Колчак вернулся из экспедиции Толля, а Толль нет
Земля Санникова давно будоражила умы человечества и всем она была нужна. Правителям государств, лидирующих в гонке за гегемонию на планете Земля, хотелось её колонизировать, а арктическим исследователям не терпелось сделать сенсационное географическое открытие. Но бороздить просторы арктических морей было не просто – они одиннадцать месяцев в году были покрыты толстыми льдами. Пробиваться через торосы на собачьих упряжках, или оленях, тоже была задача не из лёгких. Но было бы что искать, а от добровольцев из развитых европейских стран отбою не было – взять хоть того же норвежца Нансена. И тут надо уточнить – а кто такой Санников, почему земля носила его имя, и кто сказал, что она в Арктике? Оказывается, Санников – это не выдуманный персонаж, а вполне реальный «морской арктический волк» промышлявший «рыбьим зубом», то есть добычей моржовых клыков, а так же он выкапывал на арктических островах торчащие из вечной мерзлоты бивни мамонтов. Человек он был азартный и всё дальше уходил на север. А, однажды, вернувшись из дальнего похода с богатой добычей, этот Санников рассказал «по секрету всему свету», будто бы он видел Большую землю с горами, не покрытыми снегом. Со слов северного мореплавателя – подойти к неведомой земле он не смог из-за сильного шторма. И Санникову поверили, так как учёные теоретически допускали возможность существования на Северном полюсе Земли континента Арктида. По этой причине, Антарктида так и называлась АнтиАрктида, из чего следует, что это континент, расположенный напротив Арктиды на другом конце Земли. Учёные исходили из того, что так уравновешивался центр тяжести нашей вращающейся вокруг своей оси планеты. И, казалось бы – мы тут не при чём. Но этот Санников, заявивший об открытии им неизведанной суши, был россиянином! Что, император расейский мог остаться к этому равнодушен? И это при том, что самому императору ничего делать было не надо – у него в империи была своя Академия наук, где членам и руководству академии платили приличные деньги, но за результат, а не за то, что они там числятся. И Российская академия наук решила «не ударить в грязь лицом» и помочь императору удовлетворить свои амбиции в овладении землями и водами Арктики. Поэтому, была запланирована авантюрная экспедиция на просторы северных морей, омывающих российские берега. Исходя из того, что я обычный россиянин, а не член Академии наук и не полярный исследователь, да, к тому же, даже не удосужился посетить столичные и питерские архивы, путь к знаниям в области полярных исследований у меня есть только один – поискать в Интернете. Что я и сделал. Для начала заглянул на Википедию на страницу о Колчаке. И вот, что выяснилось: «Колчак знал, что в Академии наук готовится проект Русской полярной экспедиции с задачей пройти Северным морским путём от Кронштадта до Владивостока, исследовать район Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и попытаться отыскать легендарную Землю Санникова. Руководить экспедицией был назначен известный полярный исследователь Э. В. Толль». Колчак, на тот момент, ещё не был настолько известен, но опыт морских исследований имел и загорелся мечтой пойти на север вместе с Толлем. Проблемой было то, что он служил в Военно-морском флоте, а экспедиция Толля планировалась гражданским ведомством. Но государству расейскому надо было пробить Северный морской путь во льдах Арктики, да и присоединить к империи целый континент было заманчивой перспективой, поэтому, Колчак, на время экспедиции был отозван из военного флота и переведён в распоряжение Императорской Академии наук. Для обнаружения подробностей об этой рискованной экспедиции я решил расширить круг поиска и заглянул на сайты "Русская арктическая экспедиция" на Википедии и «Арктический мираж как повод для открытий. Барон Толль и Колчак в поисках Земли Санникова». А что там есть интересного? «Русская полярная экспедиция 1900;1902 годов снаряжалась Императорской Академией наук для исследования Арктики к северу от Новосибирских островов и оценки возможности проходки за одну навигацию великим северным путем из Архангельска во Владивосток. Специально для экспедиции в Норвегии был куплен трехмачтовый китобойный барк, который отравился в путешествие по Арктике под именем "Заря". Командиром "Зари" был лейтенант Николай Коломейцев, его помощником — лейтенант Федор Матисен. В группу исследователей под руководством геолога Эдуарда Толля вошли зоолог и фотограф Алексей Бируля, астроном и магнитолог Фридрих Зееберг, врач-бактериолог Герман Вальтер, геолог Константин Воллосович. В составе группы в качестве гидрографа, картографа, гидролога и магнитолога был также 23-летний Александр Колчак — он совмещал обязанности морского офицера с деятельностью ученого». Так сбылась заветная мечта будущего адмирала и Верховного правителя России. Старт экспедиции выглядел вполне солидно: «21 июня 1900 года "Заря" снялась с якоря в Санкт-Петербурге. На яхту погрузили инструменты для исследований, хронометры и взрывчатые вещества, книги для библиотеки и запас угля высшего качества. Также на борт приняли 60 ездовых собак с двумя каюрами — Петром Стрижевым и Степаном Расторгуевым. В сентябре 1900 года яхта остановилась на зимовку близ архипелага Норденшельда в Таймырской губе и простояла там до августа 1901 года, а участники экспедиции тем временем проводили свои исследования на льду и на суше». Эти сведения фиксируют факт свидетельствующий о том, что за одну навигацию пройти по северным морям во Владивосток экспедиции Толля не удалось. Тогда Толль решил обследовать полуостров Таймыр, в помошники, для ведения топографической съёмки, он взял Колчака, а для транспортировки грузов, тяжёлой физической работы и обеспечения безопасности, группу матросов. Вместе они преодолели пятьсот километров и нанесли на карту точные координаты очертания полуострова. Колчак оказался так полезен и надёжен, что Толль назвал его именем остров. Но когда группа таймырских исследователей вернулась на судно, между командиром шхуны «Заря» и руководителем полярной экспедиции произошёл конфликт. «В результате Николай Николаевич Коломейцев, из-за разногласий с Толлем оставил судно и в начале 1901 года вместе со Степаном Расторгуевым за 40 дней прошёл около 800 километров к Гольчихе (Енисейская губа)». Представляете – поездка полярной ночью восемьсот километров по тундре и тайге в морозы под пятьдесят? Но, это только кажется, что северное побережье России безлюдно, там были уже и русские поселения поморов и казаков. К примеру - по реке Яна есть до сих пор поселение Казачье. Да и местные народы кочуют по тундре и тайге испокон веков. А если посмотреть в начало текста, то там сказано, что из Питера на «Заре» отплывали не только люди, но и ездовые собаки с нартами. А местные, за российские рубли, могли поддержать «отшельников» продовольствием и оленьими упряжками. Конечно, такое экстремальное путешествие не показалось его участникам лёгкой прогулкой, но Толль от этого конфликта пострадал больше. Прогнать проверенного в деле капитана «Зари» было его роковой ошибкой. А сначала ничего не предвещало беды: «Выход "Зари" в 1901 году продолжался всего 25 суток, после чего пришлось закончить навигацию. Яхта вошла в Нерпичью бухту у острова Котельный, чтобы встать на зимовку. Несмотря на успехи экспедиции в обследовании арктического побережья и островов, Толль был недоволен: открыть Землю Санникова так и не удалось». Ну, то есть, и за две навигации Толль во Владивосток не прибыл и Землю Санникова не нашёл, и остался на северах на вторую зимовку. «10 сентября 1901 года началась вторая зимовка экспедиции у западного побережья острова Котельный». Отсчитаем двадцать пять дней назад и получим информацию о том, что - навигация началась 15 августа 1901 года. Это важно для анализа ситуации создавшейся в 1902 году. Именно тогда случилась трагедия, связанная с отсутствием покинувшего экспедицию опытного капитана «Зари» Коломейцева. Итак – исходя из того, что экспедиция завершалась полным провалом, Толль, чтобы добиться в финале хоть какого-то успеха, «решил пойти в санно-байдарочную экспедицию. Весной 1902 года Русская полярная экспедиция разделилась на три партии. 23 мая 1902 года барон Толль с астрономом Зеебергом и еще несколькими исследователями отправились на трех нартах на север к острову Беннетта, захватив с собой запас продовольствия чуть больше чем на два месяца. Изначально, Толль собирался взять в свой поход Колчака, но потом решил, что нельзя оставить яхту без опытного офицера. Планировалось, что "Заря" подойдет к острову Беннетта два месяца спустя, забрав по пути группу во главе с зоологом Бирулей, ушедшую 29 апреля на остров Новая Сибирь». Ну, то есть – Колчак должен был подойти к Беннетту на вверенной ему шхуне в конце июля. А, судя по предыдущему началу навигации, стартовать с места зимовки было резонно в середине августа. Значит - "Заря" должна была прибыть за группой Толля, по пути сняв полярников с острова Новая Сибирь, до полного таяния льдов. Но это было невозможно! И что стал вытворять Колчак? Он «отдал концы» в западной бухте острова Котельный, где судно пережидало зиму, за полтора месяца до появления "чистой воды", необходимой для новой навигации: «Взрывая лед, команда "Зари" вышла в море 1 июля, но тут же яхта была снова затерта льдами. Запасы угля на шхуне истощались, она получила большие повреждения и не смогла двигаться по назначенному маршруту ни за Толлем, ни за Бирулей». На Википедии этот казус опускают, но дополняют информацию о гусарском налёте Колчака на льды Арктики следующим образом: «Лишь 8 августа оставшиеся члены экспедиции смогли, освободившись из ледового плена, отправиться на «Заре» в направлении островов Беннетта и Новая Сибирь, но за две недели не смогли пробиться через льды и были вынуждены повернуть на юг, к материку, поскольку иначе угля на возвращение уже не хватило бы». А почему они не смогли пробиться через льды 8 августа? А потому что нормальная навигация открылась бы 15 августа, а не восьмого. Поэтому - «25 августа, искалеченная льдами «Заря» еле доползла до устья Лены и подошла к берегу в бухте Тикси — на вечную стоянку. Все наиболее ценные коллекции и оборудование перегрузили на борт пришедшего парохода «Лена», на котором путешественники добрались до Якутска. Уезжая, лейтенант Матисен, которому Толль передал руководство экспедицией на время своего отсутствия, распорядился подготовить оленей для группы Толля, а в случае, если тот не появится до 1 февраля, — отправляться на остров Новая Сибирь и ждать его там». А это значит, что на «Заре», кроме Колчака, находился ещё и Матисен. А почему тогда Толль беспокоился о том, что шхуна останется без опытного офицера? Получается, что Колчак стал взрывать лёд не самовольно, а в сговоре с Матисеном? Но тут возникают вопросы: «А не распорядился ли сам Толль пробиваться через льды к своему месту нахождения этим молодым бравым офицерам в то время, когда ледяной покров был ещё толстым монолитом? Может быть, на этой почве Коломейцев и покинул «Зарю», отказавшись от авантюры?». Обратите внимание на то, как ведёт себя Колчак по прибытии в Тикси - он бежит домой «от греха подальше»: «В начале декабря 1902 года Колчак с другими участниками экспедиции добрался до столицы». А в это время руководитель экспедиции Толль и сопровождающие его лица ждут Колчака на острове, так же, как и группа Бирули. И у последних терпение кончилось – когда Колчак гулял по Петрограду «партия Бирули, не дождавшись прихода "Зари", в декабре 1902 года совершила по льду благополучный переход с острова Новая Сибирь на материк, прибыв в Казачье». С этого момента считается, что экспедиция Толля закончилась – Толля нет, шхуну, Колчак с Матисеном, угробили. А, значит, и плыть не на чем, и руководить этой полярной экспедицией больше некому. Это всё так трагично, но я не верю в то, что «матёрый полярный волк» Толль оказался хуже готов к длительному переходу во льдах Арктики, чем его подчинённый Бируля. И в это никто не поверил, только лейтенант Колчак обращался во все инстанции, требуя направить к острову Беннетта поисково-спасательную экспедицию, и даже разработал рискованный план её проведения. И это не смотря на то, что пришлось отложить свадьбу с Софьей Омировой. Никому из руководства флота и Академии наук рискованный план Колчака не понравился, но когда он заявил, что готов сам возглавить спасательную экспедицию дело «сдвинулось с мёртвой точки». «9 февраля 1903 года Колчак отправился в Иркутск, а к 8 марта все участники предприятия Колчака собрались в Якутске. Пройдя по реке Алдан и её притоку Нёре, путешественники достигли Верхоянска, перейдя через Верхоянский хребет и пройдя вдоль устья реки Сартангу. Далее участники экспедиции перевалили через хребет Кулар и 10 апреля уже были в селении Казачий на Яне». А план был таков – весной отправиться к острову Беннетта на собачьих упряжках и через торосы везти на нартах, запряжённых собаками, шлюпку-вельбот. А это около 700 килограмм. Даже по ровной скользящей поверхности тащить её нелегко, а через торосы, в условиях, когда снег начал таять от солнца, светящего круглосуточно во время полярного дня – это просто каторга. Собаки, устав, ложились на снег, тогда впрягались люди (экспедиция состояла из семнадцати человек). Напомню – от материкового берега, до острова Беннетта, нужно было преодолеть около 800 километров. И шлюпку тащили, полагая, что на санное путешествие через ломанные льды уйдут месяцы, и наступит время, когда появится открытая вода, по которой они продолжат путь к проклятому острову. По такому же принципу продвигался и сам Толль, но он использовал лёгкие байдары. На этот раз расчёт Колчака оказался верен – только «4 августа высадились на острове Беннетта и начали поиски следов группы Толля. На мысе Эммы Колчак нашёл бутылку с запиской и планом острова, которую Толль оставил здесь, как условились перед расставанием на зимовке. На восточном берегу острова, в поварне Толля, была найдена его последняя записка, адресованная президенту Академии наук и содержавшая краткий отчёт о проделанной на острове работе. Записка заканчивалась словами: «Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14—20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 г.». Жаль, нет полного текста записки, наверное, начальник полярной экспедиции ругался матом в адрес Колчака и его спутников, не оправдавших надежды Толля и его товарищей, запертых по их вине на необитаемом острове. Но, записки то нашли, и стало ясно, что Толль покинул остров в конце октября. Мало того – нашли дневники Толля. И всё это, как само-собой разумеющееся, хотя искали их на Краю Света, где найти их было практически невозможно. Вот объясните мне - зачем Толль оставил свои личные дневники на острове, а не держал их при себе. Он что - собирался гарантированно погибнуть и так передать свои знания потомкам? А если бы его вообще не стали искать? Никто, ведь, в Академии наук не собирался направлять на поиски пропавшей экспедиции спасателей. Но у Колчака это странное поведение его экспедиционного начальника не вызвало никаких вопросов, и: «Выяснив относительно судьбы Толля всё, что только представлялось возможным узнать, 7 августа Колчак и его люди отправились в обратный путь. С собой взяли документы и небольшую часть геологических коллекций, брошенных бароном Толлем при уходе с острова. 27 августа с трудом, в условиях сильного снегопада и мороза, достигли Котельного острова. Сентябрь и октябрь ждали становления льдов и промышляли охотой. За время экспедиции были обследованы все берега Котельного, Земли Бунге, Фаддеевского острова и Новой Сибири. 16 ноября тронулись в путь по ещё не окрепшему льду». И если осмыслить информацию в вышеизложенном тексте то выходит, что экспедиция Колчака вышла с континента в направлении предполагаемого нахождения Толля и его команды в конце апреля, а добралась на Котельный на шлюпке в середине навигации, находясь в пути туда и обратно, и поисках в пределах острова Беннетта - май, июнь, июль и почти весь август (четыре полных месяца). Видимо, гребля веслами на вельботе была крайне утомительна, а сам шлюпочный арктический поход столь опасным, что рисковать своими жизнями спасательная экспедиция не стала. Они ведь могли и не успеть за две недели достигнуть материка. И что тогда? Ждать, пока шлюпка основательно вмёрзнет в лёд и продолжить путь в пешем порядке? Перечитайте – в октябре лёд ещё не стал, и в середине ноября он был ещё не окрепшим. А группа Толля стартовала 26 октября. Значит, они поплыли на байдарах в условиях полярной ночи, расталкивая смыкающиеся вокруг них льдины. Вот цитата: «Решившись оставить остров, они должны были для переезда воспользоваться байдарами и подвергнуться всяким случайностям». Но в группе Толля, после ухода Коломейцева, остались два аборигена с северных берегов, и съестные припасы на три недели – этого вполне достаточно для того, чтобы благополучно достигнуть острова Котельный, где есть лежбище нерпы и моржей. На остров Новая Сибирь, Толль вряд ли пошёл – он полагал, что те, кем он руководил до расставания весной, его просто бросили на погибель. Но с ним были два местных жителя, для которых тундра и льды северного моря были родным домом. Думаю, аборигены могли добыть зверя и поймать достаточно рыбы, чтобы не умереть с голоду Толлю и его учёному спутнику, да и себя не обидеть. Вспомните – Толль отправлялся на остров Беннетта с запасом продовольствия на два месяца в апреле, а в конце октября, у него осталось еды ещё почти на месяц! Это интересный факт, не так ли!? Из чего следует, что Толлю и его спутникам хватило этих съестных припасов на полгода и еще осталось харчей на дорогу. А как это могло случиться без охоты и рыбалки? Не так уж был прост этот Толль, чтобы пропасть там, где он чувствовал себя, «как рыба в воде». И, если, Коломейцев, сопровождаемый коренным северянином, прошёл через земли Крайнего Севера 800 километров и добрался невредимым до цивилизации, благодаря каюру Степану Расторгуеву, то чем оставшиеся с Толлем двое проводников эвен Николай Протодьяконов и якут Василий Горохов, были хуже на той же дистанции? (Информация об именах каюров взята с сайта "Русская полярная экспедиция" на Википедии.) В спасательной экспедиции, двигавшейся на выручку Толлю, тоже были уверены, что он жив. И не исключено, что Колчак не искал Толля со товарищи, а «заметал следы», которые могли обнаружить последующие экспедиции. Косвенно это подтверждается тем, что - «За Русскую полярную экспедицию лейтенант Колчак был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. 1 февраля 1906 года по итогам экспедиции он был также избран действительным членом Императорского Русского географического общества. На материалах экспедиции, Колчак выполнил фундаментальное исследование, посвящённое льдам Карского и Восточно-Сибирского морей, представлявшее собой новый шаг в развитии полярной океанографии. В своей монографии «Лёд Карского и Сибирского морей», занимающей более 170 страниц, с приложением 11 таблиц и 24 фотографий разных форм льда, автор, в числе прочего, не только сформулировал основные направления происходящего под влиянием ветров и течений движения льдов в районе Новосибирских островов, но и предложил схему движения арктического пака для всего полярного бассейна». А вот ещё: «Советъ Императорскаго Русскаго Географическаго Общества въ заседаніи 30 января с. г. присудилъ действительному члену Общества лейтенанту Александру Васильевичу Колчаку за участіе въ экспедиціи барона Э. В. Толя и за путешествіе на островъ Беннетта, составляющее важный географическій подвигъ, совершеніе котораго было сопряжено съ большими трудностями и опасностью для жизни, — свою высшую награду — Константиновскую медаль. А. В. Колчак был четвёртым из полярных путешественников, получивших эту почётную награду, до него этой медали удостаивались лишь три знаменитых полярных исследователя». И первый из них знаменитый на весь мир полярник Ф. Нансен. А это косвенный признак того, что Толль не погиб! Ну как же вы не поймёте! Руководитель полярной экспедиции, под руководством которого Колчак сделал все свои открытия, погибший при исполнении служебных обязанностей, посмертно ничем не награждён! А участник его экспедиции, младший офицер, приведший шхуну в такое аварийное состояние, что невозможно восстановить, подвергший смертельной опасности группу Бирули и зачитавший смертный приговор начальнику экспедиции и его команде, объявлен во всеуслышанье героем такой же величины, как Нансен! Да, он рисковал жизнью во время спасательной операции. Но каков результат? Толля он не спас и даже не нашёл ни его тела, ни тел участников его команды. А что же всё-таки случилось с Толлем и его людьми? Либо они слились с местным населением, либо скрылись за границей, изменив свои имена. Ведь, что ждало Толля по прибытии в Питербург? 1) Развод с женой, запланированный ещё до отплытия в Арктику. 2) Возмещение стоимости бездумно повреждённой Колчаком шхуны, вверенной Толлю на время работы экспедиции. 3) Возвращение огромных финансовых средств, выданных ему на проведение полярной экспедиции, в кредит. 4) Ответственность за невыполнение задачи, поставленной перед его командой по открытию Арктиды и достижению Владивостока за одну навигацию. Кто тогда знал, что Арктиды вообще нет? И кто мог знать, что за одну навигацию невозможно пройти Северным морским путём на деревянном судне. На Википедии написано, что Колчак и Матисен, требовали от организаторов последующих полярных экспедиций изготовления российских ледоколов с цельнометаллическим корпусом и, якобы, они этого добились – в 1910 году Колчак служил на военном ледоколе «Вайгач», изготовленном по его проекту. А как такое могло случиться? Выходит, что лейтенант военно-морского флота России, может заменить сотни высококвалифицированных специалистов в области судостроения и самостоятельно исполнить проект нового судна? Мало того - он смог заказать судно своего проекта на верфях и назначить себя на это судно капитаном!? А как быть с тем, что после завершения строительства ТранСиба до Иркутска, в Англии был заказан ледокол «Байкал» с цельнометаллическим корпусом, способный перевозить железнодорожные вагоны и паровозы через Священное озеро, до того, как будет закончена Кругобайкальская железная дорога? Этот ледокол был доставлен к берегам Байкала в разобранном виде в 1898 году, где его собрали и спустили на воду. А в 1900 году стал крушить байкальские льды цельнометаллический корпус ледокола "Ангара". Тогда же Толль и Колчак отплыли из Питера в Арктику на деревянной шхуне. Да, «Вайгач» был изготовлен на российских верфях! Но Колчак здесь причём?
Посткриптум.
И всё-таки, первый ледокол придумал, пусть и не Колчак, но гражданин Российской империи. Вот цитата: "Первый пароход ледокольного типа в 1864 году создал кронштадтский купец М. О. Бритнев, который срезал у своего парохода «Пайлот» носовую часть так, чтобы корабль мог взбегать на лёд и обламывать его. Этот метод ломки льда впоследствии станет основным в мировом судостроении. В 1871 году немецкие инженеры купили чертежи у Бритнева и построили ледоколы для Гамбурга и Любека, а затем все приморские порты Балтийского моря обзавелись ледоколами". Но русские флотоводцы стремились в Арктику, а для этого нужен был супер-ледокол. Миссию его разработки возложил на себя вице-адмирал Степан Осипович Макаров. "И 14 ноября 1897 года проект С. О. Макарова был одобрен, а из государственной казны было отпущено 3 миллиона рублей. Контракт на постройку корабля был подписан с верфью Армстронга в Ньюкасле". Это был ледокол «Ермак», на тот период времени он не имел себе равных по силе и мощности. То есть - к моменту отплытия экспедиции Толля по Северному морскому пути, цельнометаллических ледоколов было "пруд пруди", и даже был специально построен для российского флота гигантский ледокол "Ермак", способный проломить двухметровые льды. Но на ледокольное судно, для совершения географических открытий, денег не нашлось. Ледоколы нужны были купцам, для зимней торговли со странами Балтики и добычи дорогого "рыбьева зуба". "Ермак" же предназначался для обеспечения судоходства между устьями Оби и Енисея - навигация по этим ключевым рекам Сибири была особо интенсивной в связи с тем, что по ним сплавлялись к холодным морским водам необъятные богатства сибирских просторов, сухопутные дороги в которых всегда были просто непролазными. А далее, по морям, по волнам - грузы шли в европейскую часть России, поближе к Питеру и Москве. Поэтому, беспрепятственный переход между Обью и Енисеем, через льды Арктики, ранней весной и поздней осенью, сулил большие прибыли и торговым людям, и государственной казне. Это исходя из того, что на Северном морском пути Архангельск - порт не замерзающий, а Нарьян-Мар свободен ото льда с мая по октябрь. Чего не скажешь о порте Сабетта в устье Оби, а за навигацию в порту Диксон в устье Енисея, с виду культурные Толль и Колчак выражались только грубой нецензурной бранью. То есть - до порта Диксон, даже эти полярные скитальцы могли "пристроиться в хвост" сибирским челнокам, но дальше, этот "ледовый экспресс" не шёл. И, от безысходности, эти безледокольные нищие географы и ботаники, ходили среди льдов на китобойном параходо-паруснике и байдарках. И, даже при наличии материка Арктида и Земли Санникова, найти их при таком материально-техническом оснащении экспедиции Толля, было весьма проблематично, если не сказать - невозможно. И, тем не менее, были сделаны и значимые географические открытия, и нанесены на карту точные границы материка и островов, о которых, в этом районе, имелись довольно приблизительные сведения. И медаль, вручённая Колчаку за результаты экспедиции Толля, является признанием вклада русских учёных в освоение арктических морей, ценой утраты исследовательского судна, руководителя этого северного похода на "Край Света", научных исследователей Заполярья, моряков и местных жителей, отдавших свои жизни ради освоения русскими Северного морского пути. Стоило оно того? А "Ермак" мог ходить и до устья Лены, и водить караваны в порт Певек, и через Беренгов пролив в Магадан. Но это было сродни цитаты из сказки - "Пойди туда, не знаю куда...". Как идти на восток не зная характеристик местных льдов, направления и силы течений, не имея точной карты береговых линий и расположения островов? А, главное - нужно было установить наличие фарватера вдоль побережья, его координаты и глубины. Экспедиция Толля этим и занималась, чтобы навигация во льдах осуществлялась не вслепую, а по точным морским картам. Результаты этой экспедиции актуальны для заполярного судоходства и по сей день...
Но почему Северный морской путь так и не был освоен русскими до революции? Уже сказано выше, что экспедиция Толля трагически закончилась в 1903 году, а в 1905 случилась Японская война. Затем, первая русская революция. Свой научный труд Колчак написал в 1906 году. А легендарному Толлю нужно ещё было найти замену. Гидрографические экспедиции в Северном Ледовитом океане (1910 – 1915 гг.) на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» можно считать началом систематических российских исследований в Арктике. А капитанами на этих ледоколах, как сказано выше, служили Колчак и Матисен. Этот Матисен, ещё до намеченной полярной экспедиции, вывел в плавание из Петербурга на Дальний Восток ледокол «Таймыр», и так разошёлся, что прибыл на нём 11.11 1909 г. в египетский Порт-Саид. Видимо, так он продемонстрировал иноземцам запас хода "Таймыра" и дал пощупать судно ледового класса, осилившее Северный Ледовитый океан, Тихий океан, Индийский океан, Аравийское и Красное море с Суэцким каналом, за одно плавание? Причиной захода в египетский порт, сайт "Полярноая почта", в рубрике "Просмотр темы - Матисен Федор Андреевич (1872-1921)", указывает аварию котлов в штормовой Арктике. Представляете!? Аварийный ледокол не мог вернуться обратно в Питер через льды, и Матисен обошёл континент Евразия с востока и с юга, вывел ледокол в Средиземное море, где был отстранён от командования и передал корабль капитану второго ранга А. Макалинскому, а тот через проливы Босфор и Дарданеллы отбуксировал требующее серьёзного ремонта судно в ремонтный док русского порта Одесса. Как, после этого, не уважать наших первопроходцев Арктики!? Если этот супер-герой прошёл на аварийных котлах три океана с гаком, то ему уже тогда надо было памятник ставить! Это ещё что - он и при Верховном правителе России, коим объявил себя Колчак, не отрёкся от полярных исследований в 1919 году в устье реки Лены. Да и красные комиссары, свергнувшие Верховного правителя России, с большим энтузиазмом поддержали его начинания: "Организованная им Усть-Ленская гидрографическая экспедиция в 1920—1921 гг. успешно выполнила работы по описанию проток дельты Лены. В результате промерных работ был обнаружен судоходный фарватер от устья Лены до выхода в море Лаптевых у Быкова мыса. Бухта Тикси была признана пригодной для захода в нее морских судов". Ему было всё равно, кто победит - красные, или белые, лишь бы не иноземцы. Он знал, что порт в устье Лены нужен любой России - монархической, капиталистической, да хоть и коммунистической. Уже при Советской власти, Матисен обосновал строительство порта Тикси поблизости от устья Лены, чем привёл большевиков в восторг. А Колчак бесславно погиб в Гражданскую в Сибири. Жаль...
Свидетельство о публикации №224060901249
С уважение, Владимир Варнек.
Владимир Варнек 06.10.2024 13:09 Заявить о нарушении
Я как ни будь займусь самовоспитанием, но сейчас мне лень - весь запал выходит после обнаружения результата кропотливых поисков и логического выстраивания аргументов и фактов и интересных находок. Извините. Приятно понимать, что на сайте Проза.ру публикуются образованные люди, уважающие русскую грамоту и правописание.
Старый Мент 06.10.2024 17:58 Заявить о нарушении