам, можно косвенно судить по сведениям о расширении территории   г. Кунцево в 1927-1928гг.: из 324 гектаров присоединенных территорий 142 гектара составили земли фабрик.
 
Так к началу ХХ столетия  на землях древнего Сетунского стана окончательно исчерпало себя поместное землевладение и крестьянские хозяйства, а населенные пункты превратились в рабочие поселки.
Изменения коснулись и церковной общины. Но это уже другая история.


Рецензии