23. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА  23.
Не судите. да не судимы будете ( Мф. 7:1)

"Что ж? неужели не должно обвинять согрешающих? - спрашивает Святитель.- Да; и Павел это же самое говорит,  или - лучше- Христос  через Павла: А ты что осуждаешь брата  твоего? Или: И ты,  что  унижаешь брата твоего? Кто ты, осуждающий чужого раба? (Рим. 14:10, 4)? И опять: Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь (1 Кор. 4: 5) Каким же образом  тот же апостол в другом месте говорит: Обличай, запрещай, увещевай ( 2 Тим. 4:2) И еще: Согрешающих обличай перед  всеми  ( 1 Тим. 5: 20)? Равным образом, и Христос  говорит  Петру: Пойди и обличи его между тобою и им одним. Если же не послушает, возьми с собою  другого, если же при этом не уступает, скажи Церкви  ( Мф. 18: 15 - 17)"
Но Иоанн Златоуст  говорит о том,  что  "если бы это было так, то все пришло бы в расстройство и в Церкви,  и в гражданских обществах, и в семьях. Если господин не будет  судить своего  слугу, а госпожа служанку, отец сына и друг своего друга? Даже если врагов не будем  судить,  то никогда  не будем в состоянии разрушить вражду, но все придёт в совершенный беспорядок.
Что же значит указанное изречение?"
Святитель продолжает:  "Для имеющих здравый ум Спаситель  хорошо  изьяснил  уже силу данного закона в следующих словах:  И что ты смотришь на сучок в глазе брата  твоего,  а бревна в своём глазу не чувствуешь (Мф. 7: 31)?..
Именно здесь, как мне кажется, - говорит Иоанн Златоуст, -  Спаситель  не все вообще  грехи  повелевает  не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают
других за маловажные какие-нибудь поступки."
"Мне кажется, также, - говорит Иоанн Златоуст, - что Христос  указывает  здесь  и на иудеев, которые будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-то маловажных  и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи. За это Господь  порицал их и под конец  Своего служения, говоря: связывают  бремена тяжёлые, а сами не хотят   и перстом двинуть их. И еще: Даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. ( Мф. 23: 4, 33)"
Иудеям казалось грехом, что ученики Христа ели неумытыми руками, не соблюдали субботы, возлежали с мытарями, о чем Спаситель говорит: Оцеживающие комара, а верблюда поглощающие ( Мф. 23:24).
Святитель напоминает нам также, что Христос этой заповедью
не судить  "ещё внушает великий страх и угрожает неизбежным наказанием. Ибо каким судом судите, - говорит Он , - таким будете судимы (Мф. 7:2).
... Подобно тому, следовательно,  как в отпущении грехов начало зависит от нас самих, так и в этом суде мы же полагаем известную меру нашего осуждения.
Итак, должно не порицать, не поносить, но вразумлять; не обвинять, но советовать; не с гордостью нападать, но с любовью исправлять, потому что не ближнего, но себя самого предашь ты жесточайшему наказанию, когда не пощадишь его, произнося твой приговор о его прегрешениях."

2. "Тот, кто оставляет ближнему своему  его прегрешения, освобождает от обвинения не столько его, сколько себя самого, и притом без всякого труда; - продолжает нас учить Святитель Иоанн Златоуст, - и тот, кто с пощадой и снисходительно разбирает преступления в других, таковым судом своим полагает  большой залог прощения для себя самого...
Что же, скажешь ты, если кто прелюбодействует, неужели  я не  должен  сказать, что  прелюбодеяние есть  зло, и неужели  не должен исправить  распутника? Исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергая его наказанию, а как врач, прилагающий лекарство.
Спаситель не сказал: не останавливай согрешающего, но
не суди, т.е. не будь жестоким судиею; притом это сказано не о важных и явно  запрещённых грехах, но как уже мною было  и прежде замечено, но о таких, которые и не почитаются грехами, потому Он и сказал: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего? (Мф. 7:3).
Святитель Иоанн Златоуст  продолжает свое обьяснение: "Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку; и хотя осуждающий носит личину человеколюбия, но на самом деле исполнен крайней злобы, поскольку подвергает ближнего напрасному поношению и обвинению и восхищает место учителя, сам не будучи достоин быть даже учеником.
Поэтому Христос и назвал его лицемером...
Вынь прежде бревно из твоего глаза.
Видишь ли, Спаситель не запрещает судить, но прежде велит изъять  бревно из собственного  глаза, и тогда уже исправлять  согрешения других...
Следовательно,  если ты судишь других, желая им добра, то прежде пожелай его себе, имеющему грех и
очевиднее и более; если же не радишь о самом себе, то ясно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его.
Если же и должно ему быть судимым, то пусть его судит тот, кто ни в чем подобном не согрешил. А не ты."
3. Святитель Иоанн Златоуст  обращает наше внимание на то, что к заповеди о том, чтобы не судить ближнего, Христос присоединил ещё  другое правило,  говоря: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями ( Мф. 7:6)
...Под именем же псов Он здесь разумел тех, которые живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления; а под именем свиней - всегда живущих невоздержно; все таковые, по слову Его, недостойны  слушать высокое учение.
...И во многих  других местах Он развращение жизни поставляет причиной того, что не приемлется совершеннейшее учение, поэтому и повелевает таким людям не отворять дверей, потому что узнавши, они становятся ещё более дерзкими. Когда это учение открывается людям признательным и благомыслящим,  то они благоговеют перед ним; а люди безнравственные уважают более тогда, когда его не знают."
Святитель Иоанн Златоуст предупреждает нас:  "Поскольку  такие люди  (безнравственные) по своей природе не могут познать учения, то пусть будет оно от них скрыто, говорит  Спаситель,  чтобы, по крайней мере,  почтили Его по причине своего неведения.
И свинья не знает, что такое бисер, а если не знает, то пусть и не видит, чтобы не попрала того, чего не знает. Ничего, кроме только еще большего вреда, не произойдёт от слушания людей с таким расположением. Они ругаются над святынею, не зная её, и ещё больше возносятся и вооружаются на нас. Таков смысл слов Христовых: Чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас."
"Что, если я буду просить и не получу? -  спросишь  ты.
На это отвечает нам Святитель,  приводя притчу: Есть ли между вами такой человек, который, когда  сын его попросит хлеба, подал бы ему камень?
Так, если не получаешь потому, что просишь камня. Хотя ты и сын,  но этого ещё недовольно к получению. Напротив это-то самое и препятствует  тебе получить, что ты, будучи сыном, просишь неполезного.
Итак, не проси ничего мирского, но всего духовного, и непременно получишь...
Итак,  молящемуся надлежит соблюдать два правила: первое то, чтобы просить усиленно; второе то, чтобы просить должного."

4. Иоанн Златоуст  напоминает нам, что все заповеди Спасителя  удобоисполнимы и самое главное, - "это помощь от беспрывных молитв, подающих немалое утешение в трудах.
Он (Господь)  говорит, что не самим только должно стараться, но и свыше призывать помощь, которая непременно придёт, и предстанет, и облегчит наши подвиги, и все сделает для нас лёгким.
Поэтому и просить велел, и обещал исполнение прошения. Впрочем, не просто повелел просить, но с великим тщанием и усилием, что и выражается в слове ищите.
В самом деле, кто ищет, тот, выбросив все из своих мыслей, напрягает свое внимание только к тому, чего ищет, и ни о чем настоящем не помышляет...
А сказав: стучите, показывает, что должны приступать к Богу с силою и теплою мыслию."
"Если ты  скажешь,  - убеждает нас Святитель Иоанн Златоуст,  - не отступлю ( от Господа) пока не получу, то непременно  получишь,  если только  того  просишь, что и Тому, от Кого просишь, прилично дать, и тебе, просящему полезно."
Нас предупреждает  Святитель: "чтобы просить всего духовного,  нужно приступать к испрашиванию оставление своих грехов по оставлении согрешений другим, без гнева и сомнения воздевать чистые руки ( Тим. 2:8)
Если мы будем так  просить, то получим."
Иоанн Златоуст объясняет  нам также, что мы не получаем и тогда, когда просим духовного оттого, что не с тщанием ударяем в двери или недостойны к принятию просимого, или скоро перестали просить.
'Бог своей любовью превосходит всех отцов, - убеждает нас Иоанн  Златоуст, - и превосходит настолько, насколько благость превосходит  злобу. Итак, если вы, будучи злыми, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф. 7:11)".

5. Святитель повторяет: "Если хотите, говорит Он ( Господь), быть услышаны, то кроме того, сказанного Мною, и это делайте. Что же именно?
Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12)
...Видишь ли,  - продолжает Святитель, - если хотите быть услышанными..
нужна добрая жизнь.
Он ( Господь) не сказал: чего хочешь от Бога, то делай ближнему твоему, - чтобы ты не возразил, как это возможно? Он Бог, а я человек. Но произнес: если чего хочешь себе равного тебе, то и сам то же оказывай ближнему. Что может бы этого легче? Что справедливее? Потом, предлагая величайшую похвалу, ещё прежде самих наград,  получаемую  за соблюдение этой заповеди, говорит: се бо есть закон и пророцы. Отсюда видно, что добродетель нам естественна и мы все сами по себе знаем, что должно делать, так что никогда нельзя извиняться неведением."
Внидите узкими враты, яко пространная врата и широкий путь вводят в пагубу. ( ст.13) Далее: узкие врата и тесный путь вводяй в живот. И мало есть, иже обретают его. ( 14).
Но после  Господь говорил: иго Моё благо и бремя Моё легко есть.
"Скажешь. Как  же тесный и узкий путь может быть вместе и удобным? - Святитель Иоанн Златоуст  отвечает нам, - Тем этот путь  удобен, что Он  (Господь) есть путь и врата..."
Святитель  подчеркивает, "потому удобна добродетель ( которая обретается на узком пути),  что она своих подвижников может утешить не только тем, что все труды и подвиги оканчиваются, но ещё более тем, что конец их добрый, так как оканчивается жизнью
Поэтому и кратковременность  трудов, и  вечность венцов, и то, что
труды предшествует венцам, а венцы последуют за ними, - все этою составляет величайшее утешение  в трудах.
Если волны и пучины для мореходцев, поражения и раны для воинов, непогоды и морозы для земледельцев, сильные удары для бойцов, - если все это легко и выполнимо по надежде наград временных и тленных, - то тем более могут быть нечувствительны настоящие скорби, когда предстоит небо, неизреченные блага и бессмертные награды."

6. Святитель Иоанн Златоуст  объясняет,  что трудным путь, ведущий в вечную жизнь,  считают только ленивые.
" Смотри, - говорит Святитель, - как Господь делает это путь удобным, когда запрещает вмешиваться между псами, предавать себя свиньям и повелевает остерегаться лжепророков, - всячески внушает быть осторожными.
Внемлите от лживых пророк, они приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волны хищницы ( ст. 15)
Вот, кроме псов и свиней, другой род наветов и коварства, гораздо опаснее первого: те, по крайней мере. известны и явны, а эти - скрытны."
По мнению Иоанна Златоуста:  "Здесь под именем лжепророков... Христос разумел не еретиков, но тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиною добродетели,  -  каковых людей обыкновенно  называют обманщиками.  Поэтому Спаситель  присовокупил: по плодами узнаете их."
Святитель предупреждает, что путь к Господу "тягостен и труден, лицемер никогда не захочет трудиться; его дело только притворяться."
Иоанн Златоуст  предупреждает, чтобы мы бодрствовали, ибо лицемеры благими словесы прельщают сердца незлобивых ( Павел Рим.XVI, 18)."

7. Святитель  обращает наше внимание :
"Заметь кротость Спасителя. Он не сказал: накажите  их ( лицемеров); но только остерегайтесь, чтобы не получить вреда от них и чтобы по неосторожности не впасть в их сети.
Потом в предотвращение твоего возражения, что невозможно узнать таких людей, приводит ещё доказательство, заимствовав от примера челоаеческого: еда обьемлют от тернии грозды, говорит Он или от репия смоквы ( ст.16). Тако всяко древо доброе плоды добры творит; а злое древо плоды злы творит( ст 18).
Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити ( ст.18).
Слова эти заключают в себе такой смысл: люди ( лицемеры),   о которых  идет речь,  не  имеют ничего кроткого, ничего сладкого, по одной только коже  они овцы - почему и легко узнать их...
Хотя Спаситель  2 раза говорит одно и тоже, но тут нет тождесловия. Чтобы кто-то не сказал, что злое дерево, хотя и приносит злые плоды, но может приносить и добрые, а при двояком плодоношении трудно уже делать различение,  в опровержение этого Спаситель  говорит, что этого быть не может, что оно приносит только злые плоды, но добрых никогда не принесет; равно как и наоборот."
Святитель  Иоанн Златоуст  подробно объясняет  нам: "...человек не может принести доброго плода,  доколе живёт худо.
Худой человек  может перейти к добродетели; но доколе он остаётся худым, дотоле не может принести доброго плода. Как же Давид, будучи и  добр, принёс худой плод? Не в состоянии добродетели, но уже переменившись он это сделал, так что он не принёс бы такого плода, если бы всегда прибыл тем, чем был, потому что оставаясь добродетельным, он не осмелился бы сделать того, на что дерзнул...
После этого ты уже не можешь сказать: я обманулся, не догадался! - потому что тебе предложено Господом самое действительное средство к познанию порочных людей. Т.е. повелено рассматривать их поступки, а не безрассудно смешивать все."
Иоанн Златоуст  ещё раз повторяет:  "хотя Спаситель не велел их  (лицемеров)  наказывать, но только остерегаться, однако же, чтобы с одной стороны утешить обижаемых ими,  а с другой - устрашить обижающих и побудить их к исправлению, Он определяет им наказание, говоря: Всякое дерево, не приносящего плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф. 7: 19)"

8. Святитель Иоанн  Златоуст говорит нам, что "лишение небесной славы мучение ещё более жестокое, чем геенна..."
Святитель обращается к нам:
"...заметь Его (Господа) кротость... Он не говорит: Я тебя привёл из небытия в бытие, вдохнул в тебя душу,  поставил тебя  владыкой над всем, что  находится  на земле; для тебя  Я сотворил небо и землю,  море и воздух  и все сущее; от тебя Я был презрен и казался тебе ниже дьявола, но при всем том не оставил тебя: бесчисленные открыл средства для  твоего спасения, восхотел сделаться  рабом,  был бит по ланите, оплеван, заклан, умер поноснейшею смертью; даже на небе за тебя ходатайствую, даю тебе Духа, удостаиваю тебя Царствия и предлагаю тебе такие благодеяния; восхотел быть твоим  главою, женихом, ризою, домом, корнем, пищею, питием, пастырем, царём и братом; избрал тебя наследником и сонаследником Своим, из мраках привел тебя в область света".
Да..."поистине  лучше  подвергнуться  бесчисленным ударам молнии, нежели видеть, как кроткое лицо Господа отвращается от нас и ясное око Его не хочет  взирать на нас."

9. Святитель Иоанн Златоуст  строго нас предупреждает:
" Итак, возлюбленные,  убоимся услышать от Господа: Идите от меня...
Жизнь наша - не игра, или, лучше сказать, настоящая жизнь  - игра,  но будущая - не игра.
Не смехом оканчивается, но и большой причиняет вред тем, которые не хотят тщательно благоустростроить самих себя.
Скажи мне: чем мы, созидающие великолепные дома, отличаемся от детей, играющих и строящих домики?..
Если мы не примечаем ничтожности всего этого, нет в том ничего удивительного. Потому что мы не сделались ещё мужами...
А когда сделаемся, то узнаем, что все это детские забавы. Приходя в зрелый возраст, мы смеёмся над детскими занятиями, хотя в детском возрасте почитаем эти занятия весьма важными, и, собирая черепки и грязь, тщеславимся не менее тех, которые строят высокие стены...
"Итак, -  обращается к нам Святитель, - будем мужами!
Долго ли нам пресмыкаться на земле? Долго ли величаться камнями и деревьями? Долго ли играть?
Но если бы мы только играли.
Нет, мы  оставляем и само спасение свое."
Святитель строго предупреждает нас:
"Как дети, пренебрегающие  учением, а занимающимися играми только, подвергаются жестоким наказаниям, так и мы, истощив все старание свое на житейские занятия и оказавшись не в состоянии дать на деле отчёт о духовном учении,  который после смерти потребуется от  нас, понесем крайнее наказание...
А чтобы тебе увериться в истине слов моих,  говорит Святитель, - я представлю такую вещь, которую люди более всего  почитают достойной уважения, а именно - богатство, и противопоставлю ему душевную добродетель, какую угодно, и ты ясно увидишь нищету его."
Святитель нам рассказывает о 2-х богатых людях, приобретших большое богатство праведно.
Один приобретает поля, рабов и прочее без всякой неправды.
Другой, столь же богатый, продаёт поля, дома  и  облегчает участь бедных, врачует больных, помогает всем находящимся в нужде: разрешает от уз, одних выводит из рудокопий, других освобождает от удавления,  пленников  освобождает  от наказания...
На чьей стороне хотели бы вы быть?"
"Итак,  кому бы из них хотели бы вы последовать, - спрашивает нас Святитель, - тому ли, который собирает золото, или тому, который избавляет других от несчастья? Тому ли, который покупает поля, или тому, который определил себя на служение роду человеческому? Тому ли, который окружен множеством золота, или тому, который увенчан бесчисленными похвалами? Не уподобляется  ли этот последний некоторому Ангелу, сшедшему с небес для исправления прочих людей?
А другой не похож ли на какое-то  дитя, которое собирает все без цели и смысла, нежели на взрослого?
Если же и законное приобретение богатств так достойно смеха и есть знак крайнего безумия,  то как не назвать того несчастнейшим из всех,  кто ещё и неправедно собирает его?
...каких слез достойна будет  его жизнь после смерти,  когда  присоединиться к тому геенна и лишение Царствия?".

10. "Но рассмотрим, если хочешь, и другой вид добродетели.- продолжает Святитель Иоанн Златоуст. - Для этого представим другого человека - могущественного, всеми повелевающего, облеченного великим саном, имеющего и блестящего глашатая, и пояс, и жезлоносцев, и большое количество слуг. Не представляется ли тебе все это великим и вожделенным? Теперь этому человеку противоположим другого: незлобивого, кроткого, смиренного и великодушного; пусть его будут оскорблять, бить, а он пусть будет сносить всего терпеливо и благословлять таким образом поступающим с ним.
Итак, скажи мне: кто достоин удивления - тот ли, надменный и напыщенный, или этот, уничиженный? Не уподобляется ли этот последний горним бесстрастным силам, а тот - надутому пузырю или человеку, страждущему водяной болезнью и сильной опухолью?
Да, и чем ты гордишься человек? Тем ли, что носишься на высокой колеснице?
Или тем, что ты обличен в красивые одежды?.."
Святитель Иоанн Златоуст  говорит нам, что  человек "украшенный добродетелью такую имеет одежду, которой не только моль, но и сама смерть не может повредить... Добродетели души не земное имеют начало, но суть плод духовный и не подлежат сьедению от червей. Эти одежды ткутся на небе, где нет ни моли, ни червей, ни чего-то подобного. Итак, скажи мне, что лучше: богатым ли быть или бедным? В славе или унижении? Иметь ли изобилие или терпеть голод? Конечно, лучше быть в чести, иметь изобилие и  богатство.
Итак, если ты хочешь самих вещей, а не названий, оставь землю и что находится на ней, и переселись на Небо.
Все здешнее есть одна тень, а тамошнее неподвижно, непоколебимо и никем не может быть похищено.
Итак... будем искать небесного со всяким тщанием, чтобы нам, приплывши к тихому пристанищу с великим грузом и неизреченным богатством милостыни.
О, если бы нам всем достичь этого пристанища и богатства  благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.


Рецензии