Фаина. Маленькие штрихи к портрету

    
     На прошлой неделе на первом канале ЦТ закончили показ сериала о Фаине Георгиевне Раневской, моей любимой актрисе. Трогательный и пронзительный, без пошлости и фальши. Смотрела не в первый раз (ранее его уже демонстрировали в прошлому году), но никак не могу с ним расстаться...
     Давно не получала такого удовольствия на телеэкране. Завораживающая музыка  Владимира Сайко так и звучит в ушах... А лица блистательного звездного состава актеров - Семена Стругачева, Даниила Спиваковского, Константина Лавроненко, Полины Кутеповой, и конечно же, несравненной Мариэтты Цигаль-Полищук, так и стоят перед глазами.
      Талантливой актрисе Цигаль-Полищук удивительным образом удалось сыграть на протяжении всего фильма и восторженную юную Фанни в молодости, безумно влюбленную в театр, и остроумную, гротескную Фаину, комедийную звезду, и Фаину Георгиевну в зрелом и в преклонном возрасте, лауреата 3-х сталинских премий, человека с тяжелой судьбой. Человека ужасно одинокого, больного, с шаркающими ногами,  и тем не менее, невероятно счастливого этой своей судьбой и служением искусству...
 
      А мне посчастливилось увидеть Раневскую.  Лишь однажды - на сцене театра Моссовета, где она прослужила в течение 25 лет (с небольшим перерывом) до самой смерти.
     Случилось это в 1972 году на замечательном спектакле "Странная миссис Сэвидж", где ей "ассистировали" другие звезды Вера Марецкая и Ростислав Плятт. Но Фаина Георгиевна покорила навсегда, хотя я любила ее и в "Подкидыше", и в "Золушке", и в "Весне", и в "Шторме". Но одно дело по телевизору, а другое - увидеть кумира миллионов живьем, на расстоянии вытянутой руки, и услышать неповторимый голос "домомучительницы" Фреккенбок.
      Позже узнала, что она отказалась от столь популярной роли (в тот год это был чуть ли не последний спектакль с ее участием) , и ее заменила блистательная Любовь Орлова, а затем и знаменитая Вера Марецкая, жена главного режиссера Юрия Завадского.
     О том, как уживались между собой три дивы советского театра и кино, ходили легенды... Ссорились, мирились и просто обожали друг друга. У Фаины-Фуфы, как ее называли друзья, был непростой характер и острый язык, но она была отходчива, и ее нельзя было не любить.
     А кто не знает искрометные, остроумные (иногда слегка "неприличные") шутки-байки проказницы Фуфы, которые коллекционировали все сотрудники театра (теперь их издана целая книга).  Но никто не обижался, а попасть на язык гениальной актрисы считалось даже удачей.
     Одну из таких шуток в свой адрес рассказала мне главный модельер театра Майя Ильинична Кувшиновна (мама моей близкой подруги), человек с безупречным вкусом, долгие годы создававшая сценические наряды  для Раневской. "Маечка", - однажды произнесла грудным голосом Фуфа, глядя на темно-коричневую помаду на губах модельера, - "ты такая красавица, а губы как г-ном намазала...".  Давно нет на свете ни милых моему сердцу Фаины Георгиевны, ни Майи Ильиничны..., а эта беззлобная шутка нет-нет да и вспоминается при виде коричневой помады нынешних модниц.
   
    А еще совсем недавно узнала о том, что оказывается, мы были соседями с Раневской. Много лет Народная артистка СССР снимала комнату (пока не получила двухкомнатную квартиру в высотке на Котельнической) у своего любимого педагога Павлы Леонтьевны Вульф на Рождественском бульваре, в доме 17, близ Сретенки. А наша семья в то время проживала в крохотной квартирке - в доме 11, что ближе к Цветному бульвару. Мы ходили по одним улицам, но ни разу не встретились, не пересеклись... с великой и обожаемой Фаиной Георгиевной...         
    
 

 


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.