Доминик Энгр. Два портрета Мадам Муатесье
Мари-Клотильда-Инес де Фуко (1821—1897) была дочерью французского государственного служащего в департаменте лесов и водных путей. В 1842 году она вышла замуж за вдовца вдвое старше её, богатого банкира и торговца кружевами Сигисберта Муатесье, став, таким образом, мадам Муатесье.
Когда банкир Сигисберт Муатесье заказал Энгру портрет своей жены, Марии-Клотильды-Инесс, он отказался от работы, но позже, увидев молодую женщину, был покорен её красотой и взялся за картину. Можно предположить, что Муатесье представлялась ему олицетворением классической красоты. Однако произведение не было закончено сразу: мастер дописал портрет через семь лет.
Инес изображена сидящей на диване с таким достоинством и величием, как будто перед зрителем изображена титулованная особа.
Крупные, пышные формы ее фигуры почти скрыты складками роскошного атласного платья, затканного букетами красных и желтых роз. Энгр тщательно укладывает складки, распределяя рисунок ткани так, чтобы сообщить устойчивость позе и завершенность всей композиции. Широким ярким по орнаменту лентам, спускающимся с плеч и от банта на груди, он придает то направление, которое еще больше уравновешивает все элементы картины.
Изобилие форм усиливается многоцветностью портрета: помимо пестроты самого платья тут и ярко-розовая обивка дивана, и малиновый бархат на доске консоли зеркала, а рядом - восточное опахало и китайская фарфоровая ваза с красным орнаментом на голубом фоне. Простота и строгость форм были тогда не в моде.
Прежде чем был закончен этот, Энгр создал другой портрет Инесс (1851, Национальная галерея искусств, Вашингтон). На нем она изображена в рост и также представлена как идеал античной красоты .В картине 1851 года художник, любуясь почти неправдоподобной правильностью черт ее лица, подчеркивает их, изображая голову в фас, в строжайшей симметрии.
Свидетельство о публикации №224061100781
Августа Миллер 17.03.2025 23:37 Заявить о нарушении
Августа Миллер 17.03.2025 23:40 Заявить о нарушении