Индивидуализм

                "Есть традиция добрая в комсомольской семье:
                Раньше думай о Родине, а потом о себе."
                (И Шаферан, О Фельцман, песня "Комсомольская традиция")

                "Итак,  Индивидуализм - это то, к чему придём мы через
                Социализм."
                (Оскар Уайльд, "Душа человека при социализме")


  Социалистический коллективизм или социалистический индивидуализм?
Советский опыт говорит о том, что идеологической основой социализма является именно коллективизм, который противопоставляется антиобщественному эгоизму, к которому подчас и приравнивается  индивидуализм.
  Но советский опыт построения социализма не может считаться вполне успешным.
То, что советские "дальновидные потомки" с поразительной лёгкостью отдали  достижения социализма, общественную собственность, за которые боролись их деды и отцы, в загребущие руки новоявленных нуворишей,  свидетельствует как раз о том, что не всё благополучно было в советском коллективистском королевстве.

   К слову сказать, и социалистический индивидуализм Оскара Уайльда подразумевает прежде всего свободу индивидуального творческого развития, а не свободу индивидуалистического стяжательства:
"С упразднением частной собственности мы получим истинный, здоровый Индивидуализм. Никто не станет растрачивать жизнь на накопление вещей и символов вещей.  Человек станет жить.  Уметь жить - редчайшая способность в нашем мире, многие существуют, не более."

Социальное давление и пренебрежительное отношение со стороны общественного окружения по отношению к интересам и потребностям отдельной личности, вместо консолидирующего влияния, может оказывать противоположное действие, приводить к автономизации и отчуждению личности от социума.
   Человек существо общественное, но общественное - внешнее должно гармонично уживаться с внутренним индивидуальным, в противном случае не вполне в благополучном состоянии находится человек и общество...

  Таким образом, коллективизм и индивидуализм равно значимые компоненты человеческого развития, диалектические противоположности одинаково необходимые в понимании взаимодействия личности и общества.
  Капитализм, с его культом силы и с неизбежностью неравенства, создаёт питательную среду для нездорового индивидуализма.
Буржуазный индивидуализм - это фактическое поощрение общественного эгоизма и стяжательства, это "молекулярное" состояние общественных связей, когда личность обусраивается среди ближайшего своего окружения, выражая при этом узко-групповые интересы и потребности, и игнорируя интересы общества в целом.

     Труженник, вынужденный постоянно подавлять себя, каждодневно растрачивая свой физический и духовный потенциал, ради личного выживания и приращения чей-то прибыли, просто напросто не имеет ни времени, ни материальных возможностей для полноценного индивидуального развития.
  Имущий класс находится в лучшем положении, но индивидуализм собственника не намного предпочтительнее индивидуализма труженника.
Обременяющее и развращающее воздействие частной собственности совсем не то, что требуется для свободного человеческого развития.

   Совместный интерес, при таком нездоровом проявлении индивидуальностей, подвержен манипуляции и зачастую уподобляется массовому психозу: отсутствие единства и примирение людей с непосретвенно затрагивающим, угнетающим их и вредным, и сплочение, "нахождение врага" в удалении от насущных потребностей.

   Социализм, вырастающий на руинах буржуазного индивидуализма, не должен впадать в противоположную крайность, объединяющий всех коллективизм не должен навязываться извне, независимо от внутренних предрасположений людей, подавлять индивидуальность.
  "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" - эти слова из Коммунистического манифеста не имеют особого смысла как всего лишь констатация зависимости развития всех от каждого: свободное развитие всех то же самое, что свободное развитие каждого.
  Смысл в методологии: свободное развитие всех благодаря свободному развитию и через такое развитие каждого члена общественного объединения.
 Соответственно, социалистический девиз не "один за всех ...", а  "все за одного и ... один за всех"...

"... Индивидуализм сила пугающая, разрушительная. В том-то и заключено его колоссальное достоинство. Ибо он прежде всего стремится преодолеть однообразие стандарта, рабскую зависимость от привычного, тиранию традиционности, низведение человека до уровня механизма." (Оскар Уайльд)
Распространение индивидуализма в современных условиях процесс объективный, обусловленный информационной насыщенностью в жизни людей, испытывающих экономическое и психологическое давление окружающих условий и государства - с одной стороны, и с другой - происходит приращение интеллектуального развития и уменьшение экономической зависимости личности от своего ближайшего окружения.
   Однако, объективной тенденцией в то же время явлется и коллективизм, объединение людей. Выдающиеся результаты их деятельности достигаются в результате совместных усилий.

    Социализм наиболее эффективное согласование  этих двух противоречивых процессов человеческого развития, наиболее благоприятное включение личности в общественное строительство.
Возводимое общественное сооружение, ведь только тогда может быть удобно и долговечно,  если каждый кирпичик, каждый элемент конструкции,  надёжен  и на своём месте, и сам по себе дорогого стоит.


Рецензии
Здравствуйте!!! По поводу простого труженика не соглашусь.Когда работа выбрана по душе, она доставляет огромное удовольствие.Даже, если занимает очень большую часть времени. Не то, что человек делает, а его отношение к делу решительным образом влияет на его мироощущение.

Калина Зимняя   18.03.2025 07:53     Заявить о нарушении
Работа по душе, доставляющая удовольствие, не считаясь с затраченным временем - это возможно не в ближайшем будущем, при творческом свободном, не наёмном труде, и не в существующих экономических условиях.
Но если человеку не важно, что он в действительности делает, какой в этом смысл, а важно лишь личное удовлетворение от процесса труда, то такая "работа по душе" сопряжена с ограничением в социальном, интеллектуальном развитии.


Виктор Ушаков   18.03.2025 12:33   Заявить о нарушении
Не вижу ничего плохого в наёмном труде, если организаторы рабочих мест ведут себя по отношению к работникам порядочно. Поверьте такие случаи есть.
У каждого из нас есть предрасположенность к какому-либо виду труда. Человек , выбравший свою работу исходя из этого оказывается на своем месте со всеми вытекающими.
И тут не всегда обязательно какое-то развитие и карьерный рост. Удовольствия от хорошо выполненной из раза в раз одной и той же работы бывает для каких-то людей вполне достаточно. Мы не можем ждать какого-то благоприятного во всех отношениях времени.Оно вряд ли наступит. Счастливыми надо быть сейчас.

Калина Зимняя   20.03.2025 00:16   Заявить о нарушении
"На свете счастья нет, а есть покой и воля"...
У каждого человека есть выбор: стремиться к самосовершенствованию, к справедливым общественным отношениям и свободе воли или довольствоваться мелочным обывательским счастьем.

Виктор Ушаков   20.03.2025 07:58   Заявить о нарушении
Во всем есть золотая середина. Надеюсь, что стремлюсь к этому.)

Калина Зимняя   20.03.2025 09:09   Заявить о нарушении