Новая семья

Эта история о том, как у молодых людей, случайно встретившихся исподволь зародилась любовь, и они создали новую крепкую семью.

Все началось с того, что Наталья Дмитриевна Поспелова, девушка молодая, хрупкая, с русой косой, перекинутой через плечо на грудь, выходец из колхозной семьи, взяла, да и успешно окончила техникум, получила специальность и по государственному распределению приехала работать на лесопильный завод в лесопильный цех. Где работать значения не имело. Могла поехать и на край света. Лишь бы была работа. Приехала на лесозавод, расположенный в рабочем поселке Верхние Курьи города Перми на правом берегу полноводной реки Камы. Жители поселка тогда работали на лесозаводе или на Мотовилихинском металлообрабатывающем заводе. Для этого надо было переправляться через реку Каму, на речном катере, который регулярно ходил, спустя каждые 30 минут. Переправившись через реку на городском трамвае можно было добраться до любого места города.

Поселили жить Наталью в женском общежитии. К общежитию надо было привыкать. Конечно, в техникуме она жила тоже в общежитии, но здесь особое место для рабочих. Тогда, в 1960-е годы это было необычное место для выживания. Все жили дружно, бедно и трудно, частенько голодали, когда было в невмоготу, шли по соседям и разживались спасительной горбушкой хлеба и несколькими рыбками кильки в томатном соусе. Килька запомнилась на всю жизнь.

Наталья быстро поняла, избавиться от бедности в тех условиях быстро не удастся, необходимо принимать новые решения. Надумала, надо учиться, получить профессию инженера. Через год она поступила на заочное отделение лесотехнического института. Поощряя желание человека учиться, начальство пошло на встречу, перевели на работу в первую смену. Так что днем Наталья работала, а вечером ездила учиться в филиал института. Возвращалась домой из города только ночью, уставшая, голодная. Готовила для себя чашку чая и спать. Так она и жила.

Василий Леонтьевич Макаров родился в поселке спецпереселенцев, раскулаченных крестьян. До поступления в институт семья постоянно переживала, примут парня учиться, или откажут. Вот, первый рубеж, переход в восьмой класс. Государство отменило плату за обучение в средней школе. Повезло.

Василий с детства мечтал стать механиком, конструировать, ремонтировать машины. Мечтал поступить в политехнический институт на механический факультет. Стремился и учился хорошо. Мечтать не запрещено, а вот, жизнь внесла поправки. Вася в детстве после ангины приобрел порок сердца. По этой причине в политехнический институт документы не приняли. Вот, это удар. Что делать. В городе, где жил парень был еще горный институт. Там был механический факультет. Пожалуй, уже в панике Вася принес туда документы для поступления. Не приняли, опять из-за сердца. Куда сейчас? Оставался еще лесотехнический институт. Туда? Одно название корежило душу. Ведь родители в спец посёлке отработали на лесоповале, как исправительных работах, двенадцать лет. Работа в лесу рассматривалась в семье, как позор. А что делать? В гуманитарный вуз поступать не хотел. Пришлось пойти в лесотехнический. Там был факультет Механической технологии древесины. Документы приняли. Василий успешно его окончил, защитил инженерный диплом, стал инженером по механической технологии древесины и получил работу по государственному распределению в город Пермь на лесозавод. Надеялся занять должность инженера технолога. В то время на заводе все руководящие должности занимали практики из рабочих. Свободной должности не было.

В августе Василий Макаров приехал на лесозавод в поселок Верхние Курьи. В отделе кадров знали, что к ним должен приехать молодой специалист, но не подготовились. В общежитии места не оказалось. Пришлось инспектору отдела кадров вести молодого специалиста на ночлег к себе домой. Ночь провел в кладовке. На следующий день устроился в общежитии, ознакомился с поселком, столовой, магазинами. Приготовился к работе.

Поселок, словно деревня. Здесь быстро все новости становятся достоянием людей. Однажды на улице к Василию подошли три девушки.
 – Молодой специалист, – спросила одна из них.
– Да, позавчера приехал, хожу знакомлюсь с поселком. Зовут меня Василием.
– Мы тоже молодые специалисты, работаем здесь уже два года. Меня зовут Тая, это Вера и рядом Наташа. Живем мы в общежитии, нам выделили отдельную комнату на троих. Скучно будет, приходите. Сегодня вечером планируем пойти в кино, присоединяйтесь к нам.

Так состоялось знакомство, определившее дальнейшую жизнь парня.

Вечером девчонки уходили, то в кино, то на дискотеку. Наталья оставалась дома, готовила контрольные работы для института. Обладая хорошей памятью, она легко справлялась с гуманитарными науками, точные науки, математика, физика ей давались труднее. Василий вызвался помогать. Он все это в свое время проходил, но прошло пять лет, кое-что забыл. И все-таки, он легко вспомнил решения квадратных уравнений, дифференциальные и интегральные уравнения. Знания пригодились. Молодые люди вдвоем сидели в комнате, корпели над контрольными, – Василий решал задачи, примеры, Наташа оформляла отчеты. Волновала ли Наталья парня в тот период? Пожалуй, нет. Он не испытывал той влюбленности, какая с ним случалась ранее. Но чувствовал свою полезность, так почему бы не помочь.

Зачем напрасно проводить время. Василий старался быть полезным. Он ближе к полночи, в зимний холод, в непогоду, когда возвращалась Наташа домой, шел на пристань, встретить ее. На левом берегу Камы, у Мотовилихи стоял речной трамвайчик. Пассажиры заходили на него. Вася во все глаза разглядывал, села ли Наташа на кораблик. Но где там, расстояние ведь через Каму около пятисот метров, разве разглядишь. Приходилось ждать прихода трамвайчика. Вот, катер причалил к дебаркадеру правого берега, в Верхней Курье, и ты ощущаешь радость встречи или разочарование. Иногда приходилось еще ждать. Со временем, встречи на пристани стали приносить радость, молодые люди стали испытывать теплоту, ожидание встреч. Возвращались домой не спеша, с рассказами о лекциях, занятиях, о событиях дня. Затем каждый шел к своей кровати в общежитиях. Пришло время, Василий почувствовал влюбленность к девушке и признался ей в этом. Потом сделал предложение пожениться. Долго уговаривал. 

Наташа написала письмо матери, и вот мы встречаем маму у вагона поезда в Перми. Привезли в общежитие. Анна Николаевна была общительной женщиной, легко нашла общий язык с девчонками.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление от рассказа. В школьные годы у Васи был друг Анатолий. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, родители купили ему гармонь «хромку», а затем и баян. Вася тянулся за другом, так что и у него со временем появились и «хромка», а затем и баян. Ребята серьезно увлеклись музыкой, но осваивали инструменты самостоятельно, скорее всего на слух. Нотную грамоту знали плохо, а, вот, на свадьбах, вечеринках играли. Сколько их было сыграно?

Работая на лесозаводе, Васе попал в руки баян, принадлежавший профкому. В заводском клубе появилась музыка. Молодые люди стали собираться, пели, танцевали и даже организовали концерт. На концерт пришли руководители завода и Наташа с мамой Анной Николаевной. Запомнилось, Вася с товарищем из рабочих исполняли песню «На побывку едет молодой моряк». Вася пел и играл на баяне. Песня очень понравилась маме, что сыграло, пожалуй, решающую роль в выборе и утверждении претендента на роль жениха Наташи. Через некоторое время маму отправили домой. Начались свадебные приготовления. Прежде всего, нужна хотя бы отдельная комната в деревянном бараке. Вася пошел в профком, написал заявление. Комнату дали, сравнительно быстро. Мебель: стол, два стула, кровать с панцирной сеткой, постельное белье из запасов завода. Чтобы прибрать верхнюю одежду, пришлось пойти на лесозавод, на рейсмусовом станке продольно профрезеровать доску, набить в нее гвоздей и в таком виде прибить ее к стене. Так был сделан шкаф для одежды. Жилая комната обогревалась печью.

Однажды, Вася проходил через проходную.
– Макаров, – окликнул его начальник охраны, – сейчас сюда приедет кучер на лошади, поедешь на склад сырья, погрузишь дрова. Печь-то топить ведь надо чем-то.

Правда, у проходной остановилась лошадка, запряженная в сани. Управляла ею женщина небольшого роста среднего возраста. Увидев меня, она крикнула:
– Иди сюда! Садись.
Я подошел, сел на сани, спросил:
– Куда мы едем?
– На склад сырья.
На складе в снегу валялись сосновые распиленные кругляки длиной по пятьсот миллиметров, диаметром более одного метра.
– Давай грузи.
Я подошел, ухватился за кругляк, даже сдвинуть его не смог.
– Сейчас я сани ближе поставлю, – сказала женщина кучер, потом решилась помочь. – Давай вместе.
Вместе удалось загрузить четыре кругляка.
– Хватит, поехали домой. Куда везти-то?
Удивительно, люди узнали откуда-то о женихе и невесте, и от души помогали. А жених и невеста решили подать заявление о регистрации брака. Заявление у них приняли, регистрацию брака назначили во дворце бракосочетаний.

Главная забота невесты перед свадьбой – это платье. Свадебного платья у нас не было, и денег не было. Наташе подсказали, нарядное платье есть у Полины, что живет в общежитии. У нее отец военный, служит в Германии и в подарок дочери прислал платье. Наташа, превозмогая застенчивость, пошла к ней поговорить. Удивительно, Полина, узнав проблему, сама предложила платье. Какое оно было нарядное, розового цвета, пышное, на груди огромный бант. О таком сокровище мы и мечтать не могли.
– Сейчас платье надо как-то постирать, его ведь надевали, – заявила Наташа.
– Ну, какая проблема, – отреагировали подруги Тая и Вера.
– А бант, его ведь надо развязать, потом платье погладить и бант завязать. Нам так не повторить, – усомнилась Наташа.
Долго решались, наконец платье постирали, выгладили и бант как-то с горем пополам завязали.

Готовились к свадьбе. Закупали спиртные напитки, закуски. А, вот, посуды не было. Однажды Оксана, работающая в одном отделе с Наташей, сказала:
– Наташа, вот тебе адрес моих родителей. Я поговорила с мамой, и она подготовила вам посуду на свадьбу: тарелки там, рюмки, чашки, ножи, ложки. Сегодня сходите к ней, заберите. 
 
Нас опять, уж в который раз, выручили. Мы были благодарны и счастливы.

В назначенное время регистрации брака Вася с Наташей и свидетелями Верой и Сергеем Кузенковым прибыли во дворец бракосочетаний. Невест пригласили в одну комнату, женихов – в другую. И, вот из комнат потянулись вереницей потоки женихов и невест. У стола регистрации пары соединялись. Регистратор ЗАГСА сказал нужные слова, поздравил брачующихся с образованием новой семьи, молодожены скрепили свое желание подписями, в нужном месте поставили подписи свидетели, далее шампанское в ресторане и домой. Там собираются гости.

Вспоминая прошлое, Вася со стыдом говорил:
– Ко всему надо готовиться. Я расслабился, забыл, а девчонки организовали выкуп невесты. Знал ведь о таком обычае, никто не напомнил, и я опозорился. Я не справился. Ну, да что с меня возьмешь, нищета, голь ободранная. Как-то все обошлось. Молодая жена со мной, гости за столом. Водку выпили, закуску съели и началась обыденная серая жизнь. Я поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, стал работать преподавателем Уральского государственного университета, ушел на пенсию с должности профессора. Наташа закончила институт, ушла на пенсию с должности методиста заочного факультета.  У нас двое детей, получивших высшее образование. Мы отметили пятидесятилетие совместной супружеской жизни. Указом Губернатора Свердловской области награждены знаком отличия «Совет да любовь». Мы никогда не были богатыми, но были счастливы.


Рецензии