Павел и Мартин Лютер парадигмы пастырей и лидеров

ПАВЕЛ И МАРТИН ЛЮТЕР: ПАРАДИГМЫ ПАСТЫРЕЙ И ЛИДЕРОВ 
Дэвид Шарф

Библия говорит нам, что Павел основал более дюжины церквей по всему Средиземноморью. Большинство называет его величайшим миссионером всех времен, и никто не возражает. Его служение вдохновило на написание бесчисленных книг о лидерстве, миссионерской деятельности и христианском характере. Его тезки украшают тысячи церквей по всему миру. Имя его, конечно же, апостол Павел. Какой лидер!
Майкл Кинг, баптистский пастор, в 1934 году совершил поездку в Германию. Там он узнал о жизни и деятельности реформатора, подобных которому мир с тех пор еще не видел. У этого реформатора хватило смелости противостоять Папе и Императору, хотя его жизнь была в опасности. Он и по сей день вдохновляет миллионы людей читать Слово Божье и черпать истину только из него. Ему приписывают существование понятия «конфессии». Его имя, конечно же, Мартин Лютер. А в 1934 году Майкл Кинг был настолько впечатлен вкладом этого человека в христианство, что изменил свое имя на Мартин Лютер Кинг. Он также изменил имя своего пятилетнего сына на Мартина Лютера Кинга-младшего1. Какой лидер!
Но что делает лидера лидером? Взгляните на список «Искатель сильных сторон», и вы увидите такие качества, как футуристй, успешный, активатор, максимизирующий, стратегический и мой личный фаворит «ух». Нужно ли лидеру правильное сочетание сильных сторон, чтобы быть эффективным лидером? Полагаю, это не повредит, особенно если вас интересует, как мир определяет успешное лидерство. Американцы - прагматики. Лидеры – это люди, которые добиваются цели! Они добиваются своей цели любыми средствами, даже если для этого придется наступить на одних и вывести из себя других. Но на самом деле это не то лидерство, которое продемонстрировали Мартин Лютер и апостол Павел. И да, я только что сказал это о Лютере, который писал, что Эразм был «самым отвратительным злодеем, который когда-либо опозорил землю».
Проще говоря, ни Павел, ни Лютер не руководствовались уроками мира, а ориентировались на Иисуса, который радикально изменил определение лидерства. Это подлинно христианское лидерство: «Вы знаете, что правители язычников господствуют над ними, и их высшие чиновники имеют над ними власть. Не так с вами. Напротив, кто хочет стать великим среди вас, должен быть вашим слугой, а кто хочет быть первым, должен быть вашим рабом – подобно тому, как Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить и отдать Свою жизнь в качестве выкупа. для многих»3. Христианское лидерство – это служение. Почему Лютер сделал то, что сделал? Разумеется, не ради личной выгоды. Есть лучшие способы завоевать друзей, чем дразнить папского медведя! «Павел напомнил своим коллегам-руководителям, что он никогда не использовал свое положение лидера, чтобы отнимать у других. Он рассматривал лидерство как платформу для служения другим. Павел не хотел, чтобы его коллеги воспользовались слабыми, и не использовал лидерство для собственного обогащения – то, к чему склонны поступать лидеры любой культуры и эпохи»4.
 Однако в нашу задачу входило не говорить только о лидерстве или даже христианском лидерстве в частности. Задание заключалось в том, чтобы рассказать о Павле и Лютере как о примерах лидеров-пастырей. С чего начать? Когда я проводил исследование для этого проекта, я был ошеломлен количеством точек зрения, с которых можно было подойти к решению этой темы. Точно так же, как в  антологии содержится 100 проповедей, существует множество совершенно разных бумажных вариантов по этой теме. С чего начать? Несколько месяцев назад я сидел на диване со своей семьей во время нашего вечернего ритуала. Мы вместе произносим молитвы, а затем каждый ребенок выбирает гимн для пения. Некоторые из моих детей хорошо обучены и выберут гимн Пауля Герхардта, потому что знают, что он мой любимый автор гимнов. Итак, мы споем «О Иисус Христос, Твои ясли», «Если бы Сам Бог был за меня» и «Теперь покойся под ночной тенью». Но моя дочь в детском саду всегда выбирает один и тот же гимн: «Я ягненок Иисуса». Это прекрасный гимн о ее Пастыре и о том, как он ее ведет. Отчасти она выбирает его из-за того, что мы делаем после пения последней строчки: «Даже называет меня по имени». Мы называем всех в комнате так, как будто Добрый Пастырь зовет каждого человека по имени. Моя младшая сияет от гордости, когда мы наконец говорим: «Ника!» Она с радостью исповедует: «Я ягненок Иисуса». Так же поступали Лютер и Павел. Поэтому в нашей статье в качестве плана будет использоваться этот простой стих из гимна. «Я маленький ягненок Иисуса; я всегда рад сердцем, ибо мой Пастырь мягко направляет меня, Знает мои нужды и хорошо обеспечивает меня, любит меня каждый день одинаково, даже называет меня по имени».
Так говорит  слово Божие. Размышляйте о результатах их жизни и подражайте их вере»6. Апостол Павел также говорит: «Следуйте моему примеру, как я следую примеру Христа».7 По Божьему благословению сегодня мы стараемся делать именно это, подражая Св. Павлу и Мартину Лютеру как пастырям-лидерам.
Я — Агнец Иисуса (Пастырь-вождь сначала осознает, что он овца. Смирение необходимо.) «Когда Иисус Христос произносит слово, Он открывает уста Свои так широко, что они охватывают все небо и землю, хотя это Слово быть только шепотом. Слово императора имеет силу, но слово Иисуса Христа управляет всей вселенной». 8
«Мои овцы слушают мой голос». 9 Вот что в овцах достойно восхищения. Они не умны. Они совершенно беспомощны сами по себе. Они склонны к странствиям. Но одно они делают: слушают голос своего пастыря. Отправляйтесь к водопою в пустыне Палестины. Вы встретите множество пастырей и их стада,  которые смешались, потому что воды мало. Вы могли бы подумать, что будет сложно разделить их всех, но это не так. Достаточно лишь крика пастыря, и овцы тотчас же последуют его голосу. Овцы не сдвинутся с места на чужой голос. Иисус говорит: «Мои овцы слушают Мой голос».
Насколько хорошо мы слышим Его голос среди всего остального? Есть множество голосов, которые хотят вести вас. Внутри нас есть голос, который говорит: «Следуйте своему сердцу. Облегчите себе жизнь. Разве Иисус не хотел бы этого? Следуйте своим чувствам и делайте то, что подходит именно вам». Этот голос легко слушать, потому что мы можем убедить себя практически в чем угодно. Но вы должны спросить: «Куда ведет вас этот голос?».
Голоса хотят, чтобы вы следовали за ними. Ваше сердце хочет биться: «Я сам себе маленький ягненок». Друзья, которые искушают вас, хотят, чтобы вы спели: «Я ягненок моего друга». Жадность заставляет нас петь: «Я ягненок денег». Академические знания сами по себе искушают меня петь: «Я сам себе ягненок». Ничто из этого не звучит правильно, не так ли? Друзья, эти голоса не приносят той радости и удовольствия, которые они обещают. Они ведут в одинокие места, где увядает вера и охладевает любовь.
Подумайте обо всех голосах, пытающихся дойти до ушей апостола Павла!
Я работал гораздо усерднее, чаще сидел в тюрьме, меня пороли сильнее и снова и снова подвергали смерти. Пять раз я получал от евреев сорок ударов минус один. Трижды меня били розгами, один раз побивали камнями, три раза терпел кораблекрушение, ночь и день я провел в открытом море, постоянно был в движении. Я подвергался опасности на реках, опасности со стороны разбойников, опасности со стороны моих соотечественников, опасности со стороны язычников; в опасности в городе, в опасности в деревне, в опасности на море; и в опасности от лжебратьев. Я трудился и часто оставался без сна; я познал голод и жажду и часто оставался без еды; я мерз и был наг. Помимо всего прочего, я ежедневно сталкиваюсь с давлением моей заботы обо всех церквях10.
Какой список! Как сравнивается с этим ваш? Как мой? Все эти голоса кричат Павлу, чтобы он просто сдался. Все эти голоса хотят, чтобы он осознал ту огромную цену, которую он заплатил за свою миссионерскую деятельность, и отказался от борьбы. Но все эти голоса - не те, которые он слушал. Вместо этого: «Вот почему я страдаю, будучи таков, какой я есть. Но мне не стыдно, потому что я знаю, Кому я поверил, и убежден, что Он способен защитить то, что я доверил Ему на тот день»11. Другими словами: «Я маленький ягненок Иисуса».
Иисус сказал: «Мои овцы слушают Мой голос». Однако, если вы похожи на меня, это заставляет меня задуматься, насколько хорошо я могу петь: «Я ягненок Иисуса». Это точка зрения Иисуса. Если мы проверим себя, находимся ли мы в стаде Иисуса, мы всегда будем задаваться вопросом. Если мы смотрим на себя, мы смотрим не в те места, как ваша приятельница, которая говорит, что ее, кажется, привлекают только худшие из мужчин. Каждый хороший парень в старшей школе слышал: «Дэйв… (или как там его зовут)… почему я всегда выбираю проигравших? Ты так хорош; почему я не могу найти такого хорошего парня, как ты?» А парень сидит и молча кричит: «Я прямо здесь, перед тобой! Перестань искать не там, где надо!».  И это именно ответ Иисуса евреям в Иоанна 10: «Вы хотите знать, Христос ли Я, Пастырь ли Я ваш? Тогда посмотрите прямо перед своими глазами!» Он говорит: «Дела, которые Я творю во имя Моего Отца, свидетельствуют обо Мне»12.
Это тот самый момент, который Иисусу пришлось вбить в голову Лютеру. Смотри на Меня, а не на себя. Помни, Чей ты. Будучи молодым монахом в Эрфурте, Лютер истязал себя самобичеванием, постом, бдением и молитвами, пытаясь заслужить расположение Бога. Лютер однажды исповедовался шесть часов! Он исповедовал все возможные грехи, которые только мог придумать, а затем исповедовал еще несколько. Штаупиц, должно быть, собирался рвать на себе волосы… хотя, полагаю, у него было не так уж много волос, которые можно было бы выдернуть. Вместо того, чтобы смотреть вне себя, на своего любящего его Пастыря, Лютер всегда смотрел внутрь себя, никогда не находя покоя в своем грешном теле.
Сравните это с его дальнейшей жизнью. Во время своей последней поездки в Мансфельд, незадолго до смерти, он написал это своей жене Катерине фон Бора. Кэти, по понятным причинам, была обеспокоена тем, какой ущерб эта поездка нанесет телу Лютера. Благодать и мир в Господе! Прочти, дорогая Кэти, Евангелие от Иоанна и мой Малый Катехизис, о котором ты однажды сказала: Действительно, все в этой книге сказано обо мне. Ибо ты хочешь взять на себя заботы вашего Бога, как если бы Он не был всемогущим и не смог бы создать десять докторов Мартинов, если бы этот старик утонул в Заале или задохнулся в печи… Оставь меня в покое со своими беспокойствами! У меня есть лучший Хранитель, чем ты и все ангелы. Тот, кто лежал в яслях и был вскормлен грудью девы, ныне сидит одесную Бога, всемогущего Отца. Поэтому будь спокойна. Аминь.13
Другими словами, я маленький ягненок Иисуса. Ощутили ли вы в этой цитате смирение Лютера? Он не только полагался исключительно на Иисуса как на своего Пастыря; он признал, что Бог мог бы предоставить десять Лютеров, если бы Он захотел. Лютер является хорошим примером для каждого человека здесь, который обдумал призыв. Будьте осторожны с комплексом Мессии. Есть один Мессия, и это не вы. Эта вакансия занята! Пастырь--лидер сначала осознает, что он овца. Смирение в порядке вещей. Справедливо сказано, что смирение - это не думать о себе меньше, а не думать о себе никак.  Лютер сказал то же самое: «Смирение столь нежно и столь драгоценно, что оно не может вынести взгляда на  собственное лицо». Я в нашем служении отодвигается на второй план.
Я не думаю, что кто-то мог бы обвинить апостола Павла в том, что он страдает комплексом мессии. «В греко-римском мире, в который были посланы апостолы, смирение считалось слабостью. Апостолы, помня слова Христа, посчитали его за силу. Более того, они считали смирение абсолютно необходимым для пастырского руководства. Истинные лидеры смирили себя, чтобы подчеркнуть дары и нужды других и укрепить других для общего блага». 15 Вы так хорошо знаете эти отрывки: «Ибо я наименьший из Апостолов и не делаю даже заслуживает называться апостолом, потому что я гнал церковь Божию». 16 «Хотя я меньше всех людей Божиих…» 17 «Вот достоверное изречение, заслуживающее полного принятия: Христос Иисус пришел в мир, чтобы спасти грешников, из которых я худший»18. Вот заслуживающее доверия высказывание, которое заслуживает полного принятия: Павел не хвалился своими силами и достижениями. Вместо этого он говорит прямо противоположное и показывает, откуда исходит его сила как маленького агнца Иисуса. «Все могу через Того, Кто дает мне силу». 19 «Я трудился больше всех их, но не я, но благодать Божия, которая была со мной». 20 Когда я пришел к вам, братья, я не сделал приходите с красноречием или высшей мудростью, когда я возвещал вам свидетельство о Боге. Ибо я решил, пока буду с вами, не знать ничего, кроме Иисуса Христа и притом распятого. Я пришёл к ваме в слабости и страхе и с великим трепетом. Мое послание и моя проповедь заключались не в мудрых и убедительных словах, а в явлении силы Духа, чтобы ваша вера могла основываться не на человеческой мудрости, а на Божьей силе.21 «Но он сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Поэтому я тем охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… Ибо, когда я немощен, тогда я силен»22. Павел был силен и уверен, но не в себе. Он знал, чей он ягненок.
На самом деле существует два типа христианских лидеров, когда дело доходит до этого момента, и мы все, вероятно, переходим от одного типа к другому, иногда в один и тот же день. Есть среди нас те, кто слишком уверен в своих силах. Мы идем по жизни, думая (мы никогда не произнесем этого вслух!): «Богу очень повезло со мной, не так ли? У меня такие замечательные способности – я прирожденный лидер, прирожденный организатор и т. д.». Такое высокомерное отношение заставляет нас доверять  собственным способностям в достижении результатов, а это означает, что мы все менее и менее глубоко черпаем из Бога в Его Слове и в молитве. Такое отношение заставляет нас завидовать другим, когда они добиваются успеха, особенно если они делают то же, что и мы. Такое отношение заставляет нас относиться к людям с меньшими способностями как к пустой трате времени. Но затем в тот же день маятник может качнуться, и мы смотрим на людей, как я только что описал, и приходим к выводу: «У меня нет никаких способностей, которые могли бы помочь. Бог не сможет использовать меня». Такое отношение заставляет нас отказываться от служения, недооценивая влияние, которое Бог хочет оказать на этот мир, когда каждый член Тела Христова трудится для Его славы. Оба отношения заканчиваются не в том месте, потому что оба отношения зациклены на Я! Знаете ли вы, что вы слабы, и это вас парализует, или думаете, что вы сильны, в любом случае мы не доверяем Божьей силе! Точно так же, как Он сделал это с Павлом и Лютером, в нашей жизни Бог должен заставить нас осознать нашу слабость, чтобы мы были вынуждены полагаться на Его силу.
 Иногда служение подавляет. Иногда служение сильно давит, сокрушает нас и пугает. Но разве это не чудесно? Бог не суров, когда мы трепещем; Он не высмеивает нас за наши страхи; Он никогда не издевается над нами, потому что мы хрупкие. Вместо этого Он поощряет нас. Он не воодушевляет вас словами: «Ты сможешь это сделать» или «Верь в себя». Нет, Он рассказывает вам о Человеке. Знаешь ли ты, человек, кто Он? Он всемогущий Творец мира. У Него нет начала и нет конца. Но для тебя он взял на себя начало. Ради тебя Он прожил сильную жизнь для Бога, чего ты не мог. За тебя Он умер на кресте в слабости за немощь твоей жизни, чтобы вам не пришлось умирать. Он бросил вызов смерти и уничтожил ее, воскреснув из мертвых. Он вознесся на небеса, чтобы управлять всем для тебя. Он любит тебя. Он любит тебя так, как будто ты единственный человек в мире. Если бы у Него был холодильник, на нем была бы твоя фотография. Он с тобой. Он обещает, что в каждой битве, в которую ты вступишь, Он будет с тобой, чтобы придать тебе силы. Когда у тебя нет слов, Он будет говорить через тебя. Когда у тебя нет сил, Он понесет тебя. Когда ты не знаешь, что думать, Он наполнит твой разум ответами через Свое Слово. Взглянув на него, ты обретешь свою истинную силу. Он Иисус… твой Иисус. Он твой добрый Пастырь, а ты Его ягненок. Апостол Павел говорит:
Но мы имеем это сокровище в глиняных сосудах, чтобы показать, что эта всепревосходящая сила от Бога, а не от нас. Мы прижаты со всех сторон, но не раздавлены; в недоумении, но не в отчаянии; преследуемы, но не бросаемы; поражены, но не уничтожены. Мы всегда носим в своем теле смерть Иисуса, чтобы жизнь Иисуса также могла открыться в нашем теле23.
Пастырское руководство – дело непростое. И хотя мы знаем, что Иисус ведет нас как наш Добрый Пастырь, мы все равно время от времени боремся со своими слабостями и чувством неполноценности – это связано с нашей работой. Пара приходит к вам в офис на консультацию, и со временем вы понимаете, что, похоже, вы больше заботитесь о сохранении их брака, чем они. Если вы правильно проводите информационно-просветительскую работу, вам будут отказывать снова, снова и снова. Ваша греховная плоть возьмет над вами верх. Вы можете потерять молодых членов своей паствы из-за пустых обещаний мира и разбавленных проповедей волков. И вы задаетесь вопросом: «Я, Господь? Кто я для этой задачи? Я убогий глиняный кувшин». Помните, что вы находитесь в хорошей компании с апостолом Павлом. Также помните, что Бог использует и битые сосуды.
Не помню, где я услышал эту историю, но она о 10-летнем мальчике, потерявшем левую руку в автокатастрофе. Думая, что ему нужно что-то сделать, чтобы вернуться к жизни, он решил заняться дзюдо. Мальчик справился хорошо, но не мог понять, почему за 3 месяца тренировок мастер научил его только одному движению. Мальчик спросил: «Сэнсэй, разве мне не следует знать больше движений?» Но сэнсэй ответил: «Это единственное движение, которое тебе когда-либо понадобится». Не совсем понимая, он продолжил тренироваться, и сенсей в конце концов взял его на свой первый турнир. К удивлению самого себя, мальчик легко выиграл свои первые три матча. Теперь в финале его соперник был крупнее, сильнее и опытнее. Некоторое время мальчик боролся и, казалось, был побеждён. Судья даже объявил тайм-аут, опасаясь, что мальчик пострадает. Однако, когда матч возобновился, его соперник на мгновение потерял бдительность, и использовал свой ход и прижал его. Мальчик стал чемпионом! По дороге домой мальчик обсуждал турнир со своим сенсеем и набрался смелости спросить, что на самом деле у него на уме: «Сэнсэй, как я выиграл турнир всего одним ходом?» «Ты победил по двум причинам: во-первых, ты почти освоил один из самых сложных бросков во всем дзюдо. И во-вторых, единственная известная защита от этого приема - это когда противник схватит вашу левую руку». Самая большая слабость мальчика стала его самой большой силой.
Бог пообещал в Эдемском саду, что пошлет Спасителя, который сокрушит голову сатаны. Наконец, спустя тысячи лет, Бог послал Младенца. Этот малыш вырос в доме, где даже братья и сестры не считали его чем-то особенным. Будучи человеком, он жил жизнью бедняка, обучая других, странствуя с места на место. Он выглядел слабым. В конце концов, он обидел не тех людей, и в итоге его подвергли пыткам на кресте. А за солдат, которые его распяли, он только молился: «Отче, прости им». Он выглядел слабым. Дьявол выглядел так, будто выиграл этот раунд. Пока вы не осознаете, что Иисус пришел стать вашим Пастырем. Пастухи защищают и спасают. Не видя никого другого, кто мог бы спасти нас, он возложил Себя на жертвенник креста и дал нам то, что сатана, мир и наша греховная природа пытаются украсть у нас: прощение. То, что казалось величайшей слабостью Иисуса в жизни, было Его величайшей силой. Это тоже наше.
И благодать сверх благодати, в тос, что Он использует вашу слабость, чтобы явить Свою силу в служении. Он показывает вам, что может использовать вас как Своего помощника, потому что именно Он дал вам именно то, чтобы вы были тем, каким Он хотел, чтобы вы были, но также позволил вам иметь именно те слабости, которые Ему были нужны для выполнения Своей работы. Мы чувствуем себя слабыми, но затем Бог часто приводит пару в момент «ага», когда перед ними открыто Священное Писание, и вы имели честь быть рядом с ними. Парень, которого вы приглашали на уроки библейской информации в течение трех лет, действительно пришел! Бог благословляет вас общиной, которая любит вас и прощает вас снова и снова. Он создает семью с такой энергией, которую, как вы думали, вы никогда не увидите. Он так часто знает, когда нужно благословить вас этими вещами, чтобы напомнить вам, что Он все еще ведет ягнят на Свою сторону. Удивительно, как, вспоминая свое служение, я понимаю, что все величайшие «успехи» были достигнуты, несмотря на мои слабости, а мои величайшие «неудачи» произошли из-за отсутствия у меня смирения. Ибо когда я слаб, тогда я силен.
Люди не эффективны в руководстве только потому, что они от природы талантливы в общении, потому что у них творческий ум, потому что у них есть талант убеждать людей или из-за каких-либо других природных талантов. Фактически, если ваши собственные способности - это все, от чего вы зависите как лидер, ваши собственные ограничения станут вашим крахом. С духовной точки зрения, человеческая изобретательность и ум больше развращают, чем помогают.24
Быть лидером-пастырем – это в первую очередь не список того, что можно и что нельзя делать, или набор личностных качеств, а понимание того, что -пастырь – агнец Иисуса. Мы должны начать с этого и не принимать это как должное. Единственная совершенная модель пастырского лидерства – это сам Иисус. Когда мы осознаем это, мы справедливо будем смиренны и спросим вместе с Павлом: «А кто справится с такой задачей?» .  Мы стараемся требовать чего-либо для себя, но наша компетентность (в СП достаточность) исходит от Бога»26. Поэтому мы с радостью исповедуем: «Я Иисуса маленький ягненок», как пастыри-лидеры. И поэтому в нашем служении естественно следует следующая строка: «Я всегда рад в сердце».
Я всегда рад сердцем (лидеры-пастыри полны оптимизма) «Мы не можем досадить дьяволу больше, чем уча, проповедуя, воспевая и говоря об Иисусе»27. Павел был арестован за то, что говорил правду. Его тащили из одного «двора» в другой, пока он наконец не предстал перед Фестом. Когда Фест предложил провести суд в Иерусалиме, Павел обратился к кесарю. Фесту пришлось заявить: «Вы обратились к Цезарю. К кесарю пойдешь!»28 Над Павлом был поставлен сотник Юлий. Они отправились в Рим, но плавание по Средиземному морю в октябре немного похоже на игру в гольф в Висконсине в январе. Погода редко помогает. Налетел северо-восточный ветер, и корабль подвергся таким ударам, что Лука пишет: «Мы наконец оставили всякую надежду на спасение» 29. Но у Павла было обетование от Бога. Ангел (Павел говорит: «Ангел Божий, которому я принадлежу») явился и открыл, что, хотя корабль будет уничтожен, никто не умрет, потому что Павел должен предстать перед судом кесаря. Павел завершил свою речь словами: «Итак, мужейтесь, люди, ибо я верю в Бога, что все произойдет так, как Он сказал мне»30. Видите ли, каким бы мрачным ни казался мир, обещание Иисуса меняет все. Лидеры-пастыри полны оптимизма! Лютеранские лидеры – люди радости. Служение Спасителю означает служение с улыбкой. Как мы можем не улыбнуться, когда знаем, что Иисус пришел для того, чтобы «мы имели жизнь и имели ее в полной мере?» Как может радость спасения не затмить всю мрачность жадного и навязчивого мира? Мы знаем, что Иисус царствует. Мы знаем, что Он придет снова. Мы знаем, «что наши нынешние страдания не стоят сравнения со славой, которая откроется в нас». (Рим. 8:18) Мы знаем, что «Он преобразит наши смиренные тела, так что они будут подобны Его славному телу». (Фил. 3:21) Мы знаем, что наше надгробие будет поставлено над пустой могилой. Люди Божии, «радуйтесь всегда в Господе, еще раз говорю, радуйтесь». (Фил. 4:4)31 Обетование имеет решающее значение в мире. Павел сказал: «Если только в этой жизни мы будем иметь надежду на Христа, то мы будем жалки больше всех людей»32. Без обетования пессимизм является единственным выходом. При нем оптимизм является единственным вариантом.
 Председатель Конгрегационального консультирования WELS должен обратиться ко многим общинам нашего Синода и способствовать развитию этого оптимистического рвения к евангелизации. Многие члены церкви и некоторые пасторы, похоже, пессимистично относятся к евангелизации в своем районе, и поэтому комментарии типа: «Мы попробовали это, но они не пришли» или «У каждого есть церковь в нашем районе» поднимаются на вершину. Во-первых, ни одна община не попробовала все. Во-вторых, я не знаю ни одного города в нашей стране, где у каждого была бы церковь. На самом деле, это далеко не так! Мы радуемся тому, что живем по теологии креста. Иисус сказал, что у нас будут проблемы в этом мире. Это верно. Жизнь и служение никогда не будут легкими. Однако мне интересно, используем ли мы это как костыль, когда дело доходит до нашей стратегии миссии собрания. Богословие креста не означает, что мы не выходим с спасительным посланием Евангелия с оптимизмом относительно того, что Бог сдержит Свое обетование, что Его Слово не вернется к Нему  пустым. Богословие креста не означает, что мы хандрим, как Ослик Иа, говоря: «Горе мне. Ох,  это не сработало. Наше отношение как лидеров-пастырей, несомненно, оказывает психологическое воздействие на стада, к которым мы призваны пасти. «Оптимистический энтузиазм вдохновляет последователей. Люди, естественно, будут следовать за лидером, который пробуждает в них надежду, и с такой же вероятностью они отступят от того, кто постоянно пессимистичен». Когда Мартин Лютер заметил это у жены, он спросил ее: «Ты собираешься на похороны?» На что она ответила что-то вроде: «Нет, но поскольку ты ведешь себя так, как будто Бог мертв, я хотела присоединиться к тебе в твоем трауре».  Иногда нам это нужно. У меня есть друг в служении, который позволит мне позвонить и выговориться, и когда он почувствует, что я решилю, что тяжесть мира лежит на моих плечах, он терпеливо позволит мне закончить и просто скажет: «Все в порядке, Дэйв. Иисус все еще жив». Мне это иногда нужно!
Пожалуйста, поймите, чего я не говорю. Я не говорю, что каждая церковь, которая занимается евангелизацией, обязательно будет расти в численности. Я говорю о том, что церкви, которые «получают» пропаганду FRAN, которые положительно относятся к Божьему желанию спасти людей, которые понимают свою миссию в жизни и которые с оптимизмом смотрят на то, что Бог обещает, что Его Слово не вернется к нему пустым. имеют тенденцию достигать большего числа людей Евангелием. Возможно ли сокращение такого собрания? Вполне. Иисус сказал нам, что в последние времена любовь большинства людей охладеет. Возможно, вы сделали все, что могли, в своем городе, и именно это и произошло. У меня был замечательный пример в лице моего епископа. Спросите любого из его многочисленных викариев, верна ли эта оценка, и они подтвердят ее. Мой епископ был человеком, который мог постучать в 99 дверей, и каждый раз дверь захлопывалась перед его носом. Он подходил к 100-й двери с улыбкой на лице и говорил: «Привет, я из лютеранской церкви «Живое Слово»…» Это кажется безумием! Зачем быть таким оптимистом? Потому что Иисус говорит:«У Меня есть другие овцы, которые не из этого загона. Я тоже должен привести их»34. Он был великим пастырем-лидером, и через него я научился оптимизму из Божьих обетований. Я всегда буду благодарен. Ваши члены церквей тоже это сделают, поскольку вы подражаете оптимизму апостола Павла.
 Еще раз, пожалуйста, не поймите меня неправильно. Ваша община не является Святой Христианской Церковью, но верующие в вашей церкви являются частью этого неудержимого собрания. Каково обетование Иисуса? «И врата ада не одолеют его». 35 Когда вы в последний раз видели, чтобы врата использовались в качестве наступательного оружия? Церковь наступает с Евангелием и прорывается через врата ада, чтобы спасти людей от смерти. Великий лидер пастырей однажды сказал: «Я говорю вам правду: всякий, кто услышит слово Мое и поверит Пославшему Меня, имеет жизнь вечную и не будет осужден; он перешёл из смерти в жизнь»36. Христос совершил это Своей смертью и воскресением. Как те, кто служит Воскресшему Спасителю, мы не являемся теми, кто прячется за запертыми дверями. Нет, мы не можем не говорить о том, что видели и слышали. «Ибо сколько бы обетований ни дал Бог, они всегда «да» во Христе»37. Мне нравится цитата Св. Августина: «Господь, дай мне то, что Ты просишь у меня, а затем проси у меня все, что пожелаешь». Иисус говорит: «Идите и подготавливайте учеников». Он дает вам Свое Слово и Таинства. Через эти средства Он дает вам животворящего Духа. Он говорит вам, что его Слово не вернется пустым. Наш Добрый Пастырь дал нам все, что нам нужно. Он не говорит: «Идите, подготавливайте учеников. И, кстати, вы сами по себе. Нет, Он следует Своему поручению со словами: «И истинно, Я буду с вами всегда, до самого скончания века»38.
Пастырь-руководитель показывает, что он верит обетованиям Иисуса. И поскольку Павел был наставником молодого Тимофея, а Лютер посвятил большую часть своей жизни проповедованию в церквях и обучению в Виттенберге, для меня является большим ободрением быть рядом с теми, кого вы обучаете. Подробнее об этом будет в следующем разделе. Позвольте мне привести один пример из моего служения. В моем предыдущем собрании мы использовали новый список переездов. Многие скажут, что это пустая трата времени, но даже если уровень «успеха» такой же, как у телемаркетера, это отличное обучение и моделирование для вашей общины. Как бы то ни было, я подошел к двери, и мне открыла женщина-хмонг по имени Лана. Я рассказал ей о нашей церкви, и она объяснила, что занимается шаманизмом. Я спросил, узнавала ли она когда-нибудь о христианстве. Она огляделась вокруг, наклонилась и сказала: «Знаешь, я всегда хотела, чтобы там был класс, который учит меня этому без каких-либо обязательств стать христианкой». Я сказал: «Это здорово! Вот приглашение!» Она приезжала на несколько недель, и было так здорово видеть, как Святой Дух работает в ее сердце. Ближе к концу урока ей нужно было сделать урок макияжа, и я встретился с ней. Она сказала: «Пастор, мой отец - шаман  Часть нашей роли - съесть некоторые из предложенных подношений. Теперь я знаю, что они ничто и принесены в жертву идолам. Должна ли я чувствовать себя виноватым, съев это мясо? Есть ли в Библии что-нибудь по этому поводу?» Я чуть не вскочил со своего места!Я не думал, что когда-нибудь в моей жизни будет такое контекстно-специфическое применение 1 Кор. 8! Но дело в том, что если бы мы не были оптимистами в нашем служении, мы, возможно, никогда бы не реализовали что-то вроде программы нового переезда, и Лана, возможно, никогда бы не пришла к вере и не крестилась.
 «Мои овцы слушают мой голос». Однажды, когда я проповедовал на тему Еф. 1:13 («И вы тоже вошли во Христа, когда услышали Слово истины»), пятиклассница наклонилась к своей маме и сказала: «Спасибо, что ты христианка, чтобы я тоже могла быть ею». Мои овцы слушают Мой голос. Все ли будут слушать? Конечно, нет. Причина, по которой они не слушают Его голоса, заключается в том, что они не Его овцы. Но у Иисуса все еще есть другие овцы, Он по-прежнему говорит нам всегда радоваться и по-прежнему говорит нам через Павла Тимофею: «Ибо дал нам Бог не духа робости, но дух силы»39. Собрание часто осмысляет характеристики их пастора с течением времени. Нет ничего более прекрасного, чем собрание, которое принимает миссию и рвение своего пастыря, потому что это миссия и рвение его пастыря. Это одна из причин, по которой люди следовали за Лютером. После того как Лютер был оставлен в Вартбурге на год, он написал Фредерику, чтобы сообщить, что возвращается домой. «Я хотел бы, чтобы Вы знали, что я прибыл в Виттенберг под более высокой защитой, чем защита Вашей светлости. Я не прошу Вас защищать меня. Я защищу Вас больше, чем Вы защитиик меня»40. Лютер был человеком, который знал своего Пастыря и силу Его Слова.
Оптимизм Лютера в отношении Евангелия был заразителен для людей, и они встретили его как героя, когда он вернулся в город. Церкви не могли вместить всех людей, которые хотели прийти услышать Слово Божье! Он был их пастырем-лидером. Я слышал, что некоторые почти использовали доктрину избрания как повод не проявлять агрессивности в миссионерской деятельности (хотя я не думаю, что кто-то признал бы это прямо). Каждый раз, когда наши сердца используют это учение как оправдание неисполнения воли Бога, это неправильное использование учения. Мы всегда будем просыпаться с Великим Поручением в наших сердцах и делать все возможное, чтобы охватить как можно больше людей. Тогда и только тогда мы сможем уснуть с доктриной избрания, согласно которой Иисус не потерял того, что принадлежало Ему сегодня. Карл Вальтер сказал: «Der Christ ist ein Optimist»41. Если это верно в отношении христиан в целом, то это, безусловно, верно и в отношении лидеров-пастырей.
"Я маленький ягненок Иисуса, я всегда рад в сердце! Ибо мой Пастырь мягко направляет меня (Пастырь-лидер мягко направляет). «После этого Савл [апостол Павел] сказал: Господи, что повелишь мне делать? Обратите внимание: этот человек был знатоком Закона Моисея, и тем не менее он спросил, что ему делать»42. Пастырь-лидер мягко направляет. Апостол Павел был мастером руководства другими в служении. Его беспокоило то, что все больше и больше людей могут участвовать в распространении Евангелия. Просто рассмотрим несколько таких примеров. Тимофею он написал: «И то, что ты слышал от меня в присутствии многих свидетелей, поручи надежным людям, которые также будут способны учить других». 43 И Галатийской церкви: «Дорогие мои дети [сердце пастыря!], для которых я снова в муках родов, пока не сформируется в тебе Христос». 44 Титу: «Назначь старейшин в каждом городе, как я повелел тебе». 45 Целью Павла было направлять и обучать лидеров во всех церквях, которые он основал по всему Средиземноморью. Понятно, что Павел был гением, когда дело касалось развития людей. Он встречал людей с намеком на потенциал и приглашал их к процессу роста. Он считал, что даже самый неопытный новобранец может участвовать в процессе духовного формирования и обучения лидерству. Его целью было нечто большее, чем просто убедить людей принять это послание. Это было сделано для их полной трансформации и создания постоянно расширяющейся команды лидеров.46
Я думаю, вы знаете, куда я собираюсь пойти с этим. Добрый пастырь восклицает: «Жатвы много, а делателей мало. Поэтому попросите Господа жатвы выслать работников на Его поле жатвы. Идите!»47 Автор гимна спрашивает: «Кто сегодня пойдет работать?» Будете ли вы мягко направлять тех в ваших собраниях, у кого есть дары для служения? Смогу ли я? Я не говорю это с точки зрения «нам нужны пасторы, потому что у нас более 100 вакансий». Меня не беспокоит мысль, что Господь Церкви не удовлетворит нужды Своей Церкви. Но какая привилегия поощрять других в этом «благородном деле!» Что, если бы каждый пастор в этом зале взял бы за правило взять кого-нибудь под свое крыло и направлять его? Что, если бы мы взяли за правило говорить о привилегиях в наших проповедях, катехизисах и уроках Библии – регулярно?
По правде говоря, иногда ребенок хочет, но родители против. Что, если мы позаботимся и о поощрении родителей? Время для личного размышления: проблема во мне? Слишком часто я слышал от детей пастора, что они даже не думали о служении, потому что их отец выглядел так, будто был переутомлен и безрадостен в своих задачах. Помните, они наблюдают. Покажите им привилегию и радость, которые вы имеете! После того, как он призвал филиппийцев «радоваться всегда в Господе. Я еще раз скажу: радуйтесь!» Павел говорит: «Наконец, братия, все, что истинно, что благородно (буквально «достойно поклонения»), что правильно, что чисто, что любезно, что достославно, что  добродетельно и похвально, о том размышляйте». 48 Что является конечным во всех этих описаниях? Это Иисус! Когда я разочаровался в жизни и служении, причина в том, что я недостаточно думал о моем Иисусе и об истинной, чистой и прекрасной работе, которую Он дал мне привилегию выполнять! Пастор прихода становится привратником рая для тех, кто собирается встретиться с Иисусом. Нет большего волнения, чем проповедовать людям, которых вы знаете, любите, с которыми смеялись и плакали, особенно на Пасху! Пастор прихода знает, какой трепет испытываешь, когда понимаешь, что Бог использовал тебя, каким бы несовершенным ты ни был, чтобы привести кого-то в Его Царство. Бог творит настоящие чудеса через ваши руки, когда вы раздаете Его тело и кровь в Господней Вечере  и преподаете младенцам (и взрослым!) Крещение. Какая честь! Пастор прихода чувствует ошеломляющее смирение, когда народу Божию преподносятся дары, слишком щедрые, чтобы соответствовать его усилиям. Я мог бы продолжать! Мне нравится то, что я делаю сейчас, но я всегда говорю: «Это совсем другое дело». Быть приходским настоятелем – одна из самых высоких привилегий, известных человеку. Покажите тем, кого вы поощряете, что вы знаете это своим поведением, словами и действиями! Будьте пастырем, который мягко направляет других. Кто, как вы знаете, хочет стать пастырем?49
Но лидер-пастырь также мягко направляет. Пока Лютер запирался в замке Вартбург, Карлштадт и Цвиллинг торопились с переменами в Виттенберге. Я знаю, что мы не всегда ассоциируем Лютера ср словом «нежный», но когда дело касается руководства душами, «нежный» - идеальное описание. Карлштадт и Цвиллинг объявили обеты монахов и священников недействительными (на основании некоторых плохих толкований), они заявили, что причащаться только под одним видом является грехом, и выступили вперед, организовав мессы, совершаемые на немецком языке. Они даже служили мессу в академической мантии! Их подход к реформам по принципу «слон в посудной лавке» был слишком быстрым для слабой совести. Лютер понимал ценность терпеливого и мягкого наставления до тех пор, пока изменение не будет полностью понято. По этой причине, а также из-за пророков Цвикау Лютер чувствовал себя вынужденным вернуться в Виттенберг, рискуя своей жизнью. У него [Лютера] было очень нежное пастырское сердце, так что он был глубоко озабочен не только тем, чтобы быть правым, но и тем, как сказанное человеком влияет на простых верующих. Лютер знал, что некоторые почувствовали, что изменения, за которые выступали Карлштадт и Цвиллинг, слишком быстро и слишком сильно подтолкнули их дело, и это было фатальной ошибкой, поскольку неизбежной частью проповеди Евангелия была забота о тех людях, которых Павел называл «более слабыми братьями». «…Таким образом, чтобы быть правым, нужно быть правым не только в том, что человек делает и говорит, но и в том, как он делает и говорит. Если бы кто-то не заботился о том, как реализовать некоторые из этих новых практик, он отодвинул бы все назад, как Лютер был уверен, что это сделали Карлштадт и Цвиллинг. Видя результаты, он не одобрял боулинг из-за совести! 51 Послушайте, как Лютер умолял Карлштадта и Цвиллинга: мне потребовалось три года постоянных исследований, размышлений и дискуссий, чтобы достичь того, что я сейчас нахожу, и можно ли ожидать, что обычный человек, не обученный в таких вопросах, пройдет такое же расстояние за три месяца?..Такая поспешность и насилие выдают неуверенность в Боге. Посмотрите, как многого Он смог достичь через меня, хотя я всего лишь молился и проповедовал. Слово сделало всё это. Если бы я захотел, я мог бы устроить пожар в Вормсе. Но пока я сидел спокойно и пил пиво с Филиппом и Амсдорфом, Бог нанес папству могучий удар.52
Когда я впервые приехал на работу из семинарии, прихожане разделялись из-за призывов одних к современному богослужению, а других - к «сохранению традиционного». Что делает лидер пастырей? Он навязывает свое предпочтение во имя христианской свободы общине, которой он призван служить? Нет! Он следует парадигме Лютера. Он наставляет и молится. Поэтому мы предложили семинар «Понимание поклонения»53, чтобы обсудить этот вопрос. Мы предлагали это шесть раз в течение месяца. Это длилось 4 часа! Мой более опытный коллега мудро сказал: «Никто не придет». Тем не менее, я все равно пошел вперед, и, к моему удивлению, Бог благословил нас присутствием более 200 человек! Это явно была горячая тема! Что мы сделали? Мы изучали, что говорит Слово Божье. Мы рассмотрели принципы лютеранского богослужения. Мы прислушались к тому, чего действительно хотели обе стороны. В конце концов, стало очевидно, что «современная» группа не обязательно хотела выплеснуть ребенка вместе с водой из ванны. Им хотелось разнообразия в обычных песнях. Они хотели, чтобы в поклонении использовались все музыкальные дары Бога. Они хотели свободы от простого следования п. 15 каждую неделю. Это звучит очень по-лютерански! Было также очевидно, что «традиционная» группа хотела почтить опыт церкви и сохранить использование Ординариев и Правил в литургии. Они хотели, чтобы в песнях и текстах преобладало Евангелие. Они хотели, чтобы люди были важной частью богослужения, а не просто зрителями. Это тоже звучит очень по-лютерански! Наконец, после этих семинаров, обсуждений на дому и длительного процесса медленного (читай «мягкого») внедрения, наше богослужение претерпело некоторые изменения по сравнению с тем, как мы это делали раньше.54 Мы внедрили несколько настроек «Глории» и других песен группы. обычный. Иногда мы использовали настройки гимнов для псалмов. Мы использовали музыкантов и все инструменты, включая фортепиано, орган, скрипку, гобой, медные духовые инструменты, саксофон, гитару, барабаны, свистульку, волынку и т. д. (звучит как современный Псалом 150!). Мы проявили достаточную гибкость, чтобы чтить прошлое, используя литургию, но понимали, что существует свобода тактично применять новые формы, соответствующие случаю и времени церковного года. Мы не были «современными» или «традиционными». Мы стремились к «вневременному» поклонению.55
Дело вот в чем: это не произошло в одночасье. Потребовались годы нежного и терпеливого обучения. Разрешите мне еще одно краткое заявление. Когда дело доходит до неактивной работы, лидеры-пастыри также «мягко восстанавливают», направляя эти души. Апостол Павел сказал: «Братья, если кто-то пойман в грехе, вы, духовные, должны мягко восстанавливать его». 56 Я не думаю, что письма об отлучении следует писать и отправлять по почте. Это личный разговор (или по телефону, если необходимо). Я никогда не слышал, чтобы кто-то получил письмо об отлучении от церкви, и сказал: «Как заботливо! Знаете, я думаю, они правы, я собираюсь покаяться». Вместо этого у меня есть много неофициальных свидетельств того, что эти письма скорее приводят в ярость, чем исцеляют. Я знаю, что это тяжело. Я знаю, что это отнимает много времени. Но души стоят затраченных усилий. Пусть они увидят вашу любовь к ним. Кстати, от меня не ускользнула ирония, что я пытаюсь составить приложение на основании человека, написавшего большую часть букв Нового Завета! Однако Павел написал так много писем по необходимости. Он бы предпочёл оказаться лицом к лицу со своим народом и мягко направлять его. «Бог может засвидетельствовать, как я жажду всех вас с любовью Христа Иисуса». 57 «Я жажду увидеть вас, чтобы я мог передать вам некий духовный дар, который сделает вас сильными». 58 «Вспоминая ваши слезы, я жажду увидеть вас, чтобы мне исполниться радости»59. Пастырь--лидер мягко направляет.Знает мои нужды и хорошо меня обеспечивает. Пастырь-лидер любит Бога и любит людей, удовлетворяя нужды людей. «Когда кто-то спросил Св. Августина, где находился Бог до того, как были сотворены небеса, он ответил: «Он был в Себе Самом». Когда кто-то задал мне тот же вопрос, я ответил: «Он строил ад для таких праздных, самонадеянных, порхающих и любопытных душ, как вы»»60.
Люби Бога. Люби Его народ. Это довольно хорошо подводит итог стиху и является основой того, что делает хорошего пастыря-лидера. Любить Бога означает, что мы также будем любить Его Слово. Любить Его народ означает, что мы будем знать, в чем он нуждается, и хорошо его обеспечим. В наши дни большая часть американского христианства, похоже, отходит от ясного закона и евангельской направленности к ощущению необходимости проповеди. Мы хотим практичности! Поэтому у проповедников возникает искушение принять Евангелие и/или смягчить закон. Сопротивляйтесь этому побуждению. Действительно ли это то, что им нужно? Нет. Поскольку лидер-пастырь любит свой народ, он обеспечит его всем необходимым. Слово Божье глубоко практично. Прежде чем мы сможем жить освященной жизнью, меч Духа должен сначала пронзить наши сердца законом и снова исцелить их Евангелием. Павел сказал: «Я решил, пока я был с вами, не знать ничего, кроме Иисуса Христа и притом распятого».61 Наконец, людям нужно увидеть Иисуса. Чем больше и ярче они увидят Иисуса, тем лучше будет их освященная жизнь. Греки пришли к Филиппу с простой просьбой: «Господин, мы хотели бы увидеть Иисуса»62. Это просьба к вам вашего народа. И вы знаете, что ему это нужно. Вы сможете показать своим людям Единственного, Кто может помочь и спасти. Вы здесь, чтобы показать Иисуса друзьям, семье и гостям, которых приводят ваши люди. Тем, кто побежден и подавлен своим грехом, чувствуя, что им нужно скрыть от Него свое лицо от стыда. Вы здесь, чтобы предложить утешение, которое может дать только Иисус. Это то, что им нужно. И предоставьте! Они увидят терпеливого Иисуса с Его учениками. Они увидят нежность и сострадание Иисуса к Своей матери и Иоанну на кресте. Они увидят любовь Иисуса на этом кресте. Они увидят победу Иисуса в Его воскресении. Они увидят силу Иисуса при Его вознесении.
Подведем простой итог: люди хотели бы увидеть Иисуса. Это то, что им нужно. И предоставьте это. Именно это пастырское сердце побудило Лютера наблюдать за нуждами людей, когда он посещал церкви и заключал: «Простые люди, особенно в деревнях, совершенно ничего не знают о христианском учении; и многие пасторы совершенно неспособны и некомпетентны преподавать».63 Он знал, в чем нуждаются люди. И что он сделал? Он дал им закон и Евангелие. Он написал Малый и Большой катехизисы. В своем предисловии к «Большому катехизису» 1528 года Лютер писал: «Необходимо тщательно обучать молодых людей различным учениям Катехизиса или детским проповедям и старательно тренировать их в применении их на практике».64 В своем предисловии 1530 года Лютер писал: Я тоже доктор и проповедник… но продолжаю поступать, как ребенок, которого учат Катехизису. По утрам, а также когда у меня есть время, я читаю и повторяю слово в слово Молитву Господню, Десять заповедей, Символ веры, Псалмы и т. д. Мне по-прежнему приходится ежедневно читать и изучать Катехизис, но я не могу освоить его так, как хотелось бы , но я должен оставаться ребенком и учеником Катехизиса. Я с радостью это делаю 65.
Людям нужно было постоянно обучать свои семьи истинам Слова Божьего, а также наставлять себя в этих истинах. Лютер хорошо обеспечил эту потребность! Чтобы «хорошо обеспечивать», нам нужно быть в Слове и слушать голос нашего Пастыря. Павел сказал Тимофею: «И как с младенчества ты знал Священное Писание, которое может умудрить тебя для спасения через веру во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, обличения, исправления и воспитания в праведности, чтобы человек Божий был полностью подготовлен ко всякому доброму делу».66 Иисус отвел учеников от толпы, чтобы они были только с Ним. Он тоже хочет побыть с тобой наедине! Профессор Дойчландер говорил о таком свойстве Бога, как «имманентность», когда обсуждал изучение Библии пастором. Имманентность Бога означает, что Бога нельзя разделить. Где бы ни был Бог, Он есть полностью. Поэтому, когда вы читаете Его Слово, вы получаете больше Его внимания, чем Он вашего. Какая потрясающая мысль! Ваш Пастырь знает ваши нужды и хорошо обеспечивает вас через Свое Слово, чтобы вы могли сделать то же самое для Его овец, находящихся под вашей опекой!
Среди всех голосов все еще звучит нежный голос Иисуса. Подумайте о том, как добрый Пастырь хорошо обеспечивает вас. Тихо, без криков и пышности, Он позвал тебя у купели, сделал Своим ягненком и поднял на руки. Тихо, но нежно и систематически Он говорит с вами через Свое Слово, когда вы его читаете, слышите, размышляете над ним. Он тихо накрывает перед вами стол во время Вечери Господней, и, наполненная Его прощением, ваша чаша переполняется. "Добро и любовь сопровождают тебя каждый день твоей жизни, и ты будешь жить в доме Господнем вечно". Лютер является для нас хорошим примером: «Лютер был молящимся учителем… Он постоянно обсуждал со своим Небесным Отцом проблемы, которые тяжело давили на его сердце. Он просил Господа направлять его, чтобы он всегда давал лучший совет своим ученикам и прихожанам»67. Иисус, Добрый Пастырь, знает ваши нужды и будет продолжать хорошо обеспечивать вас.
"Любит меня каждый день одинаково" Лидеры-пастыри последовательны. «Я не хотел бы, чтобы проповедники мучили своих слушателей и задерживали их долгими и утомительными проповедями, потому что вместе с этим исчезает удовольствие от слушания, а проповедники причиняют себе вред».68 Последовательность - это вызов. Лидеры пастырей последовательны. Это тяжело! Есть стресс, связанный со сроками. Такое ощущение, что до брака все жили вместе. Ваши коллеги делают то же самое неприятное. Тот участник, который отнимает больше времени, чем вы уделяете своей семье, снова в вашем офисе. Вы говорите своей секретарше, что уйдете в понедельник утром, но вернетесь в офис в понедельник днем, и она говорит, подняв брови: «Должно быть, приятно взять выходной в понедельник утром», и это просто раздражает вас весь день. Как мы можем быть последовательными? Вы когда-нибудь замечали, как много качеств служения связаны с последовательностью? Посмотрите на список качеств, которые Павел дает молодому пастору Тимофею в 1 Тимофею 3: Безукоризненный, гостеприимный, не жестокий, но мягкий, не сварливый, не сребролюбивый, хорошо управляющий своей семьей. Это требует последовательности. Сколько раз вам приходится накосячить, плохо обращаться с посетителем, выходить из себя, спрашивать о составлении синодального кодекса или наказывать вашего ребенка из-за того, что какре-либо из этих качеств ставится под сомнение? Я думаю, вы все знаете ответ на этот вопрос. В семинарии я был уверен, что профессор дал мне отличное практическое правило служения: никогда не расстраиваться.69 Когда в последний раз ваш характер приносил дивиденды в служении? Если вы стучите кулаками в совете, или нагрубите гостю, или скажете: «Я пастор, я главный»,70 это будет единственное, что они запомнят. Это трудно стереть. Кроме того, овцы, находящиеся под вашей опекой, должны знать, что вы любите их безоговорочно, поскольку вы отражаете любовь Доброго Пастыря к вам.  Непостоянный пастырь, который сегодня добр, а завтра сдержан. расстроит овец и заставит их неуверенно приближаться к вам. Им необходимо постоянно видеть прощающую, любящую улыбку, ту улыбку, которую дети ищут на лице своих родителей, чтобы знать, что их любят, что все будет хорошо, что сегодня будет хороший день. Им нужен пастырь, который будет любить их каждый день одинаково. Иисус - их скала, но ты - Его представитель. В служении вам будет очень полезно разместить надпись «НИКОГДА НЕ СЛАВАЙТЕСЬ» на экране своего компьютера и сохранить ее в качестве закладки в Библии.
Лидер-пастырь должен быть последовательным. Но как? Для Иисуса, Павла и Лютера ключевым моментом было следить за наградой и постоянно держать перед собой общую картину. Вспомните, сколько раз Иисус говорил, что Он «должен» что-то сделать. «Я должен проповедовать Благую весть о Царстве Божием и в других городах, потому что для этого Я был послан».71 «Сыну Человеческому надлежит много пострадать и быть отвергнутым старейшинами, первосвященниками и учителями закона, и Он должен быть убит и на третий день воскрешен к жизни».72 «Пока есть день, мы должны делать дело Пославшего Меня».73 Иисус всегда имел в виду общую картину в нашем мире. Он всегда имел в виду Свою конечную цель: ваше спасение. Апостол Павел мог быть последовательным, потому что Он всегда нёс с собой цель, которую Он имел в виду для своих слушателей: их спасение. «Хотя я свободен и не принадлежу никому, я делаю себя рабом для всех, чтобы завоевать как можно больше людей. Для евреев я стал как еврей, чтобы победить евреев… Для слабых я стал слабым, чтобы победить слабых. Я стал всем для всех, чтобы всеми возможными способами спасти некоторых». Лютер мог продолжать свои усилия по реформированию, потому что знал, что на кону стоят души. Его целью всегда было, чтобы люди услышали истинный голос своего Пастыря, Иисуса, были уверены в своем спасении и однажды оказались с ним на небесах. Во время пребывания в Кобурге на заседании Аугсбургского сейма Лютер написал трогательное письмо о рае своему сыну Гансу. Я знаю красивый, красивый и веселый сад, где много детей в золотых шубках. Они собирают под деревьями прекрасные яблоки, груши, вишни, желтые и синие сливы; они поют, прыгают и веселятся. Еще у них есть милые пони с золотыми поводьями и седлами. Я спросил хозяина сада, чьи они дети. Он ответил: «Это дети, которые любят молиться, учиться и вести себя хорошо». Тогда я сказал: «Господин, у меня также есть сын, которого зовут Хеншен Лютер. Можно ли ему также позволить войти в сад, чтобы он тоже мог есть такие прекрасные яблоки и груши, кататься на этих прелестных пони и играть с этими детьми?» Тогда мужчина ответил: «Если он любит молиться, учиться и быть хорошим, он тоже может войти в сад.75
Его глаза были устремлены на небо. Его глаза были устремлены на цель для себя, своих детей и своих овец. Хотя и несовершенно, именно это позволило ему проявлять неутомимую последовательность и любить агнцев Иисуса каждый день одинаково.
Какова наша мотивация любить наших овец и помнить об их спасении? Мы сделаем это, потому что Иисус всегда имел в виду ваше спасение. «У Меня есть другие овцы, которые не из этого загона. Я тоже должен их принести. И они послушаются голоса Моего, и будет одно стадо и один пастырь».76 Разве это не круто? Кто эти «другие овцы»? Вы! 2000 лет назад Иисус мысленно назвал ваше имя: «Я тоже должен привести их». И поэтому Он привел в движение все события, которые привели вас в этот мир 2000 лет спустя, и ввел в вашу жизнь всех людей, которые ободряли вас в вашей вере, чтобы вы оказались здесь прямо сейчас с привилегией служить пастырем под властью. Иисуса. ! Когда вы думаете о том, насколько другой могла бы быть ваша жизнь, по спине бегут мурашки! Он до сих пор произносит эти слова: «У Меня есть и другие овцы не из этого загона. Я должен принести и их». Он использовал апостолов (таких как Павел); он использовал Отцов церкви; Он использует пасторов и учителей; он использует мам и пап; он пользуется услугами друзей-христиан; оО использует вас, чтобы быть голосом Пастыря для других овец, не принадлежащих к этому загону.
Вот Джон и Берта.77 Они приехали из Германии в XIX веке и были фермерами в Браунсвилле, штат Висконсин. У них было 8 детей. Каждый день в их доме голос Пастыря был слышен в молитвах и семейных богослужениях, а каждое воскресенье голос Иисуса был слышен в церкви. Одного из их средних детей звали Эрвин, который со временем стал профессором. У него и жены Ирен было четверо детей (3 девочки и мальчик). И в этом доме Добрый Пастырь был молчаливым гостем за каждой трапезой, во время каждого богослужения и церковной службы. Сын семьи, Ральф, стал пастором и женился на Нетти. У них 14 детей и более 40 внуков (на фото справа). Возможно, один из взрослых мальчиков покажется вам (мне!) знакомым.На фотографиях изображены пасторы и учителя, медсестры, фермер, рабочие и служащие. Но это не самое главное. Важно то, что Иисус сдержал Свое обещание призывать других овец. Важно то, что говорит моя мама, когда смотрит на эту картинку: «Я каждый день благодарю ГОСПОДА за то, что все на этой картине следуют за своим Спасителем». Это чудо. Иисус сдерживает Свое обещание привести через вас остальных Своих овец. По милости Божией, это моя история. Утешает то, что 2000 лет назад он думал о Бекки, К. Т., Дебби, Эрике, Джоне, Энджи, Дэвиде, Синди, Нейте, Бене, Джули, Мэтте, Чариссе и Энни, когда произносил эти слова. И, по милости Божией, это и ваша история. Иисус думал о тебе. Эта перспектива меняет дело. Чего я хочу для этого человека (т.е. овцы)? Это просто: рай. Возникает вопрос: как мы можем разочароваться? И это побуждает нас задаться вопросом: как я могу полюбить этого человека, чтобы привести его к цели? Дидеры-пастыри любят своих овец каждый день одинаково.
"Даже называет меня по имени". (Пастырь-лидер знает своих овец) «Без воли Божией и нашего собственного согласия дьявол не может причинить нам вред; ибо Бог говорит: «Кто прикасается к тебе, прикасается к зенице ока Моего». И Христос: «Ни один волос не может упасть с головы вашей без ведома Отца вашего Небесного»78. Каждый из них драгоценен для Иисуса. Иисус говорит: «Мои овцы слушают Мой голос». Не упустите то, что будет дальше: «Я знаю их».79 Так просто, но так глубоко. В мире 7 миллиардов человек. Некоторые предполагают, что во Вселенной 70 секстиллионов звезд. Он называет каждого по имени. Он сделал все это. А твой живой Пастырь говорит, что знает тебя - и Ему даже не нужен справочник Синода. Он знает вас, потому что Он не только создал вас, но и сделал вас своим ягненком во время вашего крещения. Вот почему вы можете петь: «Я ягненок Иисуса». Пастырь-лидер знает Своих овец и называет их по имени. Посмотрите письма Павла в Новом Завете, чтобы услышать, как Он приветствует и посылает приветствия своим собратьям-святым. Половина последней главы Послания к Римлянам представляет собой список его соработников, собратьев-христиан и овец, находящихся под его опекой. Каждый для него дорог. Андроник, Юний, Амплиат, Урбан, Трифена и Трифоса, Руф - очень немногие из этих имен что-то значат для нас, но для Павла они значили целый мир, и он назвал их по имени. Прочтите любую биографию Лютера, и у вас сложится впечатление (как мы видели из предыдущих цитат), что он заботился о личностях. Он принимал бесчисленное количество друзей и учеников в своем доме, бывшем Черном монастыре. Из этих разговоров мы получили его знаменитые «Застольные беседы». Он перевел Библию на немецкий язык80, чтобы люди могли слышать, как пастырь называет их по имени на родном языке. «В отличие от многих других университетских профессоров того времени, Лютер привлек многих своих студентов к узам личной дружбы. Медлительный студент получал полезное внимание. Он часто старался изо всех сил найти какие-то заслуги в том, что мог предложить более медленный ученик, когда он признавал честные усилия со стороны ученика»81. Лютер и Павел понимали, что каждая из их овец драгоценна.
 Насколько хорошо вы знаете свою паству? Я понимаю, что следующее поощрение иногда вызывает хохот как нереалистичное, но я все равно его поддержу. Я большой сторонник домашних посещений, потому что они позволяют вам узнать своих прихожан так, как никакое другое общение пастора с прихожанами. Когда я покинул свой предыдущий приход, в нашей общине было около 2300 человек. Могу ли я назвать каждого по имени? К сожалению нет. Но я попробовал. Да, я общался с людьми в больнице, заключёнными, консультируемыми, студентами катехизиса и т. д. Но вы не общаетесь со всеми таким образом. Самое ценное, что я сделал (помимо проповеди Слова!), — это попытался посетить каждого члена Церкви. Это было тяжело, и моя жена была великодушна, но оно того стоило. Каковы благословения? Проведя час с людьми в их доме, вы всегда сможете назвать их по имени. Как только вы услышите их истории, ваша проповедь станет намного лучше. Когда вы находите время навестить их в гостиной, ваши отношения с ними навсегда меняются. Вы слышали их историю. Вы их знаете. И что еще более важно, они это знают. Фактически, в церкви такого размера, как та, в которой я служил, были люди, с которыми я не имел значимого взаимодействия в течение 11 лет, но 11 лет спустя этот визит все еще приносил свои плоды. Они подходили ко мне и приветствовали меня, как будто мы лучшие друзья, которые знают друг о друге все. Из списка того, что делает пастор, я бы сначала вырезал другие вещи, прежде чем лично общаться с членами моей церкви. На самом деле, в конечном итоге это сэкономит вам время, потому что они знают, что вы их любите. Ведь вы называете их по имени. Если вы уже посетили каждого участника, могу ли я предложить более упрощенную «ежегодную проверку»? Запланируйте блок из 12 посещений на вечер, когда участники приходят в офис на четверть часа, чтобы поговорить о жизни и своей жизни с Иисусом 82. Мы ходим к врачу на ежегодный медицинский осмотр. Не было бы еще более важным иметь духовное? Пастырь-лидер знает своих овец и даже называет их по имени.

Заключение

Я обрисовал парадигму пастырского лидерства, которую нашел в ходе исследования Лютера и Павла. Пастырь-лидер сначала осознает, что он овца. Смирение в порядке вещей. Он радостно оптимистичен. Он направляет, обучая и воодушевляя других к служению, а также мягко наставляя свой народ. Он любит Бога и любит людей, давая людям то, что им нужно, и он последователен. Наконец, пастырь-лидер знает своих овец и называет их по имени.  Пожалуйста, поймите: я не эксперт. Я не претендую на то, что сделал идеально все, что здесь излагаю. Я потерпел неудачу в каждом из этих шести качеств лидера-пастыря. Да, Лютер и Павел являются для нас образцами, поскольку мы помним наших лидеров и подражаем их вере, будучи лидерами-пастырями. Однако они первыми скажут: не смотрите на нас. Посмотрите на Того, на Кого мы смотрим. Послушайте Того, Кого мы слушаем.
Друзья, посмотрите на Него. Иисус находится прямо перед вами, как и всякий добрый пастырь, ведущий своих овец спереди, а не гонящий их сзади. Сам Иисус последовал голосу, голосу Своего Отца. Это привело Его в наш мир. Пастырь пришел спасти Своих овец. Всю жизнь его вел голос Отца. И вот однажды это прекратилось. Все, что можно было услышать, это стук гвоздей, оскорбления и плевки. Но  голос Отца? Тишина. Затем послышалась какофония голосов. Каждый грех, который я когда-либо совершил, и неудачи в качестве пастыря-лидера кричали Ему в уши, пока Он не вскричал в последний раз. Но через три дня голос прорвался сквозь другие голоса в нашей жизни: «Не бойтесь, это Я… мир вам… следуйте за Мной». Это голос нашего Воскресшего и живого Пастыря. Вы слышите это?
Это голос над всеми остальными. Я слышал историю, что в британских ВВС есть пилоты, которым нужно участвовать в боях воздух-воздух. Одна из трудностей боя заключается в том, что в уши пилотов доносится так много голосов и шумов, что они начинают терять их из виду. Раздается так много шума, что они начинают постепенно заглушать шум и даже не слышат сигнал тревоги сваливания, когда слишком быстро забираются слишком высоко. Это проблема! Знаете, что они это решили? В компьютер с предупреждением о сваливании запрограммирован детский голос каждого пилота, так что в разгар боя, когда вся болтовня настолько интенсивна, доносится фраза: «Папа, ты собираешься свалиться». Это голос, который вы услышите среди всех других голосов.
Так обстоит дело с голосом нашего Пастыря. Среди всех голосов, кричащих на Павла и Лютера, их отличает как пастырских лидеров то, что они слушали один голос выше всех остальных.После смерти Лютера в его кармане был найден клочок бумаги с надписью: «Hoc est verum. Wir sind alle Pettler».83 «Это правда. Мы все нищие». Это верно. Иисус – это все. И все же Бог использует вас и меня. Он дает мне, нищему, возможность стать частью Его работы, меняющей жизнь и вечность. Давайте всегда помнить об этом и петь вместе с нашими детьми: «Я ягненок Иисуса; Сердцем я всегда рад, потому что мой пастырь мягко направляет меня, знает мои нужды и хорошо меня обеспечивает, любит меня каждый день одинаково и даже называет меня по имени». Господь щедро благословил Свою Церковь таким пастырем в Св. Павле. Он благословил ее таким пастырем в лице Мартина Лютера. Пусть Он и дальше благословляет нас такими пастырями!

1 Эрик Метаксас, Мартин Лютер, 1.
2 Застольная беседа Мартина Лютера, 390.
3 Матфея 20:25-28 (NIV84)
4 Стив Мур, 10 лучших бесед о лидерстве в Библии, 13.
5 Christian Worship 432:1.
6 Евреям 13:7 (NIV84)
7 1 Коринфянам 11:1 (NIV84)
8 Уильям Хэзлитт (переводчик), Застольная беседа Мартина Лютера, 135.
9 Иоанна 10:27 (NIV84)
10 2 Коринфянам 11:23б-28 (NIV84)
11 2 Тимофею 2:12 (NIV84)
12 Иоанна 10:25б (NIV11)
13 LW 50:302
14 Эвальд Пласс, Что говорит Лютер, 671.
15 Дэниел Лейрер, «Пастырское лидерство Нового Завета» (файл эссе WLS)
16 1 Коринфянам 15:9 (NIV84)
17 Ефесянам 3:8а (NIV84)
18 1 Тимофею 1:15 (NIV84)
19 Филиппийцам 4:13 (NIV84)
20 1 Коринфянам 15:10б (NIV84)
21 1 Коринфянам 2:1- 5 (NIV84)
22 2 Коринфянам 12:9-10 (NIV84)
23 2 Коринфянам 4:7-10
24 John MacArthur, Called to Lead, 101-102. 
25 2 Коринфянам 2:16б (NIV84)
26 2 Коринфянам 3:5 (NIV84)
27 Застольная беседа Мартина Лютера, 110.
28 Деяния 25:12 (NIV84)
29 Деяния 27:20b (NIV84 ) )
30 Деяния 27:25 (NIV84)
31 Марк Зарлинг, «Вожди в Господе!» 8.
32 1 Коринфянам 15:19
33 Джон Макартур, Призванный руководить, 39 лет.
34 Иоанна 10:16 (NIV84)
35 Матфея 16:18б (NIV84)
36 Иоанна 5:24 (NIV84)
37 2 Коринфянам 1:20 (NIV84)
38 Матфея 28:20б (NIV84)
39 2 Тимофею 1 :7a (NIV84)
40 Роланд Бейнтон, Вот я стою, 212.
41 «Христианин — оптимист».
42 Застольная беседа Мартина Лютера, стр. 149.
43 2 Тимофею 2:2 (NIV84)
44 Галатам 4:19 (NIV84)
45 Титу 1:5б (NIV84)
46 Джефф Калигвайр, Секреты лидерства Святого Павла, 137.
47 Луки 10:2 , 3б (NIV84)
48 Филиппийцам 4:4, 8 (NIV84)
49 Это для ребят из Милуоки. Приношу извинения, что не спросил разрешения у Эрни фон Шледорна.
50 Эрик Метаксас, Мартин Лютер, 281.
51 Никакого каламбура. Лютер внесен в зал славы боулинга за изобретение девятикельной игры.
52 Цит. по Роланду Бейнтону, На том стою, 214.
53 я глубоко обязан профессору Джеймсу Тифелю не только за его инструкции, но и за множество ресурсов, которые помогли организовать этот семинар. Если кому-то интересно увидеть это или использовать, просто напишите мне: scharfdg@mlc-wels.edu.
54 На семинаре мы всей группой решили, что для обсуждения термины «современный» и «традиционный» не очень полезны. Джон Хейн хорошо об этом говорит: «Например, группа Koine почти не использует современные песни и гимны, вместо этого переустанавливая классические гимны на современные инструменты. Так они традиционные или современные? И наоборот, возьмем общину, которая купила все гимны Кита Гетти, но по возможности играет эти гимны на органе. Они традиционные или современные? В книге «Служение слова и таинства» организации «Христианское богослужение» отсутствует историческая песнь «Слава в Excelsis», используемая верующими уже в ранней христианской церкви, и заменяется ею на «О Господь, Господь наш», которому всего несколько десятилетий. Это традиционный или современный ход?»
55 Спасибо Джиму Хюбнеру за то, что позволил мне украсть этот термин 13 лет назад!
56 Галатам 6:1 (NIV84)
57 Филиппийцам 1:8 (NIV84)
58 Римлянам 1:18 (NIV84)
59 2 Тимофею 1:4 (NIV84)
60 Застольные беседы Мартина Лютера, 42 . Возможно, это преувеличение, но мне нравится эта цитата. Один из моих профессоров однажды сказал: «Половина хорошего богословия — это знание правильных ответов. Другая половина задает правильные вопросы». Будучи преподавателем доктрины вот уже два года, я понимаю, что иногда студентам нужно услышать именно это!
61 1 Коринфянам 2:2 (NIV84)
62 Иоанна 12:21 (NIV84)
63 Эвальд Пласс, Что говорит Лютер, 117.
64 Мартин Лютер, Большой катехизис, 10.
65 Мартин Лютер, Большой катехизис, 6.
66 2 Тимофею 3:16-17 (NIV84)
67 Эрвин Шарф, Мартин Лютер: реформатор в становлении, 93.
68 Застольные беседы Мартина Лютера, 255. Лютер ограничил время часом. Очевидно, многословная проповедь не предполагает любви. Возможно, он сказал бы то же самое о докладах симпозиума!
69 Я спрашивал многих профессоров, говорили ли они нам это, и все они ответили, что это не они, но затем добавили что-то вроде: «Но это хорошее практическое правило для служения!»
70 Пожалуйста, никогда не говорите так.
71 Луки 4:43 (NIV84)
72 Луки 9:22 (NIV84)
73 Иоанна 9:4 (NIV84)
74 1 Коринфянам 9:19, 20а, 22 (NIV84)
75 LW 49:323-324
76 Иоанна 10:16 (NIV84)
77 В этой газете даже есть картинки!
78 Застольная беседа Мартина Лютера, 365 г.
79 Иоанна 10:27а (NIV84)
80 «Он [Лютер] не только привнес точность в эту новую работу, но и с гениальным слухом, настолько чутким к драматически разнообразному немецкому языку своего времени, что то, чего он достиг, переведя всю Библию… не только преуспело в революционном веры в Германию, но также имел эффект почти создания нового немецкого языка». (Эрик Метаксас, Мартин Лютер, 273.)
81 Эрвин Шарф, Мартин Лютер: Реформатор в процессе становления, 95.82 Теоретически…
83 Джеймс Киттельсон, Лютер Реформатор, 297.

Библиография
Bainton, Roland H. Here I Stand: A Life of Martin Luther. Nashville, TN: Abingdon Press, Unknown.
Caliguire, Jeff. Leadership Secrets of Saint Paul. Tulsa, OK: River Oak Publishing, 2003.
Fredrich, Edward C. ed. Luther Lives. Milwaukee, WI: Northwestern Publishing House, 1983.
Hazlitt, William Tr. Table Talk of Martin Luther. Orlando, FL: Bridge-Logos, 2004.
Janzow, F. Samuel Tr. Luther’s Large Catechism. Saint Louis, MO: Concordia Publishing House, 1978.
Kittelson, James M. Luther the Reformer. Minneapolis, MN: Augsburg Publishing House, 1986.
Kolb, Robert. Martin Luther and the Enduring Word of God. Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2016.
Leyrer, Daniel P. “New Testament Pastor Leadership.” Mequon, WI: WLS Essay File, Year Unknown.
MacArthur, John. Called to Lead: Leadership Lessons from the Life of the Apostle Paul. Nashville, TN: Thomas Nelson, 2004.
Metaxas, Eric. Martin Luther: The Man Who Rediscovered God and Changed the World. New York, NY: Viking, 2017.
Moore, Steve. The Top 10 Leadership Conversations in the Bible. Atlanta, GA: Nexleader, 2017.
Nichols, Stephen J. Martin Luther: A Guided Tour of His Life and Thought. Phillipsburg, New Jersey: P&R Publishing, 2002.
Oberman, Heiko A. Luther: Man Between God and the Devil. New Haven & London: Yale University Press, 1989.
Plass, Ewald M. What Luther Says. Saint Louis, MO: Concordia Publishing House, 1959.
Sanders, Oswald J. Spiritual Leadership: Principles of Excellence for Every Believer. Chicago, IL: Moody Publishers, 2007.
Scharf, Erwin R. Martin Luther: Reformer in the Making. Milwaukee, WI: Northwestern Publishing House, 1987.
Schwiebert, E.G. Luther and His Times. Saint Louis, MO: Concordia Publishing House, 1950.
Wengert, Timothy J. The Pastoral Luther. Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans Publishing Company, 2009.
Zarling, Mark. “Leaders in the Lord! What Makes a ‘Lutheran’ Leader?” Mequon, WI: WLS Essay File, 1998.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии