Путь Левой Руки. Шактизм

Как сказано в Ведах, оба аспекта энергий - мужчины и женщины, Шивы и Шакти, неразрывно связаны между собой, представляя Ардханаришвару, единое и неделимое целое. Ардханаришвара — божественная форма, объединяющая в себе Господа Шиву и его супругу Парвати. Эта форма показана как слияние мужской и женской формы. Правая сторона фигуры Бога изображается как Шива, а левая показывает Парвати. Еще эту форму Шивы называют как Ардханариша, Ардханаринатешвара, Ардхаюватишвара, Ардхагаурешвара, Гаурешвара, Наранари, Парангада и Аммиаппан.

Существует популярная тамильская легенда о появлении Ардханаришвары. Брахман Бхринги был одним из самых пылких поклонников Шивы, но он привык поклоняться только Шиве, умышленно пренебрегая почитанием Шакти. Через свою духовную практику Бхринги стремился превзойти аспекты существования, и именно поэтому он считал правильным поклоняться только Шиве, отделяя в своем уме Шиву от проявленной женской энергии (Шакти), от которой в действительности Шива был неотделим. Исключая полностью Шакти (женскую энергию) из молитв, которые были предложены Шиве, Бхринги оставил без почитания свою жизненную, поддерживающую энергию, которая исходила от Шакти и поддерживала его в поклонении. Получив однажды возможность лицезреть своего любимого Господа на Кайласе, Бхринги возжелал совершить прадакшину - обойти вокруг Господа, тем самым войдя в сомн его приближенных. Для него это оказалась непростая задача, потому что Господь пребывал в форме Ардханари. Тогда, по-прежнему фанатично почитая только Шиву, Бхринги принял форму осы (или крысы в других версиях) и попытался протиснуться между Шивой и Шакти, чтобы не совершить прадакшину вокруг Парвати. За свое упрямство он получил проклятие Парвати, которая сказала, что отныне все части тела которые достались ему от матери должны покинуть его. Таким образом, все мягкие части тела и все жидкости оставили его тело и Бхринги превратился в одни только кости, он был неспособен совершать теперь даже малейшие движения. Полный раскаяния Бхринги, поняв свою ошибку, взмолился о прощении. Видя его страдания, Парвати, являясь так же Великой Матерью Мира, помиловала брахмана и Шива вернул ему его прежний вид, в наказание за его упрямство, однако, лишив его силы в ногах, но по просьбе Парвати-Шакти, даровав своему преданному третью ногу для того чтобы он смог хотя бы стоять. Так в мир пришло знание о Шактизме - пути почитания женской формы Единого Бога-Творца.

Поскольку Ардханаришвара - это гармоничное сочетание мужских и женских аспектов, оно также воплощает Пракрити и Пурушу, женскую и мужскую энергии космоса, а также показывает как Шакти, Священная Женственность, неразделима с Шивой, мужским божественным началом. В физическом мире они олицетворяют правое и левое полушарие мозга, тела и руки. Мужская энергия более статична, это тело, разум, сила, проявленная в Правой Стороне, тогда как Женская Суть сама энергия, движение, чувства. Без проявления энергии Шакти наш аватар суть "шава" - "труп". Потому изучение и принятие Пути Левой Руки, иначе говоря Шактизма так важно в понимании мира и Вселенной.

Шакти;зм (от санскр. shakti – сила, энергия), направление в индуизме, в основе которого лежит культ великой богини – Дэви, или Шакти. На основе шактизма появились различные религиозные школы. В шактизме популярны культы женских божеств – йогини и «матери» (матрики), часто комбинирующихся в группы. Большое значение имеет поклонение десяти богиням из группы Дашамахавидья (буквально – десять великих форм знания). В шактизме считается, что пребывающий за пределами времени, пространства и причинности Абсолют содержит в себе и мужской (Шива), и женский (Шакти) первопринципы, при этом для шактистов женский первопринцип гораздо важнее. Последователи шактизма подчёркивают активную природу Шакти по сравнению с пассивностью мужского начала: без Шакти Шива «не способен даже пошевелиться». В ряде текстов (например, в «Саундарья-лахари») Абсолют сам предстаёт в виде женского божества. Мир пронизан потоками энергии, которые представляют собой частные процессы высшей Шакти.

С целью достичь освобождения и тем самым приобщиться к Абсолюту адепты шактизма используют различные духовные практики, по месту в религиозно-социальной ортодоксии подразделяющиеся на два вида: дакшиначара (буквально – правый образ жизни, или т. н. путь правой руки), которая в целом согласуется с ортодоксальной традицией индуизма, и вамачара (буквально – левый образ жизни, или «путь левой руки»), включающая в себя различные ритуальные и психотехнические процедуры. К дакшиначаре традиционно относят школу шривидья, распространённую и ныне (Южная Индия), а к вамачаре – каликулу (Северная Индия). Считается, что адепт способен обрести освобождение ещё при жизни, для чего необходима особая милость Шакти.

В Шактизме мир мыслится как воплощение Божества. Примечательна и такая формула шактизма, как «мукти – бхукти», т. е. гармоничное сочетание ценностей духовного освобождения (мукти) и всего спектра земного жизненного опыта, наполненного ощущением реального присутствия Богини (бхукти), а также обретения сверхъестественных способностей (сиддхи). Поскольку в шактизме почитается женское начало, все женщины считаются воплощениями самой Шакти; адепты шактизма часто выбирают своими духовными наставниками (гуру) женщин. Шактизм не одобряет насилия в отношении женщин и их униженного положения в социуме. Важным культовым объектом шактизма является йони и лингам в качестве единого целого –  понимаемые в смысле непроявленного «чрева», в котором зарождается Вселенная.

К другим важным представителям традиции шактизма относится Шри Рамакришна Парамахамса. Он учил, что цель всех религий одна и та же. Учеником Рамакришны и наследником его традиции был Свами Вивекананда. Вивекананда считал, что шактизм играет важную роль в национальном возрождении Индии. Он учил своих последователей, что Индия – это живой образ Богини-Матери, и эта идея была подхвачена теми, кто боролся за независимость Индии в XX веке. Сегодня шактизм – это либеральная, универсальная религия. Он принимает большинство ритуалов и доктрин, если они связаны с поклонением Богине, которая является трансцендентной и присутствует во всех живых существах. Она широко распространена в Кашмире, Бенгалии и Ассаме в Индии. Символы шактизма присутствуют и во всех других частях Индии в виде изображений Богини и идолов в домашних святилищах. Многие утверждают, что даже индусы, которые в основном следуют другим традициям, таким как шайвизм или вайшнавизм, практикуют шактизм в уединении своих домов. Официально число шактов (последователей шактизма) составляет 25 миллионов человек, причём все большее их число находится за пределами Индии.

Шактские храмы и места паломничества продолжают привлекать миллионные толпы. Многие объекты шактизма были признаны за их художественное качество и важность для индийской культуры. Шакта-фестивали также являются важными событиями в индийской культуре. Одним из таких фестивалей является Дурга Пуджа. Он проводится каждый октябрь и празднуется по всей Индии. Фестиваль посвящён победе Дурги (аспект Богини) над демоном Махишасурой. Ещё один национальный праздник – Дивали, фестиваль огней. Богиня почитается в своём проявлении Лакшми, с молитвами о материальном процветании и обильных урожаях.

Шактизм оказывает сильное влияние и на индийскую популярную культуру. Индийская киноиндустрия создала множество фильмов, посвящённых шактам. Самым известным и популярным является сериал Махакали. Конец и Начало. Успех его и море поклонников-зрителей во всем мире свидетельствует о растущем внимании индуистов к женщинам-святым и гуру, а также к другим женским аспектам их религии.



 


Рецензии