Леонид Джурмий кларнетист, педагог, дирижер
Леонид Джурмий- кларнетист, педагог, дирижер, засл. арт. Украины.
Кратко о нашем герое.
***
В 1954—1959 учился в Житомирском музыкальном училище им. В. С. Косенко (преп. И. Древецкий, И. Мостовой).
В 1959—1964 — в Одесской государственной консерватории им. А. В. Неждановой (класс проф. Мюльберг К. Э. — дирижирование Базилевич В. П.).
С 1964 года — солист-кларнетист, а вскоре — дирижёр Харьковского театра оперы и балета.
(Фрагмент очерка)
«Стать дирижером помог мне случай»
Леонид Михайлович Джурмий начинал работать в оркестре Харьковского театра оперы и балета как кларнетист, но увлечение еще в одесские консерваторские годы дирижированием дало свои плоды.
В своей книге «Записки кларнетиста», известный украинский кларнетист, профессор К. Э. Мюльберг писал: «Леонид Джурмий подходил к занятиям осмысленно. Играл вдумчиво и культивировал мягкий густой звук. Его техника отличалась благородством и содержательностью. Увлекал слушателей звуковыми и тембральными достоинствами кларнета. И далее: «Весьма успешны были и его занятия по дирижированию. Занимался он дирижированием у прекрасного педагога, Веры Петровны Базилевич. Здесь он чувствовал себя как дома, его музыкантская уверенность, профессионализм и авторитетность не имели «проколов».
***
Из воспоминаний Леонида Михайловича Джурмия:«Стать дирижером помог мне случай. Срывался балетный спектакль — не было дирижера. В театре знали, что я мечтаю о дирижировании, в Одесской консерватории я посещал факультативно этот класс. Первая проба прошла довольно удачно, во всяком случае балет я не подвел. Не зря говорят, что необходимость является нам в одежде случайности. Если бы не этот случай, были бы, видимо, и другие попытки. Но дирижером я бы все равно стал, уверен».
А теперь внимание:
«Должен был быть дневной спектакль «Лебединое озеро», и заболел дирижер. Спектакль был под угрозой срыва. Я вызвался провести этот спектакль. Ночь просидели с Валерием Ковтуном, впоследствии — нар. арт. СССР и солистом Большого театра (пара Татьяна Таякина и Валерий Ковтун), который танцевал одного из главных персонажей, и под пластинку «прокручивали» детали. Спектакль прошел успешно»
Впоследствии было много постановок, творческих удач. Леонид работал с выдающимися мастерами хореографии — Н. М. Дудинской и К. М. Сергеевым, М. Э. Лиепой и Г. М. Майоровым, дирижировал спектаклями с участием Н. Семизоровой, Н. Павловой, В. Гордеева, М. Лавровского, оперными солистами Е. Мирошниченко, А. Соловьяненко. Среди его высших творческих достижений — первопрочтение современных балетов на Харьковской сцене: «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, «Сеньора из Валенсии» Ю. Саульского, «Прометей» Э. Аристакесяна, «Сотворение мира» А. Петрова. Особенно плодотворным было его сотрудничество с современными украинскими композиторами, многие из которых — В. Золотухин, В. Губаренко, Г. Жуковский, И. Ковач — считали его не только интерпретером, но и другом. Его отношение к работе, к музыке было неистовое: он не знал, что такое работать в пол-силы.
В последние годы Леонид Михайлович Джурмий был главным дирижером театра.
Джурмий с оркестром выступал с такими известными всему Союзу певцами как: М. Магомаев и Ю. Гуляев, Е. Мирошниченко и А. Соловьяненко. В основном все концертные выступления оркестра с солистами проводил Леонид Джурмий. У него это хорошо получалось, ему доверяли.
***
Из воспоминаний Леонида Михайловича:
«Профессия дирижера в опере и балете очень ответственная и предельно сложная работа. Главное тут координация многих элементов сценического искусства-оркестра, хора, вокалистов, массовки и хореографии. Ведь все что мы видим на сцене по сути — это трудоемкая и ежедневная работа каждого из них по отдельности, и только лишь потом в группах, соединяясь в единый стиль, темп и образ».
***
Вопрос к другу и коллеге.
Представляю:- Владимир Афанасьев, Лауреат Всесоюзного конкурса исполниетей (Алма-Ата, 1984 г.), концертмейстер группы ударных инструментов, много лет проработал с Леонидом Михайловичем Джурмием. Сегодня работает в Салониках, государственном симфоническом оркестре Греции, (концертмейстер группы ударных инструментов).
— Владимир, расскажите о Леониде Джурмие, музыканте и человеке.
— Борис, вы задаете мне волнующий вопрос — рассказать о человеке, который мне бесконечно дорог. Он меня в 1984 году, молодого тогда музыканта принимал на работу, всячески опекал, помогал, поддерживал, как мог. Сами понимаете, как это важно человеку, который только входит в обширный репертуар. Хочу отметить, что сам он партитуры дирижируемых постановок знал наизусть.
Дирижер он был очень интересный и пользовался уважением, если не больше, всего коллектива. Главное — это он все «слышал». Эрудированный, грамотный и очень интеллигентный. Очень умело работал с оркестром на репетициях, ничего лишнего. Замечания делал очень тактично, не унижая достоинства музыканта. Не было у него, как у некоторых дирижеров: «Ну, давайте еще раз с начала». Все к месту, все по назначению.
Думаю, что в оркестре у него было много единомышленников и друзей. Это прежде всего концертмейстер оркестра, заслуженный артист Украины Г. М. Куперман (Григорий Моисеевич до сих пор работает в оркестре), кларнетист Н. В. Бобров (сегодня зав. оделом музыкального училища, дирижер оркестра), инспектор оркестра валторнист В. Якобчук, концертмейстер группы виолончелей Людмила Судакова, тромбонист Л. Виноградов. Да что там говорить — все!
Вспоминаю трудные 90-е годы. Только благодаря личному отношению и уважению к Леониду Михайловичу мы приходили на работу. Разруха была во всем. Денег не платили. А мы репетировали и выступали. Вот какой был у него авторитет, какое было к нему уважение. Борис, спасибо вам, что пишите об этом удивительно душевном, прекрасном человеке и превосходном музыканте. Память о нем должна жить долго. Он достоин хорошей памяти. В последние годы жизни Л. Джурмий был главным дирижером театра. Лучшей кандидатуры на тот момент не было. И он с этим блестяще справлялся.
***
Владимир Бобров
Мой собеседник — друг Леонида, Бобров Владимир Николаевич, зав. отделом духовых инструментов Харьковского музыкального училища им. Б. Н. Лятошинского, преподаватель класса кларнет.
— Владимир Николаевич, я знаю, вы дружили с Леонидом. Вы помните, когда он только приехал к вам в театр, его первые шаги как дирижера? Ведь вы с ним работали очень долго.
— Леонид приехал к нам на место кларнетиста. Коллектив принял его тепло — он как-то быстро располагал к себе людей. На кларнете играл хорошо, музыкально с красивым звуков. По всему было видно — приехал музыкант. В коллектив и в репертуар оркестра влился быстро. Читка с листа была отличная. Конечно, я и не предполагал, что через некоторое время случай возведет его за дирижерский пульт. Хотя в дружеской беседе он мне рассказывал, что проходил дирижирование в Одесской консерватории и очень любит это дело. Мечтает стать дирижером. Но что такое мечта! У многих она так и остается мечтой. Но как оказалось — не у Леонида.
Не хочу повторяться, вы, наверное, уже написали про его первый спектакль и случай, почему ему доверили его вести. Это было «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Хочу сказать, что мы все болели за Леонида, желали ему удачи. Уже после первого спектакля мы его признали. У него было все, чтобы стать дирижером оркестра. Руки, слух, музыкальная гибкость, чувство формы и стиля и многое-многое другое. Ему вначале доверяли балетные спектакли и концерты с участием вокалистов или инструменталистов. Но затем он дирижировал и оперными постановками. Шаг за шагом он приобретал уверенность, стоя на дирижерском подиуме. Талант, он и есть талант. Все спектакли знал наизусть. А как слышал оркестр? Просто поразительно! Я как друг всегда радовался его успехам. Вот такой Леня в моей памяти. Прекраснейший человек и дирижер. Рано только ушел. Все его вспоминают очень и очень добрым словом.
Светлая память замечательному человеку и музыканту!
Свидетельство о публикации №224060900439