Роковое влияние Британии на Россию
Когда мы сегодня думаем об иконоборчестве, на ум чаще всего приходят мусульманские экстремисты , которые напали и разрушили древний город Нимруд, сносили храмы и разбивали головы великолепным ассирийским статуям. Использовали пневматические дрели, что бы наделать множество дыр крылатому быку у ворот древнего города Ниневии.
Но Британия тоже когда-то была домом иконоборцев, поэтому церкви в Британии намного менее красочны и украшены, чем церкви в других частях Европы, например, особенно яркие храмы в Италии или Франции.
В средние века приходские церкви в Англии были праздником цвета и искусства. Их теперь голые стены и обшарпанные деревянные детали были покрыты изображениями святых и библейских историй. Многие из этих замечательных произведений искусства были уничтожены протестантскими реформаторами в 1530-х и 1540-х годах как предметы суеверия. Столетие спустя, во время гражданской войны, настала очередь иконоборцев, в том числе солдата-пуританина Уильяма Доусинга, жившего в Саффолке.
В 1643 году парламент приказал снести изображения и суеверные памятники в церквях, а также «вещи, незаконные в поклонении Богу», которые противоречили второй заповеди не делать никаких истуканов. Даусинг посетил около 250 церквей в Кембриджшире и Саффолке, где он и его люди разбивали картины, кресты, витражи, алтарные перила и перегородки. В его дневнике для Уэнама Парвы от 3 февраля отмечается: «Мы разрушили 26 суеверных картин и приказали разрушить еще 6; и выровнять ступеньки. На одном изображении была Дева Мария».
Несмотря на это варварское уничтожение произведений искусства можно и сейчас обнаружить сохранившиеся замечательные средневековые иконы, панно и ширмы. Но их специально не выставляют в известных исторических местах, чтобы они не привлекали большое количество туристов и не прославляли католическую веру.
Следует отметить, что Англия в средние века была важной частью динамичной европейской художественной, архитектурной, научной, торговой и культурной сцены между 1000 и 1500 годами нашей эры.
Исторически не правильное популярные мнение от том, что средневековая Англия была «примитивной и варварской», в то время как Франция и некоторые части Европы переживали зенит готики.
Хотя бытует распространенное мнение о том, что Средневековье было связано с эпидемиями, Черной смертью и религиозными репрессиями, но в реальности это было время художественного и технического совершенства. И это наглядно подтверждают произведения искусства того времени, которые являются настоящими шедеврами.
На фотографии Лист из Эдвинской Псалтири, 1155–1160 гг. Коллекция Аль Тани. Стеклянный стакан «Удача Эденхолла». Фотография: коллекция Аль Тани.
«Все ценные вещи были испорчены, украдены или полностью уничтожены… и казалось, что каждый человек стремился украсть и испортить все, что мог», — писал Майкл Шербрук, ректор Уикерсли 16-го века недалеко от аббатства Рош в Южном Йоркшире, чей отец был свидетелем разграбления, когда местные монахи сдали аббатство королевским комиссарам в 1538 году.
Очень сильно напоминают действия коммунистов в России против православной церкви после революции 1917 года. Случайно ли это? Ни в одной европейской стране подобного не было.
Уничтожив монастыри и разорвав связи с папством, Генрих установил монархическую вертикаль власти, которая обладала беспрецедентным финансовым контролем и военной мощью – основой его внешнеполитического авантюризма, который еще больше изолировал Англию от остальной Европы.
Неудивительно, что Чарльз Диккенс назвал правление Генриха «пятном крови и жира в истории Англии».
В сочетании с насильственной экспроприацией свободных крестьян-собственников феодалами во время «движения огораживания» на протяжении XVI века английская земля перестала находиться в общественной собственности и стала приватизированной. Этот процесс «первоначального накопления» создал избыточное богатство, которое использовалось для финансовых спекуляций за рубежом. Правящие классы отвлекали ресурсы на собственное обогащение и самовозвеличение. По существу, вечная святость жизни и земли была подчинена светской сакральности национального государства и транснационального рынка.
Так родился капитализм. Любопытно, что стремление Генриха к национальному суверенитету сделало Англию более зависимой от иностранных рынков, чем когда-либо прежде.
Напротив, в других частях Европы папство и монастыри служили противовесом светским национальным монархам и их вассалам. В этом смысле Церковь задержала приход капитализма. Несмотря на широко распространенную коррупцию и неэффективность, монашеские ордена сохранили сложное пространство, которое управлялось не светской логикой товарификации и спекулятивной прибыли, а вместо этого религиозным императивом поддерживать местность и заниматься благотворительностью и развитием науки как делал это орден Иезуитов, благодаря которому Европа из технически отсталого в мире континента вышла на первое место. Обогнав Китай, Индию, Иран, Османскую империю, арабские и латиноамериканские страны.
Все это имеет значение сегодня, поскольку демонстрирует, что капитализм усиливает то самое неравенство активов, на котором он основан. Экспроприация и «первоначальное накопление» — это не разовые события, а повторяющиеся механизмы создания все большего избыточного капитала, поскольку номинальная денежная стоимость активов становится все более оторванной от базовой стоимости реальных товаров и услуг. Это явление известно как спекулятивный бум и спад, имеющий катастрофические последствия для мира, который мы знаем сейчас.
Действия Генриха также показывают, что светский абсолютизм и капитализм вряд ли являются проводниками индивидуальной свободы и всеобщего процветания. Устранив посредничество церкви и других ассоциативных институтов, центральное государство и свободный рынок вступили в сговор в ущерб гражданскому обществу, местным сообществам и личному благосостоянию.
Вспомните, как кардинально изменилась Россия после визита Петра I в Англию. Неимоверная концентрация власти в руках Императора. И также как в Англии во главе Церкви стал российский Император. Петр I даже провозгласил себя Искусом на земле. В отличие от Папы Римского, который считал себя более скромным - наместником Иисуса на земле. Теперь на протяжении многих столетий Россия стала следовать в фарватере Британии. И любое отклонение от ее глобальной политики жёсткой наказывалось. Вспомните, убийство Павла I, действия Александра I, который полностью зависел от Англии, Николая I и события 25 декабря 1925 года, убийство Николая II и апофеозом было разрушение России в 1917 году и 1991 году при содействии английской разведки.
Неспроста, большинство российских нуворишей выбрали для своего места пребывания Британию. Кстати, с 1914 года по 1917 год все телефонные разгоны в России контролировали английской разведкой, которая санкционировала убийство Григория Распутина, который предлагал Николаю II заключить мирный договор с Германией. Об этом хотел написать известный писатель В. Пикуль, который дружил с моим отцом и вместе учились в школе юнг на Соловецких островах во время ВОВ. КГБ В. Пикулю об этих событиях запретил печатать. так же как мне запретили снимать фильм о службе А. Пушкина в МИД. Традиционно, все что связано с криптографией, радиоразведкой и прослушкой находится под очень строгим контролем государства в независимости от времени.
Англия наполнена буквально сотнями колоссальных разрушенных церквей — но почему?
Все началось 500 лет назад с несчастливого брака, который в итоге стал причиной революции... Если вы путешествуете по сельской местности Англии или Уэльса достаточно долго, вы в конечном итоге наткнетесь на руины заброшенных монастырей.
Например, аббатство Уитби, построенное в 8 веке и стоящее на скалах над Северным морем. Что случилось?
Эта история начинается в 1509 году, когда король Генрих VIII женился на Екатерине Арагонской. Он хотел сына, но их единственным ребенком, пережившим младенчество, была дочь.
Поэтому в 1527 году Генрих решил развестись с ней и попросил Папу Климента аннулировать их брак — тот ответил нет. Интересно провести аналогию с Петром I. Которому церковь также запрещала жениться на проститутке и к тому же лютеранке Магде. Неспроста Магду окрестили и дали ей православное имя Екатерина.
Генрих при помощи своего советника Томаса Кромвеля разработал план — они отделились от католической церкви, базирующейся в Риме. В 1534 году парламентский акт провозгласил Генриха верховным главой англиканской церкви.
Он, а не Папа, теперь отвечал за все религиозные вопросы. Также поступил Петр I в России.
Обладая этой новой властью, Генрих вскоре обратил свое внимание на монастыри Англии. «Церковная доблесть» была составлена в 1535 году — присылались асессоры для оценки их финансов и имущества. Теперь Генрих точно знал, сколько денег он сможет собрать, взяв их под свой контроль.
Затем последовало еще одно национальное расследование. На этот раз его целью было выяснить, как управляются монастыри и признали ли они Генриха главой церкви. Неудивительно, что он пришел к выводу, что монастыри находятся в упадке и морально развращены, что оправдывает их закрытие.
В 1536 году был принят закон, по которому мелкие монастыри были закрыты, а их здания, земли и деньги были переданы государству. В 1539 году был принят еще один закон, который сделал то же самое со всеми оставшимися монастырями.
Всего за четыре года все 800 монастырей были закрыты, а десятки тысяч людей покинули свои дома и стали нищими. Некоторым перемещенным лицам были назначены минимальные пенсии, но многие из тех, кто сопротивлялся, были казнены.
На севере даже произошло восстание - «Паломничество благодати», в котором приняли участие 40 000 человек. Однако оно было подавлено, и довольно скоро роспуск монастырей Генрихом был завершен.
Монастырям принадлежала четверть земли в Англии, которая теперь принадлежала государству вместе с доходами, существующим богатством и инфраструктурой. Огромный финансовый стимул для Генриха.
Но вместо того, чтобы оставить себе землю, он продал большую ее часть, чтобы заплатить за свои зарубежные войны. Трудно понять глубину разрушения , не зная, какими были средневековые монастыри.
В конце концов, в современном обществе действительно нет эквивалента. За исключением российской промышленности после 1991 года. Уникальные в мире производства оказались полностью разрушенными.
Но масштаб их руин, как и руин аббатства Фаунтинс, должен ясно показать, насколько они важны и могущественны и главное были центрами науки в средние века.
В них жили коллективно десятки тысяч людей, они владели обширными участками земли, обеспечивали работу и образование, заботились о бедных и нуждающихся, содержали библиотеки и занимались научными исследованиями, заботились о паломниках и путешественниках.
Они были религиозными, научными , экономическими, политическими и социальными институтами одновременно. Что случилось со зданиями?
Помните, что эти монастыри были древними и богатыми организациями, которые построили поистине колоссальные церкви по всей стране. На фотографии руины аббатства Риво в Йоркшире.
Некоторые из них были полностью уничтожены — в знак власти Генриха - физический символ происходящих сейчас перемен. Как богатый и влиятельный монастырь Мертон недалеко от Лондона.
Остался только фундамент и разрозненная каменная кладка. Но их уничтожение было дорогостоящим, трудоемким и практически ненужным.
Большинство из них просто лишили всех ценных ресурсов — железа, стекла, золота и свинцовых крыш — и бросили гнить и разрушаться. Отсюда и странные каменные скелеты таких мест, как аббатство Гластонбери.
Мне это очень напоминает бывшие заводы и фабрики СССР. Многие из которых сами разрушились без должного ухода за ними. Однако некоторые монастырские постройки сохранились. Как Вестминстерское аббатство, которое, конечно, уже не аббатство.
Генрих забрал ее себе и превратил в «Королевскую особую церковь» — церковь, которая принадлежит непосредственно монарху, а не является частью какой-либо епархии.
Другие были захвачены аристократией. Например, Ньюстедское аббатство в Ноттингемшире, основанное в 12 веке и подаренное Генрихом сэру Джону Байрону. Он превратил его в дом, который стал прародиной баронов Байронов, включая знаменитого лорда Байрона. Посмотрите в Москве и Санкт Петербурге заводов, фабрик и научно исследовательских институтов в том числе Академии Наук были переданы за бесценок под офисы и развлекательные центры богатейшим людям России после 1991 года.
Некоторые английские церкви были спасены местными общинами, такими как Приорат Крайстчерч. Хотя все постройки, связанные с монашеской жизнью, были снесены, Генрих передал саму церковь жителям города после того, как они обратились с просьбой спасти ее с помощью бывшего настоятеля.
Но даже если часть церковных построек уцелела, к 1540 году в Англии не осталось монастырских учреждений. Многовековая фундаментальная опора английского общества была уничтожена всего за несколько лет. Так же как советская промышленность и наука.
Подобные руины в Кроксденском аббатстве являются напоминанием о том неспокойном времени. Обсуждение роспуска монастырей обычно сосредотачивается на его последствиях или причинах, по которым он произошел.
Был ли развод Генри частью уловки, призванной оправдать захват религиозной власти? Был ли роспуск всего лишь жадностью правительства или это была искренняя попытка улучшить Англию?
И, конечно, это происходило на фоне европейской Реформации.
Католическая церковь, континентальный институт, раскололась — Европа погрузилась в десятилетия гражданской войны и политических распрей. Действия Генриха был лишь одной нитью в большом гобелене.
Тем не менее, стоит на мгновение сделать шаг назад и просто попытаться осознать, насколько радикальным был этот роспуск.
В новостях часто встречается слово «беспрецедентный», но какими были бы заголовки, если бы сегодня произошло нечто похожее на реформу Генри? Действительно беспрецедентный. И это по масштабам может сравниться только с развалом советской промышленности людьми, которые хотели обеспечить себе абсолютную власть в стране. Им не нужен был интеллектуальный потенциал России. Более того они его страшно боялись. Также как в средневековой Англии России нужны были богатые «аристократы » с минимальным интеллектом. И главной задачей - моментального обогащения. Поэтому в России они организовали с помощью зарубежных спецслужб грандиозную финансовую аферу - «фальшивое авизо». Кражу огромного количества наличных денег из ЦБ РФ. И совместили эту кражу по времени с приватизацией. Поэтому более 90% приватизированных после распада СССР предприятий были осуществлены на деньги, которые были украдены в ЦБ РФ. Косвенно, это подтверждается тем, что ни одного крупного «дельца», участвовавшего в хищении денег из ЦБ РФ не посадили в тюрьму. Так же как в средневековой Англии создалась огромное финансовое благополучие российской «элиты» на воровстве денег у народа.
Генрих не просто национализировал частную организацию и не просто вышел из международного порядка. Он упразднил крупнейшее финансовое и научное учреждение, забрал его активы себе и разрушил тысячи зданий.
Возглавляемая государством революция уничтожила фундаментальную часть общества.
Фундаментальной частью СССР была его уникальная промышленность и наука. Которая также была безжалостно уничтожена. Итак, роспуск монастырей — радикальное событие, которое полностью изменило историю Англии.
И именно поэтому сельская местность теперь усеяна разрушенными церквями — напоминанием как о потерянном обществе, так и о революции Генриха VIII.
Сегодня в РФ едва насчитывается около 5 тыс. крупных и средних промышленных предприятий, в том числе и бывших советских. В первый год приватизации было передано новым собственникам 42 тыс. предприятий (крупных, средних и мелких). А создано на их базе всего 12 тыс. новых хозяйствующих субъектов, большинство которых затем было также раскассировано.
Заводы пускали с молотка за бесценок: например, Завод имени Лихачёва, знаменитый ЗИЛ, продавался за 130 млн долл., казна получила 13 млн. Тогда как аналогичный бразильский автогигант был продан частному предпринимателю правительством Бразилии за 13 млрд долл. «Сибнефть», которую приватизировали за 100 млн долл., теперь стоит 26 млрд. Орловский часовой завод был в СССР лидером в производстве крупногабаритных интерьерных часов и будильников. В 1976 г. завод получил название «Янтарь».
В СССР в ПО «Янтарь» работало до 9 тыс. человек, поставка продукции шла в 86 стран мира. В 2004 г. завод был выкуплен ООО «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ», который распределил имущество между другими фирмами. Как бы в целях спасения производства было создано ООО «Янтарь». От прежнего коллектива оставили 80 работников, остальные оказались на улице. Завод же вместо развития ждало банкротство. Оборудование продали по бросовым ценам. ООО «Янтарь» прекратило своё существование - за ненадобностью.
Примерно такая же участь постигла и ЗАО «Орлэкс» - бывший Орловский завод приборов кондиционирования воздуха и газового анализа. Приборы из Орла стояли в шахтах и рудниках, судовых и железнодорожных рефрижераторах, на подлодках и ракетах. В конце 90-х его преобразовали в ЗАО «Орлэкс». И начали «убивать». В 2011 г. завод был признан банкротом. Готовые к эксплуатации здания общей площадью 10 тыс. м2 были проданы по цене 10 тыс. руб. за квадратный метр! Рабочие выходили на митинги, требуя выплатить им зарплату. При этом заказы поступали, а для части продукции «Орлэкса» аналогов в России не существовало. Тем не менее в 2015 г. предприятие прекратило свою деятельность.
Доход казны от ваучерной приватизации составил 2 трлн руб. А из ЦБ РФ по мнению бывшего руководителя МВД РФ Р. Нургалиева было украдено наличными деньгами 3 трлн. руб.
Теперь мы также как в Англии на необъятный просторах России можно наблюдать большое количество разрушенных производств, многие из которых в свое время были крупнейшими в мире.
Сакральность государства, науки, производства и рынка должны быть вновь встроены в общество, которое защищает и поддерживает неприкосновенность жизни, производства, науки и земли.
Свидетельство о публикации №224061100627