В небе Воронежа - 2

В августе первую серьёзную потерю эскадра понесла 6 числа. Был сбит лейтенант Франц Хрдлика из 5 отряда, имевший 24 победы на счету. И снова это был бой против Пе-2, причём Хрдлика успел сбить одного из них. На сей раз сопровождение осуществляли «Кобры». Им удалось подловить Хрдлику и нанести его самолёту фатальные повреждения. Он смог на изуродованном самолёте дотянуть до аэродрома, но при посадке самолёт разбился окончательно, а сам ас был сильно ранен и больше уже на восточном фронте не появился. Отличился Камерилов Юрий Николаевич из 153 иап.

Сложным и неудачным для немцев был день 12 августа, в тот день эскадра потеряла сразу трех пилотов. Особенно тяжёлой потерей была гибель фельдфебеля Франца Шульте из 6 отряда, имевшего 46 побед на счету. Это был один из лучших асов группы. В бою в районе Приваловки, к северо-востоку от Воронежа, он получил очередь от Советского Яка в мотор, после чего совершил вынужденную посадку, но в часть уже не вернулся.

Честь победы над столь сильным асом принадлежит Ачкасову Сергею Васильевичу из 176 иап. Мы помним, что этот ас в одном из боев уже крепко подранил Райнерта. Как видим, Ачкасов умел побеждать немецких асов. На сей раз он применил ловкий маневр. Позже этот маневр стал достаточно распространён в советских ВВС, а тогда был в новинку. А именно – эшелонирование по высоте. Ачкасов со своим звеном занял положение сверху основной группы. Немцы, атаковав именно нижнюю группу, звено Ачкасова не заметили и, после первой атаки привычно рванув на вертикаль, как раз напоролись на звено Ачкасова.  Ачкасов прекрасно воспользовался возможностью. Вероятно, этот пилот стал бы выдающимся асом, но, увы, слишком рано погиб. А победа над Шульте стала одной из лучших побед советских пилотов в небе Воронежа.

Также 6 отряд потерял унтерофицера Ханса Хёгера, имевшего 5 побед на счету. Он был сбит в бою в районе Верхняя Колыбелька и попал в плен. Это был большой и тяжёлый бой, в котором участвовали почти в полном составе 265 иап и 6 отряд JG77. Начался этот бой в районе Большой Верейки, закончился в районе Задонска. В первой фазе боя 6 отряд потерял один самолет, пилот спасся с парашютом. Отличился командир полка, Осадчий Иван Фёдорович. Увы, в последующем бою он был сбит и погиб. Хёгер был сбит уже в заключительной фазе боя, сбил его Панин Василий Фёдорович.

Понёс потери и 4 отряд. В бою в районе Задонска погиб унтер-офицер Вернер Штеддин, имевший 9 побед на счету. Это был бой против пары 721 иап. Пилоты Кобиской Александр Сергеевич и Казакевич Мефодий Михайлович в паре сопровождали небольшую группу Илов. Немцы охотно атаковали эту пару и почти сразу сбили Кобиского, к счастью он выжил и в будущем стал успешным асом. А вот Казакевич оказал врагу упорное сопротивление. Более того: по итогам тяжёлого боя он одержал победу, сбил сильного немецкого пилота Штеддина. Это была первая победа в карьере Казакевича, увы, в карьере короткой.

В другом бою пилоты этого отряда сбили командира эскадрильи 153 иап Александра Фёдоровича Авдеева, сильного и опытного пилота. Однако в этом бою и самолёт унтер-офицера Альфреда Кайната, который записал себе на счёт победу (скорее, это была парная победа со стороны немцев), получил серьёзные повреждения, хотя и не фатальные. Встречается мнение, что Авдеев таранил в лоб в последнем бою немецкий истребитель, и что даже это был ас Шульте. На самом деле, таран в оперативных документах не упомянут, но, возможно, Авдеев реально сошёлся на лобовых с Кайнатом и тот даже умудрился одержать победу, хотя сбить в лоб «Кобру» было почти невозможно. Но и самолёт Кайната не избежал повреждений.

Наконец, и 5 отряд потерял один свой самолёт, подбитый в бою и позже списанный. Таким образом, «алые сердца» потеряли в тот день трех пилотов и 5 самолётов, ещё один был серьёзно повреждён. Один из сбитых был сильнейшим асом, ещё двое тоже были успешными асами. Стоит, правда, сказать, что конвейер асов в 77 эскадре работал как часы: одни асы выбывали, но тут же появлялись другие. В конце нашего исследования мы проведём любопытную выборку. И всё же день для эскадры был весьма тяжёлый. Впрочем, и советские пилоты в тот день понесли существенные потери. Хотя, что стоит отметить, больше качественные, чем количественные.

После этого несколько дней прошли для эскадра успешно, потерь она не понесла, одержала много побед. 21 августа, однако, она потеряла очередного пилота. В бою в районе Коротояка погиб унтер-офицер Густав Хорн из 4 отряда. Он имел на счету 6 побед. Это был очередной групповой бой. Противостоял немцам 737 иап. В бою погибло двое пилотов полка, в частности комэск Севрюк Николай Николаевич, имевший 8 побед на счету. Кто из пилотов полка сбил Хорна, установить не удалось.

25 и 26 числа эскадра понесла весьма похожие потери. 25 числа был сбит унтер-офицер Хайнц Кляйн из 6 отряда, имеющий 5 побед на счету, а 26 числа Манфред Людикке из 5 отряда в том же чине, имеющий 7 побед. Оба погибли примерно в одном районе в бою с Пе-2. Как видим, атаки на эти самолёты были делом непростым для немцев. Но, если довольно многочисленные потери при атаках на Пе-2 в июле были связаны с работой истребителей сопровождения, то на сей раз Пе-2 отбились самостоятельно. Оба немецких пилота сбиты огнём стрелков. Увы, часть советских истребительных авиаполков была обескровлена, другие были отправлены на Сталинградский фронт, поэтому Пе-2 теперь не всегда имели достаточное сопровождение. Эти потери пилотов стали последними за август, который был для эскадры совсем не простым.


Рецензии