Правила, чтобы их нарушать?..
В жизни так называемый гегемон ощущает сладость нарушения правил. Нарушать правила жизни - это привилегия гегемона. Привилегия господина.
Авторы-сочинители, художники - это люди, которые часто нарушают правила творчества. Чем больше людям в их жизни приходилось соблюдать разные правила, тем меньше им хочется их соблюдать в своём творчестве. Это не правило, это наблюдение.
Один драматург, скорее всего, это был В. Розов, заметил, что первая по-настоящему хорошая пьеса у него получилась, когда он решил не соблюдать правила, которые диктовали маститые драматурги.
Существует или нет в драматургии и в литературно-художественном творчестве такое правило: герой или героиня должны быть привлекательными для читательниц и читателей, а главный соперник героя - однозначно отталкивающим, но многим авторам не хочется это выполнять.
Автор-сочинитель, описывая врага героя, представляет существенное множество его, антигероя, положительных черт, а представляя героя он делает заметными многие его, героя, отталкивающие черты. Но герой остаётся на доброй, светлой, ясной стороне противостояния, а соперник героя пребывает на злой, тёмной, запутывающей читателя стороне. Это нарушение традиционного правила творчества или нет: выискивать у героя-героини отрицательные черты, а на положительных чертах антигероев останавливаться достаточно подробно?
Или вот: тема литературно-художественного произведения, она должна интересовать читателей ещё до того, как автор приступил к созданию по ней произведения, или автор так должен создавать своё произведение, чтобы читатели заинтересовались его темой? Что тут правило, а что его нарушение - первое или второе? Понять трудно.
Издатели, вполне возможно, заставляют своих авторов создавать эльхапэ, литературно-художественные произведения, только по темам, которые уже интересуют читательниц и читателей книг издательства.
А сами сочинители притаскивают в издательства множество своих произведений по темам, которые ещё совсем не интересуют читательниц и читателей книг данных издательств.
Очень часто издатели, соблюдая правило: заказывать произведения только по уже интересующим читателей темам, отвергают произведения, написанные так, что могли бы побудить читателей заинтересоваться новой для них темой.
Учитывая всё это, можно сделать предположение, состоящее в том, что создание эльхапэ - это столкновение требования соблюдать установленные правила и стремления авторов создавать произведение, не соблюдая ранее установленных правил.
И, наверное, всё ещё остаются читательницы и читатели, которым конкретное произведение определённого автора может ПОНРАВИТЬСЯ тем, что в этом произведении НАРУШЕНЫ ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ВДАЛБЛИВАЛИ В СОЗНАНИЕ и читателей, и самого автора.
Возможным остаётся, наверное, и такое обстоятельство, когда автор, НАРУШАЯ какие-то ПРАВИЛА литературно-художественного творчества, ПОБУЖДАЕТ читательниц и читателей ПРОДОЛЖАТЬ СОБЛЮДАТЬ какие-то ПРАВИЛА в своей действительной ЖИЗНИ.
Это не правило, а наблюдение: автор, который хочет своим соблюдением правил литературно-художественного творчества побудить читательниц и читателей соблюдать какие-то правила в их действительной жизни, создаёт ИЗЛИШНЕ ДИДАКТИЧНОЕ, то есть СКУЧНОЕ произведение.
И то, какие правила литературно-художественного творчества автор может нарушить, чтобы этим нарушением побудить читательниц и читателей соблюдать какие-то правила их действительной жизни - это дело литературно-художественного вкуса самого автора-сочинителя.
Литературно-художественный ВКУС АВТОРА, вполне возможно, есть СПОСОБНОСТЬ НЕ ОТПУГИВАТЬ читательниц и читателей от какого-то своего произведения НАРУШЕНИЕМ определённых ПРАВИЛ эльхатэ. Литературно-художественного творчества.
Тогда литературно-художественный ВКУС ЧИТАТЕЛЬНИЦ и ЧИТАТЕЛЕЙ - это умение НЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРОДОЛЖЕНИЯ глубокого ЗНАКОМСТВА с литературно-художественным ПРОИЗВЕДЕНИЕМ, первые СТРОКИ и СТРАНИЦЫ которого СОДЕРЖАТ в себе НАРУШЕНИЕ установившихся ПРАВИЛ эльхатэ. Литературно-художественного творчества.
Таким образом, нет ничего страшного в утверждении, что стремление конкретного автора нарушить какие-то правила литературно-художественного творчества является не разрушительной, а вполне творческой установкой.
Свидетельство о публикации №224061000137