Тпрр-59. дополнение к этимологии слова хвоя

           ТПРР-59. Дополнение к этимологии слова ХВоЯ.

     Слово ХВоЯ по словообразовательной модели  не отличается от таких слов как: СВоЯ и ТВоЯ, являющихся притяжательными местоимениями. Мы показывали в ТПРР-32, как читается слово С-ВоЙ.  Первослово С, изначально указывающее на то, что С это существо, половой орган которого доступен обозрению  (актуально, если предположить, что язык формировался в эпоху, когда люди ходили без одежды).  Отождествление названия органа и носителя органа тоже обсуждали. Дальнейшее расширение смыслового поля первослова С пошло в сторону закрепления за ним смысла современного предлога, употребляемого совместно с вопросительными местоимениями: С Кем? С Чем? А это есть управление творительного падежа.Так появилось местоимение С-ВоЙ, оно о третьем лице, определяемом, как лицо невраждебное, попавшее в расположение Рода в качестве родственника, вновь принятой в семью мужа молодой супруги одного из мужчин Рода. Или с вопросом С Кого? С Чего? и тогда предлог С осуществляет управление родительного падежа: С-Са – муж.род, С-Сы – жен. Род. Ответ С-Сы уже тогда можно было понимать двояко, как ответ на вопрос «с какого органа мочится женщина» или, второе,  как глагол повелительного наклонения, употребляющийся и сегодня – ССы!
     Творительный падеж для первослов женского рода, в нашем случае, это первослово Ва, сложнее чем все другие косвенные падежи, а именно: Тв.п.(Ва) = ВоЙ. Появляется гласная О, которая свидетельствует о среднем роде, а он может появиться только при наличии одновременно мужского и женского признаков или при их одновременном отсутствии. Всё правильно, акт творения (мы же говорим о творительном падеже) может состояться только при взаимодействии двух субъектов: мужчины и женщины, поэтому закономерно появление склоняющей по родам гласной «О». Краткое Й это окончание глаголов повелительного наклонения, типа ПоЙ, ЛаЙ, БеЙ и т.д.
     Есть основания полагать, что слово ВоЙ имело самостоятельное хождение в качестве существительного и породило всем известное, особенно во множественном числе, слово ВоИ. Молодые мужчины, ищущие невест, и были теми самыми ВоЯМи. Они сильны, агрессивны и не имеют жён.  Перечисленные качества есть
действительно качества воинов, они и сегодня применимы к новобранцам. Кому-то невесту добывали сваты, а кто-то сам умыкал. Существующие и сегодня в обрядовом представлении свадебные спектакли с похищением невесты это отголоски тех нешуточных хищений. От них, от древнейших войн за самок вышло слово ВоИ. Единственное число существительного ВоЙ это ещё и акустическое явление, оно хорошо вяжется по смыслу с ситуацией «нешуточных хищений» дочерей. Глагол ВыТь означает и сегодня оплакивание дорогой потери, исходно, дочери: "Украли! Нет Кого"? -> Вы!, а Вы = Р.п.(Ва). Её как бы Вынули из семьи. Как тут не ВыТь? Мужская неопределённая форма от глагола ВоЙ будет ВоИТь, что означало «добыть невесту», а повелительная – ВоЙ: «владей невестой».
     Слово ВоИН образовалось позднее, оно свидетельствует с одной стороны, что ВоИН это не умыкатель невест, это защитник рода, племени, с другой о том, что произошло упорядочивание брачных отношений - хищения, разбой уступили место договорам, выкупам. Как учитывались интересы брачующихся, особенно, желания невесты, вопрос, конечно, интересный. Как-то да учитывались. Об этом свидетельствует слово Т-ВоЙ. Так могли говорить между собой девушки, так они определялись с выбором ЖеНиХоВ. Наличие первослова Т впереди местоимения говорит о том, что речь идёт о дееспособном женихе - изначально первослово Т это Твёрдость. А как могли назвать недееспособного жениха? Думаю, что это и был ХВоЙ, т.е. мужчина не способный произвести потомство. Женщина, не способная произвести потомство – ХВоЯ. Доказать смысловую связь названий особенной листвы таких деревьев, как ели и сосны с бесплодием у человека  сложно. Однако в слове ХВо-РоСТ мы согласились, что склейка ХВо- исключает –РоСТ, свидетельствует тем самым об отсутствии жизненных сил в высохшей ветви. Может быть нашему предку также безжизненной показалась  своеобразная «листва» елей, сосен? Действительно, способность иголок гореть на живом дереве роднит его с ХВоРоСТоМ. Человек успел к тому времени усвоить, что гореть может только сухое дерево. Ещё и поэтому пришла мысль о сухости ветвей, т.е. об отсутствии жизненных сил в ХВоЕ.
     Интересно, что слово ХВоЯ изо всех славянских присутствует только у украинцев в таком же значении, как и у русских. У белорусов электронный переводчик даёт  слово ХВоЯ только как название породы дерева сосна, а ХВоЯ у них Iглiца, Ель – елка. Почему сосна удостоилась у белорусов такого человеческого названия, думаю, дело в том, что хвоя сосны является одним из распространённейших средств народной медицины, в том числе, и как средство, оздоравливающее чисто мужские болезни (эрекция, либидо, потенция).
     Ещё один фактор. У сосны, в отличие от ели, иглы парные. Рождаются вместе, в одной колыбели растут, отмирают и опадают тоже вместе. Как образец идеальной человеческой пары.
    


Рецензии