Сарматы на территории Оренбуржья

С древних времён народ этот был окутан ореолом таинственности.
Сарматские тяжеловооружённые всадники стали прообразом средневековых рыцарей.
 «Отец истории»  -  Геродот - называл сарматов «ящероголовыми».
Есть версия, что часть сарматов, нанятых на службу римской империи, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле Артуре и его рыцарях круглого стола.
 В старину польская шляхта вела свою родословную от сарматов, называла себя их прямыми потомками.
Великий Ломоносов считал, что именно от них – от сарматов - произошли славяне.

1. Происхождение, территория и расселение. 

Когда-то давным-давно – в I тысячелетии до нашей эры - евразийские степи заселили племена скифов и сарматов (более раннее название – савроматы).
Земли, которые занимали сарматы, практически совпадали с территорией срубной культуры, существовавшей здесь на закате бронзового века.
Сарматские владения начинались у Дона и уходили далеко на восток, захватывая, в том числе, и Южноуральские степи.
Здесь они кочевали свыше тысячи лет -  с VII века до нашей эры и по IV век нашей эры.
 При этом коренной, наиболее обжитой и заселённой была область оренбургских и северо-казахстанских степей.
Только по берегам реки Илек в среднем и нижнем её течении выявлено более 150 сарматских курганов разного времени.
Из них 60 относятся к раннему, савроматскому времени (VI–IV вв. до н. э.) и 80 — к периоду так называемой «прохоровской культуры» (IV–II вв. до н. э.).
Но не только безмолвные курганы — свидетели тысячелетней истории сарматов.
Об их пребывании здесь говорят и некоторые данные топонимики: названия рек, озёр, гор, урочищ.
Как полагают, ираноязычное, сарматское происхождение имеют, например, названия таких рек Оренбургской области, как Сакмара, Самара, Касмарка и др.
Принятое в науке название этих племён – «сарматы» – собирательное.
В описаниях древнегреческих авторов встречаются упоминания более тесных сарматских племенных союзов. Это аорсы, аланы, роксоланы, сираки, языги, яксаматы и другие.
Этот кочевой народ, сумевший около 1000 лет удерживать обширную территорию, доставляя немало хлопот соседям.
         
         Название «сарматы» происходит от иранского слова «саоромант» - «опоясанный мечом».

* * *

Кто такие сарматы и кто их предки?

Они произошли из когда-то единого индоевропейского народа.
Постепенно из этой общности выделилась ираноязычная группа. А внутри неё образовалась северная скифская ветвь. Вот к ней и принадлежали сарматы.
То есть сарматы – родственные со скифами ираноязычные племена.
Сарматы никогда не составляли единую народность. Они были разделены на несколько племён.
Их названия известны благодаря античным источникам, когда имена степняков вселяли трепет и ужас в мирных оседлых соседей.
Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной.
Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса «савроматами». Это в переводе с греческого означает «ящероголовые».
О «савроматах» писали и другие античные авторы – Гиппократ, Скилакс, Скимн,  Публий Овидий Назон, Помпий Мела, Плиний Младший.
И только с II века до нашей эры закрепляется имя «сарматы» (с лёгкой руки Клавдия Птолемея – александрийского географа, математика, асторонома).
Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.
 В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племён, наиболее известными из которых были роксоланы.
Их название переводится из иранских языков как белые аланы.
Их-то позднее и принял Ломоносов за предков руссов.
В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии.

•    Как утверждал Геродот:
«За рекой Танаисом уже не скифская земля: первый из тамошних участков принадлежит савроматам, которые, начиная от угла Меотийского озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу, на котором не растёт никаких деревьев, ни диких, ни насаженных».

•    Другой греческий автор – Гиппократ - также помещал сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю.

•    Согласно Страбону, то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна».

* * *

•   Согласно легенде, сарматы произошли от союза амазонок со скифскими юношами:
         «Греки, стремясь колонизировать богатые причерноморские степи, долго и безуспешно воевали с амазонками. Однажды они одержали победу, взяли в плен немало воительниц и решили отвезти их в Элладу, чтобы там вступить с ними в брак. Когда парусники вышли в Чёрное море, греки стали бурно отмечать свою победу. Воспользовавшись этим, амазонки перебили своих победителей. Однако степные воительницы не знали морского дела, поэтому скоро ветер выбросил их корабли на заселённый скифами берег Меотийского озера (Азовское море). Ступив на землю, амазонки захватили табуны скифских коней, разгромили местные стойбища, некоторые скифские городища. Скифские цари послали им на встречу отряд молодых воинов.
Скифы вступили в бой. Когда же они увидели, что борются с женщинами, то начали переговоры и впоследствии предложили им выйти замуж.
Девушки согласились, но заявили, что им сложно будет жить в скифском обществе, потому что они не умеют делать женскую работу и заниматься хозяйством. Они предложили своим мужьям уйти на новые земли за реку Танаис (Дон)».

Таким образом, согласно преданиям, появились сарматы — воинственные племена, которые наводили ужас и панику на соседние народы, потому что противостоять их грозному натиску стоило огромных усилий.

•    Вот что мы читаем у Геродота  по этому поводу:
«О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с амазонками, тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на трёх кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили мужей, напав в море.
С кораблями же они не были знакомы, не знали, как пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и после того, как они, напав в море, перебили мужей, их носило волнами и ветром. И прибывают они к берегам Меотийского озера — к Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных скифов. Здесь, сойдя с корабля, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить страну скифов.
Скифы же не могли понять, в чём дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины.
Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, а уклоняться; когда же те остановятся, они должны, приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.
Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом.
Амазонки же в полуденный час расходились по одной и по две... Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь.
И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришёл на то же самое место и привёл другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведёт другую.
Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришёл на то же место, и другого привёл, и нашёл амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.
А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин.
А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу: нашими жёнами будете вы, и никакие другие женщины».
Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука, мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда.
Так вот, мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были вашими жёнами и чтобы мы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернётесь, будем жить сами по себе.
Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им следующее:
«Мы в страхе и опасении, следует ли нам жить в той самой стране, где мы и лишили вас ваших отцов, и сильно опустошили вашу землю. Но так как вы желаете иметь нас своими жёнами, то сделайте вместе с нами следующее: давайте уйдём из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и этого.
Перейдя Танаис, они прошли к востоку, на расстояние трёх дней пути от Танаиса и на расстояние трёх дней от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в эту местность, в которой они теперь обитают, они заселили её.
И с того времени жёны савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.
Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нём издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьёт мужчину из числа врагов».

* * *

На самом деле, по мнению учёных, они были потомками племён андроновской и срубной культур, а в более отдалённом прошлом – прямыми наследниками арийской цивилизации Южного Урала.
Как и скифы, сарматы говорили на одном из наречий арийского языка иранской группы (это были ираноязычные племена).

Сарматы были высоки, красивы и светлоголовы.

Именно с сарматских племён начинается на территории нашего края распад первобытнообщинного строя.
Это было и началом перехода к классовому обществу.
Причины крылись в распаде древней родовой общины, зарождении имущественного неравенства, в выделении внутри племени богатых людей (знати).
Тогда же возникали религиозные верования, укреплявшие власть вождей над племенем.
 Благодаря войнам, племена захватывали пленников, которые становились рабами.

2. Общественное устройство.

Сарматы пребывали на стадии военной демократии.
Родовые общины объединялись в племена и в союзы племён.

В политическом отношении сарматская орда (Сарматия) была конфедерацией нескольких родственных племён:
 -   языги,
-    роксоланы,
-   аланы (или асы, «ясы» нашей летописи, предки осетин).

Античные историки и географы, пытавшиеся объяснить, кто такие сарматы, отмечали, что у этого народа не было института рабства.
Все люди у них обладали личной свободой.
Хотя земля, видимо, ещё представляла собственность отдельных родов и племён, у сарматов уже достаточно развиты были имущественное неравенство и частная собственность. Об этом говорит наличие богатых и бедных погребений.
Во главе родов и племён стояли военные вожди (античные народы упоминают  сарматских вождей, царей и дружинников). Вождями у степняков избирались самые прославленные воины.
Большую роль играло народное собрание.
Такая организация общества получила наименование «военной демократии».

* * *

Своеобразной чертой общественного строя сарматов было высокое положение женщин в семье и обществе.
Такого рода явление принято называть гинекократией, т.е. господством женщин (аристократический матриархат).
         Среди женщин выделялись:
• воительницы,
• жрецы и
• царицы.
 Сарматские женщины одевались как мужчины.
Они лихо скакали на конях, ловко пользовались арканом, копьём, мечом, луком со стрелами.
Наравне с мужчинами пасли скот, воевали, участвовали в управлении и принятии решений.
У сарматов существовала своего рода женская армия, служба в которой была обязательным этапом в жизни всех девочек 14-15 лет.
После победы над тремя врагами девушки могли выбирать: остаться «в строю» и погибнуть в битве или перейти в другую возрастную и социальную категорию, то есть выйти замуж.
Женщины постарше вместе с мужчинами в набегах не участвовали, - они занимались хозяйством, были хранительницами очага,  растили детей.
В могилу умершей женщины клали наряду с украшениями предметы вооружения.
Родовое кладбище формировалось вокруг погребения предводительницы или жрицы, которую сородичи почитали как праматерь.
О сарматских воительницах античные авторы слагали легенды.

• Так, Геродот рассказывал, что:
 «…Савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.
Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно. Что касается брачных обычаев, то вот они какие: девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай…».

• Один из греческих мудрецов дал этим представительницам «слабого пола» такую характеристику:
«Они не знакомы с законом, не признают никаких царей, даже великих, своим имуществом считают то, что взяли с поля боя, а в душе не имеют ничего, кроме дерзости, дикости и жестокости. Они мастера метать дротики и добивать противников короткими мечами».

• Согласно Гиппократу – ещё одному греческому автору:
 «В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо ещё в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходит в правое плечо и руку».
Он приводил и такую странную деталь: девочкам в детстве отрезали и прижигали правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку, сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной.
Есть и более практичное объяснение. При стрельбе из лука правая рука натягивает тетиву, а правая женская грудь мешает этому движению.
 Времена были тогда жестокие. Если враги во время войны уничтожали всех мужчин побеждённого племени или государства, то захваченных женщин тоже не ждало ничего хорошего. Сначала над ними издевались, а потом или убивали, или продавали в рабство, это под настроение. Поэтому лучше вытерпеть боль во младенчестве, когда ещё ничего не понимаешь и жить без одной груди, зато иметь способность защищать себя и свой народ вместе с мужчинами.

• Греческий автор Псевдо-Скилак называл сарматов «женоуправляемыми» (то есть, управляемыми женщинами).

Считается, что сарматские женщины-воительницы послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

Исследователи объясняют столь воинственный образ сарматок тем, что, когда их мужчины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли стада и имущество. Для этого они могли создавать специальные женские отряды.
Геродот рассказывал, как женские конные отряды совершали сокрушительные набеги на греческие города в Средней Азии и Балканах.
Историк II века нашей эры Полиен в своей книге «Военные хитрости» рассказывал о царице Амаге, жене Медосакка - царя сарматов, живших на Понтийском побережье.
Видя, что супруг увлёкся питьём хмельного мёда и вскоре забросил управление своей державой, она взяла власть в свои руки.
Царица сама занималась государственными делами, руководила войском и ходила в военные походы.
Когда скифы напали на Херсонес, то жители осаждённого города обратились за помощью к Амаге. Она потребовала от скифов прекратить набеги на союзный Херсонес.
Скифский царь отверг предложение о мире.
Тогда Амага сама отобрала 120 человек «сильнейших душой и телом». Дала каждому по три лошади. И, проскакав с ними за сутки 1200 стадий (более 200 километров), внезапно появилась в ставке скифов. И перебила всех охранявших её стражников.
Амага стремительно ворвалась во дворец. Она убила царя вместе со всеми родственниками и друзьями за исключением одного сына. Того заставила подписать договор о «вечном мире» с эллинами и сарматами.

* * *

 Впоследствии,  когда  на  основе  сарматских  племён  возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли.
Сарматское общество стало патриархальным…

3.   Основные занятия (хозяйство).

А)  Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство:
• разведение лошадей;
• овцеводство;
• разведение крупного рогатого скота;
• разведение  верблюдов.

Скотоводство кормило и одевало. Оно давало мясо, молоко, кумыс, шерсть, шкуры, войлок и тому подобное.
Сарматы с ранней весны до поздней осени кочевали по широкой степи в кибитках, крытых войлоком и запряжённых быками, верблюдами, перегоняя свои многочисленные стада с одного пастбища на другое. При этом каждое племя и род имели свои традиционные районы кочевий, нарушение границ которых вело к столкновениям и межплеменным войнам.
В зимнее время в тех или иных местах устраивались жилища и укрытия, способные защитить людей от морозов.

•    Страбон отмечал:
«Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимой в болотах возле Меотиды, а летом на равнинах».

Пожалуй, невозможно переоценить роль лошади в жизни сарматов. Она была для них всем.

•    Об этом прекрасно свидетельствовал Тацит:
«Удивительно, как доблесть сарматов лежит как бы вне их самих».

Конь был верным другом и помощником, как в боях, так и в повседневной жизни.
Он спасал хозяину жизнь в сражениях.
С его помощью выпасали скот.
К тому же лошади обладали прекрасным свойством добывать пищу из-под снега.
Благодаря лошади сарматы имели и пищу, и питьё, и одежду.
Как у многих кочевников, сарматские лошади не отличались внешней красотой и стройностью - невысокий рост, большая грубая голова на короткой шее и короткая, но крепкая нога.

•    Но они, по словам Овидия:
«...Способны к любым долгим скачкам».

Прекрасно описал качества этих лошадей воевавший с сарматами Ариан.

•    Он утверждал, что этих:
 «...Коней сначала трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным пренебрежением, если увидеть, как их сравнивают с конём фессалийским, они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно увидеть, как тот резвый, рослый и ретивый конь выбивается из сил, а эта лошадёнка сначала перегоняет того, а потом оставляет далеко позади».

Б)  Сарматы знали ремёсла:
• ткачество;
• оружейное дело;
• кузнечество (кузнецы-оружейники ковали железные мечи, кинжалы);
• бронзолитейное дело (мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений);
• кожевенное дело;
• деревообрабатывающее дело;
• гончарство;
• прядение;
• им были известны приёмы добычи и обработки железной руды;
• ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов - золотые и серебряные украшения.

В)  Занимались они также  охотой и рыболовством.

Г)  Часть сарматов вела оседлый образ жизни, и занималась земледелием на равнинах и долинах рек Дона, Днепра, Дуная (сеяли просо, пшеницу).

Д)  Большое значение в их хозяйстве имела торговля (с греческими городами Причерноморья, Китаем, Индией, Ираном, Кавказом).
Сарматы не только воевали, враждовали с другими народами, но и имели довольно широкие торговые связи с внешним миром.
О географии этих связей говорят найденные в сарматских курганах оренбургских степей — Пятимарах, Мечет-Сае, Прохоровке, Покровке, Тара-Бутаке, Нежинке, Орске, Филипповке и др., — прекрасные золотые изделия среднеазиатской работы, иранские блюда и печать, финикийское стекло, алебастровый сосуд с древнеегипетской надписью, самшитовый гребень, железный панцирь греческой работы и т. п.

    4.       Быт, культура.

Сарматы вели довольно подвижный образ жизни кочевников.
С ранней весны до поздней осени сарматы кочевали по степным просторам.

* * *

Питались они в основном мясом домашних и диких животных, кумысом и куртом (сушёным творогом).

* * *

Жилищами им служили войлочные кибитки, установленные на 4-х или 6-ти колёсных повозках, в которые запрягали быков или верблюдов.
О таких повозках упоминал Эсхил.
Он называл их «скрипучими телегами, влекомыми волами».

•    Как сообщал  греческий  географ  конца  I века  до  нашей  эры  —  начала  I  века  нашей  эры  Страбон:
 «Кибитки  номадов(кочевников)  сделаны  из  войлока  и  прикреплены  к  повозкам,  на  которых  они  живут,  вокруг  кибиток  пасётся скот,  мясом,  сыром и  молоком  которого  они  питаются».

•    Аммиан Марцеллин писал:
«В них мужья спят со своими жёнами, в них рождаются и вскармливаются дети».

Полуоседлые сарматы-пахари жили в грубошерстных шатрах.

* * *

Отличительной чертой их наружности были длинные рыжеватые волосы.

• Римский историк Аммиан Марцеллин (2-я половина IV века) находил внешность сарматов «симпатичной», даже, несмотря на то, что «свирепостью своего взгляда они внушают страх, как бы они ни сдерживались».

•    Помпоний Мела писал:
«Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги».

Одежда мало чем отличалась от скифской.
Мужчины носили:
-    Кожаные куртки, подпоясанные ремнём, который застёгивался фибулами (застёжками).
-   Длинные просторные шаровары и
-    Короткие сапоги из мягкой кожи .
-    Сверху надевался плащ, застёгнутый фибулой на левом плече.
 -   На голове островерхие войлочные шапки (башлык).
Одежда знатных и богатых сарматов расшивалась золотом и жемчугами, украшалась золотыми бляшками.
Знатные представители общества носили золотые и серебряные гривны, золотые браслеты, золотом и серебром были украшены их пояса.
Многие сарматские украшения — настоящие шедевры ювелирного искусства.
Часть из них выполнены в полихромном стиле, когда в золотых и серебряных изделиях использовали вставки драгоценных и полудрагоценных камней: бирюзы, граната, рубина, сердолика.
Женщины носили:
-    Длинную одежду - платье с рукавами до запястий, подвязанную поясом и обшитую бисером.
-    Поверх платья носили распашной халат, застёгнутый фибулой на груди.
-    Одежду дополняли восточные шаровары, манжеты которых достаточно часто обшивались бисером.
-   Широкие плащи, которые застегивали разнообразными фибулами (застёжками) или на плече, или на груди.
-   Их сорочка была подпоясана в талии.
Головы сарматки покрывали вышитым платком – гиматионом.
На ногах они носили мягкие туфельки, украшенные кораллами и золотыми пластинками.
Свою одежду сарматки охотно украшали вышивкой, обшивали её на рукавах и около пояса мелкими голубыми или зелёными бусинками, а самые зажиточные – позолоченными бляхами.
Знатные сарматки носили золотые серьги со вставками из драгоценных камней. Их причёски часто венчались диадемами. Золотые бусы и ожерелья украшали шею и грудь.
 Все украшения сарматов были изготовлены в «зверином стиле».
Изображения стилизованы, полны динамики и экспрессии. Распространённым сюжетом была борьба диких зверей.
Кочевники изображали в стилизованном виде различных животных: копытных (олень, кабан, лось, лошадь), хищных (тигр, пантера, лев, волк), птиц и фантастических созданий. Образы животных украшали пряжки ремней, одежду, седла и упряжь лошадей, оружие….
Особенностью сарматского звериного стиля является то, что изделия украшали вставки из драгоценного камня и цветной эмали (полихромный – многоцветный - стиль).
Что касается доспехов, то их носили во время тренировок или в походе.

* * *

Та система ценностей, которой придерживались сарматы, ставила убийство и разрушение в разряд высочайших доблестей.

•    Аммиан Марцеллин писал об аланах - одном из племён, входивших в состав сарматской орды:
«То наслаждение, которое добродушные и миролюбивые люди получают от учёного досуга, они обретают в опасностях и войне. Высшим счастьем в их глазах является смерть на поле боя; умереть от старости или несчастного случая для них позорно и является признаком трусости, обвинение в которой страшно оскорбительно. Убийство человека – это проявление геройства, которому нет и достойной хвалы. Наиболее славным трофеем являются волосы скальпированного врага; ими украшают боевых коней. У них не найдёшь ни храма, ни святилища, ни даже крытой соломой ниши для алтаря. Обнажённый меч, по варварскому обычаю вонзённый в землю, становится символом Марса, и они набожно поклоняются ему как верховному владыке тех земель, по которым проходят».

 Этому мировоззрению суждено было стать господствующим на протяжении нескольких столетий.

Характерной чертой мировоззрения сарматов был политеизм.
 Степняки были язычниками.
Большое значение имело обожествление сил природы.
Религиозные представления сарматов восходят к арийской системе мировоззрения.
Ведущее место занимал культ Огня.
 Над могилой умершего сарматы разводили огромный погребальный костёр и засыпали могильную яму его остатками: углём и перегорелой землей.
В могилах жриц встречаются каменные алтарики-жертвенники, связанные с культом огня.
Одним из главных божеств у сарматов почиталось Солнце.
С культами Солнца и Огня связан и культ Великой богини плодородия – богини-матери (Астарты). Великая Мать являлась воплощением творческой силы природы и благополучия.
 Сильными и беспощадными выглядят богини Гекаэрга (в переводе – Защитница, Лучница, Далеко Стреляющая) и её сестра Опис (Кара, Месть).
Бог-мужчина – Утофарн - был опекуном домашнего очага.
В более позднее время получило распространение поклонение мечу, который втыкали в землю, принося ему молитвы как Богу войны.
Сарматы уважали божества, живущие в воде (озёрах и реках) и устраивали в их честь специальные праздники.
У сарматов сохранились некоторые пережитки тотемизма и изображению ряда животных (орла, оленя, барса, волка, медведя) они приписывали магическую силу.
 Они верили в целительную силу и охранительные свойства камней, из которых изготовляли амулеты и стеллы.
Особой магической силой сарматы наделяли зеркало.

* * *

Большое значение у сарматов имел культ мёртвых и вера в загробную жизнь.
Они верили в загробную жизнь, и поэтому не отпускали туда своих умерших братьев без всего необходимого в потусторонней жизни.
Сармат рождался и умирал на коне. Поэтому в мужских захоронениях всегда рядом лежит оружие, а иногда и скелет верного друга - коня (в могилах знати).
Особенностью погребального обряда является катакомбные могилы.
Над погребением насыпали курган (высотой до 5-7 метров).
Под курганами располагались погребения, часто очень богатые.
Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших.
Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.
Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой.
Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах.

* * *

 Курганы савроматского времени (VI-V веках до нашей эры) в степях Южного Урала довольно многочисленны.
Они содержат вытянутые на спине захоронения с широтной ориентировкой, сопровождённые короткими железными мечами-акинаками скифского типа, железными копьями, бронзовыми наконечниками стрел, украшениями из бронзы, золота и серебра.
 В это время появляется особый тип памятников - курганы-жертвенники.
Они считаются сарматскими святилищами огня.
Своей формой святилища напоминают прямоугольные или округлые чаши каменных алтарей из погребений сарматских женщин-жриц V-III вв. до н. э.

• Один из самых больших курганов-жертвенников диаметром свыше 70 метров и высотой вала до 2,5 метров располагается у села Шкуновка в Акбулакском районе.

* * *

На территории Оренбургской области осталось около сотни памятников археологии сарматской культуры (за каждым из них десятки захоронений).
Большая часть могильников расположены на юге области.
Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить.
Вообще сарматские захоронения – чуть ли не единственный источник информации о древней культуре. Ведь эти племена не имели письменности и не возводили городов.   Единственные памятники этой цивилизации – могильники и курганы. Именно они и ведают нам о событиях давно минувших дней.
Благо, к курганам кочевники относились со всем возможным трепетом, предавали им особенный смысл и ради покойных возводили настоящие некрополи.
Возникают они в V-IV веках до нашей эры в степи на водоразделах Донгуза, Чёрной и Б. Песчанки.
 Эти грандиозные некрополи сарматских князей, состоящие из многих десятков больших курганов, достигали в диаметре 100-150 метров и  были высотой в 8-10 метров.
 Их отличает очень сложный и пышный погребальный обряд: останки вождей помещались в обширные (до 20 метров диаметром) камеры с наклонными проходами-дромосами (коридорами), перекрытые шатрами из древесных стволов сожжённых в момент сооружения насыпи.
Ведь сарматы верили – со смертью человека его жизнь не кончается, а продолжается в ином мире. Поэтому и положить в захоронение старались всё необходимое – от посуды до оружия.
Но, к сожалению, именно этот факт буквально убивает историю. В поисках наживы «чёрные копатели» разграбили не одно захоронение. Разумеется, скелеты древних людей их не интересуют. А вот сарматское золото бередит умы кладоискателей и толкает на преступление против истории.
С «деятельностью» целых артелей «маровщиков», то есть людей, раскапывающих мары, или курганы, столкнулись в середине XVIII века первоустроители Оренбургского края.
Одна из таких групп в составе пяти человек в 1753 году была задержана в заволжских степях и доставлена в Оренбург по распоряжению губернатора И. И. Неплюева.

* * *

Курганы, усыпавшие оренбургскую степь, обратили на себя внимание учёных ещё в 70-х годах 19 века.

• Но «разбудить» мёртвых удалось лишь в начале XX века (1911-й год) крестьянам деревни Прохоровка, нескольких соседних деревень Михайловской волости Оренбургского уезда (ныне — Шарлыкский район).
Они самовольно раскопали десятки курганов в поисках золота и драгоценностей.
И нашли две серебреные чаши работы древнеиранских мастеров конца IV — начала III веков до нашей эры.
На одной из них выгравирована была древняя надпись, означающая в переводе «чаша Атромитра» (Атромитр — собственное древнеиранское имя).
Найдено было также сарматское оружие.
Властям удалось отобрать лишь небольшую часть найденных вещей, а многие из них бесследно исчезли.

* * *

После этого начинается изучение древних могильников.
Знаток Древней Греции и Рима Михаил Иванович Ростовцев первым понял, что эти кочевники никто иные, как упомянутые древнегреческим историком Геродотом, сарматы.

Обеспокоенные ростом «археологического браконьерства» в изучение древних курганов активно включились учёные и краеведы, стремясь спасти для науки бесценные памятники исторических древностей.
В результате этого была выделена особая, так называемая прохоровская культура сарматов, определено её отличие от скифских памятников.
В последующем советские учёные на основе накопленного материала глубоко осветили основные этапы развития сарматского общества, дали характеристику его материальной и духовной культуры, их связей с соседними племенами и народами.

После перерыва в исследованиях, спровоцированных войнами и лихолетьями, продолжили изучать сарматов только в 50-х годах.
Сначала Константин Фёдорович Смирнов.
 Затем Леонид Теодорович Яблонский и сотрудники Института археологии РАН.

• В 1958 году на территории города Орска Мариной Глебовной Мошковой обнаружен был большой могильник, получивший названия Новый Кумак по одноимённому посёлку, располагавшемуся рядом.
Это самый крупный курганный могильник Восточного Оренбуржья, который содержал погребальные памятники от эпохи бронзы до позднего средневековья.

• В 1971 году в одном из них - в Новокумакском могильнике - К. Ф. Смирновым обнаружены были уникальные вещи 5 века до нашей эры.
В их числе:
 -   Египетский алебастровый сосуд V века до нашей эры (6-й в мире и единственный в бывшем Советском Союзе).
На сосуде  —  4 надписи. Одна сделана египетскими иероглифами и три — клинописью (на древнеиранском, эламском и аккадском языках).
Все надписи означают одно и то же: «Артаксеркс, фараон великий». Артаксеркс древнеперсидский царь. Он правил в 465–425 гг. до нашей эры.
-   Золотая гривна с изображением архаров персидской работы (к сожалению, находятся в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
-    Бронзовое гравированное зеркало.
-   Костяные бронзовые изделия в зверином стиле, относящиеся к прохоровской культуре.

Планомерное и систематическое изучение археологических памятников Оренбуржья началось с открытия археологической лаборатории в Оренбургском пединституте в 1977 году.

* * *

Наиболее ярким памятником археологии в нашем крае является Филлиповский курганный могильник, подаривший миру уникальные находки - золотые украшения сарматских вождей  V-IV веков до нашей  эры.
Раскопки могильного комплекса возле деревни Филипповка (Илекский район), состоявшего из 29 курганов, начались в 1986 году.

• В 1988 году в самом большом семиметровом могильнике, получившем название «Царский», был найден литой кувшин.
А затем рядом с захоронениями был обнаружен тайник с настоящими сокровищами: золотые и серебряные сосуды, масса золотых украшений, оружия, бытовой утвари, культовых предметов, фигурки оленей и многое другое - всего около 1000 предметов.
Вес золота найденного в кургане, составил 15 килограммов.
Так было открыто так называемое «золото сарматов»  в Оренбуржье.
 
• В 2013 году экспедиция под руководством Леонида Яблонского вела раскопки Филлиповских курганов.
Тогда археологи в могильнике, который неоднократно грабили, открыли не тронутое ни временем, ни людьми древнее захоронение - усыпальницу древней сарматской кочевницы. Вандалы не смогли обнаружить тайный ход, ведущий прямо в центр кургана.
Там, у самого порога нижнего яруса,  находилась бронзовая чаша. Учёные признались – ничего подобного раньше в сарматских мавзолеях не находили. Гигантская литая чаша правильной округлой формы, украшенная фигурами грифонов и скифским орнаментом, стала первой в череде удивительных находок,
Под четырьмя метрами песка в степи они обнаружили скелет настоящей древней «амазонки», который был буквально усыпан золотом и украшениями:
-   Золотые бляхи с неизвестным ранее науке орнаментом,
-   а также сундук из прутьев,
-   стеклянный сосуд персидского производства,
-   деревянная чаша с золотыми ручками в виде фигурок медведя,
-   золотые перстни,
-   золотая бахрома,
-   элементы различных древних украшений,
-   блюда из драгоценных металлов,
-   колчан со стрелами с бронзовыми наконечниками и множество других вещей (предметов быта, изготовленных из бронзы, меди и железа).
 Уникальные вещи, найденные учеными, частные кладоискатели оценили бы в десятки, если не сотни миллионов рублей…

       5.   Под ударом сарматской конницы.

Савроматы (сарматы)  – это народ воинов-конников, хорошо вооружённых и храбрых, отличавшихся своей агрессивностью и воинственностью.
 
 Кто такие сарматы в качестве солдат?

Сарматы  были  очень  ловкими  воинами.
 Их арсенал состоял из:
-    Изогнутого короткого лука.
Стрельбу из него сарматы, в отличие от многих народов вели по-«скифски». Они натягивали тетиву не к груди, как другие, а к плечу и стреляли с одинаковой ловкостью, как с правого, так и с левого плеча.

•    Овидий говорил о сарматах:
«...Их сила в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем усталости коне».

Лук вместе со стрелами носили с левой стороны у пояса в кожаном футляре.
В колчан обычно вкладывали пять стрел.
-    Короткого железного меча (известного как акинак) или длинного (от 110-ти сантиметров до 130-ти  сантиметров) меча.
 Реже использовались:
-    Длинные пики.
Широким ремнём пика прикреплялась к шее лошади, нижний её конец при помощи петли держался на крупе коня. Всадники держали его двумя руками и направляли в нужную сторону. На скаку такая конструкция приобретала невероятную пробивную силу, пробивая сразу двух человек со щитами и в латах.
-   Длинные тяжёлые копья.
Его длина составляла 3 и более метров (до 4,5 метра), и держать его приходилось уже двумя руками.
Пробивная мощь всадника с таким копьём была чрезвычайно велика.
При первом ударе конник мог «нанизать» на копьё несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч.
-   Боевые топоры.
Также есть свидетельства античных историков о популярности у кочевников:
-    пращей и
-    лассо.
Тацит и Страбон отмечали, что сарматы применяли небольшие плетёные щиты обтянутые кожей. Но особого значения они не имели. Это было связано с тем, что в ходе длительного времени сарматам удалось создать достаточно надёжные, удобные и искусно изготовленные защитные доспехи.
Металлические доспехи существовали у сарматов в виде чешуйчатой брони.
По словам Гелиодора, они состояли из медных и железных чешуек, нашитых на холст или кожу рядами, так что чешуйки одного ряда, прикрывали до половины чешуйки другого, не оставляя промежутков.
 Такой панцирь выдерживал удары мечом и копьём даже в ближнем бою.
Не только всадник, но и его конь были с головы до ног одеты в такую броню, которая благодаря своей гибкости не стесняла движений и плотно прилегала к телу.
На ноги иногда надевали, помимо брони, металлические поножи.
А голову прикрывали шишаками (шлемами), чаще всего из бычьей сыромятной кожи с металлическими полосами.
Войско сарматов состояло из лучников и обоза, к которому причислялись пешие воины (копейщики).
При этом главным родом войска была лёгкая конница.
 Огромное преимущество перед римской конницей давало сарматам использование стремян. Благодаря им они крепче держались в седле (правда, сарматские стремена были, как правило, не железные, а кожаные).
Атака представляла собой нападение большой группы всадников, на всём скаку обстреливавших противника из лука.
В первые века нашей эры у сарматов получает распространение тяжеловооружённая панцирная конница  - катафрактарии.
Это был новый тип кавалерии, отличавшийся от прежних своей организацией, тактикой, а также характером решаемых задач.
Вооруженные копьями и длинными мечами, атакующие противника крупными силами, в тесном сомкнутом строю, сарматские воины наводили ужас на своих противников.
Построенная в тесном строю, эта конница прорывала любые построения и при массированном кавалерийском ударе не знала себе равных в степях Евразии.
И когда она наступала сомкнутым клином, против неё не могло устоять ни одно войско.
Тацит замечал, что остановить напор сарматской кавалерии можно было только на пересечённой или заболоченной местности.
Или же при неблагоприятных для конницы погодных условиях.
 К примеру, в дождливый день, когда сарматские кони могли поскользнуться под тяжестью закованного в броню всадника.
Достаточно часто сарматы применяли тактику набегов, основной целью которых было обогащение. В то же время мощное нашествие многочисленного конного войска приводило к деморализации подвергшихся нападению.
 Как правило, после таких нападений сарматы заставляли побеждённых выплачивать дань.
Тацит отмечал внезапность и неожиданность таких набегов, особый способ метания дротиков, виртуозность набрасывания арканов на противника. Использование оригинальной тактики переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, врезались в строй противника копьями.
В военных походах каждый сармат использовал не менее 2-х коней. Особенно важно это было в длительных набегах.

•    Аммиан Марцеллин свидетельствовал:
«Они преодолевают огромные расстояния, когда преследуют врага или бегут сами, сидя на быстрых и послушных конях, ещё и каждый ведёт в поводу запасного, чтобы, пересаживаться с одного на другого, сберечь силы коней и, давая отдых, восстановить их бодрость».

         Основой боевой тактики были внезапная атака и рукопашный бой.
Многочисленные отряды сарматских конных воинов часто нападали на соседние народы и государства.

• Римляне, испытавшие всю мощь их удара, писали о них:
«Свирепое лицо, грубый голос, ни волосы, ни борода не пострижены, между ними нет ни одного, который не носил бы налучья, лука и синеватых от змеиного яда стрел».

Античных авторов военные обычаи сарматов поражали чрезвычайной дикостью и жестокостью.

•    Геродот свидетельствовал:
«...С черепов убитых неприятелей они снимают кожу и, выделав её, привязывают к поводьям своих лошадей как доказательство своей храбрости; черепа же отделывают, иногда украшают золотом и употребляют как чаши».

* * *

В 513 (514) году до нашей эры сарматы оказали помощь скифам в борьбе с персидским царем Дарием, который пытался их покорить.
Дарий был поражён поведением скифов. Они отступали, угоняя с собой скот, уничтожая траву, засыпая колодцы землёй. При этом скифо-сарматская конница постоянно нападала на отдельные отряды персидской пехоты и уничтожала их. Большого сражения, на которое надеялся могущественный владыка персов, так и не произошло. Когда скифские отряды всё-таки выступили в боевом порядке для битвы с персами, сквозь их ряды пробежал заяц. Заметив зайца, скифы бросились за ним, подняв крик и совершенно расстроив свои ряды.
Узнав, что скифы гонятся за зайцем, Дарий сказал: «Эти люди глубоко презирают нас…» и приказал готовиться к отступлению.
Потеряв много людей и ничего не добившись, Дарий вернулся в Персию…

* * *

В I веке нашей эры сарматы совершили несколько успешных набегов на своих оседлых соседей.
Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населённые парфянами, индийцами и армянами.
Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию.
Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине.

На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями — скифами.
В III веке до нашей эры или немногим ранее сарматы степного Приуралья перешли через Дон и вторглись в пределы Великой Скифии в Северное Причерноморье.
Вскоре, как писал Диодор, «большая часть этой страны превратилась в пустыню».

Разгромив скифов (вытеснив их в Крым), сарматы огнём и мечом прошли через всю Европу по северным границам Римской империи.
Они вместе с другими «варварами» принимали участие в войнах против Римской империи и в разрушении рабовладельческого строя.
 
После этого сарматское население приуральских степей значительно сократилось.
В IV веке нашей эры господство индоевропейцев в евразийской степи, продолжавшееся тысячи лет, прервалось.
 Под натиском кочевников-тюрков сарматы покинули эти места.
• Часть сарматских племён ушла на Запад и вместе с вандалами создала на территории Иберии, а потом Северной Африки своё королевство, погибшее в VI веке под ударом византийской армии Велизария.
• Другая часть, главным образом аланы, укрепилась на Северном Кавказе, построив множество каменных крепостей. Временами они оказывались под властью могучих соседей – гуннов, угров, хазар, монголов.
В середине VI века нашей эры сарматы-аланы приняли христианство и с тех пор ориентировались на православный мир.
 В XIX веке их потомки – осетины вошли в состав России.

* * *

         После почти 1000-летнего господства, в III веке нашей эры в результате натиска германских племен готов, а позже (в IV веке нашей эры) – гуннов, сарматы сошли с исторической арены.
 И лишь степные курганы сберегают память о народе «опоясанном мечом»…


Рецензии
"более раннее название – савроматы)"
Вызывает улыбку. Вы пишете, что Геродот называл сарматов "ящероголовыми", но по-гречески это и есть "савроматы". Возможно, Геродот и те, от кого он получил информацию о сарматах, переделали иранское слово "саоромант" (опоясанный мечом) в "понятное" савромат. ВУ настоящее время ученые считают, что савроматы, яксаматы и сирматы располагались к востоку от реки Дон, а предки аорсов и роксалан - на Волге (в районе Самары) и Южном Урале

"В описаниях древнегреческих авторов встречаются упоминания более тесных сарматских племенных союзов. Это аорсы, аланы, роксоланы, сираки, языги, яксаматы и другие."

Аланы и языги впервые упоминаются только в римское время (аланы - Сенекой).

"Сарматы были высоки, красивы и светлоголовы."
Насчет красоты вопрос спорный. Археологам хорошо известно, что сарматы деформировали черепа младенцев, перетягивая их бинтами таким образом, чтобы удлиннить затылочную часть. Если в 1 в. н.э. в сарматских могильниках встречается 35% таких деформированных черепов, то позже (2-4 вв.) - 88% (на Южном Урале - до 90%)! Считается, что таким образом сарматы хотели отличить себя от всех остальных. По мере ослабления могущества сарматских племен в ареале их обитания обычай деформировать черепа сходит на нет. Поэтому Аммиан Марцеллин и нашел современных ему алан "красивыми".

"Одним из главных божеств у сарматов почиталось Солнце."
По Абаеву, у алан одним из ведущих богов было "Солнце золотое" Хурзжрин (вариант иранского Митры) - возможно, отсюда произошел культ восточно-славянского Хорса, поскольку некоторые сарматские племена, видимо, участвовали в этногенезе славян. Согласно реконструкциям специалистов у сарматов был верховный индоевропейский бог-громовержец Тсоппай с атрибутом - плетью; Дочь Солнца - женское божество с атрибутами: Мировым древом, или листьями с этого древа, и животными - оленями, козлами - а также детьми ("эротами"); бог войны, изображавшийся в виде скачущего всадника; богиня с лошадьми (у алан звалась Дзерасса) - находит параллель у богини Джестак, которой поклонялись калаши (народность индо-арийского происхождения); змееногая богиня, которая в отличие от скифов заведовала только погребальным культом. Ученые отмечают, что пантеон разных сарматских племен имел существенные различия.

"Короткого железного меча (известного как акинак) или длинного (от 110-ти сантиметров до 130-ти сантиметров) меча."
Акинак - скифское название короткого меча. Длинный сарматский меч доходил до 1 м 80 см в длину.

"Огромное преимущество перед римской конницей давало сарматам использование стремян"
Ременные стремена были и у скифов, даков, персов, готов и других народов. Конница в римской армии того периода комплектовалась из союзных формирований - галльских, германских, сирийских, арабских и т.д. Как бы то ни было римляне в целом выходили победителями в столкновениях с сарматами, начиная с эпохи Траяна, затем при Марке Аврелии и даже Констанции, дважды разбившем сарматов и принявшим титул Сарматский.

Алексей Аксельрод   12.06.2024 23:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.