История о том, как эскимо сменило имя
Вкусное – превкусное и не просто эскимо,а ”Огромное эскимо”, так об этом говорило его название на всех этикетках в магазинах и на рекламных плакатах , на каждом кусочке лакомства, которое вместе с деревянной палочкой для аккуратной еды , было упаковано в нарядную обёртку, где на языке его родной страны было написано « K;mpe eskimo ”
Сделано оно было из таких замечательных продуктов, что только их названия могли бы навеять гастрономические грезы, вызвать неконтролируемое слюноотделение у сладкоежек и породить два острых желания .
Если писать о первом, то в нём будет воспоминание о самом вкусном мороженом в ближайшем магазине, а во втором засуетятся мысли о необходимости найти рецепт и срочно – срочно, как можно быстрее, приступить к созданию этого удивительного продукта.
Дальше уже речь могла бы пойти о финансовых возможностях и кулинарных способностях желающих.
Я вынуждена сменить мой оптимистический тон.
Почему?
Это требует некоторого пояснения.
В стране, где жило «Огромное эскимо» ( как вы уже поняли,именно так звучит перевод с датского языка) , началось поветрие - переименование.
Как и все поветрия оно было вызвано ветром перемен, который приходит и уходит по своим , мало известным большинству людей, законам.
Есть люди науки, которые знают об этих законам и даже дали им название – переформатирование общественного сознания. Ежедневно каждый из нас подвергается влиянию этих законов, часто не задумываясь о их существовании, но в жизни любого человека хотя бы однажды возникает ситуация, о которой он скажет или подумает так :» Как корабль назовут, так тот и поплывёт». При этом, мы не до конца отдаём себе отчёт в силе слова,изменившего наше отношение к ситуации или саму ситуацию.
Есть ещё одно из самых ярких переживаний , где каждый из нас ощутит изменение своего сознания, это - ситуация обзывания.
Обидно, если обзывают, т.е. меняют наше имя, коверкают его, разрушают тем самым представление человека о себе.
Это в полной мере относится и к группам людей и даже к целым нациям или народностям, которые объединены общим языком.
Слова, как известно, не только звуки или буквы, они имеют смысл и значение, которое им придают живущие люди или придавали живщие в прошлом поколения.
Существует много наук, изучающих происхождение слов , их смыслов и значений . В этих науках высказано много предположений , которые требуют доказательств , однако, получено и много фактов, и есть уже изученные закономерности влияния слов на жизнь людей.
Люди, которые владеют этими знаниями, могут целенаправленно изменять сознание как отдельного человека, так и на группы людей через личный контакт или через медиа.
Люди страны, о которой я рассказываю, как и все люди в современном мире , подвержены непосредственному влиянию друг на друга и опосредованному влиянию средств массовой инфрмации.
Случилось так, что у людей этой страны резко изменилась картина мира.
Вы знаете, как это бывает на своём жизненном опыте или знаете как это может быть.
Я уже упоминала об обзывании как примере подобного изменения картины мира.
Обзывание меняет для человека его представление о себе и о том, кто его обзывает.
В этом примере отчётливо проявляется влияние слова на наше самочувствие и восприятие мира вокруг нас.
Что произошло в этой стране?
Почему у людей изменилась их картина мира ?
Я могу сказать, что в этой стране , а она -очень маленькая по сравнению с большинством стран, у людей было очень сильное чувство единства. Они любили говорить о себе во множественном числе. Слово « Мы» было для них естественным проявлением гордости за свою страну.
Есть законы диалектической логики, которым подчиняется жизнь людей,
Один из этих законов говорит о единстве и борьбе противоположностей .
Как вы понимаете, единство выражается в переживании « Мы» , а противоположность ему – переживание «Я» .
Борьба между ними состоит в том, что смысл этих понятий – «Мы» и « Я « - у живых людей меняется.
У современных людей оно очень зависит от содержания, которое они получают через средства массовой инфрмации.
Надо сказать, что в настояще время, которое мы называем нашим временем, средства массовой информации уделяют большое внимание содержанию понятия « Я», практически убирая из этого содержания переживания меры единства « Я» и « Мы» .
Мне думается, что каждый из нас легко может исследовать самого себя, если попробует ответить на вопрос о себе . Такой, например, вопрос:
- Заботит ли Вас то, как Вас воспринимают другие люди ?
Я не буду анализировать возможные варианты ответа, мне важно показать, что у каждого из нас есть переживания по поводу других людей и самого себя , эти переживания существенно влияют на картину мира, в которой мы живём.
Изменения в этой картине мира по законам обратной связи отражаются в переживаниях « Я» и « Мы».
Надо отметить, что изменения могут происходить в разном темпе, а это значит, что человек может ощутить их мнговенно или через накопление эмоций во времени , которое постепенно преобразует самочувствие человека.
Как я уже написала, в обществе через средства массовой инфрмации стала транслироваться тема ценности переживания « Я» , его приоритет над переживанием « Мы»
Это изменение легко заметить, если проанализировать хотя бы газетные заголовки десятилетней давности и сравнить их со вчерашними.
До этого отчётливого изменения в изменения картине мира людей маленькой страны она была полна добрых помыслов, заботами о щедрых урожаях, весёлыми розыгрышами, увлечённостью работой, радостью от исчезающего чувства неравенства людей, мечтами о развитии равенства всех жителей страны.
Но!
Здесь мой текст погружается в глубокую разочарованность , и мне надо приложить много усилий, чтобы не не отправить его и не отправиться самой в депрессию.
За моей разочарованностью прячется действие замещения, которое определяет существование человеческого сознания. Именно в этом действии встречаются две реальности - мир видимый, слышимый осязаемый, ( для этого нам дана возможность чувствовать кожей , ощущать запахи и вкус ) и мир виртуальный, связанный созданные словами тем значением , которое мы им придаем.
Это еще называется миром понятий .
То, что эти два мира- разные, вы можете проверить сами, ответив на мой вопрос: « Можно ли корову назвать чернильницей ?
Есть и другой вопрос для вас : « Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает?»
У вас уже готовы ответы ?
Тогда, возможно, мой следующий вопрос не покажется вам бессмысленным :» Что происходит с эскимо, когда вы им лакомитесь ?»
Думаю, что отвечая на этот вопрос мы попадаем в несколько затруднительное положение : в слове « эскимо» речь идет о людях – эскимосах -, которые в отличии от розы , могут находить в себе бесконечное количество качеств.
Эскимос может сам изменить свои качества или находить в себе новое качество от взаимодействия с миром, в котором он живёт.
Так случилось , что в стране о которой я пишу , эскимосы обнаружили в себе свойства быть оскорбленными повышенным вниманием к их имени в названии мороженого.
Эскимосы посчитали это оскорблением и потребовали от правительства страны и фирмы , производящей это мороженое, денежной компенсация за многолетнее использование этого названия на упаковках эскимо на палочке, на этикетках в магазине, в устной и письменной речи жителей страны.
Правительство страны пошло им навстречу .
Денежная компенсация была выплачена.
Страна переживала и переживает сейчас время глобальных перемен, и культура отмены гордо шагает от неизвестного мне, но существующенго, пункта начала культуры отмены до , пока неопределённой, цели, похоже, что близкой к бесконечности.
Это лишает картину мира жителей страны узнаваемости, а значит и постоянство в любви к её содержанию постепенно исчезает , сменяясь неопределённостью.
Это рождает страх , неуверенность и даже робкие попытки остановить изменение всего со всем, как стремительное превращение мира во множество оттенков серого.
В супермаркетах и киосках стены продают мороженое , на вывесках и этикетках вы не увидите слов «Огромное эскимо».
Вместо этого написано так « Огромное черносмородинное».
Подумалось как-то нехотя, но сформулировалось словами :
- Вдруг пачка ванильного мороженого, которое выглядит солиднее этого «Большого черносмородинового» почувствует себя оскорблённой. - она же больше. чем ……
Останавливаю движение своей скучной уже мысли, и вот она – другая , насмешливо взывает к словесной форме :
- Стоп, стоп о чём я … вот же , на полке магазина стоит «Русский салат» , а я – русская, может быть..
Я улыбаюсь сама себе , отхожу от салата и киваю полкам, на которых французские вафли, греческий йогурт, новозеладское масло, датская курица и т.д.
От оскорбления и хулы, до почтения и почестей разворачивается передо мной возможный план репортажа из этого местного суермаркета.
Можно и нужно быть серьёзным , необходимо точно знать , где, когда и как можно, нужно, необходимо проявлять свою серьёзность как ответственность за себя, за других, за мир ,в котором мы живём.
Кто, как и когда может и должн требовать от себя и других ответственности как серьёзности. ?
Есть ли границы серьёзности и легкомыслия, как их найти и обозначить ?
Мне думается, что их легко найти, если жить с люобвью к миру , в котором мы живём. Мне легко это написать, я знаю, что об этом написано и сказано много раз и будет сказано и написано ещё не раз и не два.
Это -требовательная и деятельная любовь, в ней не только любование данной нам природой , но и интерес к тому, что создано другими людьми.
Кто они – другие люди ?
Чем они похожи на нас и чем отличаются ?
Эти вопросы решаются в содержании переживания понятия « Мы» и « Они» .
Именно это содержание как глубина знания о других , как данная природой каждому человеку возможность сопереживания другим создают основу для обозначения границ «Мы» и « Они» , « Я « и « Мы» .
Это очень быстро усваивают дети , пользуясь защитными словесными формулами , обозначая границы этих понятий.
Думаю, что вы помните хотя бы одну такую формулу :
Узнаёте:
- Кто как обзывается, тот сам так называется.
Человечеством созданы разные виды юмора и иронии, обозначающие возможность и необходимосьть обозначения границ персональной и групповой ответственности людей за мир, в котором мы все живём.
Взаимодействие людей предполагает иронию и снисхождение, и множество других оттенков переживаний любопытства к жизни других людей и предметов их мира.
Память об этом взаимодействии хранят слова, обозначающие предметы, в которых сохраняется таким образом присутствие других людей или какого-то одного человека.например, изобретателя, писателя или художника.
Словами» рубенсовские женщины» можно сказать больше, например, чем описанием деталей женского тела.
Связывая название неодушевленного предмета с именем человека или группы людей , слово становится хранителем чувств взаимодействия создателей и пользователей этого предмета.
Это можут быть разные чувства : от неприятия и откровенной ненависти – до благодарности за совместную жизнь на планете, Можно найти много вариантов названий предметов, описывающих весь спектр чувств в человеческих отношениях, сохраняющие их в памяти народов или отдельного человека как память о народной или личной истории.
Если отказаться от них , уничтожив таким образом историческую память, то тогда и откроется бездна пустоты , где переживания людей исчезнут из содержания понятий , холод рационализма превратит человека в андроида.
Все эти нюансы переживаний во взаимодействии людей друг с другом от самых острых, которые могут вызывать даже боль, до самых возвышенных , на которых строится человеческая способность к сопереживанию с другими , сама искренность могут исчезнуть как что-то не нужное и слово обозначит пустоту безразличности.
Здесь я напишу очень личные слова:
мне не безразлично, как меня называют, мне не безразлично как называют мою Родину, мне не безразлично как называют страну, в которой я живу, и человека , которого я люблю .
Я полагаю, что «Огромное эскимо» было названо так с теплыми чувствами к людям , которые называют себя эскимосами.
Я могу предполагать, почему «Русский салат», который вообще ничем не похож на те салаты, которые готовят на моей родине , назван «русским» . Вполне может быть , что он назван так за красную свеклу , которая так редко встречается в салатах местных жителей.
Я воспринимаю это как проявление интереса к моей стране, и не вижу в этом ничего плохого.
Да, я только один раз попробовала этот салат и больше не хочу его покупать. Мой датский муж шутит надо мной по этому поводу, мы уже давно живём на свете , и оба знаем, что на вкус да на цвет -товарищей нет.
Мне жалко, что вкусное мороженое, которое несколько поколений датчан знали как « Огромное эскимо», лишилось этого названия. Я читала о нём в детских и взрослых книгах на датском языке , о нём есть песни и шутки.
Они тоже должны исчезнуть как названия с этикеток ?
Похоже, что я знаю ответ на этот вопрос.
Свидетельство о публикации №224061001326
Аю Урман 11.08.2024 09:49 Заявить о нарушении
Галя -Галина 12.08.2024 22:49 Заявить о нарушении