Катер малой видимости С. Яновича

                КАТЕР   МАЛОЙ   ВИДИМОСТИ   С.  ЯНОВИЧА.

В  наше  бурлящее  военными  событиями  время, когда  на  морских  коммуникациях  появились  полуподводные  катера – дроны, мало  кому  известно, что  ещё  в  далёком  1904  году  лейтенант  Российского  флота  Сергей  Александрович  Янович  спроектировал, построил  и  был  командиром  полуподводного  судна, названного  им  «катером  малой  видимости  Кэта  (Кета), способного  в  полупогружённом  виде  атаковать  корабли  противника  минами  (торпедами)  Уайтхеда  и  пулемётным  огнём. В  отличие  от  беспилотных  средств  оно  имело  небольшой  экипаж  в  составе  четырёх  человек.

Сергей  Александрович  Янович  (1878 – 1935), имевший  за  плечами  славный  послужной  список  боевого  морского  офицера, был  преподавателем  минных  офицерских  классов  в  Кронштадте. Специалист  минного  дела  и  в  то  же  время  талантливый  изобретатель, он  внёс  немало  новшеств  в  конструкции  различных  мин  и  создал  специальные  учебные  пособия  для  подготовки  морских  минёров.

Встреча  с  другим  известным  изобретателем  из  Кронштадтской  водолазной  школы  Евгением  Викторовичем  Колбасьевым  сыграла  важную  роль  в  дальнейшей  судьбе  С. Яновича, как  изобретателя. В  то  время  Е. Колбасьев  занимался  разработкой  конструкции  большой  подводной  лодки. Идея  создания  субмарины  привлекла  и  С. Яновича, но  он  пошёл  несколько  другим  путём. Задумав  создать  небольшую  полуподводную  лодку, изобретатель  посчитал, что  такое  судно  проще  построить  при  имеющемся  уровне  технических  средств. В  бою  такая  лодка  полностью  не  погружается  под  воду, над  ней  находится  лишь  часть  её  рубки. Своё  изобретение  С. Янович  назвал  «катером  малой  видимости  Кэта  (Кета), способного  в  полупогружённом  состоянии  атаковать  корабли  противника  минами  (торпедами)  Уайтхеда  и  пулемётным  огнём. В  отличие  от  нынешних  беспилотных  средств  он  имел  небольшой  экипаж  из  четырёх  человек.

Вскоре  изобретатель  представил  свой  проект  полуподводного  судна  на  рассмотрение  комиссии  при  Комитете  по  усилению  флота  на  добровольные  пожертвования. Сначала  проект  был  забракован, затем  уже  вторая  комиссия  под  председательством  вице -адмирала  К. Де – Ливрона  и  известных  кораблестроителей  посчитала  мнение  предшествовавшей  комиссии  ошибочным  и  приняла  решение  о  строительстве  судна.
Лодку  (катер)  построили  в  период  1904 – 05  годов  на  заводе  Лесснера  на  выделенные  средства  Особого  Комитета  по  усилению  флота. Судно  предназначалось  для  боевых  действий  в  Амурском  лимане  в  период  Русско – японской  войны.

Что  из  себя  представляла  лодка  (катер)  С. Яновича, отнесённая  к  классу  миноносцев: она  имела  стальной  корпус, в  середине  которого  находилась  стальная  башня. При  строительстве  за  основу  была  взята  лодка  С. Джевецкого.  Двигатель  20  л. с., работающий  как  на  бензине, так  и  на  спирте  и  керосине, позволял  развивать  скорость 12  узлов, использовалась  оригинальная  подача  воздуха  через  выдвижную  шахту, он  проходил  через  отсеки, вентилируя  их. Вооружение  состояло  из  двух  мин  (торпед)  Уайтхеда  и  пулемёта, выдвигаемого  из корпуса  специальным  рычагом. Минные  аппараты  находились  внутри  корпуса.
Спуск  лодки  на  воду  состоялся  12  июля  1904  года, и  вскоре  она  направилась  к  месту  назначения  железнодорожным  транспортом  на  Дальний  Восток, где  ей  довелось  участвовать  в  боевых  действиях  в  районе  мыса  Лазарева  против  двух  японских  миноносцев, пытавшихся  разведать  подступы  к  Николаевску – на – Амуре. Выходя  в  торпедную  атаку, она, к  сожалению, села  на  мель, что  и  спасло  от  поражения  торпедами  один  из  кораблей. Японцы, увидев  приближающееся  неизвестное  судно, поспешили  убраться  восвояси  и  больше  уже  не  рисковали  появляться  в  этом  районе.
«Кета»  до  осени  несла  там  дозорную  службу, но  из – за  штормов  её  перевезли  в  Николаевск – на Амуре. В  общей  сложности  за  пять  месяцев  1905  года  судно   прошло  без  аварий  около  1000  миль. Только  в  1907  году  «Кету»  исключили  из  списков  флота  из – за  негодности.

С. Янович  не  остановился  на  достигнутом, он  разработал  проект  более  совершенного  полуподводного  судна  с  двумя  бензиновыми  двигателями  общей  мощностью  50  л. с., вооружённого  двумя  торпедами  в  носовом  и  кормовом  торпедных  аппаратах  и  пушкой  Готчкинса  с  круговым  обстрелом. Дальность  плавания  достигала  500  миль, а  при  увеличенном  запасе  топлива – 1000  миль. Однако, реализовать  этот  проект  не  удалось.
Конструктор  перешёл  к  работе  по  созданию  моторных  миноносцев – будущих  торпедных  катеров. Давало  о  себе  знать  состояние  здоровья, в  1917  году  капитан 2  ранга  С. Янович  уходит  в  отставку. Продолжает  работать, принимает  участие  в  строительстве  Волховстроя.

Трудно  переоценить  весь  вклад  С. Яновича  в  развитие  отечественного  флота. Он  создал  пять  проектов  подводных  и  полуподводных  судов  с  артиллерийским  вооружением, разработал  устройство  РДП – работы  двигателя  под  водой, так  называемого  «шнорхеля».  Сергей  Александрович  много  лет  назад  сумел  заглянуть  в  будущее, осуществив  на  деле  свои  смелые  разработки, актуальные  и  поныне.

10  июня  2024  года                Вячеслав  Прытков. 


Рецензии