Приобретённый рефлекс или защитный механизм
Только ли разрушающим следствием для человека будет образовавшееся ответвление в его развитии, связанное с потребностью избежать боли от обвинения во лжи?
Попытка ответа:
Рассмотрим ситуацию, когда одна маленькая девочка регулярно обвинялась родственниками во лжи, когда говорила исключительно правду.
Не умела девочка лгать.
И не от того, что слыла правдолюбцем: сочинять девочка не умела, фантазии не хватало. Реалистом она родилась. Что тут поделаешь?
Раз за разом выслушивая наставления старших, что лгать нельзя, когда она говорила чистую голую правду, девочка испытывала острую боль от критики за только что произнесённую ею правду, воспринимаемую окружающими как ложь.
Ей было больно и за себя, и за безвинно страдавшую правду. И вот, однажды, что-то внутри девочки сломалось, и она перестала говорить голую чистую правду. Девочка облачила правду в ложь.
Придумала ей одежду, за которую не приходилось выслушивать критику, и в правдивости которой не сомневались.
Практическим методом проб и ошибок, девочка выявила ту долю лжи, которую можно использовать как щит за скрываемой за ним правдой, которая становилась тем самым полуправдой, в то время как ложь при этом превращалась в полу ложь.
За критику этой полуправды девочка боль не испытывала, потому что критиковали не чистую правду, а наполовину ложь.
И защищенная умалчиванием правда, таким образом, избегала боли от критики.
Когда критиковали ложь, и даже полу ложь или полу правду - больно не было.
Родственники были счастливы, что научили девочку говорить только правду, на самом деле навязав ей необходимость правду не говорить никому.
Парадоксально, но для того, чтобы избежать обвинения во лжи, когда она говорила правду, девочке пришлось научиться лгать, говоря только полуправду, создавая таким образом устойчивую защиту для непроизнесенной правды и своей ранимости.
Этот перелом произошел в 8 лет.
И всё вроде бы хорошо.
Но, это было ещё детство и время становления личности.
Вероятно, именно поэтому способность скрыть правду была усвоена психикой как базовая, и в неожиданных ситуациях она включалась, срабатывая как автоматический защитный механизм.
В принципе, это тоже неплохо.
Но иногда защита от боли критики и потребность скрыть правду получалась избыточный. Именно избыточные проявления этого защитного механизма деформировали жизнь девочки.
Рефлекс защитить себя и свою правду срабатывал самым неожиданным образом, в очень важных ситуация, когда нужна была только правда, и ложь была разрушительна.
И в такие моменты потребность защититься от страха той далекой девочки срабатывала автоматически, обгоняя сознательно развитые способности, и вообще изначальную потребность быть честной.
Потребность умолчать правду включалась как защитный механизм, тем самым разрушая всю выстроенную цепочку встреч и событий, круша всё вокруг буквально одним – двумя словами, за которыми следовало резкое изменение ситуации с созидающей на разрушающую.
Боль от этих разрушений многократно превышала боль от сокрытия правды, и длилась долгие годы, деформируя жизнь безвозвратно.
Однако, несправедливо было бы указать лишь на деструктивную стороны этого рефлекса.
Бывали весьма опасные ситуации, когда автоматический механизм, преподносивший ложь вместо правды, делал это настолько искусно и правдоподобно, что ложь буквально спасала жизнь.
И даже лгать не приходилось: достаточно было относительной полу правды, и события преобразовывались из разряда опасных для жизни в безопасные.
Неприятные? Да.
Но уже не смертельные.
В таких непредсказуемых случаях защитный механизм действовал как независимый самостоятельный защитник, спасая девочке жизнь.
И можно сколько угодно дискутировать на тему: пользу приносит это защитный механизм или вред, - он, как и всё в этом мире и жизни, - лишь относительное понятие.
И вырывая случаи его проявления из контекста, к однозначному выводу не придёшь.
Хотя, есть одно предположение: жизнь, даже эмоционально или психологически раненная, остаётся жизнью.
В то время, как смерть, какой бы красивый не выглядела, это всё-таки смерть.
Получается, что весьма неплохо иметь такую встроенную схему защиты.
И разумно было бы порадоваться такому приобретённому рефлексу, тем более что включается он автоматически.
Достаточно допустить только, что любое его проявление относительно.
12.06.2024
Свидетельство о публикации №224061201297