Утиные истории
По профессии я историк и, естественно, в первую очередь меня интересуют публикации по истории – чеченской и не только. А ютуб, как вы знаете, сам подбирает вам те тематики, в интересе к которым он вас заметил. Поэтому, открыв ютуб, я сталкиваюсь раньше всего с роликами по чеченской и околочеченской истории. Кроме того, друзья в фейсбуке и вацапе скидывают мне подобные же ролики и часто просят поделиться своим мнением об их содержании. Поэтому и решил коротко высказаться по этому поводу.
Для более яркой аналогии напомню, что мы живем в несчастную эпоху ГМО и пищевых добавок, то есть, по сути, суррогатной еды. Приобретая что-то из продуктов, мы зачастую не можем быть уверены в том, что покупка соответствует своему названию. Все подделывается, а вкусовые ощущения создаются химическими добавками. Можете быть уверены, что абсолютное большинство роликов по истории – такой же суррогат науки, обильно сдобренный яркими сказочными мотивами, аналогом вкусовых добавок.
И вот, привыкнув к этим фантастическим историям, подсев на «вкусовые добавки» в виде тешащих национальное самосознание выдумок, человек воспринимает настоящую, т.е. научную, историю как что-то неудобоваримое, невкусное, пресное. Ему бывает скучно читать такую историю. После националистических баллад, которыми услаждают его слух околонаучные ашуги и акыны, она, то есть научная история, ему кажется чуть ли не оскорблением величия его бриллиантовой нации, чем-то вроде враждебной диверсии против нее.
Фейки раньше назывались утками. И мы живем во времена массированного оболванивания, когда утиные истории уже почти убили научную историю. По крайней мере те, кого принято называть «обычными людьми», потребляют вместо исторической науки подслащенный суррогат. И он им, похоже, очень нравится.
Свидетельство о публикации №224060900787