История о том, как эскимо сменило имя

Жило -было  эскимо.
 Вкусное – превкусное и не просто эскимо,а ”Огромное эскимо”, так об этом говорило его название на всех этикетках в магазинах и на рекламных плакатах , на каждом кусочке лакомства, которое вместе с деревянной палочкой для аккуратной еды , было упаковано в нарядную обёртку, где на языке его родной страны было написано « K;mpe eskimo ”
 Сделано оно  было из таких замечательных  продуктов, что только их названия могли  бы навеять  гастрономические грезы, вызвать неконтролируемое  слюноотделение у сладкоежек и породить два  острых желания .
Если писать о первом, то в нём будет воспоминание о самом вкусном мороженом в ближайшем магазине, а во втором  засуетятся мысли о необходимости найти рецепт и срочно – срочно, как можно быстрее,  приступить к созданию этого удивительного продукта.
 Дальше уже речь могла бы пойти о финансовых возможностях и кулинарных способностях желающих.
Я вынуждена сменить мой оптимистический тон.
Почему?
Это требует некоторого пояснения.
 В стране,  где жило  «Огромное эскимо» ( как вы уже поняли,именно так звучит перевод с датского языка) , началось поветрие - переименование.
 Как и все поветрия оно было вызвано ветром перемен, который приходит и уходит по своим , мало известным большинству людей, законам.
 Есть люди науки, которые знают об этих законам и даже дали им название – переформатирование общественного сознания. Ежедневно каждый из нас подвергается влиянию этих законов, часто не задумываясь о их существовании, но в жизни любого  человека хотя бы однажды возникает ситуация, о которой он скажет или подумает так :» Как корабль назовут, так тот и поплывёт». При этом, мы не до конца отдаём себе отчёт в силе слова,изменившего наше отношение к ситуации или саму ситуацию.
Есть ещё одно из самых ярких переживаний , где каждый из нас  ощутит изменение своего сознания, это - ситуация обзывания.
Обидно, если обзывают, т.е. меняют наше имя, коверкают его, разрушают тем самым представление  человека о себе.
 Это в полной мере относится и к группам людей и даже к целым нациям или народностям, которые объединены общим языком.
Слова, как известно, не только звуки или буквы, они имеют смысл и значение, которое им придают живущие люди или придавали живщие в прошлом поколения.
 Существует много наук, изучающих  происхождение слов , их смыслов и значений . В этих науках высказано много предположений , которые требуют доказательств , однако, получено и много фактов,  и есть уже изученные закономерности влияния слов на жизнь людей.
 Люди, которые владеют этими знаниями, могут целенаправленно изменять сознание  как  отдельного человека, так и на группы людей через личный контакт или через медиа.
 Люди страны, о которой я рассказываю, как и все люди в современном мире , подвержены непосредственному  влиянию друг на друга и опосредованному влиянию  средств массовой инфрмации.
Случилось так, что у  людей этой страны резко  изменилась картина мира.
Вы знаете, как это бывает на своём жизненном опыте или  знаете как это   может быть.
 Я уже  упоминала об обзывании как примере подобного изменения картины мира.
Обзывание  меняет для человека его представление о себе и о том, кто его обзывает.
 В этом примере отчётливо проявляется влияние слова  на наше самочувствие и восприятие мира вокруг нас. 
Что произошло в этой стране?
Почему у людей изменилась их картина мира ?
Я могу сказать, что в этой стране , а она -очень маленькая по сравнению с большинством стран, у людей было очень сильное чувство единства. Они любили говорить о себе во множественном числе. Слово  « Мы» было  для них  естественным проявлением гордости за свою страну.
 Есть законы диалектической логики, которым подчиняется жизнь людей, 
Один из этих законов говорит о единстве и борьбе противоположностей .
Как вы понимаете, единство выражается в переживании « Мы» , а противоположность ему – переживание «Я»  .
Борьба между ними состоит в том, что смысл этих  понятий – «Мы»  и « Я « -   у живых людей меняется.
У современных людей оно очень зависит от содержания, которое они получают через средства массовой инфрмации.
Надо сказать, что в настояще время, которое мы называем нашим временем, средства массовой информации уделяют большое внимание содержанию понятия « Я», практически убирая из этого содержания переживания меры единства « Я» и « Мы» .
Мне думается, что каждый из нас легко может исследовать самого себя, если попробует ответить на вопрос о себе . Такой, например, вопрос:
- Заботит  ли Вас то, как Вас воспринимают другие люди ?
Я не буду анализировать возможные варианты ответа, мне важно показать, что у каждого из нас есть переживания по поводу других людей и самого себя , эти переживания существенно влияют на картину мира, в которой мы живём.
Изменения в этой картине мира по законам обратной связи отражаются в переживаниях  « Я» и « Мы».
Надо отметить, что изменения могут происходить в разном темпе, а это значит, что человек может ощутить их мнговенно или через накопление эмоций во времени , которое постепенно преобразует самочувствие человека.
Как я уже написала, в обществе через средства массовой инфрмации стала транслироваться тема ценности переживания « Я» , его приоритет над переживанием « Мы» 
Это изменение легко заметить, если проанализировать хотя бы  газетные заголовки  десятилетней давности и сравнить их со  вчерашними.
 До этого отчётливого изменения в  изменения картине  мира людей маленькой страны она  была полна добрых помыслов, заботами о щедрых урожаях,  весёлыми розыгрышами,  увлечённостью работой, радостью от исчезающего чувства неравенства людей,  мечтами о развитии  равенства всех жителей страны.
 Но!
 Здесь мой текст погружается в глубокую разочарованность , и мне  надо приложить много усилий,  чтобы не не отправить его  и не отправиться самой в депрессию.
 За моей разочарованностью  прячется действие замещения, которое определяет существование  человеческого сознания. Именно в этом действии   встречаются две  реальности -  мир видимый,  слышимый осязаемый, (  для этого нам дана возможность чувствовать кожей , ощущать запахи и вкус )  и мир виртуальный,  связанный созданные словами тем значением , которое мы им придаем.
 Это еще называется миром понятий .
То,  что эти два  мира- разные, вы можете проверить сами,  ответив на мой вопрос: «  Можно ли корову назвать чернильницей ?
Есть  и другой вопрос для вас : « Пахнет ли роза,  если ее никто не нюхает?»
 У  вас уже готовы ответы ?
Тогда, возможно,  мой следующий вопрос не покажется вам бессмысленным :» Что происходит с эскимо,  когда вы им лакомитесь ?»
Думаю,  что отвечая на этот вопрос мы  попадаем  в несколько затруднительное положение : в слове « эскимо» речь идет  о людях – эскимосах -, которые  в отличии от розы , могут находить в себе бесконечное количество качеств.
Эскимос может сам изменить свои качества или находить в себе новое качество от взаимодействия с миром,  в котором он живёт.
Так   случилось ,  что в стране о которой я пишу , эскимосы обнаружили в себе свойства быть оскорбленными повышенным вниманием к их имени в названии мороженого.
 Эскимосы  посчитали  это оскорблением  и потребовали от правительства страны и фирмы , производящей это мороженое, денежной  компенсация за многолетнее использование этого названия на упаковках эскимо на палочке,  на этикетках в магазине, в устной и  письменной речи жителей страны.
 Правительство страны пошло им  навстречу .
Денежная компенсация была выплачена.
Страна переживала и переживает сейчас  время глобальных перемен,  и культура отмены гордо шагает от неизвестного мне, но существующенго,   пункта начала культуры отмены  до  , пока неопределённой,  цели, похоже, что близкой к бесконечности.
Это лишает  картину мира жителей страны узнаваемости,  а значит и постоянство в любви к её содержанию  постепенно исчезает , сменяясь неопределённостью.
 Это рождает  страх , неуверенность и даже робкие попытки остановить изменение  всего со всем, как  стремительное превращение  мира во множество оттенков серого.
В супермаркетах  и киосках  стены продают мороженое , на вывесках и этикетках вы не увидите слов «Огромное эскимо».
 Вместо этого написано так « Огромное черносмородинное».
Подумалось как-то   нехотя, но сформулировалось словами  :
- Вдруг пачка ванильного мороженого,  которое выглядит солиднее  этого «Большого черносмородинового» почувствует  себя оскорблённой. -  она же больше.  чем ……
 Останавливаю движение своей скучной уже мысли,  и вот она – другая , насмешливо взывает к словесной форме :
- Стоп,  стоп о чём я … вот же , на  полке магазина стоит «Русский салат» ,  а я – русская,  может быть..
Я улыбаюсь сама себе , отхожу от салата и киваю полкам, на которых  французские вафли, греческий йогурт, новозеладское масло, датская курица  и т.д.
 От  оскорбления и хулы, до  почтения  и почестей  разворачивается передо мной возможный план репортажа из этого местного суермаркета.
Можно и нужно быть серьёзным , необходимо  точно знать , где, когда и как можно, нужно, необходимо проявлять  свою серьёзность как ответственность за себя, за других, за мир ,в котором мы живём.
Кто, как и когда  может и должн требовать  от себя и других ответственности  как серьёзности. ?
Есть ли границы серьёзности и легкомыслия, как их найти и обозначить ?
 Мне думается, что их легко найти,  если жить  с люобвью к миру , в котором мы живём. Мне легко это написать, я знаю, что об этом написано и сказано много раз и будет сказано и написано ещё не раз и не два.
Это -требовательная и деятельная любовь, в ней не только любование данной нам природой , но и интерес   к тому, что создано другими людьми.
Кто они – другие люди ?
Чем они похожи на нас и чем отличаются ?
Эти вопросы решаются в содержании переживания  понятия « Мы» и « Они» .
Именно это содержание  как глубина знания о других , как данная природой каждому человеку возможность сопереживания другим создают основу для обозначения границ «Мы» и « Они» , « Я « и « Мы» .
Это очень быстро усваивают дети , пользуясь защитными словесными формулами , обозначая границы этих понятий.
Думаю, что вы помните хотя бы одну такую формулу :
Узнаёте:
- Кто как обзывается, тот сам так называется. 

Человечеством созданы разные виды юмора и иронии, обозначающие возможность и необходимосьть обозначения  границ  персональной и групповой ответственности  людей за мир, в котором мы все живём.
Взаимодействие людей предполагает  иронию и снисхождение, и множество других оттенков переживаний   любопытства к жизни других людей и предметов их  мира.
Память об этом взаимодействии хранят слова, обозначающие предметы, в которых сохраняется таким образом присутствие других людей или какого-то одного  человека.например, изобретателя, писателя  или художника.
Словами» рубенсовские женщины» можно сказать больше, например, чем описанием деталей женского тела.   
Связывая название неодушевленного предмета с именем человека или группы людей , слово становится хранителем  чувств взаимодействия  создателей и пользователей этого предмета.
Это можут быть   разные чувства : от неприятия и откровенной ненависти – до благодарности за совместную жизнь на планете,  Можно  найти много вариантов названий предметов,  описывающих весь спектр чувств в  человеческих отношениях, сохраняющие их в  памяти народов или отдельного человека как память о народной или личной истории. 
 Если  отказаться от них , уничтожив таким образом историческую память, то тогда и откроется бездна пустоты , где переживания людей исчезнут из содержания понятий , холод рационализма превратит человека в андроида. 
 Все эти нюансы переживаний во взаимодействии людей друг с другом от самых острых, которые могут вызывать даже боль, до самых возвышенных ,   на которых строится человеческая способность к сопереживанию с другими , сама искренность могут  исчезнуть как что-то не нужное и слово обозначит  пустоту безразличности.
Здесь  я напишу  очень личные  слова:
мне не безразлично, как меня называют,  мне не безразлично как называют мою Родину,  мне не безразлично как называют страну, в которой я живу,  и человека , которого я люблю .
Я полагаю, что «Огромное эскимо» было названо  так с теплыми чувствами  к людям , которые называют себя эскимосами. 
Я могу предполагать,  почему «Русский салат»,  который вообще  ничем не похож на те салаты,  которые готовят на моей родине , назван «русским» . Вполне может быть , что он назван так за красную свеклу , которая  так редко встречается в салатах местных жителей.
 Я  воспринимаю это как проявление  интереса к моей стране, и  не вижу в этом ничего плохого.
Да, я   только один раз попробовала этот салат и больше не хочу его покупать. Мой датский муж шутит надо мной по этому поводу, мы уже давно живём на свете , и оба знаем, что на вкус да на цвет -товарищей нет.
Мне жалко, что вкусное мороженое, которое несколько поколений датчан знали  как « Огромное эскимо»,   лишилось этого названия. Я читала о нём в детских и взрослых книгах на датском языке , о нём есть песни и шутки.
 Они тоже должны исчезнуть как названия с этикеток ? 
Похоже, что я знаю ответ на этот вопрос.


Рецензии
Вот это вот самое интересное о других краях - незримое для туристов.И пусть весь мир сошел с ума точно так - в 90-х нашего российского "мы" тоже не стало и начались тараканьи бега "я", но каждый с ума по-своему.

Аю Урман   11.08.2024 09:49     Заявить о нарушении
Рухнувшее " мы" в 90 -е - это и моя личная жизнь. Сегодня я говорю" мы " о себе и моём датском муже ( я недавно вышла второй раз замуж . Мой первый датский муж погиб на рабочем месте 8 лет назад )

Галя -Галина   12.08.2024 22:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.