Проповедь в праздник Вознесения Господня!
Вознесение Христово произошло через сорок дней после Его Воскресения. Это было время, когда Христос, преодолев смерть, периодически являлся Своим ученикам, утверждая их в вере и готовя к миссии распространения Евангелия по всему миру. Вознесение завершает земное служение Иисуса и одновременно открывает новую страницу в истории спасения – время Церкви, время каждого из нас.
Интересную мысль высказывает папа Григорий Двоеслов: «Отчего это, когда Господь наш Иисус Христос родился, Ангелы хотя и явились, но не в белых ризах? А во время Вознесения Его они явились в ризах белых и блестящих. Ибо в Писании говорится, что «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» (Деян.;1:9–10). Ангелы во время Вознесения Господня были одеты в белую одежду в знамение того, что Вознесение Господа во плоти составляло величайшее торжество для них, потому что белая одежда – есть знак веселия и сердечной радости. А на Рождество Его они потому не явились в белых ризах, что во время плотского рождения Его Божество уничижалось, тогда как в Вознесении человечество Его обожилось».
Христос, через воплощение восстановил утраченную первозданным человеком связь с Богом, и не посредством простой дружбы или соседства, а через настоящее усыновление, родство. Он принял человеческую природу в весьма плачевном состоянии. Первостепенной задачей Его стало вернуть этой природе былую красоту и величие. Как писал святитель Иоанн Златоуст: «Он облекся нашей плотью не для того, чтобы опять оставить ее, но, чтобы всегда иметь ее с Собою. А если бы не так, Он не удостоил бы ее Царского престола и, нося ее, не был бы поклоняем от всего горнего воинства Ангелов».
Но для того, чтобы исполнить задуманное, Ему необходимо было пройти самое тяжелое испытание, которое только могла уготовать Ему судьба. Предательство, взятие под стражу, одиночество, чувство богооставленности, издевательства и мучения, и, наконец, страшная и несправедливая смерть на кресте. Мог бы Христос избежать всего этого? Да, безусловно. Но Он этого не сделал и свой путь прошел до конца, хоть и знал итог. Есть в человечестве темная сторона, которая просто поражает своей изощренной жестокостью. Не мудрено, что именно человечество совершило первое убийство на Земле. Заметьте, не животное, а разумный человек творит ужасное.
Конечно, человечество само не смогло додуматься до греха. Ему помогли. Но это не оправдывает нашего выбора. Человек, будучи даже не образованным, на интуитивном, примитивном уровне понимает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». И, здесь важный момент, если картины насилия и убийства вызывают у нас положительные или нейтральные эмоции, значит наша природа принимает их как должное. Однако же, едва насилие будет применено по отношению к нам, как мы тут же трезво оцениваем ситуацию.
Однажды «один законник, искушая Господа, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 35–40).
Казалось бы, проще простого, но на деле все это очень сложно. Открыть для себя существование Бога и искренне поверить Ему, это дело иногда всей нашей жизни. Я уже молчу о любви к ближнему. Единственно, кого мы любим без сомнения, это самих себя. Но вот расширить эту любовь дальше нашего мира – уже проблема. По сути, у нас борьба с двумя страшными грехами: гордостью и завистью. Но мы в этом не первопроходцы. Первым пал от этих грехов дьявол. И так как быть одному в состоянии тьмы ему не нравилось, он быстро нашел тех, кто желает составить ему компанию.
У Иоанна Златоуста есть такие строчки: «Диавол лишил нас рая, а Господь возвел на небо; тот был причиной осуждения нашего на смерть, а Этот даровал бессмертие; тот лишил нас райского блаженства, а Этот уготовал Царство Небесное».
В истории ветхозаветного человечества есть две истории о том, как Господь забрал живыми на небо, во-первых, Еноха: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22), а, во-вторых, пророка Илию: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11). Но в этих историях и Енох и Илия были вознесены на небо посторонней силой. Один Богом, а второй ангелами на колеснице. Христос же в Новом Завете возносится на небо без чьей-либо помощи. Он показал человечеству, каким изначально было создано наше тело и для каких целей служит.
Еще один важный урок Вознесения – это обещание Иисуса о пришествии Святого Духа. Прежде чем взойти на небо, Христос обещал своим ученикам, что Он пошлет им Утешителя, который будет с ними всегда. Это обещание было исполнено на Пятидесятницу, когда Святой Дух сошел на апостолов, дав им силу и мудрость для продолжения миссии Христа. Святой Дух – это наш Помощник, который направляет нас, помогает нам расти в вере и быть свидетелями Христа в нашей жизни.
Все мы теперь в ожидании второго пришествия Христова. Ведь наша земная жизнь – это всего лишь временный этап на пути к вечности. Мы призваны жить в вере, надежде и любви, готовясь к тому дню, когда Господь вновь придет, чтобы воссоздать Новую землю.
Пусть Вознесение Христово будет для нас напоминанием о Его божественной любви и милости, о том, что наша жизнь имеет вечное значение и что каждый из нас призван к великой миссии – быть светом мира и солью земли, неся весть о спасении всем народам. Мы призваны не просто ждать возвращения Христа, но активно участвовать в жизни Церкви, распространять Евангелие, помогать нуждающимся, и свидетельствовать о любви Божьей.
Свидетельство о публикации №224061200765