Гоголь и Щедрин...

     Некоторые литературоведы выше всех в русской художественной прозе девятнадцатого века ставят Николая Васильевича Гоголя. И даже посмеиваются над теми, которые Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина ставят в один ряд с Николаем Васильевичем.

     А вот читатели, если они ещё
остались, простые русские люди, читают то, что им нравится, и никаких писателей друг с другом не сравнивают.

     Может быть, ничего страшного и нет в том, что обычные читатели, рассматривают ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ именно как СРАВНЕНИЕ между собой того, что написали, в одно время и в разные времена, разные писатели, а литературную КРИТИКУ рассматривают только ОБРАЩЕНИЕМ ВНИМАНИЯ читателей НА КОНКРЕТНЫЕ литературно-художественные ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЁННЫХ АВТОРОВ.

     Тем же читателям, которым нравится сравнивать между собой произведения разных авторов, например, Николая Васильевича и Михаила Евграфовича, можно для сравнения предложить три пары качеств: ТОЧНОСТЬ или ЧУВСТВЕННОСТЬ, КРАТКОСТЬ или ОПИСАТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (реализм) или МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ (романтизм).

     Вполне возможно, что не нужно относить Николая Васильевича Гоголя  к писателям более высокого ряда, чем тот ряд, к которому принадлежит Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, но несомненно, что эти двое прозаиков применяли разные ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.

     Разные МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ ПРОЗАИЧЕСКИХ литературно-художественных ПРОИЗВЕДЕНИЙ были у Н.В Гоголя и у М. Е.Салтыкова-Щедрина.

     Схема ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА Н.В. Гоголя  - ТРЁХЗВЕННАЯ, вот такая: ЧУВСТВЕННОСТЬ - ОПИСАТЕЛЬНОСТЬ - МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ.

     ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД или МЕТОД  М.Е. Салтыкова-Щедрина другой, не такой, как у Н.В.Гоголя, этот метод можно представить так: ТОЧНОСТЬ - ОПИСАТЕЛЬНОСТЬ - ЧУВСТВЕННОСТЬ.

     Таким образом, метод М.Е.Салтыкова можно назвать  не трёхзвенным, а ДВУЗВЕННЫМ, потому что и ТОЧНОСТЬ, и ЧУВСТВЕННОСТЬ относятся к ОДНОЙ ПАРЕ КАЧЕСТВ литературно-художественного ТВОРЧЕСТВА.

     Как НАБЛЮДАТЕЛЬ за жизнью и ТОТ, КТО её ОПИСЫВАЕТ, М.Е. Салтыков-Щедрин был очень ТОЧНЫМ.  С высокой ТОЧНОСТЬЮ и довольно подробно ОПИСЫВАЯ жизнь, Салтыков-Щедрин  вызывал, своими текстами, в читателям определённые ЧУВСТВА. 

     И чтобы не обижать никого из читательниц и читателей можно сделать такой вывод: Н.В. Гоголь был ГЕНИЕМ  в применении ТРЁХЗВЕННОГО СОЧИНИТЕЛЬСКОГО МЕТОДА, а М.Е.Салтыков-Щедрин - ГЕНИЕМ осуществления в литературно-художественном творчестве ДВУЗВЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА. 

 


Рецензии
Не знаю, Светлан, как там насчет трехзвенного и двузвенного сочинительских методов, но я периодически перечитываю и Гоголя и Салтыкова-Щедрина просто потому, что мне это нравится. Правда не всё нравится и у того, и у другого.

Я вполне согласен с тем мнением, что все произведения хороши, кроме скучных.
И любой читатель сам вполне может оценить достоинства и недостатки литературных
произведений. Без всяких литературоведов и профессиональных критиков, которые, как правило, сами ничего художественного не написали (возможно, может быть, я мало читал их сочинений).

Впрочем, то же, по-моему, касается и других видов искусства. Мне, к примеру, нравятся импрессионисты, кому-то не нравятся, Ну и слава богу. Ни мое отношение, ни отношение оппонента, сколько бы он не тужился, ничего не изменят в наших мнениях.

По-моему, так.

С уважением,

Кузьма Калабашкин   09.06.2024 12:48     Заявить о нарушении
Кроме того, что живопись и художественная литература - это виды искусства, они ещё являются видами предпринимательства или бизнеса. Сейчас это называется креативным бизнесом. Созерцание живописного полотна в музее и чтение литературно-художественных произведений никакого отношения к бизнесу не имеют, но изучаются в искусствоведении, в эстетике и в литературоведении. Не знаю, как эстетика, а искусствоведение и литературоведение являются научными дисциплинами, а литературная критика является не столько наукой, сколько маркетинговыми коммуникациями: или рекламой, или связями с общественностью, кому как больше нравится считать и называть. Данный мой текст связан с другим моим текстом с "Пээр создаваемого" ("Подходящие размеры создаваемого"), и он написан не столько для читателей, сколько для сочинителей, которые создавая свои произведения выбирают между ТОЧНОСТЬЮ и ЧУВСТВЕННОСТЬЮ, между КРАТКОСТЬЮ и ОПИСАТЕЛЬНОСТЬЮ, между ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ и МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬЮ. И хорошо, что, например, последователи В.С. Высоцкого не задумываются о том, каким ТВОРЧЕСКИМ МЕТОДОМ они пользуются, но это не значит, что их творческий метод никому другому нельзя представить так: ЧУВСТВЕННОСТЬ - КРАТКОСТЬ - ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Зачем так описывать творческий метод? Не знаю, но Вам, Кузьма, я очень благодарен за отзыв на этот мой таксономический текст!

Светлан Туголобов   09.06.2024 14:04   Заявить о нарушении