Вишну и Лакшми. Энергии Творения и Процветания

В то время, как Шива и Шакти - воплощение Духовной Силы Вселенной, Вишну и Лакшми, согласно древнеиндийским Ведам, ответственны за создание форм (тел, аватаров) всего сущего в Мироздании, поддержании порядка и равновесия сил. Так же, как Шива немыслим без Шакти, Вишну и его супруга Лакшми едины и неделимы. Вместе они наполняют проявленные миры процветанием, гармонией и любовью. 

В следствие проклятия Брахмана Бхригу, Вишну вынужден сам, как только на земле воцаряется хаос и чаши весов готовы склониться в сторону Тьмы, воплощаться в материальном мире. Потому Лакшми, опечаленная возможной разлукой с возлюбленным, дала обет постоянно следовать за ним и была замужем за всеми его инкарнациями: во времена Рамы она была Ситой, во времена Кришны – Рукмини, когда он явился, как Венкатешвара, она была Аламелу: https://www.youtube.com/watch?v=Zwo0CqIKd4Y

Такое нисхождение Вишну, его рождение на земле в виде животного или человека, называется аватара. Случается это, когда в мире нарушается равновесие добра и зла, зло начинает побеждать и нужно спасать мир от преждевременной гибели. Девять великих аватар было у Вишну, а десятая еще впереди. Кем же являлся Вишну на землю?

1. Вишну-черепаха. Пахтанье Океана. Некогда собрались боги на вершине великой горы Меру, чьи вершины блестят подобно Солнцу, и предались горьким размышлениям: они превосходят могуществом любого из людей, но старость и болезни преследуют их так же, как и смертных. Тогда решили они просить совета и помощи у Хранителя Мира. Выслушал их Вишну и сказал: «От старости и недугов может помочь амрита — напиток бессмертия. Но добыть его трудно. Для этого нужно пахтать Океан — взбивать его так же, как люди взбивают молоко, чтобы из него получить масло. Трудная это работа, и на помощь нужно призвать асуров, пообещав им за это половину амриты».

Взялись боги за работу. Асуры охотно согласились помочь им — ведь они тоже хотели получить бессмертие. Но Океан — не маслобойка, и мутовка для взбивания понадобилась огромная. Взяли тут боги и асуры огромную гору Мандару, вершина которой уходит вверх на одиннадцать тысяч йоджан, и настолько же вниз уходят ее корни, обмотали ее змеем Васуки — царем всех змей, настолько огромным, что не существует меры, чтобы измерить его длину. Теперь можно было погрузить гору в Океан и начать вращать ее, взбивая амриту из его вод, да не было в безднах вод опоры для огромной мутовки. Тут-то и помог богам Вишну: превратившись в огромную черепаху он подставил панцирь под основание горы.

Взялись боги за хвост змея, а асуры за его голову, и начали вращать гору. Тысячи лет шла работа и вращалась мутовка-Мандара; выбивались из сил и боги и асуры — но асурам приходилось труднее. Хитрые боги неслучайно поместили их впереди змея: вырывался из пасти Васуки огонь и опалял асуров, лишая их силы. Зато возникшие из его дыма тучи шли в сторону хвоста и брызги дождя, проливавшегося из них, освежали утомившихся богов.

Со свистом и грохотом вращалась Мандара, падали с ее склонов в Океан деревья и камни. Смешавшись с соками трав и деревьев, воды Океана превратились в молоко, потом в масло… Но амриты все не было. Вот стали изнемогать не только асуры, но и боги — но тут из вод Океана появился ясный месяц и засиял своим холодным светом. Увидев это, боги воспрянули духом и с новой силой завертели мутовку. И вот из Океана появилась прекрасная Лакшми в белоснежных одеждах и, приблизившись к Вишну, нежно к нему прильнула — так Хранитель Мира получил себе верную жену. Затем из Океана появлялось еще много чудесных созданий — белый конь, быстрый как мысль, белый слон, дерево, наполнившее мир ароматом своих цветов. Наконец, самым последним, вышел из моря Дханвантари, бог врачевания и исцеления с чашей амриты в руках.

2. Вишну Рама.  Рама – аватар бога Вишну, правитель царства Айодхья, принадлежащий к Солнечной династии. История его жизни нашла отражение в одном из самых известных индийских эпосов – «Рамаяна», написанном, как считается, мудрецом Вальмики.

Раму широко почитают на территории всей Индии и далеко за её пределами. День годовщины его рождения вся страна отмечает большим фестивалем Рама Навами. Легендарный правитель Айодхьи вместе со своей женой Ситой (воплощением богини Лакшми) олицетворяют идеал добродетели, супружеской верности и безукоризненного исполнения дхармы. Их пример вдохновляет многих верующих на совершенствование, а провозглашенные ими принципы поведения в обществе до сих пор не теряют своей актуальности и значимости. Считается, что даже простое повторение имени Рамы является благоприятным.

Согласно сказаниям в эпоху Трета-юги Вишну родился на земле в образе Рамы по просьбе богов, чтобы покончить со злодеяниями царя Раваны – правителя острова Ланка (современная Шри-Ланка). Его верными союзниками и помощниками в этом деле стали сводный брат Лакшмана и бог Хануман (воплощение Рудры). Именно этот сюжет является центральным в эпосе «Рамаяна». До этого эпизода в тексте описывается становление Рамы: учеба у мудреца Васиштхи, борьба с ракшасами, изгнание из царства на 14 лет и жизнь в лесу. Каждое новое испытание способствовало тому, чтобы подготовить будущего царя Айодхьи к исполнению своего главного жизненного предназначения. Разумеется, Рама при помощи союзников одержал победу над Раваной и вызволил из плена похищенную царем-демоном Ситу, которая, подвергнувшись испытанию огнем, доказала свою верность любимому мужу. Обезьяны за одну ночь построили каменный мост, соединивший Ланку с материком. Равана, чтобы помучить Ханумана, поджег его хвост. Бегая по улицам Ланки, Хануман своим пылающим хвостом поджег весь город и тем самым фактически уничтожил могущество Раваны, который пал в битве, уступив отваге божественного Рамы.

3. Вишну Кришна. Шри Кришна - широко уважаемое божество в индуистской религии.Он считается восьмым аватаром Господа Вишну, и его жизнь и учения записаны в Бхагавад -Гите, один из самых важных и широко читаемых текстов в индуизме.Название Кришна означает «темный» или «черный», и его часто изображают как молодого, красивого мужчины с синей кожей, играющей на флейте.История его жизни богата символикой и смыслом, и его учения оказали глубокое влияние на индуистскую философию и культуру.

Чтобы понять значение Шри Кришны, важно подробно изучить его жизнь и учения.Вот некоторые идеи для рассмотрения:

~ Рождение и детство Шри Кришны: согласно индуистской мифологии, Шри Кришна родился в Матхуре в Деваки и Васудеве.Его рождение было предрождено, чтобы привести к концу тиранического правления его дяди, Камсы.Шри Кришна воспитывал его приемные родители в деревне Вриндаван, где он провел свое детство, играя со своими друзьями и совершая чудесные дела.

~ Учения Шри Кришны в Бхагавад Гите: Бхагавад Гита - это разговор между Шри Кришной и его учеником Арджуна на поле битвы Курукшетры.Шри Кришна придает знаниям на различные темы, такие как Дхарма, Карма и природа себя.Его учения подчеркивают важность выполнения своего долга без привязанности к исходу и необходимости сдаться более высокой власти.

~ Роль Шри Кришны в индуистской мифологии: Шри Кришна является центральной фигурой в индуистской мифологии, а его истории являются предметом многих фестивалей и праздников.Например, Джанмаштами - это индуистский фестиваль, который празднует рождение Шри Кришны, в то время как Холи - это фестиваль, который празднует его игривую природу.Жизнь и учения Шри Кришны продолжают вдохновлять миллионы людей во всем мире, и его наследие остается важной частью индуистской культуры и философии.

Шри Кришна - божественная личность Господа Вишну, который оказал глубокое влияние на индуистскую философию и культуру.Его жизнь и учения богаты символикой и смыслом, и его наследие продолжает вдохновлять людей во всем мире.Глубоком исследуя историю Шри Кришны, мы можем получить более глубокое понимание индуизма и важности духовной практики в нашей жизни.

Кроме тех аватар, о которых мы рассказали, были у Вишну и другие воплощения. Он был и Нарасинхой — львом с лицом человека (сфинксом), и Буддой, и Христом... Для каждого народа этого мира он является в том облике, который для него более понятен, дабы принести вселенские знания о мире, равновесии, гармонии и духовном саморазвитии, дабы человек так же мог выйти из периода воплощений и вознестись в мир Света и соединиться с творческой Силой Вселенной.

Но главная аватара Вишну еще впереди. Когда в мире наступит царство зла, когда негодяи приобретут власть над людьми, а в сердцах людей поселится безверие, когда не будут соблюдаться древние законы — тогда на земле явится Вишну в образе Калки — Воина Света. Своим мечом он истребит в мире всех врагов справедливости, и люди вновь будут жить счастливо. Но когда это будет — не знает никто. До сих пор в Индии тысячи людей поклоняются Вишну, надеются на него и с нетерпением ждут этой его аватары.

Супруга Вишну Лакшми - это индуистская богиня богатства, света, мудрости, лотоса, удачи и везения, красоты, храбрости и плодородия. Образы, родственные Лакшми или Шри, также найдены в джайнизме и буддизме, не говоря уже о многочисленных индуистских храмах. Она добра к детям и щедра на подарки. Из-за ее материнских чувств и из-за того, что она является женой Нараяна (Верховного существа) на нее, так же как и на Шакти, переносится образ Матери вселенной.
Лакшми описывают как скромную жену. Там, где она присутствует, царская власть процветает, а где ее нет – царская власть слабеет и исчезает, поэтому она является воплощением царской власти.  Она олицетворяет собой принцип активной интеграции сознания со всеми внешними восприятиями (сахаджья-спанду), принцип осознанности, благодаря генерации которого обнаруживается пустотность всех восприятий и их неотдельность от сознания.

Лакшми преданная, она скромная и любящая, она не гуляет далеко сама по себе без своего господина – осознанности. Лакшми всегда рядом с естественным состоянием (сахаджьей). Она подчинена своему господину и без него ничего не делает. Все ее действия – это служение. Она олицетворяет энергию, которая исходит из чистого ума, находящегося в присутствии, которая никогда не движется сама по себе. Поэтому ее изображают меньше ростом или массирующую стопы Вишну. Лакшми олицетворяет собой принцип служения энергии естественному уму.

«16. Вечна и непреходяща мать мира Шри, (супруга) Вишну. Как Вишну проникает повсюду, так и она, о высший из дваждырожденных.

17. Вишну – смысл (слова), она – его звучание, Хари – руководство, она – благое поведение, Вишну – вразумление, она – (о)сознание, он – дхарма, она – благоедеяние.

18. Вишну – творец, она – творение; Хари – Держатель земли, она – земля; Бхагаван – радость, а Лакшми – постоянная удовлетворенность, о Майтрея.

19. Шри – желание, а Бхагаван – любовь, он – жертвоприношение, она – жертвенный дар; богиня – приношение в жертву очищенного масла, Джанардана – (жертвенная) лепешка из молотого риса.

20. Лакшми, о отшельник, – храм для женщин, а Губитель Мадху – храм для мужей; Лакшми – (жертвенный) алтарь, Хари – столб, (к которому привязывают жертву); Шри – топливо, а Бхагаван – (трава) куша.

21. Бхагаван – воплощенная Самаведа, а Пребывающая в лотосе – ритм (стихов Самаведы), Лакшми – жертва богам, а Покровитель мира Васудева – (жертвенный огонь).

22. Бхагаван Гаури есть Шанкара, а Шри – (его супруга) Гаури; Кешава – солнце, о Майтрея, а Пребывающая в лотосе – его свет.

23. Вишну – сонм питаров, а Падме (их супруга) – жертва питарам, постоянная дарительница питания; Шри – небо, а Вишну, явленная сущность всего – широко раскинувшееся пространство.

24. Покровитель Шри – месяц, а Шри – его вечное сияние; Лакшми – опора мира, Хари – всюду проникающий воздух.

25. Говинда – океан, о дваждырожденный, а Пребывающая в лотосе – его берег; Губитель Мадху – предводитель богов (Индра), а Лакшми – (его супруга),воплощенная Индрани.

26. Держатель диска – Яма, а Пребывающая в лотосе – находящаяся перед ним (его супруга) Дхуморна; бог Повелитель Шри – сам Дханешвара (Владыка богатств), а Шри – (его супруга) Риддхи (Возрастание).

27. Лакшми – Гаури, о наделенный великой долей, Кешава – сам Варуна; Шри – войско богов. Хари – предводитель войска богов, его защитник.

28. Держащий в руке палицу – дух бытия, а Лакшми – энергия-шакти, о лучший из дваждырожденных, Лакшми есть каштха, он – нимеше; он – мухурта, она – кала.

29. Лакшми – лунный свет, а Хари (являющий собой) все и Правитель всего – светильник; мать мира Шри – лиана, Вишну – дерево, (вокруг которого) она обвивается.

30. Шри – ночь, а бог, Держатель диска и палицы – день; наделяющий дарами Вишну – жених, в Пребывающая между лотосов – невеста.

31. Исконный образ Бхагавана – реки (персонифицированные как мужчины), а исконный образ Шри – реки, (персонифицированные как женщины); лотосоокий – древко, а Пребывающая в лотосе – знамя.

32. Лакшми есть жажда (наслаждений), а Хозяин мира, высший Нараяна – (удовлетворение) вожделения, Лакшми и Говинда подобны наслаждению и (любовной) страсти, о знаток дхармы.

33. Но к чему много слов?! Короче говоря, Бхагаван Хари есть (все), что среди богов, животных, людей и прочих именуется мужчиной, а Лакшми – (все), что именуется женщиной. И, кроме них, о Майтрея, нет ничего иново».

«Вишну Пурана», гл.8


Рецензии