Галерея портретов. Чарующий свет рампы
Г.Ш. - Камолиддин Шарофиддинович, мы знакомы много лет, хорошо знаем друг друга и наши семьи. С 2020 года вы назначены директором театра оперы и балета. Вас называют успешным человеком, а у любого успеха есть истоки. Не так ли?
К.С. - Я счастливый человек! Мне повезло родиться в творческой семье - из неё начало всех начал. Мои родители – это моя гордость и пример для подражания. Отец - знаменитый композитор Шарофиддин Сайфиддинов. Его все помнят, как очень доброжелательного, радушного и улыбчивого человека. Он был высокообразованным, трудолюбивым, не просто талантливым, а одарённым.
Семья наша была большая – шестеро детей: три сына и три дочери. Я - средний среди братьев. Грущу о них: к сожалению, ныне остался единственным из сыновей. Мне братьев очень не хватает... Мама наша умерла рано от тяжёлой болезни. Папа овдовел не старым, но больше не женился. Говорил, что лучше нашей мамы не найти. Отец очень хотел, чтобы сыновья тоже стали музыкантами.
Я закончил среднюю специальную музыкальную школу имени Чайковского по классу фортепиано. В 70-80-е годы уже прошлого века это была единственная школа в республике, где работали настоящие профессионалы - выпускники лучших музыкальных заведений бывшего Советского Союза. Папа мечтал, чтобы я стал дирижёром. Но в трудные для нашей республики годы пришлось мне принять такое решение: позволю себе заниматься высоким искусством, когда буду крепко стоять на ногах. Получил два высших и специальных образования – у меня есть дипломы музыканта, экономиста и журналиста. Где я только не работал: в финансово-кредитной, налоговой и банковской сфере, в миграционной службе, был комсомольским лидером и музыкальным продюсером, даже открыл свой ресторанный бизнес.
Отец говорил мне ещё в те годы, что нашему театру оперы и балета нужен хороший директор, чтобы возродить его былую славу. Он знал, что в министерстве культуры мне предлагали возглавить театр. Тогда я был к этому не готов. Теперь мне так хочется, чтобы папа был жив и видел - я исполнил его желание. И на оперной сцене наряду с классическими произведениями по прежнему будет звучать и музыка Шарофиддина Сайфиддинова.
Г.Ш. - Песня вашего отца «Республикаи ман» настолько торжественна и в то же время душевна, что запоминается с первого исполнения и является своеобразным гимном нашей страны. Мне кажется, если бы он больше ничего не сочинил, этой песней всё равно был знаменит. Народный поэт Таджикистана Мирзо Турсунзаде написал: «Среди всех песен, воспевающих нашу республику и её столицу, нет лучше, привлекательней, прекрасней, чем «Республикаи ман», принесшей Шарофиддину Сайфиддинову небывалую славу и популярность».
К.С. - Спасибо! Помню то время, когда я слышал каждый день по радио эту песню папы. В музыкальной спецшколе имени Чайковского, где я учился, все знали её наизусть. А ведь у нас в классе фортепиано основным репертуаром для хорового пения была мировая классика!Мой отец оставил большое творческое наследие. Позволю себе напомнить лишь о самых известных его произведениях.
Это оперы «Пулат и Гульру» и «Рудаки», музыкальная комедия «Две красоты и две любви», кантата «Цвети, Таджикистан!», струнный квартет, кантата для хора и симфонического оркестра, симфоническая поэма «Золотой кишлак». На основе этой музыки был создан фильм-балет «Голоса гор». Отец писал романсы и песни на слова таджикских поэтов, занимался обработкой таджикских народных песен, создавал музыку к кинофильмам «Человек меняет кожу», «Зумрад», «Под пеплом огонь», «Дороги бывают разные», «Звезда в ночи», «Четверо из Чорсанга».
Работоспособности отца можно было позавидовать: в 60-е годы он был директором Душанбинского музыкального училища, больше двух десятилетий возглавлял Союз композиторов Таджикской ССР, в звании профессора преподавал в Таджикском институте искусств. Основал Академию музыкального искусства, ныне факультет искусств Худжандского госуниверситета.
Хочу поделиться радостной новостью: музыкальная школа №4 города Худжанда названа именем композитора Шарофиддина Сайфиддинова. Меня пригласили на открытие и чествование 95-летия отца. А талантливая девочка - ученица класса фортепиано Мадина Рахматова подарила школе написанный ею красивый портрет моего папы. Меня это тронуло до глубины души!
Я мечтаю написать об отце книгу. Надеюсь, она будет полезна не только нам, его потомкам, но и всем, кто прочитает эти воспоминания. Благодаря родителям и особенно строгому отцовскому воспитанию, я добился многого и могу с гордостью носить его имя. Стараюсь быть похожим на него, хотя это невероятно трудно. И признаюсь, как руководитель театра, я словно стал духовно ближе к отцу, глубже начал понимать его, с ещё бОльшим восхищением относиться к его творческим трудам и личностным качествам.
Г.Ш. - Есть хорошая таджикская поговорка – «Мероси падар хохи, касби падар омуз», что дословно переводится: «Хочешь получить наследство отца – учись его ремеслу».
К.С. — Это неоспоримая мудрость! Мои успехи сегодня и в том, что я смог собрать вокруг себя слаженную команду. Ещё Наполеон говорил, что легче руководить целой армией, чем одним оперным театром. Когда я начинал, было трудно. Ощущалась не только нехватка творческого кадрового состава театра, но даже и технического персонала. Требовалось всё восполнить.
Сейчас у меня почти укомплектованный и слаженный коллектив, команда единомышленников.
Конечно же, одному поднимать театр мне было бы не под силу. За каждой успешной постановкой стоит слаженная работа людей в единой команде, влюблённых в своё дело. Сегодня я общаюсь с выдающимися композиторами, либреттистами, артистами. У каждого из них можно чему-то поучиться.
Хочу назвать «тружеников» сцены, создающих спектакли. Это главный дирижёр - Анвар Шоймуродов, главный режиссёр - Сухроб Усмонов, главный балетмейстер - Аяна Оскенбаева, главный хормейстер - Заслуженная артистка Таджикистана Елена Тиллоева, главный художник - Джамшед Холиков. А так же наши ведущие артисты-солисты оперы Шарофат Усмонзода, Манучехр Рахмонов, Содик Нуруллоев, Мунзифа Исоева, Мария Мирзоева, Ангелика Тиман, Курбон Зокиров, Достон Холов, Комрон Садыков, Джамшед Саидов.
А в балетных спектаклях — это ведущие солисты Мухаммад Азимзода, Фарангис Касымова, Умед Сангализода, Асель Нилобекова, солисты балета: Манучехр Махмудзода и Нозанин Юлчиева.
Мы постоянно приглашаем к сотрудничеству и именитых дирижёров, балетмейстеров, исполнителей из России, Узбекистана, Италии, Испании и других стран. Такая практика помогает творческому росту театра.
Г. Ш. - Театр, как и в былые времена обогатил свой репертуар образцами мировой и национальной культуры. Какие работы вы можете выделить?
К.С. - Репертуар очень разнообразный. Недавно состоялась премьера оперы Бизе «Кармен» на языке оригинала с участием дирижёра из Италии Джерардо Коллела и артистов оркестра из Казанской государственной консерватории. Также на языке оригинала поставлена опера Верди «Травиата». В постановках участвовали приглашённые из разных стран деятели искусства. Назову некоторых из них: это дирижёр Дельфо Манкучи (Италия), балетмейстеры Алексей Райник (Россия) и Аяна Оскенбаева (Казахстан), музыканты оркестра. Мы приглашали в театр и звезду балета Фарруха Рузиматова. Он приехал, но условия наши не принял. Может быть, ещё передумает…
Хочется отметить нашу премьеру «Аршин мал алан» - популярную музыкальную комедию азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова, подготовленную в сотворчестве с коллегами из Узбекистана. На Республиканском фестивале профессиональных театров «Парасту – 2021» создатели спектакля получили две премии: за лучшее исполнение главной мужской роли и лучшую сценографию.
На сцене нашего театра ставятся и новые произведения современных таджикских композиторов, а также лучшие образцы оперного и балетного искусства первого поколения композиторов Таджикистана.
В апреле была премьера балета Т. Шахиди «Персия. История вечной любви». За месяц до этого состоялась премьера оперы А. Мусоева «Кир Великий». А на днях - премьера оперы З. Шахиди «Комде и Мадан». Хочу отметить, что все спектакли прошли при полном аншлаге. Театр по-настоящему становится центром просвещения, образования и пропаганды высокого искусства. В ближайшее время на сцене будет поставлена опера Ш. Сайфиддинова «Рудаки». С этой постановкой наш театр планирует поехать на первые гастроли в Санкт-Петербург. Я особенно рад, что по решению минкульта республики и лично министра Матлубы Сатториён эту оперу отца поставят в Худжанде на день рождения великого поэта, основоположника таджикско-персидской литературы Абуабдулло Рудаки и 95-летию Ш. Сайфиддинова.
У нас постоянно проходят вечера классической музыки. К юбилею Рахманинова совместно с посольством России был организован концерт из произведений великого композитора. С успехом и при переполненном зале прошли вечера мировой киномузыки, которые повторялись много раз. Давно не было такого: люди у дверей театра спрашивали « Нет ли лишнего билета?»
Г.Ш. - В чём же секрет сегодняшнего успеха деятельности театра?
К.С. - В разные годы мы с отцом не раз обсуждали спектр проблем отечественного музыкального искусства. И сегодня я воплощаю многие идеи, которые зарождались в тех беседах. Отец всегда говорил, что главное - укомплектовать оркестр, ведь это сердце музыкального театра. И последние три года именно кадровое пополнение коллектива театра стало одной из приоритетных задач на посту директора. Это осуществимо благодаря политике открытых дверей руководства нашей страны.
Конечно, работа в театре — это тяжелейший труд, но, несмотря на всё это, я, наконец, ощущаю духовное удовлетворение и чувствую, что занимаюсь серьёзным, благородным делом. К большой радости, сейчас я начинаю видеть результаты своей работы, это ощущают и коллеги, и, главное, зрители, которых день ото дня становится больше.
Но мне ещё многое необходимо сделать. Например, в составе оркестра должно быть не менее 80 человек. Когда я был назначен директором, в оркестре числилось всего 30 музыкантов, некоторые из них работали не постоянно. Сейчас у нас уже 55 человек. Ещё мы регулярно приглашаем музыкантов из разных республик.
Мне кажется, что для успешной работы театра в качестве его руководителя нужен не просто человек с музыкальным образованием, или только любящий высокое искусство, а ещё и опытный хозяйственник – предприниматель. Если есть хорошая творческая команда, художественная часть найдёт путь к успеху. Но не менее важна и хозяйственная организация работы театра. Постоянно надо обновлять реквизиты - от пуантов, пачек - до костюмов и главное, инструментов. Хочу особо отметить работу пошивочных цехов, которым руководят Хакимова Амина (женский) и Фотимаи Нурулло (мужской). Зрители стали отмечать, что костюмы к спектаклям выполнены с особой любовью и профессионально.
Театр всегда должен быть красивым, здание и снаружи и внутри требует постоянного ремонта. Поверьте, это всё требует особого отношения и ответственности.
Нам помогают все – от руководства страны, министерства культуры до посольств других стран. Но всю «чёрную» работу мне приходиться делать самому. Ещё раз отмечу: ремонт и восстановление всего, с чем связаны ежедневные потребности театра, осуществимо только при навыках хозяйствования и опыте предпринимательства. Я рад, что вся моя предыдущая деятельность была связана с этим.
С первого дня работы в театре я стал искать связи с учебными заведениями, которые готовят кадры в театральную труппу. К примеру, в нашей балетной труппе немало выпускников из Пермского хореографического училища. Но в мужском составе нехватка кадров. В оперной же труппе более укомплектованный состав.
Ждём выпускных экзаменов в Таджикской консерватории, институтах искусств в Душанбе и Худжанде, а также в средних специальных музыкальных школах и колледжах. Мы готовы предоставить работу в театре лучшим из выпускников.
Для приглашённых артистов и для работников театра строятся дом и общежитие. Рядом с театром у нас появится здание, в котором разместиться художественный колледж, будет много репетиционных залов.
Г.Ш. - Хочу задать вам несколько личных вопросов, чтобы добавить штрихи к портрету Камолиддина Сайфиддинзода.
Какое самое запоминающееся событие в вашей жизни?
К.С. - В моей жизни было много ярких моментов, но хотелось бы остановиться на том, что связано с сегодняшней моей деятельностью. Это день, когда при назначении на должность директора театра, я получил поздравление, напутственные слова и пожелания от Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона.
Мне кажется, что вся моя предшествующая жизнь была подготовкой к этому значимому событию. Я стал директором в 53 года и осмысленно пришёл к этой должности, накопив достаточный опыт. Думаю, не будь у меня этого опыта, было бы куда сложнее руководить таким огромным коллективом, приводить в действие такой сложный механизм, как Государственный академический театр оперы и балета им. С. Айни.
Г.Ш. - Говорят, друзей не выбирают, а самыми верными становятся те, кого судьба пошлёт.
К.С. - Кто со мной близко знаком, знают, что у меня обострённое чувство справедливости. В дружеских отношениях обязательна искренность, самопожертвование, - то, что сейчас в целом редко встречается. Есть у меня верный человек – одноклассник Рустам Саидасанов, с которым я дружу ещё со школьной скамьи, уже более тридцати лет. Эта дружба проверена временем. Конечно, есть немало близких по духу людей, с кем общаюсь в процессе трудовой деятельности: коллеги, партнёры, можно сказать, единомышленники.
Благодаря вам, Гульсифат Гаффоровна, у меня теперь появился близкий по духу человек и в Гатчине. Это Вера Владимировна Дейниченко - ваша давняя душанбинская подруга и редактор ваших книг, о которой вы мне не раз рассказывали. В прошлом году я побывал в Питере на культурном форуме. А потом мы с моим другом Евгением Малыгиным - директором Санкт-Петербургского театра «ОПЕРА» поехали в Гатчину в гости к Вере Владимировне. Первое, что она сказала, увидев меня «Как ты похож на отца! Такой же улыбчивый и добродушный!». Мы многих артистов, режиссёров и музыкантов вспомнили за чаем, и я из Гатчины привёз им приветы.
Г.Ш. -Что вы цените в людях? Что вам чуждо в этой жизни?
К.С. - Я ценю искренность, благородство, целеустремлённость. Мне нравятся люди, у которых я могу чему-то научиться, те, кто меня вдохновляет. Стараюсь быть в окружении людей, излучающих позитивную энергию.
Считаю, что у каждого человека должны быть жизненные принципы. Отношения и деловые, и дружеские можно строить с человеком, обладающим чёткой позицией. Он никогда не пойдёт на подлость, коварство или другую низость. А от людей беспринципных можно ожидать всего, и я стараюсь обходить их стороной.
Г.Ш. - Ваше отношение к словам Достоевского «Красота спасёт мир»?
К.С. — Это пророчество великого писателя. Красота и любовь действительно способны спасти мир. Я убеждён, умение любить и восхищаться присуще благородным людям, а человек, который умеет видеть красоту, живёт подлинной жизнью.
На подсознательном уровне мы всегда тянемся не к безобразному, а к чему-то прекрасному. Значит, эстетическое чувство в нас заложено. А если человек умеет восхищаться, он искренен. В свою очередь, искренний человек способен любить. А когда человек любит, он может спасти этот мир своей заботой. Получается логическая цепочка.
Г.Ш. - У вас есть любимое изречение из книги, любимый автор?
К.С. - «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», - цитата из «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери.
Есть много книг, которые оставили след, но настольная - «Маленький принц». Притча-сказка, которая актуальна для любого возраста и любой жизненной ситуации, настолько она глубокая и ёмкая. Предельно лаконично и поэтично о смысле жизни, любви, дружбе и чувстве долга - то, что закладывает фундамент человеческой личности.
Г.Ш. - Что такое любовь? Каков ваш идеал женщины?
К.С. - Любовь – это счастье и бесценный дар, который я получил от жизни. Счастлив тот, кто умеет любить, - родных, работу, жизнь. Я благодарен Богу за науку такой любви.
Расскажу о самых дорогих и важных женщинах в моей жизни – это моя мама Амина и моя жена Заррина. Мама была очень доброй, искренней, отзывчивой. Её любили и уважали не только друзья и близкие, но и соседи, коллеги и все, с кем сводила жизнь.
А моя Заррина – это человек, который с успехом совмещает разные роли: она замечательная жена, мама, бабушка, да к тому же профессионал своего дела – юрист. Мы вот уже почти 35 лет идём рука об руку по жизни: она понимает и оберегает меня, это мой верный друг и единомышленник.
Г.Ш. - Самый счастливый и самый грустный день в вашей жизни?
К.С. - Для меня увидеть внуков, детей, улыбки на лицах близких – это счастье. И в жизни так много событий, которые меня радуют.
Грустный и самый страшный момент - потеря мамы, самого близкого, драгоценного человека. Мама неизлечимо болела, но она так хотела, чтобы я не терял надежду. В тяжкие для себя минуты она старалась подбадривать меня… Её уход стал большим ударом и трагическим событием.
Потом я пережил уход из жизни моих братьев и нашего отца. Это было очень больно... Моя заветная мечта – видеть, чтобы мои близкие были здоровы. Я рад, что смог помочь воспитывать детей своих братьев. Все они стали успешными.
Г.Ш. - И напоследок, у вас есть какое-нибудь пожелание?
К.С. - Да не погаснет чарующий свет рампы! А служителям Мельпомены желаю успехов в их благородном труде. И ещё: только любовь делает нас богатыми.
Умейте любить друг друга. Не теряйте это чувство, потому что умение любить, восхищаться, оберегать друг друга – это самое главное, без этого ничто не имеет ценности.
Вот такой портрет моего героя получился. У него все дни расписаны поминутно, а в те малые просветы в рабочем графике он дарит внимание и любовь своим самым близким и родным. Он верит, что его внуки Табриз, Асала, Томирис и Ислам будут самыми умными, творчески одарёнными и счастливыми людьми. Пожелаем Камолиддину всех благ.
Душанбе, июнь 2024
Свидетельство о публикации №224061000727
Спасибо Вам за интервью, Гульсифат! Галерея портретов получилась яркой, трогательной. Мне очень понравилось. Камолиддин Сайфиддинзода, директор Таджикского Государственного Академического театра оперы и балета имени С. Айни, герой первого интервью "Чарующий свет рампы", человек необычайно талантливый, мудрый, справедливый, благородный, искренний. В нем гармонично соединились и музыкальное образование, и жизненный опыт, и любовь к высокому искусству, и творческое отношение к любимому делу, и понимание хозяйственных нужд. Когда ты любишь то дело, которым занимаешься, - это большое счастье! Да и сам герой говорит, что он - счастливый человек!
Здорово сказано:" Любовь - это счастье и бесценный дар, который я получил от жизни. Счастлив тот, кто умеет любить, - родных, работу, жизнь.... Умейте любить друг друга. Не теряйте это чувство, потому что умение любить, восхищаться, оберегать друг друга - это самое главное, без этого ничего не имеет ценности."
Вера Дейниченко 24.06.2024 18:20 Заявить о нарушении