Мифы кумы Ойкумены Творение
Оказалось = дудки!
Оказалось, что были описания до Торы и после нее. При этом важно учесть все версии, рожденные в этой части Ойкумены, где оказывались евреи ил потомки Эбера в ходе своих пленений, злоключений и чудодейственных исходов и прибытий. Основание: евреи для создания библии использовали несколько источников разных народов – от Египта до Месопотавии
Опишем основные варианты:
(1)
Семь дней творения
В течение многих веков иудейские и христианские теологи одинаково считали, что рассказ о сотворении мира, приведенный в Книге Бытия, был внушен самим Господом Богом и не имел никакого отношения к другим священным книгам. Эта крайняя точка зрения ныне отвергнута всеми, кроме фундаменталистов
(2)
После 1876 г несколько версий аккадского (то есть вавилонского и ассирийского) эпоса Творения были найдены и опубликованы. Самая длинная, известная как "Enuma Elish", то есть по первым словам "Когда в вышине", считается написанной в самом начале II тысячелетия до н. э. Она сохранилась почти полностью на семи таблицах, содержащих примерно по 156 клинописных строк. Для ученых, знакомых с беросовским кратким изложением мифов творения, процитированным кесарийским епископом Евсевием, эта находка не стала потрясением, ибо Берос, родившийся в IV в. до н. э., был служителем Бела в Вавилоне
(3)
Версия того же эпоса - пролог к вавилонскому и шумерскому заклинанию очищения храма, была найдена в Сиппаре на табличке, датируемой VI в. до н. э. Вот чудесный отрывок из нее:
Священного дома, дома богов, не было еще на священной тверди;
Не было еще тростника, не было и деревьев;
Не было кирпича, не было и домов;
Не было городов, не было и людей;
И Ниппура не было, и Эпура не было;
И Эреха не было, и Эаны не было;
Бездны не было, и Эруду не было;
В священном доме, доме богов, еще не поселились боги;
И сушу покрывала вода.
Поколебалась поверхность моря;
К тому времени уже были Эруду и Эссагил,
Тот Эссагил, где в глубокой бездне обитает бог Лугалду-куда;
И был Вавилон, и во всей красе сиял Эссагил.
Для богов, духов земли, Мардук создал тогда же
Священный город, обиталище их желаний, и стал главным над всеми.
На воде Мардук взрастил тростник,
Потом создал пыль и рассыпал ее рядом с тростником;
Чтобы привлечь богов в обиталище их сердечных желаний,
Мардук создал человека.
Помогая ему, богиня Аруру создала много людей.
Создал он полевых зверей и другую живность.
Создал он Тигр и Евфрат и положил, где им быть;
И нарек их красивыми именами.
Создал он траву, болото, тростник и лес из деревьев,
Зеленую траву для луга он создал, Сушу, болото и топи;
Дикую корову с диким теленком, дикую овцу с диким ягненком.
Сады и леса;
Козла и горного козла…
Бог Мардук создал берег моря.
Создал он тростник, деревья создал;
Кирпич он создал, дома он возвел;
Дома он возвел, города построил;
Города построил, в них людей поселил.
Создал он Ниппур и построил Экур;
Создал он Эрех и построил Эану.
Есть более длинная версия о деятельности Мардука …
(4)
Первый рассказ иудеев о творении (Бытие 1.1-11,3) был создан в Иерусалиме вскоре после исхода из вавилонского плена. Бог здесь назван "Элохим". Второй рассказ о творении (Бытие II, 4-22) тоже иудейский, возможно, едомского происхождения, - он был создан до исхода. Здесь Бог был поначалу назван "Яхве", однако редактор из жрецов переменил имя на "Яхве Элохим" ("Господь Бог"), т. обр. соединяя Бога из Бытия I с Богом из Бытия II и придавая обеим версиям унифицированный вид.
Иудеи стараются пи этом не распространяться о том, что:
- (а) порядок этого описания Творения привязан к … положению планет-богов в вавилонской неделе, соответственно к семи отросткам Меноры (Священного Светильника) — и Захария в видении (IV, 10), и Иосиф Флавий (Войны V, 5,?) устанавливают зависимость между Менорой и Семью Планетами — и что Бог взял Себе власть над планетами. Поскольку Нергал, сельский бог, был третьим в неделе, тогда как Набу, бог астрономии, был четвертым, пастбищам было отдано предпочтение перед звездами в процессе Творения
- (б) вторая часть Бытия более туманная, чем первая, меньше говорит о вселенной до Творения и не имеет структуры, сравнимой со структурой Бытия I. Фактически она предполагает, что вся работа заняла один день. Первое утверждение приводит на память несколько ближневосточных космогоний
- (в) Бытие I напоминает вавилонские космогонии, а Бытие II отражает канаитские географические и климатические условия
- (г) в Толкованиях противоречивых взглядов на время Творения придерживаются соперничающие иудейские школы с I в. н. э. и до наших дней
- (д) революционная концепция вечного, абсолютного, всемогущего и единственного Бога была впервые предложена фараоном Аменхотепом и иудеи, к которым он был милостив, то ли приняли ее, то ли придумали заново, все же имя "Элохим" (обычно переводимое как "Бог"), обнаруженное в Книге Бытия I, есть иудейский вариант древнего семитского имени одного из многих богов: Илу у ассирийцев и вавилонян, Эл у хеттов и в угаритских текстах, Ил, или Илум, у южных аравийцев. Эл возглавлял финикийский пантеон и часто упоминается в угаритской поэзии (начиная с XIV в. до н. э.) как "Бык Эл"
- (е) в Книге Бытия II имя "Элохим" соединено со вторым священным именем, которое произносится как Яхве (но пишется обычно как Иегова и переводится как Господь) и рассматривается как аббревиатура полного имени Yahweh asher yihweh (Я есмъ Сущий. Исход III, 14). В личных именах это звучит как Ихо (Ycho, e.g. Ychonathan, или Jonathan) или Йо (e.g. Yonathan или Jonathan); или Яху (e.g. Yirm'yahu или Jeremiah); или Ях (e.g. Ahiyah). To, что Яхве из Книги Бытия дано священное имя Элохим, показывает, что он стал абстрактным, трансцендентальным Богом, совершившим все подвиги Творения. Титулы и атрибуты многих других ближневосточных богов были успешно переданы Яхве Элохиму
-(ж) Геенна (Преисподняя) — это иудейский ад. Его название заимствовано у долины Енном в Иерусалиме, что включает в себя и Тофет, где приносили человеческие жертвы богу Молоху
(5)
Проблемы понимания текстов Торы привели к тому, что со временем возникла у иудеев м идея Устной традиции и затем потребности в их записи. Так родились различные пособия – толковники – Талмуд, Мишна, Мидрашим и Зогар
(6)
В Мидраш Раба, в частности уточнены или переработаны описания актов Творения. В частности. Любопытно в этом тексте следующее:
«Бог создал множество миров и уничтожил их, когда они перестали Ему нравиться. Все они были населены людьми, тысячу поколений которых Он истребил, не оставив даже памяти о них. После этих первых попыток творения Бог остался один со Своим великим Именем и наконец-то понял, что никакой мир не придется Ему по вкусу, пока Он не даст человеку возможность покаяться. Поэтому, прежде чем приступить к новому творению, Он создал семь вещей: Справедливость, Преисподнюю, Райский Сад, Священный Престол, Небесный Шатер, Имя Мессии и Покаяние.
Когда два Священных Дня, то есть две тысячи земных лет, миновали, Бог спросил Справедливость, которая стала Его советницей: "А что если мне создать еще один мир?" — "Владыка Вселенной, — спросила она в свою очередь, — если у царя нет ни армии, ни стана, кем он правит? И если никто не восхваляет его, откуда ему будет почет?" Бог слушал и соглашался.
Некоторые утверждают, что Справедливость молила Бога не создавать человечество: "Не бросай меня на милость грешников, которые пьют зло, как воду!" Бог ответил ей: "Я создал Покаяние, чтобы исправлять грешников; Священный Престол — чтобы Судить; Шатер — чтобы следить за искупительными жертвами; Райский Сад — чтобы вознаграждать праведников; Преисподнюю — чтобы наказывать нераскаявшихся; тебя — чтобы ты проникла в разум мужей; Мессию — чтобы он собрал изгнанников"
В одном мидраше я встретил утверждение, что против создания чела (адама) по образу и подобию (по проекту) выступили на научном совете три ведущих начлаба: Тора. Мира и Правда. Бог не смог защитить проект, но выступил самовластцем. И понеслось..
Предметом веры стало то, что закон вечен и существовал до Творения.
О подругах Адама до Евы (в частности. Лилит и ее детях – лилим и бегству от мужа к пастухам), о Кадаме (Первоадаме), Андрогине, ребре Адама и самой Еве (Хавве) потолкуем, фра . в иной раз …
Пока добавим такое приятное:
«Сотворение Евы из ребра Адама — миф, который утверждает превосходство мужчины и отрицает божественное происхождение Евы, — не имеет параллели в средиземноморской или ближневосточной мифологиях. Сюжет, возможно, взят иконотропически из древнего барельефа или другого изображения, на котором обнаженная богиня Анаф, балансируя в воздухе, смотрела, как ее возлюбленный Мот убивает своего брата-близнеца Алиана; Мот (ошибочно принятый мифографом за Яхве) вонзил кривой кинжал под пятое ребро Алиану, не собираясь вытаскивать шестое ребро.
Свою роль сыграл и каламбур со словом tsela, иудейским "ребром": Ева, хотя и задуманная как подруга Адама, на самом деле была tsela, "ошибкой", "несчастьем".
Сотворение же Евы из хвоста Адама — еще более странный миф; возможно, в его основе — дети, рождающиеся с остаточными хвостами, что случается относительно часто…»
***
Истопник:
Мидраш раба (Великий мидраш) (5 тт). 2012-2021
Грейвс Роберт. Иудейские мифы. Книга Бытия - royallib.ru
ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ. ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ
Элиягу Эссас, рав. Откуда взялись внуки Адама и Евы
Свидетельство о публикации №224061000311