Ханган

         Случилось это в 60-е годы 20-го века. Я был новеньким в   спаянной споенной компании молодых передовиков фабрики, дававшей план стране, стоя на берегу Уссурийского залива.
Мощная профорганизация   содержала   парусную флотилию. Это были    яхты без кают, но с косыми парусами. Не чета   яхтам олигархов.
Молодёжь активно пользовалась шарой по выходным   или   в отпуске.
        Это же кайф   управлять парусом, ловить ветер   и галсами, галсами, обгонять товарищей, идущих на соседних яхтах.
Флюгером капитану служил послюнявленный указательный палец, поднятый вверх.    Сторона пальца, где ощущался холодок и была стороной откуда ветер дует. Яхта то и дело кренилась с борта на борт и, по команде капитана, пассажиры наваливались на нужный борт, чтобы выровнять ситуацию.
Получить право управлять яхтой не просто. Нужно пройти обучение, сдать сложный экзамен морским волкам и получить соответствующие корочки. На такой яхте капитан – царь и бог. Остальные – бесправные пассажиры.
        В тот злополучный день, в пятницу, ребята пригласили меня на пикник с ночёвкой. Предстояло тремя яхтами пересечь бухту Андреева, названую в честь лейтенанта К.П. Андреева, проводившего её обследование и съёмку в 1888-1893гг. Затем причалить на полуострове Ханган, разбить палатки, разжечь костёр и тут же с глубин Уссурийского залива добыть морепродукты. Ханган устремлён в море   на целый километр. Дальше – открытое море.  На Хангане  два мыса: с юга - мыс Лифляндский, с севера Седловидный и    две холмистые возвышенности высотой 56 и 40 м над уровнем моря.
На южном ничего не растет, склоны скалистые, а на северном    деревья и кустарники. Холмы ассоциируются с лошадиным седлом. Поэтому на географических картах  полуостров   обозвали Седловидным.
      Из припасов, взятых в гастрономе, была водка, вино для тех, кто водкой брезгует, хлеб и соль.
Меня разместили на яхте, где капитаном была девушка, лет 25, Любаша. Яхта отличалась тем, что   киль можно было втаскивать сквозь щель в днище . Это позволяло причаливать даже на пляжах. Но требовалось постоянное вычерпывание воды специальным совком: уплотнение щели не позволяло полностью исключить просачивание воды.
      Эту рутинную работу поручили конечно же мне. И,   пока все любовались морскими пейзажами и выравнивали крены, ваш покорный слуга сидел буквой зю на днище   и черпал воду, выплёскивая за борт.
Уговорил приятеля на ротацию. Увидев самовольную рокировку, Любаша таких чертей отвесила обоим, что   без дозволения Любаши не рисковал даже водички попить.
Причалили. Разбили палатки (тут я был ас) и развели костёр. Поставили казан с пресной водой на огонь. Как всегда, новичкам поручают самую классную работу. Мне дали ведро и сказали, чтобы   принёс полное ведро морских ежей. Видя растерянность на  интеллигентском фейсе, ребята расхохотались.
     - Да не боись ты. Пошли,- сказал доброхот.
 Зашли по колено в воду. Дно было каменистым. Вода прозрачная. На камнях под водой торчали какие-то шары, размером с биллиардный  , только в колючках. В считаные минуты набрали ведро . Под конец на одного ежа  наступил босой ногой. Долго потом доставала  ноющая боль. Видимо колючки   ядовитые.
      Принесенную добычу девчонки ловко рубили ножами на две части. Внутри шаров была икра по консистенции соизмеримая с селёдочной. Икру вываливали в некую посудину. 
Специально обученные люди притащили с бОльших глубин какие-то ракушки, похожие на жемчужные  , как в фильме про Ихтиандра и какие-то жуткие сморщенные сморчки.
Первые оказались моллюсками, именуемыми гребешками. Вторые – местное название -  морской огурец, а на самом деле трепанги.
В оаковине оказался моллюск в виде толстого пятачка, окружённого мясистым образованием - мантией. Мантию потребляют в жареном виде. Как яичницу.
Пятачок и есть самая ценная часть гребешка. Его едят в сыром виде с солью и горчицей. Чистейший белок. Питательный, вкусный, сытный и прибавляющий сил.   Будучи новичком, старался всё перепробовать и дорвался до этих гребешков с таким напором, что ребята заметили: «Не увлекайся. Ноги будут мёрзнуть». По своей тупости не понял намёка. Ребята потешались  . И только утром понял о чём шла речь.
Совсем другое дело трепанг. Это тоже чистый белок, но без раковины.
Полное ведро с водой и трепангами ставим на огонь и кипятям, пока не выпарится половина воды. Трепанги, оказывается, тоже упариваются. Меняем воду и снова выпариваем. И так три раза. Трепанги настолько упариваются, что вместо полного ведра остаётся только на сковородку. И начинается священнодействие. Добавляем соль, перец, специи и жарим или скорее тушим трепанги на сковородке.
      Блюдо получается вкусным и не менее эффективным, чем сырой гребешок. Но  : как ни старались чистить внутренности   и вымывать песок, он всё же поскрипывал на зубах, придавая    пикантность блюду. Было много выпито ,съедено и спето под гитару.
Когда стемнело , чуть с ума не сошёл.В лесочке среди кустарников замплькали огоньки. Оказалось, что это летающие светлячки.Налюбовавшись невиданным раннее явлением, пошёл спать.
        Утром – ни свет, ни заря, проснувшись   поплыл на надувном матрасе.   Вода была тёплая, не жарко. Матрас покачивался на волнах. И я заснул. Проснулся от того, что солнце припекало. Поднял голову и - ужас. Не видно берегов. Вокруг горизонт и море. Струхнул я сильно. В какую же сторону   грести?  Подкатывала  паника. Но  потихоньку  собравшись  с мыслями, стал вспоминать - с какой стороны светило солнце вечером и утром. Короче, сориентировался по Солнцу и стал грести руками. Периодически отдыхал, но недолго. Боялся, что     снесёт в открытое море. Когда силы были уже на исходе, увидел вдали тоненькую ниточку берега.  Да. Это   берег. Это  Ханган. Ну не Япония же. Сил прибавилось. Не зря накануне поглощал гребешков и трепанги с икрой морских ежей. Вскоре я был уже в расположении лагеря. Там царила спокойная обстановка. Кто-то ещё спал. Кто-то купался у берега. Моё исчезновение замечено не было. И слава Богу. Иначе Любаша  списала  бы на берег.


Рецензии
Опасное плавание,на матрасе.Хорошо, что хорошо закончилось.Понравился рассказ,

Сергей Демченко   06.04.2025 07:08     Заявить о нарушении