Рамка первая
Небольшое отвлечение.
Не попробовать ли повториться, проще говоря, повторить то, что говорили задолго до нас, до меня? Уходить слишком далеко, наверно, не стоит, потому век 19-й. Как всегда, стандартный набор, он был, он минул, он оставил. Почему он должен что-то оставить, ведь было сказано, покончить. Оказалось, мой век, это уже 20-й, делал то, что делал в свое время век 19-й. Я бы обозначил это одним словом, это?
Скорость.
…
С чего мы начинали, вернее, с чего мы начинались, что было явлено нам в начале. Чуть иначе, что-то нам представляли, о чем-то предупреждали, проще говоря, что-то внушали. Кое-что усвоили. И даже запомнили. Мир не обходится без воздействия, мир? Ну, хорошо. Общество, хотя бы государство. Понятно, общенародное государство не в счет, вернее, иной счет, оно выше всех этих суматошных государств, живших по-соседству.
Суматошных? Спешащих, желающих уйти вперед, всего лишь.
Чем быстрее движение, тем скорее очередной кризис. И потому от кризиса — до кризиса. Оказавшихся на пороге последнего кризиса. И потому отставших. И отстававших все более. Отставшее государство. А как насчет уставшего государства? От чего, неужели от быстрого движения.
…
Мы начинались, как? Конечно, на первом плане справедливость. Основа. То есть, справедливость как организация общества, в чем она? Как не вспомнить о Спарте, небольшое отвлечение. Продолжу ранее начатое. Кажется очевидным. Особенно казалось, показалось?.. в 19-ом веке. Есть производительные силы, их надо развивать, для чего? Чтобы результат позволял удовлетворять потребности каждого члена общества, попутно замечу, тот случай, когда должен быть не только некий результат, но еще и результат результата. Не только развитие производительных сил, но и наиболее полное использование возможностей этих сил. Повторюсь, не потребности отдельных групп, но всех членов общества, для этого? Надо заинтересовать каждого участника, каждого трудящегося, каждого желающего стать трудящимся, желающего? Сделать так, чтоб каждый желал быть трудящимся. Средство. Каждому по труду. Больше вложил, больше доставил, больше получил. И никаких ограничений, работай. В начале здесь? Тоже нечто очевидное. Каждый работает на себя, ведь чем больше будешь работать, тем больше будешь получать, такая вот непосредственная прямая связь, наверно, такая связь заинтересует каждого, должна заинтересовать.
А если кто-то не проявит интереса?
На то и общенародное государство, в котором все равны.
И перед которым все равны, не хотите ли быть равными среди равных, трудитесь и получайте по труду, в 19-ом веке великая роль труда у всех на устах, некоторое преувеличение с моей стороны. Труд выше всех. Люди для труда. Поэтому труд для всех обязателен. Придет время, будем получать по потребностям, не значит ли, что люди станут выше труда? Труд для людей. Поэтому люди обязательны для труда. Судя по настроениям того времени, люди стремились к противоположности, люди не обязательны для труда. Труд без людей? Человек зависит от труда, не покончить ли с этой зависимостью. Позволю себе предположить, стремились к обратному, не человек зависит от труда, а труд зависит от людей. Человек стремится к труду, дайте ему труд. В чем же тогда сущность людей. Быть равными, оставаясь неравными. А где можно быть неравными, конечно, в труде. Есть правило, каждому по труду, но это правило не делает людей равными в труде. На то и труд? Возможно, на то и люди. Но ведь неравными можно быть и в потреблении. Начать с труда, перейти к потреблению, как еще продолжить естественное неравенство. Или нечто обратное. Начать с потребления, перейти к труду, продолжить неравенство таким путем. Человек без труда, выше труда?.. кажется такое можно представить, хотя бы с помощью истории. Труд без человека, как такое представить, наверно, и на этот случай найдется какая-нибудь подходящая история, скажем, с помощью некоторых идей. Имеем. Труд как таковой, сам по себе. Так недалеко и до демиурга. Кажется, я несколько увлекся.
…
Итак, каждому по труду. Чего проще.
Измеряем количество труда, доставленное каждым трудящимся, не-трудящихся нет, не утонуть бы в этом море труда. В мире труда? К миру труда? К лире труда? Измеряем, воздаем согласно этому измеренному количеству. Всего-то, измерить количество труда, небольшая деталь, измерить не самого человека, а его труд. Измерить тот труд, который ты доставишь сам, по своей воле, скажем так, ты зависишь сам от себя, трудись же во благо себе, нужно ли уговаривать. Проблема? Еще раз. Если по труду, значит надо определить количество этого труда, проще говоря, измерить. Не потому ли? Знаменитое, контроль и учет. Бросились контролировать количество труда для каждого, оказалось?
Труд свой. Видимо, есть.
Должен быть. И труд чужой. Или есть только один труд?
Контроль показал, или доказал? Измерить труд невозможно. А как насчет присвоения труда. Свой труд присваивать не требуется. Какой опыт. На то и общенародное государство, чтобы труд был своим, хотя бы для для государства. В таком случае? Рабочие руки должны принадлежать государству. А как без них, я о руках, образовать рабочую силу, за счет одних станков, не говоря о лопатах и кувалдах, невозможно. А сила, тем более рабочая, на то и сила, чтобы ее использовать любое установленное время. Оно же — рабочее время. И потому время ограниченное. Имеем. Руки, сила, время. Что увеличивать, силу или время? Век 19-й, потому упор на скорость, потому дело за силой.
…
Измерить время, затраченное на труд, без проблем. Но количество труда, доставленное в это время, как его измерить, каким образом, каким наблюдением, не сажать же возле каждого трудяги учетчика, да и что этот учетчик учтет, работал старательно или делал вид? А кто доставил труда больше, токарь или повар, который кормит этого токаря. А ведь еще. Труд мира, общее количество. Общественный продукт, натуральный?.. делится на это общее количество труда, как будто получим продукт потребления на единицу труда, затем умножение на количество труда конкретного трудяги, получи, труженик свою долю. Какой труд предстоит после того труда, который в 19-ом веке называли производительным.
…
Поневоле взгляд в сторону соседей.
А вот эти суматошные государства, там деньги, столько, что можно сказать, текут денежные реки.
Как определить, вернее установить размер человека, в древности попыток и предложений хватало. Скажем, такое: поделить всех людей на три класса, или уровня, железный, серебряный, золотой. Займи свое место железный и будешь махать железкой всю жизнь. К счастью изобрели деньги. Что же измеряют деньги, вернее, что измеряют при помощи денег. Деньги? Инструмент измерения, потому позволяют измерить самого человека, его размер. Тем самым. Установить его зарплату, его доход. Соответственно его размеру. Биться за повышение зарплаты, значит биться за повышение своего размера. Куда в обществе без размера. Говоря коротко. Каким бы ни был труд того или иного трудяги.
Каждому — по его размеру, такова общественная установка.
Общество, размер признаваемый обществом, доход, уровень благосостояния.
Ограничение. Само общество. Не сделать ли его единственным ограничением. По счастью. Есть не только ограничения, но и некоторые возможности. Кратко, и потому несколько упрощая. Размер = квалификация + воля + внешние условия. Можно повышать квалификацию. Можно демонстрировать волю. Что касается внешних условий, это не только наследство, не только общественная потребность в том или ином виде труда, не только тот или иной технический уровень, но то или иное государство, проводящее ту или иную политику. Государственная воля, на чьей ты стороне.
Необязательное
Каждому по кольцу. Каждому по клинку. Каждому по яйцу.
Привычка к кольцу. Привычка к клинку. Привычка к яйцу. Далее? Неужели привычка к ведру. Не совсем так. Количество. Общество, это возможность иметь общественные размеры, отсюда и уровень благосостояния. Чем больше размер, тем больше?
…
Общественное пространство — обязательность общественных размеров, в обычной жизни, частных размеров, получает каждый. С чего начинается труд, та же работа, с установления размера — первый разряд, второй, третий; мастер, старший мастер, начальник участка; и так далее, и так далее.
Выйти из своего размера, вверх или вниз.
Или преодолеть? Как говорили древние, рамки общества, кавычки опущу.
Свидетельство о публикации №224061000464