Блаватская об аде и христианстве

То, что из всех народов древности ни один не верил в личного дьявола больше, чем либеральные христиане девятнадцатого века, кажется маловероятным, и все же это печальный факт. Ни египтяне, которых Порфирий называет «самой ученой нацией в мире», ни Греция, ее добросовестный переписчик, никогда не были виновны в таком вопиющем абсурде. Мы можем сразу добавить, что никто из них, даже древние евреи, не верили в ад или вечное проклятие, а также в дьявола. Везде, где в переводах еврейских священных текстов встречается слово «ад», оно совершенно неуместно. Евреи не знали о таком понятии, и в Евангелиях часто встречаются примеры такого же непонимания. Итак, когда Иисус произносит (Мф.16:18) «...и врата ада не одолеют её», в оригинальном тексте стоит «врата смерти». Слово «ад» (применительно к состоянию временного или вечного проклятия) также нигде не употребляется в Ветхом Завете, несмотря на то, что все эллинисты утверждают обратное. «Тофет» или «долина сыновей Енномовых» (Иер.7: 30) не имеет такого толкования. Греческое слово «геенна» также имеет совершенно иное значение, поскольку несколько компетентных авторов убедительно доказали, что «геенна» идентична гомеровскому «тартару». Сам апостол Петр подтверждает это. В своем втором послании (2:4), в оригинальном тексте апостол говорит, что согрешивших ангелов Бог «низверг их в тартар» [;;;; ;;;; ;;;;; ;;; ;;;;;;;]. Это выражение, слишком некстати напоминающее о войне Юпитера и титанов, было изменено, и теперь в версии короля Якова оно звучит так: «низверг их в ад» [связав узами адского мрака (синодальный перевод)]. В Ветхом Завете выражения «врата смерти» и «чертоги смерти» просто намекают на «врата могилы», которые конкретно упоминаются в псалмах и притчах. Ад и его повелитель [т.е. дьявол] являются изобретениями христианства, появившимися одновременно с его приходом к власти и обращением к тирании. Они были галлюцинациями, порождением кошмаров «святых антониев» в пустыне.  До нашей эры древним мудрецам был известен «отец зла» и они относились к нему не иначе, чем к ослу, выбранному символом Тифона «дьявола».– «Разоблаченная Изида», том 2, стр. 506-507
Умирая в муках на кресте, Человек Скорбей простил своих врагов.  Его последние слова были молитвой за них.  Он учил своих учеников не проклинать, а благословлять даже своих врагов.  Но наследники апостола Петра, самопровозглашённые земные представители того же кроткого Иисуса, без колебаний проклинают всякого, кто сопротивляется их деспотической воле.  К тому же, разве «Сын» не был давно уже отодвинут ими на задний план?  Они поклоняются только вдовствующей Матери, так как согласно их учению на основании опять же «непосредственно от Духа Божьего», только она служит посредницей.  Вселенский Собор 1870 года воплотил это учение в догмат, не верить которому – значит навсегда обречь себя на «бездонную пропасть».   – «Разоблаченная Изида», том 2, стр. 8-9
То же можно сказать и об аде.  Аид совершенно отличался от нашей области вечного проклятия, и его можно было бы назвать скорее промежуточным состоянием очищения.  Также скандинавская Хель или Хела не предполагает ни состояния, ни места наказания, так как когда Фригг, убитая горем мать Бальдра, светлого бога, который после своей смерти оказался в тёмных обителях теней (Аид), послала Хермода, сына Тора, на поиски своего любимого ребёнка, и посланник  нашёл его в суровой области, увы!  но по-прежнему удобно устроившимся на скале и читавшим книгу. Кроме того, норвежское царство мёртвых находится в высоких широтах полярной области;  ни эта холодная и унылая обитель, ни ледяные залы Хель, ни занятие Бальдра не представляют ни малейшего сходства с пылающим адом вечного огня и жалкими «проклятыми» грешниками, которыми Церковь так щедро населяет его.  И тем более, это – не египетский Аменти, область суда и очищения, ни Ондера – мрачная бездна индусов, так как даже падшим ангелам, брошенным в неё Шивой, Парабрахма позволяет считать её промежуточным состоянием, в котором им предоставляется возможность подготовиться к более высоким степеням очищения и искупления их жалкого состояния. 
Геенна Нового Завета была местом за стенами Иерусалима;  и, говоря о ней, Иисус использовал обычную метафору.  Откуда же тогда возник унылый догмат ада, этот архимедов рычаг христианского богословия, которым им удалось удержать в подчинении бесчисленные миллионы христиан на протяжении девятнадцати веков?  Разумеется, не из еврейских Писаний, и мы обращаемся за подтверждением к любому исследователю, хорошо знающему иврит.
Единственным словом в какой-то мере соответствующим аду в Библии  является геенна или Енном, название долины недалеко от Иерусалима, где находился Тофет или место, и где постоянно поддерживался огонь в санитарных целях.  Пророк Иеремия сообщает нам, что израильтяне приносили в жертву своих детей Молоху-Гераклу на этом месте;  а позже мы обнаруживаем, что христиане незаметно заменяют это божество своим богом милосердия, чей гнев не может утихнуть, если Церковь не принесёт ему в жертву своих некрещёных детей и согрешивших сыновей на алтарь «вечного проклятия»! – «Разоблаченная Изида», том 2, стр. 11
Иоанн придаёт своему «Слову» чисто каббалистическое значение, которое никакие «отцы», за исключением тех, кто принадлежал к неоплатонической школе, не могли понять.  Ориген хорошо это понимал, будучи учеником Аммония Саккаса,  поэтому мы видим, как он храбро отрицает бесконечность адских мучений.  Он утверждает, что не только люди, но даже дьяволы (под этим термином он имел в виду развоплощённых грешных людей) после определённого срока наказания будут прощены и, в конце концов, возвращены на небеса. Вследствие этой и других подобных ересей Ориген был, разумеется, сослан. – «Разоблаченная Изида», том 2, стр. 13
Мы взвесили историю, логику и истину, и «нашли их очень лёгкими». Их система порождает атеизм, нигилизм, отчаяние и преступление; их священники и проповедники не могут доказать своими делами получение божественной силы. Если бы и церковь, и священник могли исчезнуть с поля зрения мира так же легко, как и их имена теперь исчезают из поля зрения нашего читателя, то это был бы счастливый день для человечества. Нью-Йорк и Лондон могли бы вскоре стать такими же нравственными, как языческий город, не населенный христианами, Париж был бы чище древнего Содома. Если католики и протестанты были бы так же совершенно уверены, как буддисты или брахманы, что каждое их преступление будет наказано, а каждое доброе дело вознаграждено, то они бы тратили на своих собственных язычников то, что сейчас идёт на организацию длительных пикников для миссионеров и на то, чтобы сделать имя христианина ненавидимым и презираемым всеми народами за пределами христианского мира.  – «Разоблаченная Изида», том 2, стр. 585-586
Если мы не допускаем никакого наказания за пределами этой земли, то это потому, что единственное состояние, известное духовному Я после смерти, - это состояние беспримесного блаженства. ... преступления и грехи, совершенные на плане объективности или в материальном мире, не могут быть наказаны в мире чистой субъективности. Мы не верим ни в ад, ни в рай как места обитания; ни в объективное адское пламя и червей, которые никогда не умирают, ни в Иерусалим с улицами, вымощенными сапфирами и бриллиантами. Мы верим в посмертное состояние или состояние сознания, в котором мы находимся во время ясного сна. Мы верим в непреложный закон абсолютной любви, справедливости и милосердия. – «Ключ к теософии», гл 7
 «Вы тогда так же легко поймете заблуждение христиан, которые собрались сжигать нематериальные души в материальном физическом аду…» «Письма Махатм» Письмо 9
Оккультисты говорят, что ад означает просто человеческое тело, и нет никакого другого ада, кроме земного. Тот факт, что Христос и многие другие солнечные боги, как Геракл и прочие сходили в ад, – это аллегория, указывающая именно на заточение в физическом теле. ... Откровение евангелиста Иоанна не является христианским сочинением, а просто христианизированной формой распространённого пророчества, и я могу заверить вас, что это одна из самых оккультных вещей для любого, кто понимает это... «Дракон» символизирует сынов мудрости, воплощающихся в человечестве и, таким образом, низвергаемых в ад материи, которым являются наши тела, так как нет никакого ада за пределами наших дорогих сердцу людей. Именно человечество на этой земле, и нигде больше, и является адом. «Диалоги по ‘Тайной доктрине’», стр. 483, 491
Метафорическое ГРЕХОПАДЕНИЕ, а также метафорическое искупление и распятие на кресте вели западное человечество по таким дорогам, где оно утопало по колено в крови. Хуже всего то, что они заставили его поверить в догму о злом духе, отличном от духа всякого добра, тогда как первый живет во всей материи и преимущественно в человеке. В конце концов, западное человечество создало богопротивную догму об аде и вечной погибели; оно установило плотную завесу между высшей интуицией человека и божественными истинами; и, что самое пагубное, это привело к тому, что люди остались в неведении относительно того факта, что до появления человека на этой и, вероятно, на других землях во вселенной не было никаких бесов, никаких темных демонов. С тех пор люди были вынуждены принять мысль о первородном грехе как сомнительное утешение в скорбях этого мира. – «Тайная доктрина», том 2, стр. 484
Следовательно, Библия не является «словом Божьим», а содержит в лучшем случае слова людей, склонных к ошибкам, и несовершенных учителей... Христианский канон, особенно Евангелия, Деяния Апостолов и Послания, составлен из фрагментов гностической мудрости, основа которой является дохристианской и построенной на МИСТЕРИЯХ посвящения. Именно такой способ богословского изложения и вставленные в него фрагменты (например, в Евангелии от Марка, глава XVI, от стиха 9 до конца главы), превращают Евангелия в «хранилище (нечестивой) лжи» и бросают тень на ХРИСТА. Но оккультист, который различает два направления (истинное гностическое и псевдохристианское), знает, что фрагменты, свободные от богословских искажений, принадлежат к древней мудрости. «Эзотерический характер Евангелий», часть I
Церквям придется расстаться со своими заветными догмами, иначе 20-й век станет свидетелем падения всего христианского мира, а вместе с ним и веры даже в Христа, как в чистого духа. Само это имя уже начинает вызывать неприязнь, а потому богословское христианство должно умереть, чтобы впредь никогда не воскресать в своей нынешней форме. Это, по сути дела, было бы наилучшим решением всех проблем, если бы не реакция, которая неизбежно за этим последует: грубый материализм станет следствием и итогом столетий слепой веры, если только утрата старых идеалов не будет заменена другими идеалами, неприступными, потому что они универсальны и построены на скале вечных истин, а не на зыбучих песках человеческой фантазии. Чистая нематериальность должна, в конце концов, заменить ужасный антропоморфизм этих идеалов в представлениях наших современных догматиков. Иначе как же христианские догмы — полная противоположность догматам других экзотерических и языческих религий — смогут претендовать на какое-либо превосходство над ними?...
Несомненно, ни один человек, посвятивший себя подобным сравнительным исследованиям, не сможет рассматривать западную религию иначе, как бледную и слабую копию более древних и благородных философий.  «Эзотерический характер Евангелий», часть III


Рецензии