Вспоминая детство
Моя старшая сестра живет в Николаевском районе Хабаровского края, и мы с папой едем к ней в гости. Сначала часов шесть или семь едем по Амуру на «Метеоре». Мне все интересно. Нескончаемая водная гладь за бортом. Разнообразие растительности и ландшафта на береговой линии. Населённые пункты, в которых жизнь течет, кипит, бурлит. Пассажиры, которые входят и выходят на стоянках с чемоданами, тюками, мешками...
***
Приехали в Николаевск-на-Амуре.
«Метеор» приходит вечером, когда автобус уже ушел. Следующий будет завтра в семь утра. Мы с папой идем до единственной в городе гостиницы «Север». Там нет мест. Папа пытается объяснить, что он с ребенком и остановиться нам негде, но кого это волнует?
- Идите на речной вокзал, там есть «Комната матери и ребенка». Покажете билеты, что вы приехали и вас поселят, - говорит дама за стойкой.
Возвращаемся на речной вокзал. Не знаю насколько вместительной там была комната матери и ребенка и была ли она вообще, но ночевать нам пришлось на скамейках. Папа что-то положил мне под голову и укрыл своим пиджаком.
Кроме нас двоих на вокзале ночуют еще несколько человек. Кто-то тихо переговаривается, кто-то просто укладывается, кто-то периодически выходит на улицу. Наконец, все засыпают и наступает тишина.
Я время от времени просыпаюсь, чтобы посмотреть здесь ли папа.
Во время одного из таких пробуждений, поняла, что тишину нарушают едва слышимые звуки, которые идут одновременно со всех сторон. Шик-шик-шик-кши-кши-кши В зале приглушенный свет, но я замечаю, что по стенке ползет какой-то жучок. Я не боюсь жуков, потому спокойно наблюдаю за ним. Вот он встречается другим таким же жучком. Мне становится интересно, что же это за жучки такие и почему я не видела их здесь раньше. Дай, думаю, встану и рассмотрю их получше.
Возле скамейки стоят мои сандалики. Собираюсь обуть их и вижу, что на сандаликах, под сандаликами и вокруг сандаликов целые полчища тараканов.
Дома у нас их не было, но отдельные экземпляры я уже видела и знала, что это такое. Я конечно не боюсь жуков, но тут полчища тараканов в непосредственной близости от меня, да еще и на МОИХ сандаликах.
Как я орала! Как орала! До сих пор при воспоминании о тех событиях в ушах этот крик стоит. Сама чуть не оглохла от своего крика, да еще и перебудила, и перепугала всех в округе.
Не знаю сколько было времени, но уже светало. До 6-00 мы с папой сидели на улице, потому что я не могла заставить себя вернуться в помещение. В 6-00 открылось здание автовокзала, и я с радостью пошла дожидаться автобуса там.
Фактически это было то же самое здание, но зал ожидания другой стороны. Для меня, 9-10 летнего ребенка, это было другое помещение, а значит там не должно быть тараканов, и я с радостью пошла. В 7-00 мы уже сидели в автобусе и поехали в село Оремиф.
Это я так думала. На поверку все оказалось значительно сложнее.
Автобус остановился на развилке, высадив нас, 6 или 7 человек, и уехал дальше. Нам предстояло пройти пять километров пешочком. К счастью по дороге, а не по какой-нибудь козьей тропе. До сих пор в памяти утренняя смесь тепла и прохлады одновременно, запах леса, пение птиц и пыльная дорога.
Двое из числа вышедших с нами были налегке, и они быстро ушли в отрыв. Остальные шли все вместе. На каком-то участке пути нам встретились люди, которые шли к Озерпахской развилке, чтобы на обратном пути автобус их подобрал и увез в город. Когда дошли до поворота на Тнейвах, наши попутчики свернули туда, а мы с папой вскоре пришли в Оремиф.
***
Прошли не просто годы. Прошли десятилетия.
Было время, когда автобус ежедневно ходил до Озерпаха и уже не высаживал людей на развилке, а стал в обязательном порядке заезжать в Оремиф. Перестройка и все, что за ней последовало внесли свои коррективы. Население, которое неуклонно росло при СССР начало разъезжаться в поисках лучшей жизни. Оставшиеся не могли позволить себе ездить в город так часто, как им хотелось бы. АТП приняло решение о сокращении рейсов.
Последние лет десять (точно сказать не могу) 102 автобус делал по два рейса во вторник и четверг и по одному рейсу в субботу и воскресенье. Люди сначала возмущались, потом приспособились, научились планировать свои дела исходя из расписания. Я почему знаю все эти тонкости? Да потому что в свое время обосновалась в Оремифе и прожила там 30 лет, а потом переехала в Николаевск-на-Амуре. Городок тоже бесперспективный, но лучше, чем доживающее свой век село.
Села вымирают по всей России, а на Дальнем Востоке, где населения и так мало это происходит еще быстрее.
И как людям жить? Если в маленьком магазинчике, принадлежащем ИП пусть и втридорога, но продукты купить можно, то вещи обувь покупать нужно ехать в город. Минимальной набор лекарств чаще всего продается при ФАПах, но далеко не все препараты там есть. А как к врачу на прием попасть?
Впрочем, вряд ли я Америку открыла. Одни не поймут, о чем я, другие скажут: - Мы давно так живем.
Свидетельство о публикации №224061101202