Полуночная охота
Однажды осенней ночью мы долго сидели на засаде, поджидая барсука (нас попросили достать свежий барсучий жир для человека с больными легкими). Салих сидел на корточках на скале над входом в нору. Я же стоял поодаль: у барсука бывают и запасные входы–выходы из норы. Мы ждали его выхода с вечерней зари до полуночи. Раздался выстрел. Но подраненный барсук успел обратно забежать в нору. Это Салих допустил ошибку: нельзя стрелять в барсука около норы, а надо подождать, пока он на порядочное расстояние отойдет. «Как же он оплошал? С ним такое раньше не бывало»,- сразу подумал я. «Видимо, устал ждать», - сам собой нашелся ответ.
Я уже решил, что не достанем зверя из глубокой норы под скалой. Салих же, недолго думая, включил карманный фонарь, лег на живот и залез в нору. Я даже испугался, что он там застрянет. «Я вижу барсука, он ранен, тяжело дышит и смотрит на меня, - раздался оттуда его голос.- Другого выхода из норы нет, и мы его вытащим». Через некоторое время он задом вылез из норы и, ничего мне не сказав, пошел в сторону соседнего с нами села (мы были далеко от родного села). Я же остался около норы и ждал: а вдруг…
Через полчаса друг мой вернулся с двумя сплетенными меж собой длинными сухими прутьями. Это он взял их из старой изгороди на окраине села Бускри, где он в то время работал учителем. Поверьте: мне такая мысль никогда бы в голову не пришла. Он опять почти влез в нору, долго крутил прутья, цепляя за шерсть на шкуре подранка, и скоро вытащил его живого. Мы зарезали его, сопровождая словами «Аллаху акбар!». А потом, вдвоем взяв за передние лапы, долго несли домой, волоча по земле. Ну и жирный был зверь. И его жиру хватило на нескольких больных.
Когда я писал этот рассказ, я вспомнил Тихона Щербатого из романа «Война и мир» Льва Толстого. «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное, все указывали на Тихона», - пишет Толстой, имея в виду своего героя – партизана из отряда Денисова. Тихон не боялся никакой работы. По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для общего дела. Он по заказу командира приводил любого «языка» - француза с кляпом во рту. И еще Толстой говорит, что особенностью Тихона является «способность не падать духом ни при каких обстоятельствах».
Все сказанное великим писателем целиком подходит к моему другу. Последнее предложение из предыдущего абзаца ко мне тоже имеет отношение, как и к Салиху. Мы никогда духом не падали. Возвращаясь с охоты без трофеев после того, как прошли пешком не менее пятидесяти километров по ущельям и горам, мы клялись больше не ходить на охоту. Однако и опять шли. Охота - это болезнь, настоящая мужская болезнь! И мужчина, однажды заболевший ею, будет болеть всю жизнь.
На охоте Салих - незаменимый человек. Он все умеет делать. Никто так быстро не разведет костер, как Салих. Ему разницы нет, в открытой всем ветрам степи ли или высоко в горах это делать. Он может развести костер и на снегу. Быстро наломает дров на огонь. Быстрее, чем заправский чабан с барана, сдерет шкуру с любого убитого зверя. Приготовит отличное блюдо из его мяса. Он может сымитировать писк полевой мыши и подозвать на ружейный выстрел самого хитрого зверя – лисицу с расстояния в километр. На охоте Салих никогда не ленится. Он пойдет туда, куда пошлет его старший на охоте. Он до тех пор будет стоять на номере зимой при 20-градусном морозе, пока его не позовут. Это человек спортивного телосложения, хотя активным спортом никогда не занимался. Свои мышцы он оттачивал ежедневным тяжелым физическим трудом.
И еще наш Салих - мастер по всем строительным специальностям. Он каменщик и плотник, арматурщик и бетонщик, маляр и штукатур. В быту Салих похож и на другого толстовского героя из того же романа – Платона Каратаева: тот тоже все умел делать. Однажды Салих мне говорил, что единственное, что не умеет делать, это сплести корзину из ивовых и ореховых прутков. Это было давно, и я думаю, что Салих уже научился плести чIап (на нашем языке так называют эту корзину).
Двадцать пять лет проработав в школе учителем географии, он ушел из школы и уехал в город. Строил здесь двухэтажные дома на одну и две семьи и выгодно продавал их. Считаю, что поступил он правильно, расставшись со школой. Мне бы тоже последовать тогда его примеру, но я ничего не умел делать, кроме как учить детей. Конечно, сегодня и Салих не строит дома, но на охоту, даже с ночевкой, пойдет с превеликим удовольствием. Я же и это не могу делать из-за болезней. Теперь я хожу на охоту дома: лежа на диване, каждый вечер смотрю передачи об охоте по каналам «Охотник и рыболов» и «Дикая охота».
Все хорошо в моем друге Салихе, если бы не его привычка разыгрывать друзей, что он много лет подряд, зная мою доверчивость, делает и со мной. Много примеров тому мог бы я привести, но ограничусь одним, тем, что случилось год назад здесь, в городе.
Звонит мне Салих и говорит, что он находится на охоте вместе с моими бывшими учениками-охотниками. Они же его племянники. «Это серьезные ребята,- думаю я,- и сейчас на охоту не пойдут: не сезон». И не верю ему. Такое он делал со мной и раньше, звонил из дома или от своих племянников, а говорил, что он находится на охоте или на рыбалке с ночевкой на берегу Сулака. Чтобы быть более убедительным, называл рыбу, из которой будто бы варили уху, и перечислял рыбаков, сидящих вокруг костра.
Вот и на этот раз говорит, что находится на псовой охоте на кабана в таком-то месте. Я не верю и ссылаюсь на то, что там не бывает кабанов. «И охотничьих собак у них нет», - решил я и выключил телефон. Через два часа он звонит опять. Я слышу громкий лай нескольких охотничьих собак и мысленно представляю себе картину охоты: несколько собак окружили раненого кабана и кусают его. Слышу голос своего друга: «Уймите, наконец, собак и прирежьте зверя». Как после этого не поверить человеку!
Я тоже кричу в телефон и советую не мучить зверя и прирезать его. А в это время Салих, оказывается, сидел со своими племянниками – охотниками в ресторане «Пицца-ха!». Они включили видео с псовой охотой, кем-то и когда-то посланное им по ватсапу. Салих еще и реплики бросал. Я же слушал по телефону-фонарику их запись и решил, что они точно на охоте. Вот так он и разыгрывает меня. То же самое он может повторить еще и еще раз, и я поверю. Такой я человек.
Свидетельство о публикации №224060901192