В. Краузе. Истинная христианская свобода по Лютеру

ИСТИННАЯ ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА ПО ЛЮТЕРУ
Винфрид Краузе

Если мы вспомним Реформацию сегодня, спустя 500 лет, поначалу может показаться удивительным, что она происходила под девизом «свобода». Слово «свобода»
не так часто встречается в Библии, хотя Ветхий Завет неоднократно напоминает нам о великом освобождении Израиля из Египта. Это слово не появляется в первых трёх Евангелиях. Но дело в том, как сказано в важном месте Евангелия от Иоанна: «Истина освободит вас; Если Сын освободит тебя, то ты истинно свободен» (Иоанна 8:32, 34). Апостол Павел затем десятки раз употребил это греческое слово и ввел его в христианское богословие: «Христос освободил вас для свободы!» ( Гал 5:1) «А где Дух Господень, там свобода!» (2 Кор 3:17).
В 1520 году Мартин Лютер завершил серию своих основных реформаторских сочинений «К христианскому дворянству немецкой нации», «О добрых делах», «О вавилонском пленении церкви» свокй небольшой, совершенно неполемической и, вероятно, наиболее законченной и  прекрасной работой «О свободе христианина». Благодаря этой «книжке», которая «содержит всю сумму христианской жизни»1, свобода стала программным лозунгом Реформации. Примерно 250 лет спустя, в эпоху Просвещения, великие умы Германии восхваляли «свободу», которую принес нам Лютер.2 Иоганн Готфрид Гердер, генеральный суперинтендант Веймара, писал: «Geist - это суть лютеранства, свободное убеждение, тестирование и саморефлексия; без этого духа свободы все является или становится трупом». 3 По мнению Иоганна Вольфганга фон Гете, мы должны благодарить Лютера за то, что мы «освободились» «от оков
духовной ограниченности» . Человек определяется самим собой как свободный».Так впервые был установлен и доведен до истинного сознания этот принцип христианской свободы. Таким образом , в самых сокровенных частях человека было помещено единственное, что имеет значение, место , в котором он находится только с самим собой и с Богом; и с Богом он только  сам, в своей совести он должен быть дома сам с собой...
Лютер не завершил бы свою Реформацию, не переведя Библию на немецкий язык; и субъективная свобода не могла бы существовать без этой формы мышления на своем языке. Таким образом, принцип субъективности стал теперь моментом самой религии ; и с этим он получило свое абсолютное признание.. "Поклоняться Богу в Духе (Ин. 4:24), теперь это слово исполнилось; Дух существует лишь при условии свободной духовности субъекта.. Момент бытия духа в себе, бытия свободным, прихода к самому себе» есть «принцип Реформации ».6 Да, всемирная история как в целом можно рассматривать как «прогресс в сознании Свободы».7. Чтобы отметить 500-летие Реформации, EKD организовала Десятилетие Реформации с меняющимися темами и процессом реформ; в рубрике «Церковь Свободы»
Однако свобода – общее слово, и редко два собеседника понимают под ним одно и то же.. Поэтому мы должны позволить самому Лютеру говорить и внимательно слушать,
что он имел в виду под свободой. Нам на помощь приходит то, что Лютер также прокомментировал отсутствие свободы человечества в своем подробном ответе на
написанный против него трактат «De libero ariantio – О свободной воле» Эразма Роттердамского, а также в своем, вероятно, самом глубоком труде «De servo ariantio – О рабстве воли»  1525 года. Лютер восхваляет гуманиста: в отличие от боровшихся против него римских богословов, он «один взялся за сам вопрос», о котором собственно и шла конфессиональная полемика8. Только на темном фоне этого отсутствия выявляется свобода природного человека, «правая, духовная, христианская свобода»9, как ее понимал Лютер.

I

Князь гуманистов, живший в Базеле, опубликовал в 1524 году книгу против Лютера, в которой он, мысливший более философски, но желавший быть христианином и оставаться католиком, защищал свободу человеческой воли. Лютер уже давно оспаривал
свободную волю человека по отношению к Богу, особенно в Гейдельбергском диспуте 1518 года, где он сформулировал в 13-м тезисе: «Свободная воля после греха является вопросом только дел человека, и до тех пор, пока он делает то, что ему принадлежит, он грешит смертно».10 Эразм 11, с другой стороны, определил это как «силу человеческой воли, с помощью которой человек может обратиться к тому, что ведет к вечному спасению , или отвернуться от  действия благодати»,12 или «что свободная воля может решать, каким образом она относится к благодати Божией».13. Лютер не отрицает определенную свободу воли людей в мирских делах: «Свобода воли (может) делать что-то по своей природе, например, есть, пить, размножаться, управлять». 14 Но он проводит резкое различие между природой и благодатью или человеком в его земной жизни и перед Богом. 15 Есть вещи», которые люди могут «использовать, делать и оставлять», но в отношении Бога, в «высших вещах», которые «относятся к спасению и проклятию», человек «не имеет свободной воли, но является пленником, подданным и рабом либо воле Бога или воле сатаны»16.
Если серьезно относиться к всемогущему Богу, то по отношению к Нему не может быть никакой человеческой свободы. «Все, что мы делаем, все, что происходит, даже если оно кажется нам изменчивым или случайным, в действительности все равно происходит необходимо и неизменно, если посмотреть на волю Божию. Божья воля действенна, и ей невозможно помешать, потому что это естественная сила Самого Бога»17. «Бог  все знает заранее, нет ничего случайного, только определенное; Он знает заранее и ставит все перед Собой и делает все с неизменной, вечной и непогрешимой волей. Посредством этой молнии свободная воля поражена и полностью уничтожена» 18 «Предведение и всемогущество Божие безмерно борется с нашей свободной волей» 19. Все происходящее обязательно происходит 20. То есть свобода воли есть ничто»21. Строго говоря, свобода в этом отношении есть предикат Бога, «свободная воля есть Божественное слово и не может принадлежать никому, кроме одного Божественного величия».22 Соответственно,  слово Божие ничем не связано (2.Тим 2.9) и Христос правит миром во всей свободе.23
Отвержение Лютером свободной человеческой воли - это не просто логическое следствие его взгляда на Бога, согласно которому всемогущество Бога - это не просто «сила», посредством которой Он делает многое из того, что мог бы, но именно то, посредством чего мощно делает все во всем» 24. «Если не мы, а один Бог совершает в нас спасение, то мы не совершаем ничего спасительного пред Его делом, хотим мы того или нет»25. Эту несвободу человеческой воли Лютер описывает более подробно, говоря, что это  «не принужденная, но неизменная необходимость». 26 «Пока у него нет Духа Святого, человек не делает зла невольно, увлекаясь силой, как бы с вывернутой шеей, так же, как вор или грабитель невольно ведётся на наказание, но с радостью и радостной волей. Он не может отказаться, ограничить или изменить эту подлинную добровольность и эту волю действовать самостоятельно, но продолжает хотеть и любить. Даже если его внешне силой принуждают сделать что-то иное, воля остается внутренне отвернутой и восстает против того, кто принуждает и сопротивляется. Но он не расстроился бы, если бы его изменили, и охотно пошел бы на насилие. Мы просто называем это неизменной необходимостью; воля не может измениться или повернуть куда-то еще, но все больше стимулируется желанием, пока ей сопротивляются. Что доказывает его негодование; этого бы не произошло, если бы человек был свободен или имел свободную волю. Спросите у опыта , насколько неубедительны те, кто эмоционально привязан к чему-либо» 27
"Бог не принуждает. Волю  нельзя изменить никаким сопротивлением, нельзя даже победить или заставить пройти через врата ада, но человек продолжает хотеть и любить добро, так же, как он прежде желал и любил зло. Это, в свою очередь, доказывает, насколько непобедимыми и стойкими являются святые люди, когда они используют усилие для чего-то другого, будучи вынуждены к нему.  Поэтому они еще более побуждаются к нужде, подобно тому, как ветер больше разжигает огонь, чем гасит, так и там; здесь нет ни свободы, ни свободной воли обратиться куда-либо или хотеть чего-то иного , пока дух и благодать Божия пребывают в человеке» 28."Не заставили бы – не захотели бы; потому что принуждение - это скорее отсутствие воли. Но когда более сильный нападает на нас и, победив, берет нас как свою добычу, мы снова оказываемся рабами и пленниками через его дух (который, тем не менее, является царской свободой), то так и есть; мы хотим и рады делать то, что хочет Он сам. Так и воля человеческая помещена посередине, как ездовое животное: когда Бог восседает, она хочет и идет, куда хочет Бог; когда дьявол садится, она хочет и идет туда, куда хочет дьявол; и не в ее воле бежать к обоим всадникам или искать их, но оба всадника сами борются за то, чтобы схватить ее и овладеть ею» 29. будь то добро или зло, будь то одержимость Богом или дьяволом, Лютер отрицает «свободную волю», которая лежит посередине между обеими формами воли и может решать в пользу той или другой.
Это «диалектический вымысел; в человеке есть средняя или чистая воля ... Христос говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня...» (Лк. 11:23) Если Бог в нас, то сатаны нет и есть только добрая воля; когда Бог отсутствует, сатана присутствует и питает в нас только злые желания. Ни Бог, ни диавол не допускают в нас только чистой воли,... вернее, когда мы теряем свободу, мы принуждены служить греху, то есть хотим зла и греха, говорим зло и грех, делаем зло и грешим». 30 «Нет среднего царства между царством Божиим и царством сатаны, оба сражаются друг с другом и постоянно. Где  истины и жизни нет - не должно ли быть лишь заблуждениям, лжи и смерти? Потому что не стоит спорить о словах. Если верно все, что сказано о Христе и благодати, то там; противопоставляются друг другу противоречивые вещи, а именно: кроме Христа есть только сатана, кроме благодати только гнев, отдельно от света только тьма, отдельно от пути только заблуждение, помимо истины только ложь, кроме жизни только смерть... 31 Если не допустить этого; если Священные Писания говорят через противоположности, вы таким образом ослабляете их; они ничего не дают и не доказывают необходимости Христа; или если вы постулируете свободную волю, вы опустошаете Христа и разрушаете все Писание» 32.  Все, что без Духа Христова, - подвержено сатане, нечестию, заблуждению, тьме, греху, смерти и гневу Божию, все свидетельства противоречат свободе воли, сколько бы ни говорили о Христе.33 «Ты (Эразм), который представляет себе, что человеческая воля есть вещь, лежащая посередине и предоставленная самой себе, легко вообразишь при этом, что происходит испытание воли с обеих сторон, потому что ты воображаешь, что и Бог, и дьявол находятся далеко, как зрители этой изменчивой и свободной воли...Они  водители и движители этой плененной воли, борющиеся изо всех сил друг с другом... Либо царство диавола в людях - ничто, и поэтому Христос солгал бы, либо царство его, как описывает его Христос, и свободная воля есть не что иное, как пленное ездовое животное дьявола, которое не может быть освобождено, пока дьявол не будет сначала изгнан перстом Божьим (Лк 11:20)». 34
Теперь Эразм спрашивает: «Почему Бог установил (заповеди), если все
делается посредством необходимость?»35 «Когда Писание говорит: «Если хочешь, можешь соблюдать заповеди...» (Сир. 15:14), это означает, что в человеке есть воля держать и не держать».36 «Из этого следует, что человек может делать то, что предписано».37 Лютер, с другой стороны, подчеркивает, что слова закона употребляются в сослагательном, повелительном или условном наклонении, а не в изъявительном.38 Они просто говорят: «там»; что-то надо сделать, но не что это действительно сделано или может быть сделано.39 Не следует допускать такого вывода: если хочешь, то можешь.40 «Слова закона сказаны не для того, чтобы подтвердить силу воли, но для того, чтобы утвердить слепой разум, просветить, благодаря чему он видит, насколько тщетны его свет и сила воли. Познание греха, говорит Павел, приходит через закон (Рим 3:20)... Но знание не сила и не приносит силы, а воспитывает и показывает; что там нет силы и как велика там слабость; где человек  считает себя свободным, счастливым, расслабленным, сильным, цельным, живым». 42. «Следовательно, это работа дьявола; он удерживает там людей; они не сознают своего несчастья, но воображают, что могут сделать все, что им говорят. Но работа Моисея и законодателя противоположна; она показывает человеку его несчастье через закон, чтобы он, сокрушенный и смущенный в своих познаниях, мог быть приготовлен к благодати, отправлен ко Христу и таким образом спасен». Закон способствует этому. И не праведность через закон, но познание греха. Это плод, дело и задача закона; это свет невежественным и слепым, но такой свет, который показывает болезнь, грех, зло, смерть, ад, гнев Божий, но не помогает и не освобождает от них, довольствуется вестью. Тогда человек опечален и подавлен, даже отчаялся из-за осознанной болезни греха. Закон не помогает, тем более он не может помочь себе сам. Действительно необходим другой свет, показывающий лекарство. Это голос Евангелия, показывающий Христа как избавителя от всего этого. Ни разум, ни свободная воля не показывают этого» 44. Слово Божие заверяет нас в христианской свободе; Христос хочет
распространить его и свободно править по всему миру ; слово Божие освобождает совесть; потому что закон был отменен и грехи прощены, они (христиане) царствуют в двойной свободе благодаря победе Иисуса Христа.45
Поэтому Лютер обвиняет Эразма в том, что он «не делает различия между словами закона и Евангелия и в том, что он настолько слеп и невежественен, что…  не видит, что такое закон, что такое Евангелие... и ему приходится все смешивать: рай, ад, жизнь, смерть, и он почти ничего не знает о Христе» 46. Закон исполняется над теми, кто
не чувствует и не сознает греха... тогда слово благодати приходит только к тем, кто, чувствуя грех, унывает и искушается отчаянием». 47 «Не так они стоят. Не только все
слова закона против свободной воли, но и все слова обетования совершенно отрицают ее, то есть все Писание борется против нее». 48 «Правда, что Диатриба говорит, и все софисты также говорят , что мы достигаем этого благодаря благодати нашего опыта  и будем готовы получить его, хотя и не благодаря достоинству равенства. Это означает отрицание Христа». 49
Поэтому Лютер борется в «De servo ariantio» «против свободной воли ради благодати Божией». 50 «Кто истинно не сомневается; все зависит от воли Божией, он отчаивается в себе, ничего не выбирает, а ждет там деятельного Бога, наиболее близок к благодати; он будет спасен». 51 «Но все, чего не делает благодать Божия, не есть добро. Отсюда следует, что свободная воля не вполне свободна без благодати Божией, но неизменно пленна и раба зла, потому что не может обратиться к одному добру».52 «Если  дух (жизнь и вечное Спасение ) не открылось , чтто если ни одно человеческое сердце ничего не знало и не думало об этом деле, тем более ему недостает того; оно не могло бы обратиться к Богу или пожелать этого». 53 «Эти два предложения Павла несомненны: «Праведник живет верою» (Рим. 1:17), и «все, что не верою, есть грех» (Рим. 14: 23)... Но грешники - это плохие деревья и не могут делать ничего, кроме греха и приносить плохие плоды. (Мф 7:17 и далее.) Следовательно, свободная воля - это не что иное, как раба греха, смерти и дьявола, неспособная ничего делать или делать что-либо или
пытаться что-либо, кроме зла». 54 «Когда свобода потеряна, воля принуждается или содержится в рабстве греха».55 «Писание определяет, что человек развращен и пленен,
и он гордо презирает и игнорирует свою развращенность и плен».56
Наконец, Лютер утверждает: «Так же, как человек, прежде чем он был создан, чтобы он мог быть и стать человеком, ничего не делает и ничего не пробует, благодаря чему он становится творением, и после того как был создан, он ничего не делает и ничего не пытается, благодаря чему он продолжает оставаться творением, но и то, и другое происходит исключительно по воле всемогущей силы и благости Бога, творящего и поддерживает нас без нас, но Он не действует в нас без нас, потому что Он создал и сохранил их для этой цели; Он действует у нас, а мы с сотрудничаем с Ним, но это произойдет не за пределами Его  всемогущества или внутри Его Царства благодаря уникальной силе Его Духа, и мы тогда можем сказать: Прежде чем человек обновится в новую тварь в царстве Духа, он ничего не делает, ничего не пробует того, чем он был бы подготовлен к этому обновлению и этому Царству. После этого, воссоздавшись,
он ничего не делает, ничего не пробует, чтобы тем самым он мог оставаться в этом Царстве, но Дух в нас один делает то и другое, сохраняя вновь созданных без нас». 57 «Но Он  не действует без нас, потому что Он Сам создал их для этой цели и сохранил; Он работает в нас, и мы работаем вместе с Ним. Так Он проповедует, милует бедных, утешает страждущих через нас. Действительно, что здесь дано свободной воле? Да что ей оставалось, если не ничего? И на самом деле ничего».58.
В своей последней исповеди Лютер объясняет сокровенные мотивы своего радикального богословия: «Я искренне признаюсь о себе: даже если бы это могло произойти, я не хочу этого. Если бы мне была дана свобода воли или оставлена в моих руках что-то, посредством чего я мог бы сделать что-то для спасения, не только потому, что я находился в таком большом противостоянии и опасности, то против такого количества борющихся демонов не было бы ни силы устоять, ни возможности удержаться потому, что демон сильнее всех людей, и тогда ни один человек не будет спасен.
А потому, что даже если бы не было ни опасностей, ни сопротивления, ни бесов, я
все равно был бы вынужден постоянно работать в неизвестность и поражать ударами воздух (1 Кор. 9:26) и, следовательно, свою совесть, даже если бы я мог жить и работать вечно, ничего никогда не было бы наверняка; и, конечно же, сколько всего  придется сделать, чтобы Бог сделал достаточно. С другим так тоже: каким бы совершенным ни было дело, остается сомнение относительно того, угодно ли оно Богу или
необходимо что-то сверх этого, как показывает опыт всех стремящихся к справедливости
(iustitiarius), и, к своему великому вреду, я узнал достаточно о том за столько лет. Но теперь, когда Бог взял мое спасение сверх моей воли в Свою собственность и пообещал сохранить меня не моими делами или моим путем, а Своей благодатью и милостью , я уверен в Том, Кто достоин доверия и не солжет мне, Он также могуществен и велик; есть, так вот; никакие демоны, никакое сопротивление не смогут сломить Его или оторвать меня от Него. Никто (говорит Он) не вырвет их из руки Моей, потому что Отец, давший
их Мне, больше всех» (Иоан. 10:28 и далее). 59
Итак, вопрос в том, свободна или несвободна человеческая воля? заслужу ли я
Божью благодать своими делами или получу ее бесплатно, - в конечном счете, вопрос об экзистенциальной уверенности в моем спасении. Лютер, который обратился к императору и империи в Вормсе в 1521 году по поводу своей «совести, пойманной в ловушку Слова Божьего»60, точно знал это благодаря  собственной многолетней борьбе; мы уверены в своем спасении, только если оно не основано на наших усилиях, которые всегда несовершенны из-за греха, а дано нам Богом по чистой милости. Будучи монахом, Лютер искал милостивого Бога посредством многих благочестивых упражнений, но нашел Его и
соответствующую Ему свободу, радость, уверенность и счастье только через веру в Иисуса Христа. Нам теперь нужно поговорить об этой свободе веры, которую Лютер выразил словами более ясно и красиво, чем любой другой христианский богослов.

II

 Христианская свобода – это не всякая свобода, а определенная, а именно «духовная» свобода, отличающаяся от всех других свобод, как, например, физическая свобода – идти, жить, делать и оставлять, где и что хочу, – или политическая - свободно выражать свое мнение, свободно жить согласно своей религии, принимать участие в выборах - или интеллектуальная - "мысли свободны"; их  следует различать. И это сложная свобода, которая идет рука об руку с обязательствами и поэтому может быть представлена только противоречиво и диалектически. Так же, как человек, попавший в рабство греха и дьявола, делает зло не по принуждению, а охотно и с любовью ,61 но не отпускает греха, который любит грех и не может обратиться к Богу, так христианин, освобожденный от греха, связан верой с Богом и «таким образом порабощен и заключен в тюрьму Святым Духом (что, тем не менее, является царской свободой)»62, так Он «полон свободной воли, склонен и самопроизвольно делает то, что хочет Бог».63
Об этой диалектике свободы, которая существует и в мирской сфере, еще говорил апостол Павел64 : «Ибо, когда вы были рабами греха, там вы были свободны от правды... А теперь, когда вы освободились от греха и стали рабами Божиими...» (Рим. 6:20,22) «Христос освободил нас к свободе! Стойте теперь твердо и не позволяйте снова возложить на вас иго рабства!» (Гал. 5:1) «Ибо всякий, кто призван быть рабом у Господа, есть Господом освобожденный; так и кто призван быть свободным, тот раб Христов» (1 Кор. 7:22) «Ибо хотя я и свободен от всех, но всем сделался рабом, чтобы приобрести как можно больше (1 Кор . 9:19) Два знаменитых вступительных тезиса трактата о свободе Лютера касаются этой христианской диалектики свободы и рабства : «Христианин - свободный господин над всем и никому не подчиняющийся. Христианин всему служит и всем подчиняется»65.
Как следует понимать это противоречие? Затем Лютер проводит различие; Павед видит в христианском человеке66 «две природы», это «новая, внутренняя, духовная» и «ветхая, внешняя, телесная личность».67 Одной он приписывает рабство в служении благодати, другой  свободу в вере. Христовой. «Никакая внешняя вещь» не может  сделать внутреннего человека «свободным и благочестивым», потому что его «благочестие и свобода» или «нечестие и тюрьма» «не телесны и не внешние»: «Какая польза от этого для души?» Тело ничем не ограничено, свежее и здоровое, ест, пьет, живет так, как хочет? Опять же, какой вред это причиняет душе, если тело заперто, больное и утомленное, алчущее, жаждущее и страдающее , как ему не нравится?» 68  И наоборот, душе не вредит, если тело в лохмотьях или находится в несвятых местах и требуются все благочестивые дела.69 «Ничто из этого не достигает души, чтобы освободить ее или (чтобы) поймать ее в благочестие или творить зло».70
Какой это смелый, крутой тезис Лютера о внутренней свободе души, превышающей все внешние ограничения, если мы подумаем о множественных взаимодействиях между физическими и психическими состояниями, которые известны каждому человеку и о которых также знает Библия (ср. Пс 6:3 и далее; 32:3 и далее; 51:10; 104:15). Резкие антропологические различия, кажется, здесь уже предвосхищают различие Декарт между res cogitans и res extensa, мыслящим эго и протяженным телом. Но Лютер думает не о неоспоримых психосоматических связях природного человеческого существа, а скорее о христианской, верующей душе, освобожденной и определяемой Святым Духом.
Но что превращает первоначально и большей частью несвободную и плененную душу в свободного христианина? Лютер отвечает: «Душа не имеет ничего другого, ни на небе, ни на земле, в чем она могла бы жить, быть благочестивой, свободной и христианкой, кроме святого Евангелия, Слова Божия проповедуется Христом.»71 «Душа может обойтись без всего, кроме Слова Божьего, и без слово Божие ей никак не помочь. Но там, где у нее есть слово, ей уже ничего другого не нужно, но в слове она имеет изобилие, пищу, радость, мир, свет, искусство, справедливость, истину, мудрость, свободу и все доброе в изобилии 72. Отец Церкви Августин после десятилетий поисков и странствий признался, что он хотел искать только Бога и душу и что он нашел их как христианин 73. Монах-августинец и реформатор Лютер сузил этот источник религии до «слова Божьего и души» - в остальном здесь нет ничего необычного. Однако это кажущееся сужение и ограничение становится источником превосходного богатства, о чем свидетельствует изобилие  даров и понятий, которые мы создаем с верой из Слова Божьего 74. Свобода - лишь один из них, хотя и последний, который здесь выделен.
Лютер тщательно различает закон и Евангелие в следующем объяснении содержания Слова Божия: «Все Священное Писание разделено на два разных слова: это
заповедь и закон Божий и обетование. Заповеди учат и предписывают нам много добрых дел, но они еще не свершились. Они дают советы, но не помогают, учат, что надо делать, но не дают сил это сделать. Вот почему они устроены так, чтобы  человек видел в этом свою неспособность творить добро и учился отчаиваться в себе, видя свою вечную погибель 75. «Но есть и обетование»76, в котором Бог представляет нам «возлюбленного Сына Своего Иисуса Христа и говорит тебе Своим живым, утешительным словом: тебе следует предаться Ему с твердой верой и уповать на Него непрестанно. Посему ради той же веры все грехи твои будут прощены, вся развращенность твоя будет побеждена, и ты будешь праведным, истинным, мирным, благочестивым, со всеми исполненными заповедями, свободным от всего» 77. Бог говорит в Евангелии: «Вот, веруйте во Христа, в Котором обещаю вам всякую благодать, справедливость, мир и свободу, - если верите, то имеете; если вы не верите, у вас его нет!»78
В Библии Лютер всегда проводит различие между законом и Евангелием и, соответственно, у христиан - делами и верой, но при этом также относит их друг к другу: «Итак, обетования Божьи дают то, что требуют заповеди, и исполняют то, что говорят заповеди. «Все принадлежит Богу, заповедь и исполнение, Он один имеет в виду, Он один исполняет» 79. Так и все слова Божии святы, истинны, справедливы, мирны, свободны и полны всякой благости; посему, кто прилепится к Нему с истинною верою, душа его там соединится с ним вполне; всякая добродетель слова становится его собственной, и потому через веру душа становится святой, справедливой, истинной, мирной, свободной и полной всякой доброты от слова Божия, истинным чадом Божиим» 80.
Легко понять, почему благодать может сделать так много, причем именно там, где никакие добрые дела не могут быть похожи на нее. Ибо никакое доброе дело не зависит от Божественного слова, как вера, и не может быть в душе, но только слово и вера правят в
душе. Как есть Слово, так и душа происходит из него, как железо становится красным, как
огонь, от соединения с огнем. Итак, мы видим вот что: когда у христианина достаточно веры, нет нужды ни в каком труде; он был набожным; если он уже не нуждается ни в каком труде , то он непременно освобождается от всех заповедей и законов, если же он освобожден, то он несомненно свободен. Это христианская свобода, единая вера».81
Вера не только соединяет душу со Словом Божьим, но также - поскольку Евангелие
есть Благая весть об Иисусе Христе, Слове Божием, ставшем плотью (Иоан. 1:14, соединяет «со Христом, как невесту с ее женихом. Из чего следует брак, там; Христос и
душа становятся одним телом (Еф. 5:30 и далее), так и добро обоих, беды, случайности и все становится общим; – то, что имеет Христос, – это достояние верующей души, то, что имеет душа, становится достоянием Христа. Итак, у Христа есть все блага и счастье, принадлежащие душе. И душа имеет в себе все пороки и грехи, которые становятся достоянием Христовым (ПО ВМЕНЕНИЮ! - Пер.).. Здесь возникает счастливая перемена
и конфликт, потому что Христос есть Бог и человек, Который никогда не грешил, и
благочестие непреодолимо, вечно и всесильно, если человек верит.  Если душа грешит через свое состояние, то у нее есть вера, которую она делает своей и не делает иначе, как если бы  она что совершила, ибо грехи должны быть поглощены ею и утоплены. Ибо Его (Христа) непобедимая праведность слишком сильна для всех грехов. Так душа становится свободной  от всех своих грехов исключительно через свое сокровище, то есть ради веры. с вечной праведностью Ее Жениха Христа. Разве это не счастливое домостроительство, когда богатый, благородный, благочестивый Жених Христос берет замуж бедную, презираемую, злую душу и освобождает ее от всех зол и украшает ее всеми благами»82
Лютер описывает теперь это общение со Христом. Христиане используют
ветхозаветные чины царя и священника, что исполнены в Иисусе Христе, Который является «Царем и Священником» в «духовном» смысле83 и в то же время дает Своим людям долю в Своей царственной священнической власти в Святом Духе 84. «Христианин настолько возвышается над всем через веру , что; он становится духовным господином, ибо ничто не может помешать его счастью. Да, так и должно быть; Он подчинит ему всё и помоги достичь спасения (Рим 8:28).85  Не так, что мы физически способны владеть всеми вещами или пользоваться ими... потому что мы должны умереть физически, и никто не может избежать смерти; так и мы должны быть подвластны и многим другим вещам... Ибо это духовное правило, царствующее в телесном угнетении, то есть я могу совершенствовать себя во всем по душе. Смерть и страдание также должны служить мне и быть полезными для счастья. Это высокое, честное достоинство и правильное, всесильное правило, духовное царство, где нет ничего такого хорошего, такого дурного, как должно быть. Это послужит мне очень хорошо, я верю... Посмотрите, какая чудесная свобода и сила есть у христиан... Священство делает нас достойными предстать перед Богом и помолиться за других... Итак, Христос приобрел нас там; мы можем духовно ходатайствовать и молиться друг за друга... А кто не верует во Христа, тому ничто не служит ко благу,  он всему  слуга, ему должно; раздражаться на все. К тому же его молитва неприятна Богу и не предстает пред очами Его. Кто же может себе представить честь и возвышение христианина? Через свое царство он силен во всем, через свое священство он силен в Боге, потому что Бог делает то, что он просит и хочет... Отсюда ясно видно, как христианин свободен от всего и над всем; здесь; ему для этого не нужны никакие добрые дела , так как он благочестив и блажен, но вера приносит ему все, и он. сильный во всем и во всем. Мы делаем то, что приемлемо и угодно Богу»86.
Но как понимать эту свободу более подробно? В то время как в мире господа и слуги, цари и подданные, священники и миряне всегда разные люди87, христианин всегда является господином и слугой одновременно, потому что Христос не властвует над нами, как царь или даже угнетаемый тиран,  как священник или даже Папа празднует перед нами и унижает нас до невежественных и беззаконных мирян, но «Он разделяет» Свое Божественное всемогущество и первосвященническое достоинство «со всеми Своими христианами», так как они также «верою... все цари и священники» с Ним.88 Это имеет
последствие, которое радикально меняет понимание и осуществление правления.89 Ибо Тот, Кто был вознесен по правую руку Бога, Кто тайно царствует над всеми «империями, державой, властью, владычеством» 90, дает нам через веру долю в Своем царственном правлении над миром, примиряет нас со Своим Отцом через Свою первосвященническую жертву на кресте, ходатайствует на небесах за нас 91 и таким образом дает нам власть и смелость  приближаться к Богу в духе благодати и просить Его обо всем. Правда, не всякое молитвенное желание исполняется, и мы не можем распоряжаться земными вещами так, как хотим. Но наше внутреннее отношение к миру и к Богу стало совершенно иным благодаря Христу.92
Своим великим языком и библейскими образами Лютер описывает будущее спасение и эсхатологическую надежду христиан так, как если бы это была нынешняя Вера и уже существующая свобода. в духе. Земные вещи, силы и, возможно, тираны все еще здесь и могут обременять и угнетать нас. Крест и страдания, смерть и дьявол нападают на нас и в конечном итоге забирают нашу жизнь. Но в конечном итоге они не могут ни коснуться верующего сердца, ни лишить нас Божьей благодати или вечной жизни. Если мы во Христе и Христос в нас, то мы имеем по отношению к ним свободу и неприкосновенный бастион, далеко превосходящий одинокую внутреннюю невозмутимость (атараксию) стоиков, потому что мы уверены в любви Божией в Святом Духе и можем верить в Его помощь и спасение. Триединый Бог поддерживает нас во всех внешних невзгодах и, наконец, спасает в Свое вечное Царство. Христианин стоит как царь и  поэтому в вере «свободен... от всего и превыше всего»93, потому что, подобно священнику, по благодати Иисуса Христа он имеет свободный доступ к Отцу и «силен Богом»94. Подумайте только о мученической смерти апостолов и свидетелей веры95, на которую указал Лютер, или о совместной смерти и распятии со Христом, которого учил Павел, чтобы мы могли воскреснуть с Ним и жить вечно с Богом96, или о перистазисе Павла 97.
Эта свобода христианина, подобную которой Лютер и другие реформаторы
вывели на свет, не только упразднила церковную иерархию и установила фундаментальное равенство всех христиан98, но и – без ущерба для лютеранского
учения о двух царствах - унизила княжеские престолы. В этой перспективе политика демократизируется и абсолютное господство тиранов, т.е. господство людей над людьми, столь же ложное, сколь и чуждое Богу, лишается духовной легитимности. Демократизация государств, начавшаяся в Англии со «Славной революции» (1689 г.), во Франции с Революции (1789 г.), в США с Декларации независимости (1776 г.) и в Германии с Конституции Паульскирхе (1848 г.), подобна Пресвитериально-синодальным церковным приказам (Рейнский церковный приказ 1843 г.), и это  явно далекое влияние  интеллектуальной истории Реформации и свободы, которую Лютер взял себе перед императором и империей в Вормсе в 1521 г., связав себя лишь Священным Писанием.99
 Однако, ввиду разнообразных несчастий Католической Церкви своего времени, сам Лютер сыграл самую важную и решающую роль в освобождении христиан от ложных и неправедных человеческих постановлений, законов и заповедей в церковной и светской жизни, основываясь на оправдании грешника исключительно через веру в благодать Божию и признавая соответствующую свободу от всех человеческих законов, заповедей и дел.100 Дело обстоит ге так, что мы не должны творить добра и справедливости и не должны исполнять государственные законы и Божественные заповеди в мире.
Но они уже не нужны для нашего положения перед Богом, для оправдания грешника
и для доступа к Божественной благодати. Поскольку мы верим в Иисуса и обладаем
христианской совестью, мы принципиально свободны от них.101

III

Во второй части своего трактата о свободе Лютер показывает, как «человек-христианин», который в вере внутренне является «свободным господином над всем и никому не подчиняется», внешне является «слугой всего и подвластен всем» 102.
Ему ничего не позволено делать где он слуга, в любви  он может делать все что угодно»103. Эта диалектика свободы и рабства, которая через благодать заменяет антагонизм мнимой свободы и фактического рабства в воле грешника 104, коренится в Личности Иисуса Христа. Апостол также представляет нам Христа «как пример», Которому мы должны подражать и следовать, «Который - был ли он полон Божественного образа и имел достаточно для Себя и Своей жизни, работа и страдания не были для Еего нуждой... Таким образом, Он стал благочестивым и счастливым - однако Он выражался и вел Себя как слуга, делал и терпел все, что угодно, не принимая во внимание ничего, кроме наших интересов, и поэтому - хотя Он был свободен - но сделал это ради нас"105.
"Так христианский человек, как и Христос, Глава его, должен быть удовлетворен также своей верой.... которая есть его жизнь, благочестие и спасение, которая дает ему все, что есть у Христа и Бога... И он свободен теперь вполне добровольно творить себя слуга, помогать ближнему своему, ходить с ним и поступать так, как поступал с ним Бог через Христа, и все это свободно, чтобы ничего в этом не искать, кроме Божественного благоволения... и стать христианином для ближнего , как стал Христос ко мне.»106 «Вот, из веры вытекает любовь и стремление к Богу, а из любви вытекает свободная, желающая, счастливая жизнь, свободное служение ближнему своему . Ибо как наш ближний страдает и нуждается в остальных из нас, так и мы перед Богом терпим трудности и нуждаемся в Его благодати. Поэтому, как Бог даром помогал нам через Христа, так и через Его тело и Его дела мы не должны делать ничего иного, как добро нашему ближнему 107.
Добрые дела, которые Лютер прежде выводил из веры в благодать Христа исключены из оправдания до возвращения Бога в повседневное человеческое взаимодействие. Поскольку христианин получил «первые плоды духа» (Рим 8:23)108 до «последнего дня», «он еще остается в этой физической жизни на земле и должен; управлять своим телом и обращаться с людьми..., ходить не праздно..., поститься, бодрствовать, трудиться» 109. Такие дела.действительно хороши. «Одну и ту же работу не нужно совершать, полагая, что; через это человек становится благочестивым пред Богом, ибо вера не может терпеть ложных понятий о ней» 110. Есди через дела мы хотим стать благочестивыми и счастливыми, они уже нехороши и совершенно предосудительны, потому что они несвободны и оскорбляют благодать Божию, которая одна делает человека благочестивым и счастливым через веру».111 «Поэтому его мнение должно быть быть свободным от всех дел и направленным только к той цели, что он служит другим людям и полезен... значит, истинно христианская жизнь и вера идут на дело с радостью и любовью» 112 . «Ибо я боюсь того, в чем каждый ищет только своего, веря, что таким образом он сможет искупить свои грехи и стать счастливым. Все это происходит от незнания веры и христианской свободы». 113 «Ибо всякая работа, которая не направлена на служение другому или на помощь в его страдании... не есть доброе христианское дело». 114
При такой концентрации на веру в качестве оправдания Лютер освободил труды и жизнь христиан от всех поисков идентичности и всех вторичных сотериологических намерений, он деклерикализовал и секуляризовал христианский мир труда и, таким образом, освободил его для безраздельного милосердия и полной объективности. Истинная любовь не думает о себе эгоистично, а лишь стремится угодить Богу и сделать добро другим: «Видите, такова природа любви, где она истинна. Но  она действительно есть,где вера истинна» 115. Человек . должен «управлять своим делом»116. «Внутренний человек един с Богом, радостный и веселый ради Христа, столько сотворившего для него, и все его удовольствие там. Если же он, в свою очередь, хочет свободно служить Богу в свободной любви, то находит в своей плоти упорную волю, желающую служить миру и искать того, что облегчает его. Плоти это не нравится, и она хочет вцепиться ему в шею, чтобы обесспокоить его».117 Тело должно « быть целеустремленными и тренированным со всей возможной дисциплиной; оно становится послушным и сообразующимся с внутренним человеком и верой, не препятствуя и не сопротивляясь, как это свойственно его природе, где его не принуждают». Внешний человек становится послушным внутреннему человеку, прежде чем он сможет затем стать послушным ближнему в любви и добрых делах.119
Тем не менее , как подчеркивает Лютер, эти послушные дела милосердия. происходят одновременно в «христианской свободе»120 и из «свободной любви».121 Ибо, подобно посадке, сбору урожая, построению и сохранению рая Адамом (и Евой), «тщетно свободные «дела» совершались «ради не чего иного, как чтобы угодить Богу, а не достичь благочестия, которое человек имел прежде... Так и дело верующего человека, который верою своей возвратился в рай установленный и сотворенный, заново, таково, чо не нуждается в делах, чтобы стать благочестивым, но он уже таковым является. Если он не будет  ходить праздно, будет работать и защищать свое тело, то ему повелено совершать такие свободные дела исключительно для того, чтобы угодить Богу» . Иные дела уже «нехороши, потому что несвободны». 123 Но как Дева Мария, хотя и была чиста и как таковая свободна от закона, из «свободной любви»  « очистила себя по закону» (Лк. 2:22 и далее), как Павел поступил с Тимофеем ради «слабоверующих иудеев», хотя в этом и не было необходимости, Титу он не велел обрезаться, когда это якобы было необходимо «для спасения» (Деян. 16:3; Гал. 2:3),  Иисус и Петр, как «Свобод ные дети Царя» не должны были платить храмовую подать, и тем не менее, чтобы не обидеть, они давали монету, найденную во рту рыбы (Мф 17:24 и далее), затем «дела все... христиане » не необходимы «для счастья, но все являются свободными служениями для воли и улучшения других» и совершаются «из любви и свободы».124
Лютер подчеркивает снова и снова – и мне кажется, что это
быть решающей точкой его понимания свободы – что «никакого труда, никакой заповеди не нужно христианину, чтобы быть блаженным, но он свободен от всех заповедей и из чистой свободы делает все, что делает, свободно, не ища ничего для своей пользы или счастья, потому что он уже сыт и счастлив своей верой и благодатью Божией, но только для того, чтобы угодить Богу» . «Вот, из веры вытекает любовь и
стремление к Богу, а из любви вытекает свободная, добровольная, радостная жизнь, свободное служение ближнему»126.
Резюмирую: христианская свобода – это «духовная свобода» веры в Божию благодать. Это Дух Иисуса Христа, Который следует отличать от всех других свобод, таких как физическая, экономическая, юридическая, художественная, интеллектуальная, религиозная свобода. Как таковая, эта свобода не является ни врожденной , ни самоприобретенной, а, скорее , свободой, данной Иисусом Христом людям, которые в противном случае были бы несвободны и порабощены законом, грехом, страхом, смертью и дьяволом.127 Она не является бесцельной и абсолютной, как Божья свобода. , но направлена на служение любви к ближнему. Лютер формулирует противопоставление рабства и свободы: «Хотя человек достаточно оправдан внутренне по душе через веру и имеет все, что должен иметь,... он все же остается в этой физической жизни на земле и должен; управлять своим телом и обращаться с людьми». 128 «И если он совершенно свободен, то охотно сделает себя слугой, чтобы помогать ближнему своему, ходить и торговать с ним». 129 По словам апостола Павла: «Ибо хотя я свободен от всех, всем сделал себя рабом » (1 Кор. 9:19). Но было бы логичнее – и, что важно, противоречие является логическим следствием и прекраснейшей гармонией130: «Потому что каждый имеет достаточно для себя в своей вере и все остальные дела и жизнь предоставлены ему, чтобы служить ближнему из свободной любви». 131 Как выразился великий исследователь Лютера Герхард Эбелинг: «Смысл становится еще яснее, если перевести: «Потому что Я свободен по отношению ко всем ,я сделал себя рабом для всех» .
. Имея это в виду, Лютер заканчивает свой труд «О свободе христианина» следующими словами: «Из всего этого вытекает решение; христианин живет не в себе, а во Христе и ближнем, во Христе через веру, в ближнем через любовь. Через веру он идет выше себя к Богу, от Бога он идет снова с любовью, и все же всегда остается в Боге и Божественной любви... Видите, это и есть правильная, духовная, христианская Свобода, которая делает сердце свободным. от всех грехов, законов и заповедей, которая превосходит как небо над землей все другие свободы,  которые Бог дает нам понять и соблюдать».134 

1 WA 7,48,35; vgl. die sch;ne lateinisch-deutsche Synopse, hg. v. L.E.Schmitt, 19532,31.
2 Zum Folgenden vgl. G.Ebeling, Frei aus Glauben. Das Verm;chtnis der Reformation: Lutherstudien I, 1971,308-
329. Th.M.Schneider, Freiheit bei M;artin Luther: Reformation und Toleranz – Ein spannungsreiches Verh;ltnis, hg.v. A.M;hling und Th.M.Schneider, 2014,7-19.
3 J.G.Herder, Von der Gabe der Sprachen am ersten christlichen Pfingstfest: S;mtliche Werke, hg. v. B.Suphan, 19,52.
4 J.W.Goethe, Gespr;che: Gesamtausgabe, hg. v. W.+F.Frhr v.Biedermann, 4,1910,443 v.11.3.1832.
5 G.F.W.Hegel, Vorlesungen ;ber die Philosophie der Geschichte: S;mtliche Werke, hg. v. H.Glockner, 11,1949 3,524.
6 G.F.W.Hegel, Vorlesungen ;ber die Geschichte der Philosophie: Werke, hg. v. E.Moldenhauer u. K.M.Michel, stw 620,1986,49-58.
7 G.W.F.Hegel, Die Vernunft in der Geschichte. Einleitung in die Philosophie der Weltgeschichte, hg. v. G.Lasson, Phil.Bibl. Meiner 117a,1917,40; Vorlesungen ;ber die Philosophie der Geschichte: S;mtliche Werke, hg. v.H.Glockner,11,19493,46.
8 WA 18,786,26 9 WA 7,38,12 10 WA 1,354,5 11 De libero ativity Diatribe sive Collatio: Избранные сочинения, под редакцией W.Lesowsky, IV, 1969,36; см. WA 18,661,30. 12 WA 18,610 ,1 ; 611,13 . Я цитирую латинские предложения Лютера в моем собственном немецком переводе .
20 Лютер логически отвергает схоластическое различие между necessitas Consequenceiae и necessitas Consequenceis, обусловленной и безусловной необходимостью: WA 18,616,13;721,11;722,1.
21 WA 18 722,12; ср. 786,3
22 WA 18 636,28; ср. 662.5; 664.15
23 WA 18,628.31
24 WA 18,718,28
25 WA 18,634,20
26 Necessario non coacte, sed necessitate immutabilitatis, non coactionis: WA 18,634,21; ср. 693,31;720,28;747,21.
27 WA 18,634,23
28 WA 18,634,37
29 WA 18,635,12
30 WA 18,670,1
31 WA 18 743,33
32 WA 18 779,15
33 WA 18 782,21. Богословская логика Лютера не является ни аналоговой, как у Фомы Аквинского и Карла Барта, ни диалектической, сводящей все противоположности в высшее единство, как у Шлейермахера и Гегеля, а скорее противоречивой, что лучше соответствует библейским текстам, чем этим философским мыслительным структурам.
34 WA 18 750,5
35 WA 18 736,30
36 WA 18 673,1
37 WA 18 679,7
38 WA 18 672,32;678,9,33
39 WA 18 677,25
40 WA 18 675,22
41 WA 18 677 .7 42 WA 18 679,23
43 WA 18 679,31 ср. 736,29
44 WA 18 766,23
45 WA 18 627,25;628,31;630,10;738,12
46 WA 18 680,23;683,28
47 WA 18 684,4
48 WA 18 684,24
49 WA 18 777,3 6: заслуга нон де кондиньо, сед де конгруо.
50 WA 18,661,28
51 WA 18,623,36
52 WA 18,636,4
53 WA 18,663,25
54 WA 18,775,11
55 WA 18,668,15;669,27
56 WA 18,674,9
57 WA 18,754 ,1 58 WA 18,754.14 59 WA 18 783,17 60 WA 7 877,3; М. Брехт, Мартин Лютер I, 1981 439. 61 WA 18 634,20; см. А.2662 WA 18,635,16
63 WA 18,635, 1.16
64 Кто угодно, кто чувствует себя свободным от внешних влияний и ограничений, может
стать пленником своих внутренних побуждений и идей. Тот, кто ищет свободы через алкогольное опьянение, становится пленником своей  зависимости. Государственный министр Гете писал: «Только закон может сделать нас свободными» (в стихотворении «Природа и искусство»). И наоборот, по словам апостола Павла, Дух Христов «освободил нас от закона греха и смерти» (Рим 8:2). Вот почему все освободительные движения вскоре оборачиваются новыми ограничениями. Эмансипированной женщине не разрешается позволять мужчине ухаживать за собой. По моему мнению, термин «принудительная эмансипация», предложенный Х.Л.ббе, вполне уместен (ср. «Религия после Просвещения» , 1986, 72).
65 ВА 7.21.1; Из-за более красивого языка я цитирую немецкую версию, которая является адаптацией ранее созданной латинской версии: WA 7.12; Орфография здесь и далее модернизирована.
66 Латинский вариант говорит лишь в общем о человеке (homo), но, очевидно, также означает
христианского человека, наполненного Святым Духом, «novus homo Spiritalis», а не только сотворенную душу (anima) и природный дух (66). Spiritus): WA 7.50.5.
67 WA 7,21,12
68 WA 7,21,20
69 WA 7,21,28
70 WA 7,21,26
71 WA 7,22,3
72 WA 7,22,9
73 Deum et animam scire cupio: Sol. 1,7,1
74 WA 7,23,29
75 WA 7,22,26
76 WA 7,24,6
77 WA 7,22,32
78 WA 7,24,12
79 WA 7,24,17
80 WA 7 ,24,22
81 WA 7,24,30
82 WA 7,25,28
83 WA 7,27,5
84 WA 7,27,21
85 WA 7,28,6
86 WA 7,29,17
87 Аристотель, Кат. 7б17ф.; Полюс. 1254А 11; ср. Э. Дж. Ангел, О свободе христианина, 1978, 54 и далее.
88 WA 7,27,17
89 EJ;ngel, там же,55
90 Мф 28,18; 1 Кор 15:24 и далее; Еф 1:21; Кол 1:16; 2:10,15; Евр 10:13
91 Р; м 8:34;Евр. 7:25;9:24
92 См. EJ;ngel, цит., 96f.
93 ВА 7,28,19
94 ВА 7,28,15
95 ВА 7,27,31; 29.24
96 Гал 2.19 и далее;5.24 и далее,6.14 и далее;2 Кор 4.10 и далее;Флп. 3.10 и далее:;R;m 6.3 и далее; 8.10ф.
97 1. Кор 4.9 и далее; 2. Кор 4.7 и далее; 6.3 и далее; 11.23 и далее; 12.9 и далее; R; m 8.35 и далее.
98 Сравните Гал. 3.28 и М. Лютера, «Христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского государства»,
1520, WA 6.408.11: «Тогда то, что выползло из крещения, может быть ясно, что мы уже есть священники, священники и епискрпы». В Договоре о свободе, раздел 15, WA 7,28,26.
99 WA 7,877.2: «Я охвачен писаниями, которыми руководил я, и пойман совестью словом
Божий. Поэтому я ничего не хочу и не хочу отменять, потому что действовать против совести
трудно, вредно и ненужно. Боже, помоги мне, аминь».
. , всякая погибель твоя будет преодолена, и ты будешь справедлив, истинен, спокоен, благочестив, и все заповеди исполнены, свободен от всего
». WA 7,23,18: «Бог сделает небольшую сумму на земле, и Немало потечет,
как поток; правда, то есть вера, в которой исполнение всех заповедей». WA 7,24,14: «Ибо
что невозможно для вас при всех делах заповедей, которых (их) много, и которые, тем не менее, не нуждаются в какой-либо пользе, это будет
легко и коротко для вас через веру». WA 7,24,35: «Итак, мы видим там; Когда у христианина
достаточно веры, нет нужды ни в каком труде; он был набожным; Если же он уже не нуждается ни в каком труде, то он непременно освобождается от всех
заповедей и законов; если его освободят, то он, конечно, свободен. Это христианская свобода, единая вера».
WA 7,28,19: «Из этого ты можешь ясно видеть, как христианин свободен от всего и обо всем, так вот; ему для этого не нужны никакие добрые дела, так как; он благочестив и счастлив, но вера приносит ему все лишнее».
WA 7,32,30: «А там никакого труда, никакой заповеди не нужно христианину для достижения спасения, но он свободен от всех заповедей и из чистой свободы делает все, что делает бесплатно».
101 WA 7,25,1: «Это христианская свобода, одна вера, которая делает там, а не там; нам нравится действовать легкомысленно или делать зло, но нет; нам не нужно никакого труда, чтобы достичь благочестия и счастья». SoA81
102 WA 7,21,1;29,31
103 WA 7,30,9
104 SoS3 at A.26
105 WA 7,35,13; согласно Филу 2.5 и далее. сформулировано; Точно так же третья цитата из Библии, подтверждающая вступительный тезис WA
7:21,9: «Так и от Христа (Гал. 4:4): «Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, и
подчинил Его закону». 106
WA 7,35,20. Латинская версия выражает идею о том, что; христианин должен стать христианином и Христом своему ближнему, передавая полученную им Божественную любовь, еще более ясно, WA 7.66.3: «Dabo
itaque me quendam Christum proximo meo, quemadmodum Christus se praebuit mihi». 25: «Ideo sicut
pater coelestis nobis in Christo gratis auxiliatus est, ita et nos debemus gratis per corpus et Opera eius proximo nostro auxiliari et unusquisque alteri Christus quidam fieri, ut simus mutuum Christi et Christus idem in omnibus».
WA 7,66,33: «Cur Christiani simus et vocemur. Certe a Christo sic vocamur, nonсуточно sed Residentante in nobis, idest, dum credimus in eum, et invicem mutuoque sumus alterius Christus facientes proximis, sicut Christus nobis facit
«107
107 WA 7,36,3 108 WA 7,30,5 109 WA 7,30,14 110 WA 7, 30,31 111 WA 7,33,31 112 WA 7,34,29 113 WA 7,37,22 114 WA 7,37,18 115 WA 7,38,2 116 WA 7,30,15 117 WA 7,30 ,20 118 WA 7,30,17 119 Сравните EJ;ngel, op. cit., 102 и 110 A.162: «Внешний человек должен делать то, что хочет внутренний человек.
120 WA 7,37,25; см. выше в А.113
121 WA 7,30,22;31,6;35,12
122 WA 7,31,26
123 WA 7,33,33; см. А.111; Блокирует меня.
124 ВА 7.36.11
125 ВА 7.32.30
126 ВА 7.36.3; поэтому в А.107
127 К.Барт сформулировал поэтому в христологическом контексте: «Благодать происхождения Иисуса Христа означает фундаментальное возвышение Его человеческой свободы до ее истины, то есть до послушания, при осуществлении которого она — не сверхчеловеческая свобода, а именно правильная человеческая свобода». (KD IV/2,101)
128 WA 7,30,11; так у А.109
129 WA 7,35,25; так в A.106
130 Ср. Гераклит, Frgm.No.8
131 WA 7.35, 10; 32 Г.Эбелинг, Свободный верою. Наследие Реформации: Лютеровские исследования I, 1971, 319. 133 WA 7,38,12 134 WA 7,38,6

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии