Доминик Энгр. Два портрета Мадам Муатесье

      "Мадам Муатесье» — портрет Мари-Клотильде-Инес Муатесье, нарисованный Жаном Огюстом Домиником Энгром в период с 1844 по 1856 год. Портрет изображает сидящую на кресле мадам Муатесье. Картина находится в Лондонской национальной галерее. «Мадам Муатесье» — вторая работа Энгра, изображающая мадам Муатесье. Первая была написана в 1851 году и в настоящее время находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

       Мари-Клотильда-Инес де Фуко (1821—1897) была дочерью французского государственного служащего в департаменте лесов и водных путей. В 1842 году она вышла замуж за вдовца вдвое старше её, богатого банкира и торговца кружевами Сигисберта Муатесье, став, таким образом, мадам Муатесье.
 
      Когда банкир Сигисберт Муатесье заказал Энгру портрет своей жены, Марии-Клотильды-Инесс, он отказался от работы, но позже, увидев молодую женщину, был покорен её красотой и взялся за картину. Можно предположить, что Муа­тесье представлялась ему олицетворением классической красоты. Однако произведение не было закончено сразу: мастер дописал портрет через семь лет.

     Инес изображена сидящей на ди­ване с таким достоинством и величием, как будто перед зрителем изображена титулованная особа.

     Крупные, пышные формы ее фигуры почти скрыты складками роскошного атласного платья, затканного букетами красных и желтых роз. Энгр тщательно укладывает складки, распределяя рисунок ткани так, чтобы сообщить устойчивость позе и завершенность всей композиции. Широким ярким по орнаменту лентам, спускающимся с плеч и от банта на груди, он придает то направление, которое еще больше уравновешивает все элементы картины.

       Изобилие форм усиливается многоцветностью  портрета: помимо пестроты самого платья тут и ярко-розовая обивка дивана, и малино­вый бархат на доске консоли зеркала, а рядом - восточное опа­хало и китайская фарфоровая ваза с красным орнаментом на голубом фоне. Простота и стро­гость форм были тогда не в моде.

   Прежде чем был закончен этот, Энгр создал другой портрет Инесс (1851, Национальная галерея искусств, Вашинг­тон). На нем она изображена в рост и также представлена как идеал античной красоты .В картине 1851 года художник, любуясь почти неправдоподобной правильностью черт ее лица, подчеркивает их, изоб­ражая голову в фас, в строжайшей симметрии.


Рецензии
Интересный приём на первом портрете - отражение портретируемой дамы в зеркале. А во втором - сочетание фиолетового с серым. И яркая, южная красота женщины чем-то перекликается со знаменитой картиной Карла Брюллова, где он изобразил "графиню Самойлову, удаляющуюся с бала"

Августа Миллер   17.03.2025 23:37     Заявить о нарушении
Я, кстати, была в Лондонской национальной галерее. Она меня привела в восторг даже сильнее, чем итальянские музеи. У англичан совершенно безупречный вкус, это даже по дизайну лондонских улиц видно.

Августа Миллер   17.03.2025 23:40   Заявить о нарушении