Предисловие

     Ключевая для всех Евангелий история-распятие Иисуса Христа.   
Но как  противоречивы  рассказы о Нем, о Его  Пути на Голгофу у евангелистов!
    У Марка Иисуса не понимает никто, даже на своем крестном пути Он  одинок среди своего народа, всеми покинут и ненавидим. Один ученик предает Его, другой -трижды отрекается; Его отвергают иудейские власти, приговаривают к казни римляне. Только обращенный язычник, римский центурион, объявляет себя Его сторонником, да издали следят женщины, которые и раньше следовали за Ним. Иисус все время молчит, словно от потрясения, и только в конце  испускает вопль, обращенный к Богу: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты меня оставил ?». Он умирает в  муках отчаяния и душевной боли, не зная точно, почему Он должен погибнуть.
    Рассказ Луки также драматичен, но он  совсем другой ,и  расхождения с Марком весьма существенны.
У Луки   за Иисусом к месту казни  следует большая толпа евреев,  среди них много рыдающих женщин,  к которым Он обращается со словами сердечного сочувствия: «Не плачьте обо Мне..но плачьте о себе и детях ваших» . Он пророчествует о предстоящих им бедствиях, и  кажется, Он больше озабочен участью окружающих, чем своей судьбой. Иисус не молчит, пока Его распинают на кресте. Кажется, Он поддерживает тесную связь с Богом и беспокоится больше о тех, кто совершает казнь, чем о себе: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают! »  Когда один из распятых разбойников просит Его:  «Помяни меня Господи, когда придешь в Царство Твое!», Иисус отвечает :«Истинно говорю тебе:ныне же будешь со мною в раю». Иисус у Луки спокоен, Он знает, что будет дальше: Он очнется в раю Божьем, как и разбойник вместе с Ним.
    Это полная противоположность описанию Марка, у которого Иисус чувствует себя забытым и оставленным всеми, даже  Отцом.У Луки  Иисус громким голосом молится Богу и провозглашает: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой!». Иисус Луки не считает, что Бог покинул Его, и не гадает, за что Ему такая  мука и смерть. Он знает, что случится дальше...

     Но как бы ни отличались изображения смерти Иисуса у евангелистов,как бы загадочен и противоречив ни был Его образ,   волнует и требует ответа  один,  главный вопрос: за что был распят Иисус, если «истинно Человек этот был праведник»?
Почему пророк, пришедший с миром, проповедник милосердия , непротивления злу и любви не только к ближним, но и к врагам, был казнен  мучительной казнью,которой подвергались только бунтари и самые злостные политические преступники?
  Иисус  предстает в Евангелиях как набожный иудей, это следует из Его собственных  высказываний, однако, конфликт у него, как оказывается, происходит с иудеями  на религиозной почве.  Иудейская правящая верхушка ненавидят Иисуса и замышляет  лишить его жизни по причинам, которые их либо не касаются, либо не выглядят серьезными  с религиозной точки зрения, но казнят Его в итоге не евреи, а римляне.Посылает Его на крест римский наместник  по политическим мотивам как мятежника, претендента  на власть , в то же время  считая Иисуса невиновным и не желая Его гибели.

До 18 века люди не проявляли практически никакого интереса к земной жизни Иисуса Христа. Ему поклонялись как божеству, и лишь в 19 веке в ученом мире возникло течение, ставившее целью применить  исторический подход к Иисусу и происхождению христианства в целом. У истоков этого направления стояли немецкие  либеральные теологи-протестанты,создатели Проекта «Поиск исторического Иисуса (ИИ) » («Quest for the historical Jesus» ), представляющего собой попытку реконструкции образа Иисуса . Идею критической реконструкции подхватили многие исследователи, и в 20 веке из удела собственно ученых и христиан либералов «Поиск» превратился в занятие  историков от секулярных до консервативно христианских.
На протяжении  двух с половиной веков  проект «Поиск ИИ» неоднократно предлагал  различные версии Его жизни и учения.Перед участникам проекта стоял ряд  вопросов, касающихся исторического контекста Его  жизни :
каким образом в евангельских повествованиях исторический материал соединен с материалом богословским? Какими методами можно выделить  объективную историческую информацию? В чем заключался смысловой центр проповеди Иисуса? Каковы основные исторически верифицируемые факты Его жизни?
Участники «Поиска» предлагали ИНУЮ версию жизни Иисуса, чем та,которая описана  в евангелиях. стремясь освободить образ исторического прототипа евангельского Иисуса от  многовековых наслоений легенд, сверхъестественных историй , церковной догматики.

Грандиозность жизни Иисуса,  смерть на кресте этого экстраординарного, проникнутого сознанием своей миссии человека  продолжает и сегодня волновать и вдохновлять людей во всем мире .
Цель данной работы   -   проследить  отдельные этапы поиска исторического Иисуса , рассмотреть в свете последних исследований  события, описанные в Евангелиях, в первую очередь, те  обстоятельства ,которые определили Его Путь на Голгофу.

Продолжение:http://proza.ru/2024/01/26/1327


Рецензии