Так оно и было. 3

                Реконструкция образа князя Андрея Юрьевича Боголюбского.


t.me/poems_Rashevsky

  Нельзя в вопросе этногенеза украинцев и русских игнорировать и норманский фактор: хоть скандинавов в процентном отношении к аборигенам наших мест было ничтожно мало, но беспорядочные и массовые половые связи с местными девушками, многих из которых брали зачастую силой, гаремы из местных красавец - у одного князя Владимира было более 900 штатных наложниц! да сколько ещё он девок так перепортил?! - не могли не дать массово потомство, имевшее норманскую примесь в своей крови, ибо рождались бастарды (вы****ки) от северных парней, общее исло которых может быть вполне несколько тысяч, что по меркам того времени и скромной демографии наших предков не так уж и мало.
     Господин Веллер русскую деспотию объясняет как одно из негативных последствий монголо-татарского ига. Нашествие Орды на Роусь , конечно, причинило множество бед русичам, но следует повнимательнее разобраться, есть ли эта самая деспотия ордынским проектом и что реально из себя представлялао это самое «иго»?
 На момент вторжения Орды не было единой страны под названием Роусь - были разрозненные и непрестанно воюющие между собой княжества. Скажем, суздольцы никак не считали себя единым народом с рязанцами или черниговскими севрюками. Да, была единая официальная религия - православное христианство или, как тогда говорили, еленская (элинская — греческая) вера, был и единый, соответсвенно, деловой и литературный язык - церковно-славянский. Ну и что? В Германии до Бисмарка было тоже самое - и язык официальный почти одинаков был у множества королевств, герцогств и княжеств. И религия была почти одна и та же - вначале католицизм, а потом в основном лютеранство. Но это не мешало этим карликовым государствам жить обособленно и нередко друг с другом воюя и образуя различного рода союзы против других немецких союзов.
     Господство Улуса Джучи - это самоназвание Золотой Орды - над русскими землями заключалось в выплате ими подоти аж в 10% (!) и признания над ними верховенства ясы - свода законов, оставленного монголам Чингисханом и конечно же воли самого хана.
    К вопросу религии завоёванных ими народов монголы относились лояльно. А в случае с русскими землями так тут вообще установились партнёрские отношения - церковники призывали паству не оказывать ордынцам сопротивления и проявлять покорность. Мотивировали они эти призывы тем, что татаро-монголы - это наказание Господнее, посланное на русские земли за братоубийства в феодальных распрях и прочие грехи людские.
    Монголы же и оказали огромное влияние на великорусский эпос: именно благодаря им появляется в русском лексиконе аж в XIV веке такое слово как богатырь, изначально — багатур (доблестный, храбрый воин). И первым было сказание про багатура Субэдея, из грязи поднявшийся в князи. Не очень русский воин, не правда ли?
   Так Великий князь Александр Ярославович, прозванный Невским, но, правда, аж в XV веке, был канонизирован церковниками вовсе не за его якобы защиту православных северо-западных русских княжеств от посягательств католиков-рыцарей. Якобы разгром на Ладожском озере тевтонцев - это миф, причём уже сталинской эпохи. Ничего такого, разумеется, попы на Московском Соборе 1547 г, причисляя лик князя к чудотворцам, не имели ввиду. Заслуга Александра перед  РПЦ  заключалась как раз-таки в жестоком подавлении антимонгольских восстаний на Руси и в частности в Новгороде.
  Ордынцы коллаборационизм РПЦ  быстро оценили как фактор для них весьма полезный и за это русское духовенство пользовалось покровительством самого хана. Попы в захваченных городах зачастую избегали печальной участи остального населения. Наоборот, период ордынского ига был весьма благодатен для РПЦ. Киевскиие митрополиты были главами для приходов по всей Руси. До вторжения монголов Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский , кстати, тоже канонизированный Русской православной церковью, проводил политику «сепаратизма» церкви, желая, чтобы у его княжества был свой собственный митрополит, что несомненно усилило бы значение и самого княжества.  Собственно, само Владимиро-Суздальское княжество именовалось Владимирская Русь. Руси тогда было несколько: Киевская Русь, Галицко-Волынская, правитель которой Данил имел вообще официальный статус короля,  Черниговская Русь. Делал это князь Андрей с  целью ослабления значения Киева - своего главного конкурента, как в политическом так и в религиозном плане, а религия вообще и тогда особенно - это  важнейший элемент государственной власти. Христос говорил: Богову Богово, кесарю - кесарево, давая понять, что вера  имеет вертикальный духовный вектор, а власть человека над человеком, над людьми - это горизонтальная плоскость, земная жизнь. Но именно церковь как институция была «заточена» на укрепление власти монарха, на утверждение покорности подданных, объявляя всякую власть Богом данной и призывая к смирению и непротивлению злу насилием, а вышеприведённый тезис Христа трактуя как обязательность уплаты налогов.
   С целью ослабления Киева как символического стольного града и центра духовной жизни Всея Руси, армия Владимиро-Суздальского края разоряла и сжигала помимо «гражданских» построек ещё и храмы Киева. Это был первый сильнейший удар по Киеву. Нокдаун, можно сказать. Нокаут, удар после которого Киев так и не оправился потом, нанесли татаро-монголы. Ключевский назвал Андрея Боголюбского, внешность которого воспроизвёл скульптор Герасимов, первым великоросом наисторической сцене.
  Ордынцы коллаборационизм РПЦ  быстро оценили как фактор для них весьма полезный и за это русское духовенство пользовалось покровительством самого хана. Попы в захваченных городах зачастую избегали печальной участи остального населения. Наоборот период ордынского ига был весьма благодатен для РПЦ. Киевские митрополиты были главами для приходов по всей Руси. До вторжения монголов Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский , кстати, тоже канонизированный Русской православной церковью, проводил политику «сепаратизма» церкви, желая, чтобы у его княжества был свой собственный митрополит, что несомненно усилило бы значение и самого княжества.  Собственно, само Владимиро-Суздальское княжество именовалось Владимирская Русь. Руси тогда было несколько: Киевская Русь, Галицко-Волынская, правитель которой Данил имел вообще официальный статус короля,  Черниговская Русь. Делал это князь Андрей с  целью ослабления значения Киева, своего главного политического конкурента, как в политическом так и в религиозном плане, а религия вообще и тогда особенно - это  важнейший элемент государственной власти. Христос говорил: Богову Богово, кесарю - кесарево, давая понять, что вера  имеет вертикальный духовный вектор, а власть человека над человеком, над людьми - это горизонтальная плоскость, земная жизнь. Но именно церковь как институция была «заточена» на укрепление власти монарха, на утверждение покорности подданных, объявляя всякую власть Богом данной и призывая к смирению и непротивлению злу насилием, а вышеприведённый тезис Христа трактуя как обязательность уплаты налогов.
   С целью ослабления Киева как символического стольного града и центра духовной жизни Всея Руси, армия Владимиро-Суздальского края разоряла и сжигала помимо «гражданских» построек ещё и храмы Киева. Это был первый сильнейший удар по Киеву. Нокдаун, можно сказать. Нокаут, удар после которого Киев так и не оправился потом, нанесли татаро-монголы. Ключевский назвал Андрея Боголюбского, внешность которого воспроизвёл скульптор Герасимов, первым великоросом наисторической сцене.
   Он же и первый настоящий деспот был, старавшийся сконцентрировать в своих руках как можно больше власти и территорий. Эти черты в политической деятельности сводить только типу личности или национальным особенностям - величайшая глупость. Как писал Гегель, дух истории действует объективно - не зависимо от чьей-то воли, но через людей. Есть у истории свои объективные законы, которые и определяют поступательное развитие человечества. Мы рассматриваем сейчас феодальный строй, когда постоянная борьба одного суверена с другим и борьба суверена с сюзереном и наоборот - сюзеренов со своим господином - это стандартные сопутствующие становлению государству феодального типа явления. И исторические события, что в Европе, что в России были одинаково кровавыми, чему можно привести огромное количество примеров, излишне растянувших бы этот текст.
   Орде раскол русской церкви был невыгоден. Так через единую лояльную к оккупантам церковь было проще контролировать умонастроения православного населения подконтрольной ордынцам Руси. Да и к тому же церковь была крупнейшим феодалом, владевшим третью пахотных земель на Руси, где самих-то этих пахотных земель не так много на территории, сплошь покрытой лесами да болотами. В знак своего благоволения к РПЦ и как жест доброй воли хан разрешил построить в Москве на территории двора ордынских послов Чудов монастырь. В Сарай-Бату была учреждена Крутицкая епархия митрополитом Киевским и Всея Руси Кириллом ІІ по ходатайству Великого князя Всея Руси Александра Ярославовича - он же «Невский» - перед ханом Берке, называвшего Невского своим братом. Ордынцы не вмешивались ни в вопросы религии, ни в административно-судебную власть князей, ни в обычаи народов Руси. Даже знаменитые баскаки представляли собой нечто иное как своего рода мобильные полицейские отряды, состоявшие в основном из самих же русских, во главе которых стояли как монголы, так и сами русские. И отрабатывали эти баскаки в основном сигналы местных властей по соблюдению порядка прежде всего на торговых путях.  Это ж какая невыносимо тяжкая была деспотия для северо-восточных русских земель протектората Орды, что аж в 1472г польский хронист Ян Длугош вводит в оборот термин "монголо-татарское иго"! Ни церковные православные хронисты-летописцы, ни князья северо-восточных княжеств в своей деловой переписке, а поляк. То есть это было целиком спекулятивное умозаключение со стороны европейца-католика. Причём в период правления Ивана III-го, когда Польша стала притязать на южно-русские земли и всё более нервно посматривать на расширяющуюся Московию, которую не грех «освободить» бы от этого самого «ига» с пользой для себя, конечно же. Опять рефрен с современной тактикой Запада: освобождение привлекательных для него территорий от восточной деспотии ради утверждения на них «демократических» ценностей. Суммарное количество жертв и разрушений от монголо-татар, как считают многие историки, не превысило количества жертв и разрушений, причиняемых русскими княжествами в междоусобице друг другу. Как тогда русские князья вступали в военные союзы с соседними народами и государствами для противостояния друг другу (западные княжества не только враждовали, но и объединялись со своими соседями — с ливонцами, Литвою, поляками, венграми, а восточные с кочевниками-половцами), так и с монголо-татарским нашествием, некоторые княжества вступали в союз с ордынцами в борьбе с другими более сильными русскими княжествами. Такие события имели место быть в противостоянии Москвы и Твери — достаточно вспомнить  совместный поход московского князя, «первого государя» - собирателя земель, Ивана Калиту с суздальцами и с ратью хана Узбека под предводительством его полководца, православного, Федорчука против тверского князя  Александра Михайловича. В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» показан эпизод набега татар вместе с русскими воинами на владимирцев. Не признавали тогда жители одних княжеств за своих соотечественников жителей других княжеств. Даром, что те и другие были православными. Юго-западные и южные русские земли, где было сильны позиции местного боярства, где была сильна традиция вече и для деспотии князя не было столь благодатной социальной почвы, как в северо-восточных княжествах, иной раз добровольно присоединялись к Великому Княжеству Литовскому, ради совместного противостояния монголам. Причиной этому может быть более развитая экономика этих территорий по сравнению с северными, в следствии более мягкого климата, лучшей почвы — отсюда больше плотность населения и плюс география — близость к более богатой Европе. Хотя Данило Романович Галицко-Волынский князь то активно противостоял монголам в союзе с Литвою, то наоборот — сам поехал к ним в ставку и прошёл добровольно обряд монгольской инициации дабы подтвердить свою лояльность хану ради союза с ним против литовцев. Как говориться, вечных союзов и друзей в политике нет, но есть постоянные интересы. Поэтому говорить о влиянии восточной деспотии на формирование русской деспотии некорректно. Однако батюшка первого русского короля Данилы, князь Роман Мстиславович Галицкий был душегуб и тиран первостатейный, не уступавший в этих достижених другим печально известным феодалам:  в противостоянии с  галицким боярством истреблял их и их семьи нещадно, утверждая свою власть. Нынешние потомки жертв романовых «репрессий» странным образом как-то упустили из виду, тот факт, что пришлый на их земли феодал проливал рекою кровь местных людей. Это обстоятельсвто не помешало наименованию улиц в галицийских городах и других украинских в честь этого душегуба. Чему тут удивляться — галичане свято чтут и бандеровцев, на руках которых кровь тысяч мирных жителей этого края. Частичное тому подтверждение — некролог в книге ивано-франковского историка Забарского “Стежинами історії”, где только в нескольких районах тогда Станиславщины (Станислав - прежнее название Ивано-Франковска) приведён список мирных жителей, павших от рук бандеровцев. Там тысячи имён местных украинцев! Точно также галичане ошибочно идентифицируют себя с потомками козаков, нещадно вырезавших их настоящих предков-униатов. Очень избирательна память жителей этого края. С одной стороны они считая, с полным на то основанием, себя украинцами, такими же, как и жители Подолья или Надднепрянщины, применяют к себе их национально-образующие символы: русских князей, козацтво. С другой стороны они дорожат своею инаковостью — униатством и проявлением националистической идеологии, сильно замешанной именно на этом униатстве. Отсюда такой эклектичный винегрет в их головах.
   Но вернёмся к древним временам.  И так, первым деспотом считается Владимиро-Суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский. Надо сразу оговориться, что эти добавки к именам князей - Мудрый, Большое Гнездо, Долгорукий, Боголюбский, Невский, Донской, Мономах и т.д. - это не фамилии, а прозвища, некоторые из которых были даны князья гораздо позже их жизни. Родом же они были Рюриковичи. Си речь потомки легендарного Рюрика, существование которого многими историками небезосновательно подвергается сомнению. У голландцев есть тоже хроника, в которой сообщается, что в тот же самый год, когда этого Рюрика призвали на княжения в Новгороде, в 862г, призвали голландцы и датского конунга Рюрика с теми же самыми словами — нет среди нас порядка. Вообще приглашение на верховную власть иноземца — довольно распространённый обычай был в средневековье, так как эти призванные люди были равноудалены от всех элит и кланов в том социуме, что и давало основание доверять их объективному подходу к решению спорных вопросов. Такие себе смотрящие за данной территорией. В общем, был ли в реальности такой человек  - Рюрик - в то время в Новгороде достоверно нам не известно, но то что на севере славянские поселения издавна контактировали со скандинавами — это факт, никем из историков не подвергаемый сомнению. В силу того обстоятельства, что на территории Швеции были большие залежи железной руды и, соответственно, местное население добилось заметного прогресса в металлообработке, и что поэтому могло делать как великолепные предметы воинского снаряжения — мечи, топоры, наконечники для копий и стрел, так и орудия повседневного труда. Плюс к этому скандинавы были не только хорошо вооружены, но и искусно  умели использовать это оружие в бою - настолько у них получалось своими мечами, топорами и копьями разить врага, что они сникали себе славу лучших воинов в Европе. Но эти викинги были не только прекрасными воинами, а и очень активными и успешными купцами. Многие их походы — это  либо взятие под свой контроль уже имевшихся  торговых путей, либо прокладка новых, то есть вопрос торговой логистики.
   Можно предположить, что скандинавы обитателям  Новгорода более приглянулись не как уже зарекомендовавшие с хорошей стороны администраторы — у самих скандинавов на тот момент ещё не было своей державности, -  а как наиболее прогрессивная в цивилизационном плане группа, не аффилированная, повторюсь, ни с одним из субъектов политической жизни этого региона.
     Как ни странно, но христианство - религия, основанная на любви и всепрощении, не очень-то способствовала смягчению нравов ни правителей той эпохи, ни других эпох, начиная с придания христианству императором Константином официального статуса.  И до, и после, и во имя Христа лили кровушку человеческую, повторяя заповедь: Не убий!
Истребление себе подобных в массовых масштабах - это отличительная особенность человечества, выделяющая его из сонма других млекопитающихся хищников. И жирный кровавый след стелится практически за всеми европейскими народами, а не только за русскими. Просто всё дело в фокусе внимания.
 


Рецензии