Сверхчеловек Ницше
Когда стало известно о гибели мужа, его жена сказала: «Собаке собачья смерть».
Та же фраза была произнесена Николаем Первым после смерти самого Лермонтова.
«Собаке собачья смерть».
Император, конечно, не любил поэта. Не мог простить Михаилу Юрьевичу, что героем нашего времени назван не Максим Максимыч. «Слуга царю, отец солдатам», а негодяй, занятый только собой.
Лермонтова не любили многие. Вёл он себя соответственно своему герою. Для того чтобы вызвать у Михаила Юрьевича человеческие чувства к себе, надо было чем- то заинтересовать поэта. Заслужить его уважение.
Были люди, которые «души не чаяли» в молодом человеке. Все признавали поэтический дар, но человек там вышел никудышный.
Только в начале прошлого века Лермонтов, вдруг, обрёл настоящее признание. Это вызывает удивление, правда удивительного здесь мало.
Почти с начала 19 века началась деятельность психотерапевтов, занявшихся изучением психики человека вплотную. В Европе работал Сёрен Кьеркегор. 1813- 1855 годы. Датский философ, теолог, писатель, разбудивший десятки авторов теорий и течений, элементарно пытавшихся отобрать хлеб у священников.
В начале двадцатого века мода на самокопание дошла до нас. И в Лермонтове увидели не то, что видели раньше.
Вопрос не в том, может ли приличный человек думать о красе ногтей. Вопрос ставится иначе. Может ли приличный человек быть подонком или, хотя бы, свиньёй.
И «свинья»- понятие растяжимое. Можно быть галантным, знающим несколько языков, светским человеком, спиваться и пороть людей просто потому, что они «языкам не обучены».
Как- то уживалось это в наших «серебряных».
Вернёмся к европейским учениям.
В частности, к Ницше. Вам расскажут сотни версий его учения. Влиял он на Гитлера или нет. Кого именно называл сверхчеловеком или белокурой бестией. Почему сошёл с ума. Что искал. Что нашёл. Вернее, нашёл ли там, куда ушёл.
Никого не бросил. Никого не предал. Одиноким был. Просто сравню.
«Однако, если нет ничего иного, каждый раз, когда рождается новый ребёнок, возникает возможность отсрочки. Новый ребёнок - новое бытие, новый пророк, новый духовный вождь, новая искра света, низвергнутая во внешний мрак. Кто мы такие, чтобы решать, что всё безнадёжно?»
Цитата из того Дэвида Рональда, о котором писала в прошлый раз. Философ обвинял взрослых людей в невнимании и нежелании заниматься собственными детьми. Особенно доставалось матерям. Дети, поломанные в угоду обществу, становятся параноиками, шизоидами, неврастениками.
Но громкие обвинения так и остались громкими обвинениями. Сам Дэвид легко женился, обзаводился детьми, как домашними животными, легко бросал их и женщин.
Я бы не обратила внимания на это несоответствие практики и записанных принципов. В конце концов, кто соответствует собственным заявлениям. Тем более, с такой зависимостью.
Если бы у меня не было опыта прочтения книги Януша Корчака «Как любить ребёнка».
Почти «наш» еврей. Учился в Польше, когда она была частью Российской империи. Преподавание в гимназии велось на русском языке.
Книга начинается, как сказка. Ребёнок не является частью конкретной женщины. С одной стороны, в нём сошлись грозы и роса. Облака и туманы планеты.
С другой стороны, те, на кого он похож, умерли много лет назад.
Корчак обвиняет женщин в нежелании жертвовать собой ради ребёнка. Его «ломают» в угоду правилам, принятым в обществе. Рассуждения, выражения похожи. Писали авторы в разное время. Возможно, Дэвид был впечатлён Корчаком.
Я, к примеру, только увидев годы его жизни, указание на место смерти в лагере смерти Треблинки, спохватилась и вспомнила. Да. Был такой. Он вместе с детьми вошёл в газовую камеру. В 142 году. Всё, что написано, приобрело особенный смысл.
Януш пишет о характерах, которые воспитываются семьёй. Начну с конца, с самого лёгкого, что стало нашей повседневностью.
«Среда успеха и карьеры.
Здесь нет места для полноты содержания. Есть искусная маскировка пустоты. Судорожные поиски престижных ценностей. Лозунги, на которых можно заработать. Условности, перед которыми выгоднее склониться. Вместо ценностей - искусная реклама.
Жизнь, как охота по следу. Алчущая пустота, хищничество, чванство. В сочетании с подхалимством, завистью, недоброжелательством и злорадством.
Здесь детей не любят. Натаскивают».
«Среда идейная.
Тут не работают, а созидают. Действуют, а не выжидают. Здесь нет долга. Есть добрая воля. Нет догм. Есть задачи. Нет равнодушия. Есть воодушевление, энтузиазм.
Для человека, воспитанного этой средой, внутренний регулятор его - отвращение к грязи и нравственный эстетизм. Случается, что он возненавидит, но никогда не будет презирать. В основе его терпимости не сознание несовершенства человеческой натуры, а уважение к человеческой мыли. Горделивая радость от её свободного парения. От её способности подниматься на любую высоту, проникать в любые глубины. Смелый в своём деле, он чутко улавливает отзвуки чужих молотков. С интересом ждёт завтра».
«Чужие молотки»- это Фауст Гёте. Философ умер в тот момент, когда услышал молотки людей, свободно трудящихся на благо людей. Мечта была у него, Мефистофель обманул ослепшего и зажившегося человека.
После прочтения этой характеристики появилась мысль о присутствии Ницше. Самому Ницше посвящена другая характеристика.
Конечно, подобное воспитание было, но оно привело к тому, чего сейчас боятся больше всего.
К Революции.
Именно желание не только услышать, но увидеть эти молотки. Самому приблизить торжество разума и справедливости стали причиной того, что кто- то решил - крепостничество безнравственно. А нищенство многих - позор для честного человека.
Надо что- то делать!
В конце- то концов.
И самое сложное:
«Среда догматизма.
Традиция, авторитеты, ритуалы, неукоснительное выполнение долга - определяющий основной принцип жизни. Дисциплина, прядок, честность. Серьёзность, душевное равновесие, бесстрастность, как высшая форма владения собой. Признак устойчивости, неуязвимости, уверенности в себе, в правильности своих поступков. Аскетизм, самообладание, ежедневный труд, строгое соблюдение нравственной гигиены, ни малейшего отступления от норм морали.
Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правд, не ставших традиционными. Не освящённых авторитетами. Не укоренившихся повторением изо дня в день.
Если в той среде уверенность в себе не перерастёт в самодурство. Простота - в примитивность. Она плодотворна для воспитания. Она ломает ребёнка, чужого ей по духу. Но высекает превосходного человека, который ответит уважением своим воспитателям. За то, что не забавлялись им. А трудным путём вели к поставленной цели.
Неблагоприятные условия жизни, тяжёлая физическая нагрузка, не меняют духовной сущности этой среды. Тщательность исполнения здесь перерастает в труд до мозолей. Спокойствие - в смирение. Самоотрешённость - в стремление выстоять любой ценой. Робость и исполнительность, искупаются уверенностью в своей правоте и доверием к себе.
В данном случае пассивность и консерватизм - не слабость, а сила, которая оказывает сопротивление чуждым влияниям и злой воле.
Догмой может стать всё. Земля и костёл. Отчизна и добродетель. Бог, как герой. Как идол. Как кукла. Не всё ли равно! Важно, не только, во, что, сколько, как ты веришь».
Есть два отношения к жизни. И поведения в жизни. Одно - апполлонизм. Такой, как описано. Строгость, контроль и честность. Второе - Дионисийство. Та самая вакханалия, безответственность и не подконтрольность чувств, в конце концов, ставящая крест на благих начинаниях. Таких, как Античность.
Автором этого деления является сам Ницше. Он был ярким писателем. Обладателем сочного языка и образов. Образность написанного делает его интересным, но трудно - понимаемым. Как его не объясняют.
Человек - созидатель или бог был у шумер.
Именно человек - созидатель стал советским сверхчеловеком.
Я так понимаю.
Никто точно не скажет, что сказал Ницше. Он не делал окончательных выводов. Не писал формулировок для ответов на вопросы учителя. Никто не знает, о чём писал философ, когда вывел самые знаменитые слова: «бог умер». По этой причине объяснений, обвинений много. Особенно чего- то злятся священники. А, ведь, грех. Злоба- то.
Да. Тут можно сказать, что фраза вырвана из смыслового окружения. Что Ницше жалел об исчезновении нравственных границ, что открыло пути тому и этому. Можно добавить, что тогда знали меньше об Античности, что делает чтение Фрейда, к примеру, испытанием для мифолога и просто нормального человека. А оценки Ницше того, что сказал Заратустра - только его представление о том, что мог бы сказать старый перс.
Вот передо мной книга человека, поступившего в точности, как Сверхчеловек Ницше. Построил жизнь по созданному образу, до конца оказался ему верен. Верующий человек. Пытался своих еврейчат вывезти в Палестину, когда Гитлер реализовывал желание всей Европы избавиться от сложного народа. Не получилось. Вообще, история бегства евреев от наци по большому счёту, отразилась в этой капельке детдома Корчака.
Ещё она наталкивает на мысль о том, что на самом деле происходило больше двух тысяч лет назад. О таинстве превращения греха в жертву.
Европе не привыкать к арабскому владычеству. Там африканцы подтягиваются. Последние остатки белой Европы, как мадам Брошкина, «ту - ту». Они завозить евреев обратно будут. Евреи, как средство от…
Но вернёмся к основной теме.
Прочитайте в интернете историю последнего поступка Сверхчеловека. Ему предлагали бегство, в последний момент немец попытался отвести Януша в сторону.
И снова самое постыдное совершается при огромном стечении человеков, днём. Так прежде мне казалось, что четырёхлетнего ребёнка можно повесить только ночью, только в казематах глубоко под землёй. Так и теперь люди стояли и смотрели, как по улице, держась за руки, идут дети.
Самые маленькие, наверное, держались за старика еврея, оказавшегося до конца честным.
Пишу эти подробности не для слезливости. С соцработницей был разговор, когда конспектировала книгу. Она так горячо поддержала поляка, сказала, что сама бы пошла. Это же дети. Это - естественно. Спросила меня, пошла бы я. Наверняка была удивлена моему «не знаю».
Меня такая горячая лёгкость уже не удивляет. Часто человек заявляет, что человеком надо оставаться в любой ситуации. Имея в виду, что он- то останется человеком в любом случае.
Ну, да, если нам не дано оборотничество, то человеком мы остаёмся в любом случае.
Со Сверхлюдьми проблема. Казалось бы, чего проще. Человек, способный на жертву во имя НЕ самого себя. Во имя идеи. Нас так воспитывали. Но не до воспитали. А этот остался верен. Давайте его ненавидеть за то, что он смог, а мы - нет.
Корчак печально относился к нашим мечтам и планам.
«Мы больны бессмертием. Кто не дорос до памятника на площади, мечтает хотя бы об улице, названной его именем. Хотя бы о мемориальной доске. А уж, коли не тянешь на четыре после смерти, хотя бы на упоминание в тексте: « принимал активное участие, широкие массы общественности скорбят».
«В жизни больше логики, чем хочется. Настоящий художник мечтал о творческой победе, не продал своего искусства. И умирает в нищете и забвении. Он же не мечтал о славе и почёте, золоте.
Другая мечтала о монастыре, но оказалась в публичном доме. Там она стала сестрой милосердия и лечит больных подруг.
В свободное от основных занятий время.
Ещё одна всю жизнь мечтала развлекаться. Теперь она выполняет жизненную программу в отделении для больных раком. Даже умирающий, слушая её болтовню, улыбается. Следя умирающим взглядом за её прелестной фигуркой».
«Родиться - не то, что воскреснуть. Могила отдаст нас, но не взглянет на нас, как мать».
Последняя мысль «объясняет» миссионерство евреев. Они жаждали материнской гордости за себя. О последнем взгляде матери. Не думая о чувствах матери, видящей своего ребёнка на кресте.
Только мысль об одиночестве Христа на кресте. «Господи, почему ты оставил меня»? На самом деле они приняли Христа, но имеют другую «дорожную карту».
Снова другая тема. Всё когда- то началось. И длится, цепляется. Звено за звеном. Крючочки. Скрепы, как теперь модно. Не понять одного без знания предшествующего.
Ницше «воспитал» Корчака. Вроде, он основывался на анализе греческих трагедий. Увидел Аполлона - выходца с Востока с подчинением себя интересам общества. Может быть, по этой причине Аполлон и Восток страшен для приемников греков, то есть для Западных философов.
Теперь - для нас. Мы уже не сделаем вывода польского врача и педагога. И ничего путного из нас не получится. Ничего, вроде: « Я себя под Корчаком чищу».
Свидетельство о публикации №224061200412
И ты про Нарциссов. Больная тема уже. Лермонтов.
Ох. Про все сразу. Корчак и соцработница. Самое простое скажу - я не понимаю людей, когда они с легкостью говорят, как твоя соцработница. Есть такое явление. Его бы надо как-то назвать. Из той же области: ой, да что вы, я никогда не злюсь, не обижаюсь, не завидую... Я просто - и дальше перечисляется описание тех же эмоций другими словами. "Я бы пошла". Легко так. Неужели? Даже не задумалась. Кто знает, может ей и вправду так кажется.
А что-то было в книге Корчака неправильное, что-то потом из нее вытянули не то.. Я думала, ты вспомнишь. А может, мне казалось. Может это только про Спока было.
"Европе не привыкать к арабскому владычеству. Там африканцы подтягиваются. Последние остатки белой Европы, как мадам Брошкина, «ту - ту». Они завозить евреев обратно будут. Евреи, как средство от…" - повеселила фразой)) ну да.. Лучше так.
Лермонтов.. Ох, это личное. Вот и я бы как тот царь. Нельзя относиться по человечески только к тем, кто тебя впечатлил. Ко всем надо. Ну, кроме тех кто сами свиньи. Слишком много боли от таких. Как он. Историю его издевательств над Сушковой читать тяжело. Да, иногда меня пробирает на прекрасное и поэтическое. А иногда, по женский, хочется эти паруса одинокие пооборвать и знаешь куда затолкать..
Алиса Тишинова 21.06.2024 03:05 Заявить о нарушении
Оксана Самоенко 21.06.2024 11:02 Заявить о нарушении
Алиса Тишинова 21.06.2024 12:26 Заявить о нарушении
Почему не верится соцработнице. Теоретически, её порыв естественен. Но, практически, все ли мы способны идти наперекор чувству самосохранения? Вот и не верится, а с моим опытом выживания, тем более.
Оксана Самоенко 21.06.2024 17:25 Заявить о нарушении
Алиса Тишинова 01.07.2024 23:17 Заявить о нарушении
Оксана Самоенко 02.07.2024 12:47 Заявить о нарушении