Обед по распорядку даже на войне

«Демьян выползает из окопов за «высотой 197». Здесь, в надежном укрытии, расположились батальонные кухни. Из-под крышек котлов струей бьет пар.

Первый порыв – к котлам! Разве откажет кашевар, когда увидит земляка, с головы до ног в грязи и глине? Он без слов поймет, что прибыл солдат с переднего края.
Но Демьян отворачивается, бежит спотыкаясь через лужайку (странно, здесь еще растет трава!) и снова оглядывается на кухни: их восемь в ряд. Интересно все-таки, что они сегодня готовят? Неужели опять борщ из сухих овощей? Боже, до чего довела солдата война! Добрый хозяин свиньям постыдится такое давать: сушеная капуста, сушеная свекла, вяленый лук и даже картофель – тоже сушеный! Не зря говорят, что на этом сушении и гноении овощей для фронта всякие там «земгусары» (прозвище чиновников из «Союза земств и городов», выполнявших интендантские функции) миллионщиками стали! Но с какой охотой умял бы все же сейчас Демьян котелок этой вонючей баланды...»

Юрий Смолич «Мир хижинам, война дворцам»

В июне 1980 года довелось мне силами учебного взвода, усиленного поваром из хозвзвода и полевой кухней, оборудовать запасной район танкового батальона нашего полка.
Запасной район находился в поросшем кустарником овраге неподалеку от села Ошихлебы и представлял собой по окончании работы 76 укрытий для танков и автомобилей с объемом вынутого грунта в сорок кубометров каждый.

Село Ошихлебы было широко известно на территории СССР, благодаря наличию в нем овощесушильного завода, где продукцию окрестных садов и полей - картофель, овощи и фрукты превращали в упакованную в бумажные мешки и картонные бочонки продукцию, которой кормили солдат и на Чукотке и в Афганистане.

Куратором строительства был начальник штаба танкового батальона, который ежедневно приезжал в запасной район, указывал места отрывки девяти укрытий, которые надо было отрыть за день, после чего убывал в полк.

Взвод был большой, сорок человек курсантов и три сержанта, поэтому располагался взвод в палатках, так как транспорта в полку не было, да и ежедневные перемещения на 15 километров в одну сторону отнимали бы слишком много времени.

Первые три дня поставленные задачи выполнялись с большим трудом, однако я видел, что дальнейшая работа вымотает бойцов до полного изнеможения, поэтому я послал одного сержанта в ближайший колхоз с задачей договориться о взаимопомощи в виде землеройной техники в обмен на помощь в благоустройстве.

Техника нашлась в виде бульдозера ДТ-75, который занимался трамбовкой зеленой массы в силосных ямах, каждое утро, следуя на эти самые ямы тракторист снимал дерн с девяти площадок, после чего курсанты не особо надрываясь углубляли укрытие до положенной глубины и формировали бруствер.


Рецензии
Эта статья о том, как иногда глупо организовывается работа, выполняется тяжёлый ненужный труд, хотя тот же бульдозер можно было предусмотреть с самого начала. А по поводу волонтеров в современной войне. Как было сто лет назад, так и сейчас, большинство из них наживает на войне баснословные капиталы. Читал об украинской армии - даже в голове не укладывается!

Александр Пругло   10.06.2024 08:59     Заявить о нарушении
Предусмотреть можно, но в полку бульдозера не было, Инженерная техника стояла на НЗ на длительном хранении, да и специалистов на ней не было...
КУРСАНТ расшифровывается как квалифицированная универсальная рабочая сила абсолютно не желающая трудиться.

Андрей Бухаров   10.06.2024 10:01   Заявить о нарушении
Путь к победе – через сердце! И чуть-чуть – через желудок…
Ирина Ивановна Морозова была мобилизована на СВО ещё осенью 22-го. Она сама себя мобилизовала, потому что не могла оставаться посторонним в жизни родной страны человеком. Нет, она не была отправлена на сборный пункт и далее – «за ленточку». Туда, на передовую, и даже за линию фронта Ирина Ивановна отправляет то, что нужнее всего нашим бойцам штурмовых подразделений, мотопехоте и фронтовой разведке. Тем людям, которым по нескольку суток, а то и недель недоступен даже блиндажный – весьма относительный – комфорт. Война есть война и кроме боеспособности она требует от человека умения выживать в крайне экстремальных условиях. Как теперь узнаешь, сколько слов благодарности вернулось от наших воинов сюда на восток, в тыл – тем людям, которые связали тёплые шерстяные носки, которые приготовили вкусный и питательный борщ и упаковали его в малюсенький пакетик, помещающийся в нагрудный карман полевой униформы. Ирина Ивановна их слышит – эти слова – своим сердцем слышит. Она знает, что наши ребята нуждаются в её помощи, она как добрый ангел-хранитель каждый раз спасает их, когда эта помощь нужнее всего. Мобилизованная русская женщина Ирина Морозова продолжает свою миссию за тысячи километров от фронта и не собирается прекращать тяжкую, но совершенно необходимую работу, пока война не закончится нашей победой.
Картошка, мясо, капуста, перловка, свекла, огурцы, рис, молоко, зелень, хлеб, вермишель, печёнка, яблоки, крахмал, специи, морковь, грибы, гречка, фасоль, горох… Нет, это не все продукты, из которых Ирина Ивановна готовит вполне обычные, вкусные и питательные блюда нашей родной русской кухни – борщ, рассольник, вермишелевый и «музыкальный» суп, кашку-малашку и гречу по-купечески. И помощников у неё хватает. Это в первую очередь – супруг и боевой соратник Сергей Дмитриевич, на долю которого приходится самая тяжёлая физически часть работы – подготовительная – чистка картошки, перекрутка мяса… Помогают и жители нашего округа, прежде всего – волонтёры, плетущие маскировочные сети для фронта. Помогают - кто чем может. Есть продукты со своего огорода - приносят продукты, нет такой возможности – дают Морозовым деньги, чтобы они купили то, что нужно для заготовок на базе. Да! Они ещё и масксети плетут! И все понимают – если нет Морозовых «на сетях», значит в этот день они прикрывают другой участок фронта – продовольственный…
Специально для меня в кружке кипятка была запарена ложка концентрата под названием «Борщ». Мой первоначальный скептицизм был посрамлён. Я лично убедился в том, что концентрат – это никакой не суррогат, не заменитель пищи. Это и есть полноценная питательная и – самое главное – действительно вкусная еда. И это при том, что Ирина Ивановна принципиально не использует в своих заготовках никакой «химии» - ни консервантов, ни усилителей вкуса – только натуральные, вкусные и полезные продукты. Немного непривычной показалась поначалу однородность консистенции. Но по здравому размышлению – именно в такой форме и должно быть питание в условиях, когда человек выживает. Хочешь ешь ложкой, как обычно, хочешь – пей, как томатный сок. Развести порцию борща можно в любой посуде. Есть возможность согреть воду – нужно использовать эту возможность, организм получит дополнительную поддержку. Нет такой возможности – можно развести сублимированный продукт холодной водичкой, или просто высыпать порошок в рот – питательность и вкус концентрата от этого не изменятся. Воин выполнит свою боевую задачу, вспомнит добрым словом незнакомую ему женщину и вернётся в своё подразделение с чувством исполненного долга.
«Приморский спицнаZ» - так называется общественно-волонтёрское движение, осуществляющее поддержку деятельности Ирины Ивановны Морозовой и других неравнодушных гражданских людей, работающих «на фронт». Почему через «И»? Да потому что начиналось всё с вязания спицами носков для солдат СВО. Сегодня эмблемка этой народной организации хорошо знакома нашим ребятам на передовой. Они ждут посылок с такой картинкой и благодарят за вкусные и полезные гостинцы, которые иногда очень здорово выручают в тяжёлые моменты боевой работы. «СпицнаZ» снабжает Ирину Ивановну специальной техникой для изготовления концентратов, тарой, продуктами, забирает партии продукции на отправку. Непосредственный куратор, через которого осуществляется обратная связь с фронтом – Оксана.
Морозова не видит в своём поступке ничего необычного и не ждёт одобрения или похвалы. Она благодарна за поддержку своим близким людям и друзьям-единомышленникам. Она спокойно и упорно выполняет свою довольно нудную и тяжёлую работу. Это неважно, что дом её насквозь пропах печёнкой и специями – они с мужем и не такое нюхали… Ничего не значит и то обстоятельство, что в погребе остался один мешок «едовой» картошки – много ли им с мужем надо на двоих! Зато семенной – три мешка стоят, значит опять огород будет кормить их двоих и ещё несколько человек на фронте. Если, конечно, война к тому времени не закончится. Ведь это – самая большая мечта Ирины Ивановны Морозовой, простой русской женщины. Самомобилизованной в трудовое народное ополчение и честно исполняющей долг перед Родиной и своей совестью.

Евгений Суздальцев   19.06.2024 05:50   Заявить о нарушении
Вот нажились наши волонтёры! А я и не знал, когда материал про них готовил.

Евгений Суздальцев   19.06.2024 05:51   Заявить о нарушении
Не секрет, что подавляющее большинство наших волонтеров - люди честные и бескорыстные. Но есть, где развернуться и дельцам-предпринимателям, прикрываясь волонтерством. По российской армии вопиющих случаев не слыхал, да и не хочу слышать. А вот на украинской стороне - там такие многомиллионные аферы прокатывают,что диву даёшься. Анатолий Шарий уже не одну схему разоблачил.

Александр Пругло   19.06.2024 07:04   Заявить о нарушении
На войне питание не менее значимо чем горючее для техники и боеприпасы.
См.Хочешь мира готовься побеждать.

Андрей Бухаров   19.06.2024 07:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.