Новая Идеология? Причем тут Ленин?

 Нужна ли нам государственная идеология?

Часто слышу призывы умных и уважаемых людей «предать земле и забвению как Ленина, так и многие советские атрибуты», как вредоносные.
Ленин. Революция. Гражданская война. Сталин. Репрессии. Создан категоричный отрицательный нарратив всего советского периода. И во многом этот нарратив создан не без оснований, но насколько полно он отражает историческую действительность?

Сегодня мало кто действительно знаком с содержанием «коммунистической идеологии», мало кто и в прошлом глубинно, с осознанием сути, её изучал, но каждый знаком с духом репрессий и гонений, который сильно раздут благодаря антисоветской литературы (Солженицыну) и современному кинематографу, где каждый «киношник» клепает под «копирку» один и тот же нарратив.
Да, это действительно был сложный для России период. Большая человеческая трагедия для миллионов граждан страны.

Через кровавые жернова революционных и послереволюционных репрессий прошли многие семьи, и моя, к сожалению, не исключение. (Революции замешиваются на крови и кровью умываются. А «благими намерениями дорога выстлана в ад», это уже горькая диалектика)
Плоды кровавого замеса того времени пожинаем по сей день.

Но все же стоит отдать должное тому, что именно «ленинская идеология» это была государствообразующая идеология, затрагивающая все сферы жизни советского многонационального общества, и даже определяла идеологию трудящихся граждан всего мира.
 Созидательного аналога пока так никем и не было создано. Да, были европейские идеологии человеконенавистничества и расового превосходства. Но не родился еще гений, способный создать, в целом, созидательную идеологию, способную конкурировать с «коммунистической», увы.

А страна без идеологии как судно без навигации - плывет черт его знает куда, куда вынесет судьба… а выносит она, обычно, без навигации и цели, на рифы…
Некоторым кажется, что наше судно рано или поздно прибьет к какому-то благодатному брегу. Но, боюсь, реальность может сильно не соответствовать заложенным ожиданиям…

Есть сегодня лишь одна капиталистическая западная модель (по сути- идеология западного «глобалистского мира», поклоняющаяся «золотому тельцу», где главная добродетель- извлечение прибыли и постепенная концентрация капитала в едином центре мира. Это идеология западного неоколониального глобализма. И мы дрейфуем в фарватере этой идеологии, как г … в проруби, даже когда утверждаем, что «идеологии у нас нет и не надо».
 
Ленинская идеология, принятая в СССР это была объединяющая идея, которую даже наша «государственнообразующая», православная религия сегодня не сможет заменить в многоконфессиональной стране и, тем более, в многонациональном мире.
Но марксистско- ленинская идеология- есть то единственное, что все еще может объединять и до сих пор объединяет единомышленников по всему миру вокруг «русского мира», если не своей идейной сущностью, которая пала, во многом, но хотя бы своими внешними атрибутами: гимном, флагом, символами, историческими событиями, культурой, песнями, лучшими ценностями или тем, что от них осталось (поэтому то с ними и ведётся такая ожесточённая борьба - «декоммунизация» по всему миру, в особенности в Украине, Польше и Прибалтике).
Поэтому то слепой Отказ от советской истории, символов, героев, идеологии,  - и не создание новой идеологической платформы для России - это крах интеграционным процессам крах культурному коду русской цивилизации. Многие даже умные люди этого, к сожалению, не осознают…
Даже, и особенно, представители церкви. Я понимаю всех, чьи семьи пострадали в тот период времени. И моя семья не исключение. Понимаю гонимую большевиками церковь.
Но умные люди, все же должны понимать сложные исторические переплетения и строить выводы не на факторах мести и жажды реванша, а на базисе созидания будущего. Кому, если не христианину, это понимать, и не судить своих гонителей, но простить. Всем нам сегодня предстоит стоить один общий дом- и красным и белым и левым и правым , верующим всех конфессий и атеистам. Без мира в сердце мы не приблизимся к божественной благодати, но отступим от Бога, делая не добрые вещи, как бы, даже во славу Его! Будем тогда лицемерами и фарисеями.

Цитаты из Библии о прощении гонителей:

Евангелие от Матфея:
 "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас." (Мф. 5:43-44)

Евангелие от Луки:
 "Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас." (Лк. 6:27-28)

Послание к Римлянам:
 "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром." (Рим. 12:21)

Цитаты святых отцов о прощении гонителей:

Святитель Иоанн Златоуст:
 "Если не можешь молиться за оскорбившего тебя, помолись хотя бы об одном: чтобы Бог избавил тебя от гнева и враждебности."

Преподобный Макарий Великий:
 "Невозможно войти в Царство Небесное, если не простишь всем от всего сердца."

Святитель Василий Великий:
«Прощение грехов зависит не от времени, а от расположения сердца.»

Святитель Григорий Богослов:
"Прощаю всем, ибо я человек. Если же кто-то не примирит со мной, то да будет он прощен Богом."

Блаженный Августин:
 "Прощать - значит побеждать."

Эти цитаты подчеркивают важность прощения гонителей в христианской вере. Христиане призваны любить своих врагов, благословлять тех, кто их проклинает, и молиться за тех, кто их обижает. Прощение является победой над злом и путем к Царству Небесному. Призываю служителей церкви принять эти, должно быть совершенно понятные им авторитетные аргументы, приведенные выше.

Когда речь заходит о Ленине и его идеях, нельзя не отметить влияние, которое он оказал на формирование советского общества и его государственной структуры. Ленин проповедовал идеи социализма и коммунизма, стремясь к построению равноправного общества, где каждый человек мог бы жить достойно и без эксплуатации. В своих произведениях Ленин говорил о необходимости борьбы за справедливость, равенство и братство. Он призывал к объединению трудящихся всех народов в борьбе за общее благо.

Одной из известных цитат Ленина, которая перекликается с современными демократическими ценностями, является: "Свобода – это право делать все, что не вредит другим." Эта идея свободы и ответственности перед обществом актуальна и в современном мире.

В контексте христианских ценностей, можно отметить, что Ленин также поддерживал идею борьбы за справедливость, заботу о ближнем и социальную ответственность. Он выступал против эксплуатации человека человеком и призывал к солидарности и взаимопомощи.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные аспекты, важно помнить о том, что идеология советского периода также имела свои противоречия и недостатки. Некоторые критики указывают на авторитарные методы управления, нарушения прав человека и ограничения свобод.

Когда мы говорим о современном мире, важно находить баланс между историческими уроками и современными ценностями. Создание новых идей и моделей общества, которые учитывают разнообразие мнений и уважают права человека, является важным шагом к развитию гармоничного и справедливого общества.

Таким образом, хотя идеи Ленина и советского периода оказали значительное влияние на мировую историю, важно помнить о необходимости развития и приспособления к современным вызовам и ценностям.

Новая государственная идеология: справедливость и демократизм, отчетность власти перед народом, нравственные ценности, приоритет миссии бизнеса над извлечением прибыли, государственное влияние и владение стратегическими ресурсами страны, полная государственная независимость и независимость, созданных им институтов от внешнего влияния, патриотизм, главные христианские ценности (человеколюбие, кротость, воздержание, прощение, покаяние, смирение и служение), единство целей народа, бизнеса и власти.

Советский Союз, основанный на идеях Ленина, был мощной объединяющей силой для многонационального государства, но его наследие, так или иначе, омрачено авторитаризмом и репрессиями. Сегодня России нужна новая государственная идеология, которая примирит и "белых" и "красных", объединив принципы справедливости, демократизма и христианских ценностей.

«Справедливость»

Новая идеология должна ставить во главу угла социальную справедливость, обеспечивая равные возможности для всех граждан, независимо от их происхождения или статуса. Как отмечал Ленин, "Все люди равны перед законом и должны обладать равными правами и свободами". Эта справедливость должна распространяться на все сферы жизни, включая образование, здравоохранение и доступ к экономическим ресурсам.

«Демократизм»

Новая идеология должна быть основана на принципах народовластия и общественного участия. Граждане должны иметь право избирать своих лидеров, участвовать в принятии решений и контролировать власть. А так де отзывать тех, кто не оправдал доверие. Как говорил Ленин, "Республика Советов есть такая форма политической организации, при которой систематически осуществляется массовое участие в управлении государством".

«Христианские ценности»

Христианские ценности любви, сострадания и прощения могут служить мощной основой для новой идеологии. Эти ценности призывают к созданию общества, в котором люди заботятся друг о друге и работают вместе во имя общего блага, а не только ради своего блага и прибыли. Как говорится в Библии, "Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". И «не собирайте земных сокровищ, где моль и ржа уничтожают, а воры подкапывают и крадут, а собирайте сокровища небесные…»

«Единство на основе общих ценностей»

Новая идеология должна объединять людей на основе общих ценностей, выходящих за рамки политических и идеологических различий. Она должна подчеркивать важность сотрудничества, терпимости и взаимного уважения. Как отмечал Ленин, "Интернационализм есть основное условие построения справедливого общества".

Примеры из Кодекса строителя коммунизма

Выдержки из кодекса строителя коммунизма, принятого в 1961 году, которые содержат ряд принципов, которые могут служить ориентирами для новой идеологии:

* "Человек человеку друг, товарищ и брат."
* "От каждого по способностям, каждому по труду."
* "Не покладая рук трудиться на благо общества и на благо каждого его члена!"
* "Высоко держать знамя нравственности, быть честным и правдивым, чистосердечным и скромным, уважать честь и достоинство каждого человека."
* "Беречь и умножать общественную собственность, ибо она священна."
*Коллективистская идеология, как противоположность индивидуализму.

* Цель жизни: Построение  (демократического) общества, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
* Главные принципы: Трудолюбие, коллективизм, гуманизм, патриотизм, интернационализм.
* Отношение к труду: Сознательное и добросовестное отношение к труду, стремление к высоким результатам, активное участие в общественно полезном труде.
* Отношение к общественной (и частной )собственности: Бережное отношение к общественной собственности, борьба против расхитителей и расточителей.
* Отношение к людям: Взаимопомощь, уважение к личности, забота о детях, престарелых и больных, нетерпимость к несправедливости, честность и правдивость.
* Отношение к Родине: Любовь к Родине, готовность защищать ее интересы, уважение к историческому прошлому и традициям.
* Отношение к другим странам: Мирное сосуществование, дружба и сотрудничество со всеми народами, (противостояние экспансии глобализма, однополярного мира), империализма и колониализма.
* Личные качества: Высокая (патриотичность), нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, непримиримость к недостаткам и порокам.
* Воспитание человека: Формирование (созидательного) мировоззрения, развитие духовных и физических сил, подготовка к труду и общественной деятельности.

Кодекс строителя коммунизма был не только сводом моральных принципов, но и идеологической программой, направленной на создание нового типа человека и нового демократического общества. И лишь с небольшими изменениями (добавления в скобках), эти положения актуальны и сейчас.

Многие из  старых принципов «строителя коммунизма» сочетали в себе идеалы справедливости, демократизма и христианских ценностей. Они могут послужить основой для новой государственной идеологии, способной объединить Россию и повести ее в будущее.

Стоило бы еще добавить:
*Уважение к частной собственности, при государственном владении и управлении «государственно образующих» отраслей и предприятий, в особенности, сырьевых и крупнейших перерабатывающих, оборонных предприятий.

*Целью деятельности бизнеса должно быть выполнение «миссии»- общественно полезного труда, на благо общество, а извлечение прибыли- как условие, необходимое для его существования и дальнейшего развития, но не самоцель.

*Бизнес должен быть честным. Здоровая конкуренция и рост бизнеса за счет инноваций и совершенствования качества.

*Контроль (в случае необходимости, для социально значимых товаров) должен касаться цен, а не столько самого механизма ценообразования ( иначе  цены растут, а  маржа и прибыль падают.)

*Справедливое и прозрачное налоговое законодательство и честное поведение бизнеса.

*Государственная поддержка предпринимательства и создание условий для инноваций.

*Отчетность власти перед избирателями и последовательное исполнение своих предвыборных программ и досрочное прекращение своих полномочий, в случае их невыполнения. Возможность инициации отзыва избранных представителей власти, наличие такого инструмента и процедуры.

*Православные традиции признаются традициями «государственнообразующего большинства» и требуют уважительного к себе отношения со стороны как власти, так и народа, представителей иных традиционных конфессий, (чья свобода  так же является безусловной, но предпочтительна на традиционных для этих религий территорий, т. е. Например, Публичный забой баранов на улицах православных городов не приемлем), а так же со стороны атеистов, чье право на свою позицию так же не подлежит сомнению, но не допускает любые нападки на верующих. Эти права должны защищаться и моралью и законом.
(Православная Вера- это терпимость и прощение, поэтому более агрессивные религии и атеисты имеют моральное преимущество в случае нападок).
*Священнослужителям следует соблюдать больший аскетизм и являться примером человеколюбия, воздержания, служения, всем христианским ценностям. Духовные лидеры страны должны являть собой не политическую, но духовную силу и духовное притяжение.

Давайте еще рассмотрим некоторые цитаты и мысли классиков коммунизма, которые могут перекликаться с современными демократическими ценностями и христианством:

1. Цитаты Карла Маркса, которые могут соответствовать ценностям современного общества:

 О равенстве: "Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех."
 О солидарности: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Стремление к налаживанию мирных и дружеских отношений с народами других стран  - как свидетельство прогрессивных устремлений общества.
 О справедливости: "От каждого по способностям, каждому по потребностям."
 О труде: "Труд есть вечное, естественное условие человеческой жизни, вечное условие существования человека." Право на труд - наивысшая ценность, которую осознает только настрадавшийся от безработицы.
 Об образовании: "Образование должно быть доступно всем, независимо от происхождения, пола или имущественного положения."
 О демократии: "Демократия есть господство народа, а не господство над народом."
 Об интернационализме: "Нации должны объединиться, чтобы вместе бороться за общее благо."
 О защите окружающей среды: "Природа не является собственностью человека, а является его домом."
 О глобализации: "Капитал по своей природе интернационален." Но это лишь форма интернационализации капиталов.

 О технологическом прогрессе: "Технологический прогресс должен служить благу всего человечества, а не только избранных."

Эти цитаты показывают, что идеи «классиков марксизма» могут быть актуальны и для современного общества. Они подчеркивают важность равенства, солидарности, справедливости, труда, образования, демократии, интернационализма, защиты окружающей среды и технологического прогресса, который приносит пользу всем людям.
Высказывания других «классиков»:

2. Фридрих Энгельс: "Свобода состоит в том, чтобы мог сделать все, что не ущемляет свободу другого." Эта идея перекликается с основными принципами демократии, где свобода личности совмещается с уважением прав и свобод других.

3. Владимир Ленин: "Мы должны взять на себя обязанность защищать свободу слова." Эта мысль Ленина подчеркивает важность свободы выражения и права на критику в любом обществе, что является ключевым аспектом демократии.

4. Роза Люксембург: "Свобода – это всегда свобода того, кто думает иначе." Эта цитата подчеркивает необходимость уважения и толерантности к различным мнениям и точкам зрения, что соответствует демократическим ценностям.

5. Александр Богданов ( один из крупнейших идеологов социализма) : Любовь к ближнему и социальная ответственность должны быть основой общественных отношений."
Эта идея соотносится с христианским учением о любви к ближнему и заботе о слабых и уязвимых членах общества.

Эти цитаты и мысли классиков коммунизма подчеркивают важность уважения прав и свобод каждого человека, борьбу за социальную справедливость и равенство, что является общими ценностями как для демократии, так и для христианства. Они напоминают о значимости толерантности, солидарности и заботы о общем благе, что является ключевым аспектом гуманизма и уважения человеческого достоинства.

Вывод: Российскому обществу необходима новая идеология, а нередко в основу всего «нового» часто ложится «хорошо забытое старое».
А пока обломки «советской идеологии» все еще продолжают нести в себе функцию объединения не только самого «русского кода», но и служат фактором, объединяющим вокруг «русского кода» других.


Рецензии
....Владимир Ленин: "Мы должны взять на себя обязанность защищать свободу слова." Эта мысль Ленина подчеркивает важность свободы выражения и права на критику в любом обществе, что является ключевым аспектом демократии......

Владимир Ильич говорил одно,писал другое и делал третье.

Александр Ресин   12.06.2024 17:06     Заявить о нарушении
"Мы должны взять на себя обязанность защищать свободу слова."
Интересно, в какой конкретно ленинской работе это сказано? У меня сомнения, говорил ли это Владимир Ильич.

Алексей Аксельрод   12.06.2024 18:23   Заявить о нарушении
Ленин в Горках на прогулке в парке, 1922
О Ленине Альберт Эйнштейн писал в 1929 году: «Я уважаю в Ленине человека, который всю свою силу с полным самопожертвованием своей личности использовал для осуществления социальной справедливости. Его метод кажется мне нецелесообразным. Но одно несомненно: люди, подобные ему, являются хранителями и обновителями совести человечества»

Политическая философия Ленина ориентировалась на радикальное переустройство общества, ликвидирующее всякое угнетение, социальное неравенство.

Ленин также высказал ряд положений, развивавших марксистскую идею об отмирании государства, чему, согласно Ленину, должна предшествовать его радикальная демократизация, включая выборность и сменяемость депутатов и чиновников, работа которых должна оплачиваться на уровне зарплаты рабочих, всё более широкое привлечение к государственному управлению представителей народных масс, с тем чтобы в конечном счёте управляли по очереди все, и управление перестало быть привилегией

В Советской России впервые в мире был законодательно утверждён восьмичасовой рабочий день[263]. Декретом от 14 июня 1918 г. «Об отпусках» все трудящиеся впервые в истории России получили гарантированное государством право на отпуск и т. п. — всё это способствовало повышению производительности труда и убеждению большинства населения в том, что новая власть имеет своей главной целью заботу об улучшении условий жизни трудящихся[264]. Впервые в истории России трудящиеся получили право на пенсионное обеспечение по старости. После Октябрьской революции продолжительность рабочего дня снизилась во всём мире. В странах, где была угроза прихода к власти коммунистов, в 1917 году рабочая неделя была в среднем около 65 часов, а к 1919 году снизилась до 57 часов

Идеи В. И. Ленина легли в основу жилищной реформы в СССР, которая проводилась на основе социалистических принципов равнодоступности и бесплатности распределения жилья.

В «Страничках из дневника» В. И. Ленин полагал, что одной из основных задач культурной революции является повышение авторитета народного учителя: " Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе (В. И. Ленин, ПСС, 4-е изд., Т.40, с.23).
«Капиталисты называют «свободой печати» такое положение дела, когда цензура отменена и все партии свободно издают любые газеты. На самом деле это не свобода печати, а свобода обмана угнетенных и эксплуатируемых масс народа богатыми, буржуазией».

«В нашем обществе за либеральной ширмой фактически скрывается свобода для имущих классов захватить в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс».
«Пролетариат будет действовать не клеветами, а словом истины», «Мы не можем дать буржуазии возможность клеветать на нас. <…> Мы должны уйти от этой свободы печати, зависящей от капитала. Если мы идем к социальной революции, мы не можем к бомбам Каледина добавлять бомбы лжи».
Владимир Ильич желал «свободы» говорить свою правду, которая бы не забавляла массы политическими пикантностями и пустяками. И здесь есть то, с чем я не могу не согласиться: факты должны превалировать над желтизной в журналистике, но эти факты должны быть сухими, без оттенков чужих мнений. Возможно, стоило позволить аудитории самой делать выводы, а не становиться консолидирующим органом.

Владимир Минский   12.06.2024 19:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.