Человек с удой

И в самом деле, что за странное существо человек с удоч-кой? Сидит целый день на берегу и смотрит на воду. Он и ночью сидит там. Наденет на лоб фонарик, сидит на стульчике и ждет. Потянет тарань червячка - дернет удочку и отпустит. Если даже немного задрожит леска, опять дернет и опять отпустит. В это время для него ничего другого не существует, кроме палочки в руках, банки с червяками и, конечно же, самой рыбы. Собственно говоря, и рыба, как говорится, не так уж ему нужна. Помните жиз-ненный принцип Чичикова: «Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай»? И у человека с удочкой почти то же, только в самом прямом смысле. Как говорится, важен сам процесс, а не резуль-тат.
Вот и я пристрастился к этому занятию. Сперва не получа-лось никак. Червяка на крючок не мог надевать: брезговал. По-том привык. Однако я еще не рыбак вовсе, а только любитель по-стоять у воды с палочкой в руках. И рассказчик я не ахти какой, чтобы достаточно хорошо написать о рыбалке. Плохо получается у меня с этим, и потому позвольте мне сказать о рыбаке и удочке словами более опытного мастера рассказывать. Вряд ли Салты-ков-Щедрин был рыбаком, но удочку и человека с ней он описал хорошо. А вот Хемингуэй был рыбаком отменным. И охотником был первым. И боксером. И очень хорошо обо всем этом писал. Я же по сравнению с ними щелкопер. Но все-таки…
Итак, М. Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пескарь».
«А человек? – что это за ехидное создание такое! Каких ка-верз он ни выдумал, чтобы его, пискаря, напрасною смертью по-гублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец, … уду!» - так думает пискарь-сын в сказке Щедрина. Потом вспоминает о том, как «пискарь-отец не раз его насчет уды предостерегал. «Пуще всего берегись уды!» – говорил тот, и «он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намо-тал». «И жил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется – только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! Кажется, жив!» - вот как пишет великий сатирик.
Ну, хватит об этом, ибо не ловим мы не то что «премуд-рых», а даже самых обыкновенных пескарей. Мы же ловим… глу-поватую тарашку (это народное название плотвы, воблы или как еще ее называют). А глуповатую потому, что они, тарашки, ино-гда дюжинами висят на одном поводке с удочки в руках опытного рыбака. Вот такая она глупая, наша тарашка: видит же, что висят на крючках за жабры девять ее сородичей, и она, десятая, тоже туда лезет.
У моих друзей-товарищей из рыбаков опыту тоже немало. Однако на их поводках я видел только по пять или шесть крюч-ков. У меня же еще меньше: из-за того, что долго надеваю чер-вячков, решил ограничиться тремя-четырьмя крючками.
Обычно я хожу на рыбалку рано утром после прогулки по берегу. Выхожу в четыре часа утра – Толик уже на берегу, возвра-щаюсь с прогулки в пять часов – вместе с Толиком Махач. Если они на месте, значит, рыба ловится. По этому поводу даже стихи из поэмы Твардовского вспомнил. В главе «Два солдата» вот как Теркин определяет, есть дома у старухи сало или нет:
Теркин:
- Бабка, сало здесь.
Не был немец – значит, есть!
Я тоже по тем рыбакам решал, пойти на рыбалку или нет. Толик на берегу – значит, есть рыба, нет Толика – рыбы тоже нет. Один раз только обманулся. Недавно, возвращаясь домой с про-гулки, посмотрел туда, где Толик обычно бывает. Вижу Толика и Махача. И спиннинги их стоят с уклоном к воде. Быстро вытащил я из дома свой рыболовный инструмент, ведро, стульчик… и встал на берегу в некотором отдалении от друзей. Первая по-пытка, вторая, - только тина да трава морская. Как тут не вспом-нить из сказки А.С.Пушкина:
Раз он в море закинул невод -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод –
Пришел невод с травою морскою.
И у меня то же самое: то трава морская, го тина. Прежде чем закинуть в море поводок с крючками третий раз, я решил проверить, как идут дела у моих друзей. Не успел я к ним сходить, навстречу идет Магомед, тоже товарищ по прогулкам. Он и гово-рит мне, что вместе с вечными своими «болельщиками» друзья-товарищи мои бухают. Все! Не буду я больше по ним определять, есть рыба или нет. Собрал свой инструмент и пошел домой.
Подхожу к дому - с громким «кар-р-р!» встречает меня са-мая настоящая серая ворона. Она взлетала и садилась с дерева на дерево, провожая меня до дома, и каркала. Я подумал, к чему бы это: никак не мог вспомнить, что может ворона предвещать. Дома в Интернет-сети нашел сведения о том, что, если ворона каркает над головой, как в моем случае, она принесет долго-жданные новости, имеющие положительный характер. По-верьте: так и получилось. Через день я был принят на должность, по которой, как не раз говорили друзья, должен был я работать 50 лет назад. Все. Отныне я верю в приметы, но только… в хоро-шие!
В следующее утро случилось опять то же: когда вышел из дома, ворона закружилась над моей головой и закаркала. Об этом я рассказал Толику. Толик же ничего не разъяснил, а расска-зал мне случай, как ворона крала его червяков из банки. Точно такое случилось и со мной.
Вчера на рыбалке зацепил я грузилом что-то в воде. «Это, наверное, бычок засел на крючок и плавниками прилип к камню»,- думаю я. Такое бывает. Пошел по берегу, немного от-пустив леску, чтобы обмануть бычка. Обернулся назад и увидел воришку. Это была ворона, она вытаскивала из моей банки чер-вяков. Когда я отогнал ее, она недовольно закаркала. Я решил, что это та вещунья моя и пришла за оплатой. Ну и оставил ей не-сколько червячков и всех, сколько было, бычков на камне в знак благодарности за хорошую весть.
Вот еще что хочу я сказать. Когда бываю на рыбалке, мне на помощь (так они считают) приходят жена и внук. Иногда они действительно помогают: жена снимает с крючков рыбу, внук по-дает червяков, чтобы я быстрее надевал их на крючки. Плохо одно: супруга моя, когда видит у других рыбаков по четыре - пять рыб на поводке, а на моем – одну-две, показывает мне на них глазами. Обыкновенно я стараюсь не обращать на это внимание, но иногда огрызаюсь, бурча: «Спроси у любого из них, почему Ку-тузов в 1812 году решил отдать французам Москву. Они не отве-тят, потому что не читали «Войну и мир». А по пять рыб вытаски-вают на поводке потому, что рыбалкой занимаются десятки лет. Вот так вот. Каждому свое».
А если сказать честно, хорошее это занятие, рыбная ловля, прикольное, как говорит молодежь. Лучше, чем на рыбалке, ты нигде не отдыхаешь.
2016 г.


Рецензии