Дагъестан подлинный и фантазийный

Image: Подзем. тюрьма с крематорием и охран. пунктом в 44 км. от С.-Петербурга. Ленингр. область. Возможно, живыми оттуда не выходили. Информация о тюрьме впервые всплыла в связи с заказным убийством бизнесмена Бадри Шенгелия на трассе Сортавала в результате стрельбы из белого мерседеса с фин. номерами. Фото: 47news.ru
Первый владелец участка Ренат Алимзанов - капитан ФСИН (бывш. нач. оперчасти СИЗО №4 С.-Петербурга), нынешний - предприниматель Артур Мкртычян, сменивший в 2010 г. фамилию на Эскобар. Строение решено снести и засыпать по просьбе последнего. Ничего криминального в этом деле не нашли. Возб. угол. дел нет.




Дагъестан подлинный и фантазийный.

Дагъестан фантазийный...Как его понимать? Это якобы перевод с тюркского "дагъ" и персидского "стан", а всё вместе "Страна гор". В этом Дагъестане на каждом шагу "аулы" и "сакли", в реальности же нет ничего подобного. В этом Дагъестане в переизбытке "чарыки", "чираги", "годеканы", "аксакалы" и прочий "далалай".

У этого Дагъестана есть свои величайшие герои: незаконнорожденный сын степного князя - большевик Уллубий и хозяин кинжального завода в Петровске Махач. В честь одного переименовали бывшую столицу Темихан-Шуру, в честь второго Петровск, который однако к тому времени уже носил название "Шамиль-Кала". Самое забавное, что "МахIач" это даже не реальное имя,а детское прозвище от усеченного "МухIаммад". Последний герой революции повсюду был склонен видеть крамольный "зелёный плащ Абдулгамида" (османского правителя), был разыскиваем военно-шариатским судом, бежал, прятался на кукурузном поле, его нашли и расстреляли.  Тело в бурке на арбе тянул вол, за арбой плелись поддатые русские товарищи, вероятно, пролетарии с местного бондарного завода.

А первого расстреляли на железнодорожной станции Темиргое. Там ему поставили бюст, который лишился носа из за меткого броска камнем кумыкского мальчугана. Нос нашли в траве, добавили к нему гипс и припаяли на его законное место, чтобы бюст с расквашенным носом не создавал негативного впечатления у пассажиров проезжающих поездов.

В Дагъестане фантазийном нет вообще ни одного слова о древнем Дербенте с его многовековым прошлым и халифатскими армиями Мервана, Масламы и Джерраха...,нет также и престольной Темирхан-Шуры* - локомотива северокавказских мусульман в их движение за Горско-Кавказское государство...Ничего этого нет, а есть лишь глупые шуточки-прибауточки горских скоморохов и "светоч человечества" в образе аула Цада Хунзахского района.

Трудно найти - слабо сказано,- нет нигде на постсоветском пространстве столицы республики, которая бы носила не подлинное имя того или иного героя, а детское прозвище. Махачкала - уникальный случай. Нет и никогда не было на Кавказе ни одной столицы, которую бы разом "опустили" до какого-то заштатного населённого пункта, да ещё всучив ему имя княжеского отпрыска, рождённого от наложницы.

В турецком языке есть такой всем знакомый термин - "уйдурукча". Так называют всякое сочинительство - кичевую символику и всё подобное в реальности несуществовавшее. На входе в правительственную резиденцию а Анкаре красуются, например, преимущественно выдуманные флажки якобы "тюркских империй". Есть там и "зап. гунны" и "гунно-эфталиты", "Хорезм", "кёк-тюрки", "Аварский каганат", "Уйгурский каганат"....Мы интересовались у местны авторитетных специалистов - откуда всё это? Нам ответили -"уйдурукча" из кемалистских книжек для детей школьного возраста.

Но если в Турции имела место популяризация кичевого новодела для внушения подрастающему поколению чувства гордости за свою страну и свой народ, то дагъестанские уйдуркча направлены на прямо противоположное.

Мы помним, например, какую государственную символику пытались навязать Республике Дагъестан - самую глупую и примитивную, которую могли бы придумать даже не взрослые, а детдомовские дети с больной психикой. Это коричневый флаг ( якобы цвет гор), на котором сорок с чем-то звёзд, где каждая звезда символизирует тот или иной язык (!), а герб - козёл с коньячной наклейки. Удивительно, что ещё не курдюк и аракъа!

Темирхан-Шура большевизмом изначально противопоставлялась Владикавказу. В Темирхан-Шуре бвл расположен Штаб Северокавказской республики. Владикавказ и Темирхан-Шура - это два полюса на Северном Кавказа. Всё что исходит из северокавказского региона поддаётся расшифровке - это Владикавказ или Темирхан-Шура. Всё, что не в состоянии определить между этими двумя лагерями или вообще не имеет к Северному Кавказу никакого отношения, или trash безо всякого будущего, да и прошлого тоже.

В Дагъестане годами педалировался Владикавказ, а Темирхан-Шура загонялась как можно глубже. И сверху, чтобы никто не видел засыпалась мусором. "Чарыки", "годеканы", "сакли", "неоидолопоклонский кич" и пр. - Владикавказ. Что бы ни утверждали в Москве и как бы ни оправдывались в Махачкале, всё как прошлое, так и современное читается или как Владикавказ или Темирхан-Шура. Пройдёт ещё сто лет, Темирханшура продолжит своё пребывание под кучей мусора во имя торжества Владикавказа, но всякий раз истинную подоплеку происходящего на Сев. Кавказе можно будет передать кратко - это "Владикавказ" или "Темирхан-Шура". Без разницы - чеченцы, дагъестанцы, гъалгъаи, къарачаевцы...всё проясняется при анализе того или иного явления в контексте "Владик" или "Щура".




* "Шура" - арабо-мусульманское "совет", но мнг. "хаан ширээ" всё же "трон", причём "ширээ" означает нечто "плоское", напр. "стол", но "хаан ширээ"- "престол, трон". Мы придерживаемся второй этимологии, так как мнг. Тагъ " навес, балкон, "плоская вершина горы" по всем показателям ближе первоисточнику, да и сам Дагъестан в арабских источниках известен как "Земля Трона" и "Каганат гор". В этой связи ср. др. -греч. Thakos "трон, седалище, местопребывание". Первое, что должно было броситься в глаза чужакам в Дагъестане - уступообразность жилищ на склонах гор, образующих плоскими крвшами конструкцию, напоминающую трон. Сюда же ав., чеч., ингуш. обозначение "крыши", совпадающее с нем. Dach "крыша". В архивах Османской империи Дагъестан время от времени упоминается как "Тахистан".      


Рецензии