Судьбы людские
Вам не поле перейти.
(Поговорка)
***
Какое оно будет наше будущее? Как бы заглянут в него и избежать возможных неприятностей. Этот вопрос всегда волновал и волнует каждого из нас.
Что же встретит в жизни каждый
На большом своем пути?
Сколько будет поворотов?
С кем придется вдаль идти?
Вы узнаете, надеюсь, из поэзии моей,
Так давайте разбираться, опираясь на людей.
На людей и на их судьбы,
Что пришлось им пережить?
Ну, а что смертельным стало,
Что прервало жизни нить?
* * *
Давайте обсудим, как мы начинаем нашу жизнь? И какие возможные испытания и
повороты судьбы ждут нас впереди?
Целей много, планов много,
Когда молод человек,
И широкая дорога
Открывает жизни бег.
Век короткий или длинный
Предначертано пройти.
По широкой ли дороге,
Где препятствий очень много,
По тропе, сбивая ноги,
По обочине дороги
Предстоит нам проползти.
Может лёгкой быть дорога,
Может встретим много бед.
И какой в итоге жизни
Сможем свой оставить след.
Всё зависит от талантов,
От признания людей.
Много ль будет вариантов
В воплощении идей?
И, конечно, от упорства,
От попутчиков в пути,
Без которых часто трудно,
Свои тяготы нести.
И какие цели ставит
Каждый в жизни человек?
И чему он научился
В свой еще короткий век?
Есть исходные начала,
И исходный наш рубеж.
Будет дуть попутный ветер?
Будет этот ветер свеж?
Будет ли у нас здоровье,
Чтобы все преодолеть?
Сложится ли наша песня,
И удастся ли допеть?
Будет ли прямой дорога?
Долго ли удастся жить?
И какие повороты
Нам придется совершить?
Все зависит от условий,
Всё зависит от мечты,
От того с кем будем рядом,
С кем придется вдаль идти.
***
Наши первые уроки, наши первые шаги
Школа - первая ступенька
По пути на пьедестал.
Это старт к дальнейшей жизни,
И начало из начал.
В школе многому научат,
Как достойно надо жить.
Как учиться, чтобы лучше
Знания те применить?
И научат нас бороться
За свой жизненный успех.
Ну, а дальше как придётся -
Доброе свершить иль грех.
И, конечно, при удаче,
Если сильно повезёт,
Будет от труда отдача,
Будет к счастью поворот.
Можно многого добиться,
Можно многое успеть.
Если к лучшему стремиться,
Если всё преодолеть.
Вот зовет мечта в дорогу,
И мы держим курс - вперед!
Шаг за шагом понемногу,
Первый встретит поворот.
Там, за школьным, за порогом,
Где-то в дали голубой.
Где чудес бывает много
Повстречаемся с судьбой.
Встретим там мы половинку,
И к одной мечте пойдем.
Впереди в тревожной дымке
Счастье для двоих найдем.
Так в согласии, надеюсь,
Если дружно будем жить.
С Божьей помощью, конечно,
Счастье сможем заслужить.
Но, препятствий будет много,
Трудно будет их пройти.
Биться будем понемногу,
Чтоб не сбили нас с пути.
Не свернуть бы нам с дороги,
Неудобствам уступив,
От мечты не отказаться,
И не сжечь души порыв.
Но бывает разойдутся,
Если друг вдруг подведет.
Друг от друга оттолкнется,
И разрыв произойдет.
Или чувства поостынут,
И уйдут от нас мечты.
И тогда к единой цели
Будет нам не по пути.
Может кто-то овдовеет
По причине роковой,
И позднее не сумеет
Сам продолжить путь земной.
Верю, трудности не смогут
Выбить сильного с пути,
Бог ему всегда поможет,
Силы даст вперед идти.
Там за новым поворотом
Будет новый поворот.
Будут новые высоты,
Будет новый в жизни взлет.
Так мечтайте и творите,
Верьте в лучшее в судьбе.
И вперёд к мечте идите,
Я в вас верю, как себе!
Николай Гущин, 15 февраля 2024 года, ред. 08.07.2024
***
Моя первый жизненный опыт и первая неудача, или Первая любовь на третьем курсе
Прошло два года после смерти папы. Шел 1967 год. Я окончил школу и наша маленькая, но дружная семья, собрав пожитки, переехала в Алма-Ату.
На папины сбережения купили полдома на окраине города. Мне предстояло поступать в ВУЗ.
Сестра Надежда устроилась на работу и помогала семье материально. Маме домохозяйке положили 20 рублей пособия по случаю потери кормильца, мне дали целых 15. Настало время жесткой экономии.
Я устроился на работу учеником токаря, а спустя год, поступил в самый лучший, в то время, ВУЗ – в Казахский политехнический институт на факультет Автоматики и вычислительной техники. Конкурс был высокий, но я выдержал его.
Мама и сестра организовали пиршество по такому поводу. Только ради такого случая мы сорвались с насиженного места - города Панфилова, и переехали в другой город - столицу Казахстана, солнечную Алма-Ату.
Они налепили пельменей, купили торт, и мы все вместе отпраздновали мой первый жизненный успех. Мама ликовала. Это был момент её материнского счастья, торжества и славы.
Мне предстояло учиться с ребятами, пришедшими на наш факультет в основном из математических школ республики.
Из-за нищеты и скудного питания (мы никогда не трогали остаток накопленных ранее папой денег) мама стала всё чаще и дольше болеть, и, спустя два года, после нашего переезда, умерла, отдав мне весь наш неприкосновенный запас.
- Расходуй деньги лишь тогда, когда тебе нечего будет есть, - напутствовала она меня перед своим уходом от нас навсегда.
- Прости нас с папой, я ухожу от вас с тяжелым сердцем. Мне больно осознавать, что я уже ничем не смогу помочь тебе, еще не вставшему на ноги.
- Помни, мы очень любили тебя, ты сильный, ты выстоишь, и выдержишь все испытания.
Прошло полтора года, беда постепенно ушла, горе улеглось. Теперь я не сидел у постели больной мамы и всё чаще и дольше начал появляться на людях. К тому времени я уже учился на 3-м курсе.
Нашей группе дали 13-ю повышенную стипендию. Группа оказалась лучшей среди всех групп факультета, а наш факультет – лучшим среди всех факультетов института.
Приближался Новый 1972 год, и ребята решили встретить его вместе, пропить, так сказать, выданную нам 13-ю стипендию. Я не очень то хотел расставаться с деньгами, но раз пригласили, пошел.
Вечер организовали на квартире одного из однокурсников. Квартира была большой, но она не могла вместить всех ребят из нашей группы. Позднее я отметил, что на вечере были не все, а наиболее успешные мои однокурсники.
Девчонок было трое – наша красавица, сводившая с ума всех ребят, и две её подружки, тоже наши однокурсницы.
Стол был изыскано и со вкусом накрыт, прекрасно сервирован.
- Либо участвовал ресторатор, либо столом занимались родители, - подумал я, когда пришел на вечер.
Мы тепло приветствовали друг друга, воображая из себя значимых и степенных людей. Звучала тихая и красивая музыка. Приподнятое настроение улучшалось от красивых тостов, которые мы поднимали друг за друга, вкусной еды и умеренных возлияний.
Ребята хорошо танцевали, словно обучались до этого в школе танцев. Девчонок было мало и те из ребят, кто ждал своей очереди, либо курили на балконе, изображая из себя взрослых и умных, либо слушали музыку и наслаждались пением современных песен.
Я не танцевал и восторженно смотрел на красавицу. В охмелевшем сознании рисовались образы Ассоли из "Алых парусов", встречающей своего принца, и Гуттиэре из "Человека-амфибии", танцующей на берегу южного моря. Эти образы искусно создавала красавица-однокурсница, похожая на Анастасию Вертинскую.
Я не писал стихи в те годы, был молод, но от приподнятого настроения и хмеля в голове рождались мои первые поэтические строки, которые я частично лишь с трудом смог вспомнить позднее:
. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .
Ты с другим кружишь в вальсе,
Я глазами ищу.
Если взгляд твой поймаю я,
Сразу вдруг не пойму,
Почему сердце замерло?
Почему? почему?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Я тебя не ревную,
Я любуюсь тобой,
Никогда не забуду
Облик сказочный твой.
Из робости я не прочитал их красавице. Заиграла нетанцевальная мелодия, зазвучала модная в то время песня:
Синий-синий иней лёг на провода.
В небе тёмно-синем синяя звезда, у-у,
Только в небе, в небе тёмно-синем.
Синий поезд мчится ночью голубой.
Не за синей птицей - еду за тобой, у-у,
За тобою, как за синей птицей…
Я пригласил её на танец. Она согласилась.
- "Под такую песню можно было танцевать как угодно", - думал я. И у меня получилось, что-то отдаленно напоминающее танго, без тесных объятий и душевных порывов. Умеющая красиво танцевать красавица, послушно следовала моим движениям.
В один из моментов, я нежно привлек её к себя. Находясь под хмелем и наклонившись к ушку, я прочитал короткое, сочиненное на ходу четверостишие:
- Если сблизимся, я знаю что тебе я прошепчу:
- Я тебя обнять мечтаю, я с тобою быть хочу.
Красавица поблагодарила меня, учтиво сказав, что у меня есть талант не только в технике, но и в поэзии.
Новогодняя ночь близилась к концу, приближался рассвет. Часть ребят осталась в квартире, кто-то решил пойти на площадь и продолжить веселье там, в общем ликовании.
Красавица засобиралась домой. Многие из ребят набивались в провожатые. Предложил свои услуги и я.
- Чем я хуже других, - думал я в тот момент, немного протрезвев.
Она выбрала меня.
Мы шли по ликующей, праздничной, новогодней Алма-Ате. Гремели салюты, по пути встречались не только счастливые люди, но и подпитые Деды Морозы с не менее подпитыми Снегурочками. Они поздравляли нас, а мы поздравляли их.
Шли молча, наслаждаясь увиденным.
- Ты похожа на Анастасию Вертинскую, - начал робко я разговор. Но у тебя есть что-то особенное, восточное.
- Да, я метиска. Мама русская, папа казах.
И она рассказала мне всё. И то, что я хотел услышать, и то, что услышать боялся.
- Родители у меня преподаватели, они очень любят друг друга и меня тоже. Я единственная у них дочь.
- Наша семья дружит с другой семьей, тоже ученых.
И вдруг, как гром среди ясного неба, прозвучало:
- А я ведь помолвлена с сыном той семьи, и весной этого года у нас состоится свадьба.
Это сообщение ошеломило меня. Вот так в одно мгновение я лишился всех своих надежд.
Она почувствовала себя очень даже неловко.
- Пойми меня и прости, что не оправдала твоих ожиданий. Мы встретились слишком поздно, - сказала она мне на прощание.
- Мы не должны больше встречаться, - добавила она тихо, неуверенная в правильности своего решения.
Это был тактичный отказ с её стороны. И я остался один, потому что сразу отступил, потому что никогда не умел бороться за свое счастье. Видимо так и должно было всё случиться.
- Не судьба, - подумал я, и пошел к себе домой.
В конце следующего семестра они поженились и были, как мне показалось, счастливы.
Николай Гущин, ред. 25.09.2021, ред. 08.07.2024
***
А вот еще одна судьба с её поворотами в моем рассказе "Новичок"
Наш 5-й сборный класс был сформирован из учеников разных школ (начальной школы имени Абая и средней школы имени Луначарского). Получилось так, что собрали в этот класс всех бесперспективных.
Часть 1. К нам пришел Новичок
В тот момент, когда формирование класса завершилось, и были расставлены приоритеты (определился неформальный лидер и произошло ранжирование ребят по силе) к нам пришел Новичок. Он был старше нас примерно на год.
Класс оказался слабым по успеваемости и проблемным по дисциплине. Неформальным лидером, как и положено у ребят, стал мальчик-второгодник с сильным ударом и задиристым характером.
На правах старшего и сильного он сталкивал ребят, и мы выясняли отношения между собой без всяких поводов и причин.
Новичок сразу не понравился Второгоднику. Он был бедно одет (время было послевоенное), не блистал знаниями, и был, на взгляд Второгодника, слишком независимым.
Классная учительница решила помочь Новичку и закрепила его за мной, поручив заниматься с ним дома по тем предметам, в которых он отставал.
Дом Новичка был недалеко от школы и мы решили, что после уроков будем заходить к нему домой; делать домашние задания лишь по тем предметам, где было отставание.
Новичок, к моему удивлению, оказался не только усердным, но и толковым подростком (ему было в то время 12-13 лет).
Очень скоро, несмотря на мои бестолковые объяснения, он догнал нас в знаниях, уважительно относился к учителям и ребятам. Многие зауважали его за это и хотели дружить с ним. Но, этого не хотел Второгодник.
Однажды, он подговорил одного из своих друзей, чтобы тот вызвал Новичка на драку, пообещав свою защиту. Затем, по его замыслу, к мальчику-провокатору должны были подключиться другие ребята. Ему хотелось проучить Новичка. Заговор был тайным, но происходил у меня на глазах, и в моё присутствие.
В этот день, после уроков, мы, по устоявшейся традиции, зашли к Новичку домой, выполнили домашние задания. Я не имел права выдавать чужую тайну, но и молчать не хотелось, надо было предостеречь Новичка. Перед уходом, я, как бы между прочим, не раскрывая деталей, сообщил ему, о том, что завтра, после уроков, его будут бить несколько ребят.
Он воспринял всё спокойно, понимал, что я не могу сказать ему больше того, что сказал, поэтому не о чем не стал расспрашивать.
Я не хотел его избиения, а дрались мы в то время хотя и честно (лежачего не бьют, до первой крови и т.п.), но жестко. Послевоенная безотцовщина обязывала нас к этому, учила умению стойко защищаться.
Прощаясь, я посоветовал ему не ходить завтра в школу, пообещав всё рассказать, что будет задано, и к чему надо будет подготовиться.
Он промолчал.
Часть 2. Новичок в деле
На следующий день я со спокойной совестью, и не менее спокойным сердцем пришел в школу. Увидев Новичка, я был озадачен. Он пришел раньше других, активно участвовал в учебном процессе - поднимал руку, отвечал на вопросы, получал хорошие оценки.
- "Может он не понял меня", - недоумевал я.
Приближалось окончание уроков. Мое беспокойство за Новичка возрастало. Как помочь ему? Как предотвратить драку? И смогу ли я встать с ним спиной к спине против друг ребят, с которыми я тоже дружил.
Но неизбежное произошло. Друг Второгодника действительно вызвал его "Один на один". Драться "Один на один" - у нас считалось честной дракой, и Новичок согласился.
Зеваки потянулись не домой, а за пределы школы, к месту драки.
Новичок и Мальчик-провокатор встали друг против друга. Провокатор стал наглеть и придираться к Новичку, толкая его в грудь. Завязалась драка. Все вначале происходило так, как было задумано Второгодником.
Спустя несколько минут, Новичок сильными и точными ударами выключил Провокатора, и тот без сознания рухнул на пол. Удар у Новичка был сильнее, чем у обычного подростка нашего возраста. Вошедшие в драку два других пацана, отлетали от него, как горох от стенки.
Видя, как негативно развиваются события, в драку внезапно вмешался Второгодник. Он не стал избивать Новичка, как обещал Провокатору, а стал разнимать дерущихся.
Через некоторое время конфликт был улажен. Все помирившись, пошли к уличной водопроводной колонке, стали смывать кровь и охлаждать пыл, смеясь, стали рассматривать синяки и шишки друг у друга.
Мы, по сложившейся традиции, зашли к Новичку домой, быстро сделали домашние задания, и я пошел домой в приподнятом настроении. Конфликт разрешился, как нельзя лучше.
Дома меня ждали уличные друзья (я был капитаном одной из футбольных дворовых команд), а также велопрогулки с другом детства Вовкой и отличницей Аллочкой, с которыми я по-прежнему дружил, хотя и учился уже в другом классе.
А еще были игры в "Лянгу" и в "Исыки" (Исык - суставная косточка овцы, аналогичная Бабке, суставной косточке свиньи; играть в "Лянгу" - значит жонглировать свинцовой плоской круглой штучкой, похожей на шайбу с оперением из волос. Кто выполнит больше подбиваний этой штучки ногами, тот и выиграл).
Мне часто не хватало времени не только на Новичка, но и на выполнение домашних заданий. Везде хотелось успеть, поэтому уроки дома я почти не делал.
К тому же часто приходилось пропускать занятия в кружке авиамоделистов, в который меня постоянно затаскивал мой друг - отличник Вовка. Там, он добивался больших успехов, участвовал и побеждал не только в городских, но и в районных соревнованиях. А я, как надежный друг, всегда старался поддержать его в этом. Да и сам нередко строил модели. Одним словом жизнь кипела.
Часть 3. Мое участие в разборках между Новичком и Второгодником
Но вернемся к Новичку. Не знаю, что еще произошло в тот день после драки, но вечером ко мне пришел взволнованный Второгодник.
Зная о том, что я могу повлиять на Новичка, он просил меня о помощи. Оказывается, Новичок вызвал его на следующий день "Один на один" и Второгодник опасался этого поединка.
Я также не хотел этой драки, и, несмотря на поздний час, поспешил в другой конец города к Новичку. Мне с трудом удалось убедить его не бить Второгодника. И Новичок, скрывая досаду, согласился.
Только после этого случая драки в нашем классе прекратились. Новичок завоевал еще большее уважение у ребят и преподал нам всем урок мужества и стойкости. Впрочем, его урок мне не был в впрок.
Часть 4. Мое участие в "Пионерском костре" на природе
На коротких каникулах Городские педагогические власти организовали за городом слет лучших пионерских отрядов разных школ. Пригласили на этот слет и меня.
В официальной торжественной части были: построение отрядов, рапорты председателей, речёвки вожатых. В неофициальной - пионерский костер, выступление кружков художественной самодеятельности, хороводы, ручейки, соревнования, и даже застолье в виде накрытой, как сейчас говорят, поляны. Каждый должен был угостить других тем, что принес из дома.
В построении я встал на указанное мне место. Когда все выстроились, кто-то сзади стал настойчиво выталкивать меня вперед и в сторону из строя. Я сопротивлялся и всякий раз вставал на свое место.
Кто-то другой, за моей спиной прошептал кому-то:
- У тебя рапорт, решительней оттолкни этого Сопляка.
Я не вынес оскорбления, резко повернулся и увидел учеников из другой школы. К сожалению, я был упрямым и не достаточно сдержанным молодым человеком.
Взглянув на обидчика, я произнес громко и членораздельно:
- Если я Сопляк, то ты Засранец.
Этого было достаточно, чтобы окружение пришло в легкое волнение. "Засранец" схватил меня за руку и выволок во внешний контур построения.
Мы с ним еще перебросились несколькими оскорбительными фразами, и отошли в ближайший кустарник, вдаль от любопытных глаз. Нам в тот момент было не до слета, и не до пикника.
Затем еще после недолгих препирательств мы схватили друг друга за грудки, и начали бороться. Кончилось тем, что я повалил его на пол и плотно прижал к земле, не дав возможности вывернуться.
Чтобы окончательно сломить сопротивление и запугать его, я произнес:
- А я ведь могу пустить в ход и кулаки, поверь, мало не покажется, ты предстанешь перед своими друзьями в разукрашенном виде. Моя сила и словесные доводы оказались убедительными, он был сломлен и сдался.
Казалось прошло немного времени, но вернулись в компанию мы лишь тогда, когда закончилась торжественная часть. Я был победителем и ликовал, он - поверженным и униженным, но, как оказалось позднее, не сломленным.
Часть 5. Преследование
Настроение все-таки было испорчено. В застолье я щедро угощал других своими домашними пирожками, котлетами, беляшами, сырниками, соками и фруктами. Мама готовила вкусно, поэтому все разлетелось очень быстро, и мне было от этого приятно. Разбирала гордость за маму и её искусство в приготовлении блюд.
Костер погас, торжества завершились, мы стали расходится.
В стороне от общего потока я увидел троих ребят, терпеливо поджидавших меня на выходе. Предчувствуя неладное, я смешался с толпой, пытаясь улизнуть. Преследователи, соблюдая дистанцию и приличие, увязались за мной.
Когда толпа "рассосалась" окончательно, и ребята остались наедине со мной, я бросился в бега. То ли я бежал быстро, то ли они не очень то стремились меня догнать, но расстояние между мной и ими не сокращалось.
Пробегая мимо школы (а слет-пикник был организован на природе за чертой города), я добежал до дома Новичка.
Подумал:
"Может мне лучше укрыться в столь приветливом мне доме, чем долго и утомительно через весь город бежать к себе домой".
Не долго думая, так и сделал. Спокойно вошел во двор. Меня приветливо, как старого знакомого, встретила собака, и, виляя хвостом, сопроводила до двери.
Преследователи заходить за мной мимо собаки не захотели, а отстать от меня не желали.
Новичок оказался дома. Были короткие каникулы, и он занимался ремонтом ветхой бабушкиной мебели.
Он, вопросительно посмотрев на меня, спросил, что привело меня к нему в столь незапланированный час. Я сказал, что, проходя мимо, решил заглянуть на огонек, узнать, как проводит свои каникулы мой подшефный. Мне совершенно не хотелось открывать настоящую причину моего появления. Я стыдился своего бегства.
Он пригласил меня к столу. Я видел, что угощать ему нечем, и он выставляет на стол свое последнее, съестное. Я был сыт, поблагодарил его, и есть не стал. Впрочем, видя их с бабушкой нужду, я не стал бы есть и голодным.
Разговорились. Только сейчас мне удалось выяснить, что они живут с бабушкой вдвоем. У Новичка не было родителей. Бабушке, после долгих уговоров и убеждений социальных служб, удалось взять Новичка из детдома на попечение.
Ярко и образно в моем воображении рисовалась картина, как два одиноких человека - старый и малый помогали друг другу выжить в этой нелегкой и суровой жизни. Они стойко держались друг за друга, пытаясь выкарабкаться из нищеты и нужды.
Бабушки в это время не было дома. А, возможно, она лежала на кровати в соседней комнате.
За разговорами, я периодически незаметно выглядывал в окно. Мои незваные спутники, побоявшись собаки, терпеливо ожидали моего выхода. Видимо, я сильно уязвил их самолюбие.
Один из таких моих взглядов перехватил Новичок. Выглянув в окно, он понял причину моего появления. Не собираясь, он быстро вышел на улицу. Я последовал за ним.
Чтобы не спугнуть ребят, Новичок начал медленно приближаться, отрезая им путь к отступлению. Ребята сплотились, прижимаясь друг к другу. Эта сцена сильно забавляла и смешила меня. Все происходило так, словно удав приближался к парализованным кроликам.
За пять метров до встречи ребята неожиданно, как по команде, разлетелись в разные стороны, как осколки после взрыва гранаты.
Бег их был настолько стремительным, что я удивился их резвости и энтузиазму. Подумал:
- "А ведь догоняли они меня менее резво, чем сейчас".
Я не сердился на них, не стал бы сводить с ними счеты. Что могли мне сделать ботаники (ботаники - усердные в учебе ученики). Мне даже было стыдно, что я уличный пацан убегал от них ранее.
Впрочем, я совершенно не хотел, чтобы даже ботаники (а может быть среди них были и не только ботаники) наносили мне увечья и расписывали мне лицо. Каникулы ведь были короткие, и завтра нам снова надо было идти в школу.
Итак, бежали они очень быстро, но мне все-таки удалось выкрикнуть им в след:
- А ведь я оказался прав!
- Вы, все трое засранцы!
Часть 6. Расставание с Новичком
Кончился учебный год. Не знаю, что произошло в семье Новичка, да только его снова отправили в детдом. Он мне ничего не стал рассказывать об этом (позднее выяснилось, что у него умерла бабушка).
Провожали Новичка всем классом. Девочки грустили и даже плакали. Ребята жали руку.
Напоследок он крепко обнял меня и, чтобы никто не слышал, с болью и дрожью в голосе произнес:
- А знаешь, я был счастлив с вами.
И добавил:
- Можно, я буду приходить к вам иногда.
Руки и голос его слегка дрожали. Было видно, что он сильно переживал и волновался. Волновался и я. Мне долго не удавалось найти нужные слова. Наконец, я сказал тихо:
- Не переживай, ты сильный, ты выстоишь, я и ребята в тебя верим.
Это была простая, но так нужная мальчишеская поддержка.
- Приходи к нам в любое время, когда захочешь.
- Знай, ребята будут ждать тебя.
Мне было трудно с ним расставаться. В тот момент я остро чувствовал его боль, и от потери бабушки, и от расставания с нами. Вот так жизненный путь Новичка совершил новый поворот.
Слова, которые могли бы описать его чувства, я позднее услышал в песне "Генералы песчаных карьеров". Вот они:
Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
Вы, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.
За что вы бросили меня, за что?
Где мой очаг? где мой ночлег?
Не признаете вы мое родство,
А я ваш брат, я человек.
Вы вечно молитесь своим Богам.
И ваши Боги все прощают вам...
Николай Гущин, 2018 год. Ред. 14.12.20, ред. 19.03.2021, ред. 08.07.2024
Свидетельство о публикации №224060900639