Орадур-сюр-Глан
или
Системная ошибка, изнанка истории и пример человеческой глупости
Если вкратце, то есть во Франции мертвая деревня Орадур-сюр-Глан.
Там, летом 1944, эсэсовцы, за несколько часов, перебили шестьсот пятьдесят человек, две трети из которых - женщины и дети.
Немало. Палачей, после окончания войны, привлекли к уголовной ответственности, но наказать не получилось. На то у Фемиды и повязка на глазах - до сих пор не понимаю, как древние додумались до такой несусветной тупости. Повязки не должно быть уже потому, что всегда и везде существует опасность судебной ошибки. А в случае с эсэсовцами, расстреливающими пытающихся выскочить из пылающего здания маленьких французов, правосудие было, действительно, слепо. Объясняю - почему.
В 1953 году, во Франции, двадцать одного эсэсовца из числа тех, кто уничтожили население Орадур-сюр-Глан, приговорили к смертной казни. Вы, верно, уже догадались, что смертная казнь была заменена заключением, и так долго пришлось сидеть военным преступникам в камере, что досидели они, невинно поседевшие, аж до 1959 года.... А вы говорите - Нюрнберг.... Не странно ли, например, что в том же Нюрнберге повесили Кейтеля, но избежал казни главный финансист Рейха, Шахт. Как и вышеупомянутые эсэсовцы, чей масштаб был куда скромнее, чем Кейтеля и Шахта. А ведь шансов на справедливое возмездие у них должно было быть куда больше. Лес рубят - щепки летят. Ан нет....
Вы еще верите в Фемиду с повязкой на глазах?
И какая ирония! - никто иной, как Эрвин Роммель выразил протест, в свое время, по поводу случившегося, а - внимание! - один штандартенфюрер СС решил начать расследование неправомерных действий своих сослуживцев - дескать, с каких это пор СС мирное население повадилось уничтожать?
Уверен, что вы не удивитесь - мало ли женщин и детей, стариков и мужчин, в деревнях и городах, уничтожили эсэсовцы? Какое нам дело, например, до семьи Феликса Алиотти: его жены Лусины Шарлотты, их двух девочек четырех и двух лет да пятимесячного малыша Мишеля? Сгорели и сгорели - так подумает средний мещанин-обыватель нашей эпохи, или не так? Ведь нас сегодня более интересует углеродный след, изменения климата, количество жира в йогурте и молоке да прочая чепуха.
Но вот какая мысль возникла лично у меня, когда я, довольно давно, узнал о французской деревушке и ее несчастных, но глупых жителях.
Вспомнилась мне Жанна Ашетт (Секира), она же Жанна Фурке, она же - Жанна Лэне. Родилась она через двадцать лет после той Жанны, о которой вы, определено, успели подумать. Жанне Лэне было шестнадцать лет, когда бургундцы осадили Бове, в котором она жила. Во время штурма один из вражеских солдат взобрался на стену и водрузил знамя. Жанна, которой, напоминаю, было шестнадцать, не растерялась и зарубила секирой бравого, но безрассудного бургундца, после чего подрубила древко и выкинула знамя в ров. Не знаю, как сильно вами помыкают диван, цинизм (равно-)простодушие, гаджеты и кофейни, но любой нормальный человек, при виде шестнадцатилетнего подростка, не убоявшегося врага и победившего его в схватке, испытывает прилив сил и бодрости. Малочисленный гарнизон Бове воспрял боевым духом, штурм был отбит. Когда король Людовик Одиннадцатый подоспел с помощью, ему, разумеется, доложили о героизме шестнадцатилетней девушки. Соответственно, награждена она была по-королевски - Жанна, ее будущий муж, на брак с которым король дал свое разрешение, и все их потомки навечно (т.е., исторически, вплоть до Французской революции, а это 1789 год) были освобождены от уплаты налогов. В добавку Жанну прозвали Ашетт, сиречь "секира" на галльском наречии. Секирой же она оприходовала злосчастного бургундца.
Я пытаюсь поставить себя на место Людовика: ну, подарил бы кольцо, велел бы записать в почетные граждане города, ну, возвел бы в дворянское достоинство, с родичами, всем скопом.... Мелко. Но чтобы навечно освободить от уплаты налогов? Король Луи, оказывается, был предтечей коммунизма, одним из первых социалистов Франции.... Сарказм, если что, - поясняю для тех, кто в танке или в домике.
Итак, Жанна Ашетт, дамы и господа! А что, ведь бургундская армия могла захватить Бове. Но не смогла. Жители продержались до прихода королевских войск. И, не в последнюю очередь, благодаря самоотверженности Жанны. Вы-то сами, в шестнадцать лет, что сделали для бессмертия, как писал Шиллер?
А как Жанне удалось попасть в анналы истории? Вот сидела бы она и хныкала, как ее соплеменники в Орадур-сюр-Глан через много веков. И что? Захватили бы бургундцы Бове, изнасиловали бы ее, а то и убили. И все. А тут не побоялся человек секиру поднять ради самосохранения. Простой вывод: нельзя оружия бояться. Надо с ним уметь обращаться, надо уметь правильно, а главное - вовремя его использовать. Более того, необходимо на государственном уровне везде и всегда страх перед оружием и сопротивлением у граждан искоренять.
Жанну Ашетт от нас отделяет около 700 лет. Немного, в принципе. Трагедия в Орадур-сюр-Глан произошла 80 лет назад. Почти вчера, нашим дедам было по двадцать. Де Голль, с которым пытались наладить контакт Гиммлер и другие нацисты, приказал деревушку не восстанавливать. В назидание. Там все осталось, замерло, как было в 1944-1945 гг.
Сегодня ее посетили Макрон и президент Германии, Штайнмайер. Говорили про примирение, необходимость не забывать, что творит с людьми ненависть. Слова, не имеющие веса и не действующие на тех, для кого единственный аргумент - сила. Как, например, для Адольфа Дикмана, организатора резни в Орадур-сюр-Ган. Но нашлась в речи немецкого президента и правильная фраза: "Свободу надо защищать". Добавить бы еще - с оружием в руках. Иначе никак. Иначе - имена выбивают, как в деревушке Орадур-сюр-Глан. Но кто знает, как изменились бы события, если бы женщины той деревни вспомнили о примере своей соотечественницы (или, хотя бы, той же Жанны д' Арк) и вместо страха и трусости вооружились бы винтовками и гранатами. Все-таки, 1944 шел, могли и научиться... Для сравнения: история еврейской танцовщицы, которая перед дверью душегубки успела застрелить одного и ранить другого из числа своих мучителей. Потому эта еврейская танцовщица духовно ближе Жанне Ашетт, чем ее соотечественницы, которые допустили, чтобы их загнали в церковь и сожгли вместе с их же детьми. Хотел бы сравнение привести нелестное, да дети, все же, за грехи родителей не в ответе. Жить хотели? А Жанна Ашетт, видимо, бессмертной была, и жить ей хотелось меньше, чем Феликсу Алиотти и Лусине Шарлотте. Дура какая - с секирой на воина... То ли дело - с плачем и криком - в церковь, с детьми в охапку, на верную смерть.
Так что, ребята, сколько бы там петиций в защиту моржей, тигров, жучков и кроликов не подписывали, добро должно быть с кулаками. Не будем забывать это простую и, в то же время, ясную истину.
Свидетельство о публикации №224061001692