О православном отношении к научной фантастике

О православном отношении к научной фантастике


Предисловие

  Некоторое время назад я искал информацию о православном отношении к научной фантастике, но так и не находил. Литературы по этому вопросу практически нет, а проблема сегодня очень актуальна. Идеи из области научной фантастики сегодня заполонили умы некоторых людей1, в том числе называющих себя православными. Прельстившись описанным в них "будущем", они начинают всерьез верить всему, что там сказано, и следовать этим идеям как непреложной истине. А цитирование в некоторых произведениях писателями-фантастами Библии, и Откровения Ианна в частности, заставляет читающих, но плохо знающих свою веру думать, что эти люди были христианами. Некоторые даже их воспринимают за пророков, которые предсказывали будущее. В действительности они описывали настоящее художественным приемом и обсуждали современные им явления в обществе. Будущее же только Богу ведомо и в Божьих руках находится; и грех думать, что писатели-фантасты предсказывали будущее.

    Несколько цитат о вышесказанном:
   «Научная фантастика как литература не может существовать оторванно от нашей действительности, от наших чаяний, мечтаний, от стремления к реальным победам в науке и технике… . Если благодаря такому литературному приему, как путешествие во времени, удается показать картины будущего, через которые писатель выражает свою мечту, или предостеречь читателя от пути, могущего привести в такое «будущее», то нельзя, на мой взгляд, делать подобные литературные приемы самоцелью, ...» (А. Казанцев)
   Советская научная фанастика стремилась сподвигнуть детей к мечтам о технических достижениях, воспитывать в них с детства определенные качества, нужные государству.
“Любящие фантастику обычно любят ее с детства, да и возникла она как разновидность детской литературы. Она явно нужна детям больше, чем взрослым: детство и фантазия — две вещи неразрывные. Кому, как не фантастике, учить детей мечтать, пробуждать страсть к познанию, готовить к научному подвигу, внушать любовь к родине и человечеству? Нам очень нужны сейчас хорошие и разные научно-фантастические книги для детей — именно для детей, а не для «всех». (Е. Званцева)
   Одним словом, говорить о реальности того, что описано в научной фантастике, и в фантастике в целом -- довольно глупо. “Для меня фантастика не просто литературный приём. С её помощью я пытаюсь разобраться в фантасмагории, которую мы в силу привычки именуем реальностью. Сам термин „научная фантастика“ представляет собой очевидную бессмыслицу, поскольку наука и искусство несовместимы по способу отражения действительности. Научно-фантастическая художественная литература (с научной точки зрения) не более реальна, чем пятиугольный треугольник». (писатель-фантаст Евгений Лукин)
   Антиутопии же критикуют общественный строй в государстве, политику, социальные отношения и т. д., и характеризуются страхом перед будущем. Использованы там те же приемы, что и в научной фантастике. В своей критике настоящего писатели-фантасты прибегают к будущему, преувеличениям, связи несвязанных областей навроде: «технический прогресс ведет к снижению духовности». Некоторые люди в это верят и думают, что технический прогресс действительно ведет к развращению нравов, упадку веры, увеличению преступности и т. д. Хотя это художественный прием авторов антиутопий: в них звучит критика сменяющегося общественного строя,- (новое поглощает старое, считавшееся ранее традиционным), -- а начало 20 века характеризуется приходом технократии. Некоторые исследователи полагают, что антиутопии начала 20 века критикуют приход технократии2.
   Никаких доказательств связи между техническим прогрессом и духовностью нет. Это миф. Напротив, технические средства и технологии помогают в деле распространения православной веры, способствуют сохранению православной литературы, образованию, а технических специалистов можно встретить даже среди священства.
   Антиутопии приводят к унынию по своей сути и неверию в спасительный Промысел Бога. Поэтому увлечение ими также несет в себе грех.
   
   Теперь к вопросу о православном отношении к научной фантастике и фантастике по сути.

   Перед любой распространяющейся философией в мире, перед встречающейся в различных книгах, христианин должен задаться вопросом: как к этому относиться.
   
   «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.» (Кол. 2 глава)
   «Мы должны тщательно исследовать все то, что вошло в наши сердца или было предложено в учении, - очищено ли это божественным, небесным огнем Святого Духа, или принадлежит к иудейскому суеверию, или происходит от надменности мирской философии и носит только личину благочестия? Мы так и поступим, если будем исполнять апостольское наставление.» (преп. Иоанн Кассиан)

   Жанры фантастики родственны друг другу и несут в себе тройную не христианскую философию: первая называется философией научной фантастики, вторая философией социального поведения, третья философией антиглобализма.

1. Первая философия — философия научной фантастики или просто фантастики. Она противоречит христианству в корне, что называется (подробнее об этом у иеромонаха Серафима ниже) и содержится как в антиутопиях, так и в научной фантастике.

2. Вторая философия — философия социального поведения. Она противоречит документу "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", отношениям церкви с обществом и государством. В основном она содержится в антиутопиях.

3. Третья философия — философия антиглобализма. Она идет прямой линией от классических антиутопий до современной научной фантастики. Это собрание основных идей, ставшими классикой и канонами написания этих жанров. Эта философия включает в себя технофобию, цифрофобию, борьбу с глобальными организациями, идею мирового правительства и государства, теории заговора.
   Философия антиглобализма носит характер разрушения, поэтому является почвой для различных раскольников, настроенных против церкви: ее вобрали в себя царебожники, рафаилиты и др.


  Иеромонах Серафим Роуз о христианском отношении к научной фантастике

(   Для удобства я сократил его слова до сути сказанного и обрезал упоминание инопланетян — думаю, и так ясно, что они — выдумка. Полный текст можно прочитать в книге «Православие и религия будущего» этого автора.)

«
- Религия, в традиционном смысле, отсутствует или преподносится весьма поверхностно или искаженно. Сам по себе этот литературный жанр, безусловно, является продуктом "постхристианской" эры (что уже достаточно очевидно в рассказах По и Шелли). Вселенная в научной фантастике - всецело мирская, хотя нередко с мистическими обертонами оккультного или восточного характера. Бог если и упоминается вообще, то лишь как неопределенная и внеличностная сила, а не личностное существо…

- Центром научно-фантастической вселенной (вместо отсутствующего Бога) является человек
- В общем и целом научно-фантастическая литература, в противоположность христианству и в полном согласии с некоторыми школами восточной мысли, видит "эволюционное развитие" и "духовность" как все возрастающее обезличивание.
- Мир и человечество будущего видятся научным фантастам как некая "проекция" современных научных открытий; на самом же деле, однако, эти проекции удивительно близко напоминают ежедневную реальность оккультных и откровенно демонических опытов многих веков. … Сегодняшние исследования и эксперименты по парапсихологии также указывают на грядущее слияние науки с оккультизмом - перспектива, с которой научная фантастика находится в полном согласии.
“Одним словом, сама научно-фантастическая литература XX века является ясным знаком потери христианских ценностей и христианского взгляда на мир; она стала могучим средством насаждения нехристианской философии, взглядов на жизнь и на историю. В основном под неприкрытым или замаскированным влиянием оккультизма и восточных религий; …
»
(иеромонах Серафим Роуз)

1 Конспирология, борьба с технологиями, чипами, вакцинами, цифрами, вышками связи, паспортами, картами и т.д.
2 «...это предупреждение о том, куда может привести наука, оторвавшаяся от нравственного и духовного начала в условиях всемирного "сверхгосударства" и торжества технократов.» -- А. Воронский. Сб. "Литературные типы", с. 35


Рецензии