Чудеса над авиазаводом
Заводчане были моими соседями по площадке, коллегами на родительском собрании в школе, где учился сын. Они окружали меня в гаражах, располагавшихся на территории, прилегающей к заводу. Неформальное гаражное общение занимало значительную часть свободного времени.
Взлетная глиссада новых машин, взлетавших с заводского аэродрома, проходила над моим балконом, и я имел всегда наглядное представление о характере заводских проблем и уровне их разрешения.
По общественной линии мне приходилось бывать в заводском парткоме. Товарищи показали мне заводской музей. Внушительная галерея портретов лётчиков-испытателей, среди которых много погибших при исполнении. Как мы удивляемся их летному мастерству, так они удивляются, что когда-то их предшественники ухитрялись летать на деревянных конструкциях, обтянутых клеёнкой.
Не знаю, насколько грубо нарушали инструкции по режиму мои друзья, когда провели меня в сборочный цех. До сих пор ощущаю это потрясающее впечатление. Главным фигурантом производственного процесса была большая круглая дыра – если культурно по-научному – отверстие, для мотора. Кстати, весьма немалых размеров. Туда, не сгибаясь, проходит рабочий вместе с инструментом. А вокруг наворачиваются конструкции и приспособления, чтобы изделие полетело.
Однажды с моим костоправом Славой мы чинили мою волжанку в его просторном гараже-мастерской, недалеко от взлетной полосы завода. Слава был выдающийся мастер, но с известной слабостью. К концу дня он уже пытался накладывать шпатлевку на ветровое стекло, так что мое присутствие было необходимо. Поскольку он специализировался на изделиях Горьковского автозавода, среди его клиентов были летчики-испытатели. Говорит, в их среде автомобиль «Волга» считался наградой, равноценной ордену Ленина. Как ни странно, обе эти реликвии обесценились одновременно: одна в силу технического прогресса, вторая из-за социального регресса.
В тот раз Слава прервал работу и пригласил выйти посмотреть: «Сейчас будет цирк!» То, что я там увидел, не было ни в одном авиашоу. Видно, новинку демонстрировали заказчику или большому начальнику.
Самолёт шел над полосой на высоте около 100 метров в сторону заводских строений. Когда до них оставалось совсем немного, он вздыбился и замер на месте в вертикальном положении. Это мы видели ранее, называется кобра Пугачева, хотя он первым её только продемонстрировал в Ле Бурже. Первым её сделал летчик-испытатель Игорь Петрович Волк, выкручиваясь из безвыходного положения при испытании самолета на штопор. «Жить захочешь, не то сделаешь!» – как он объяснил свою находчивость потом. Естественно, этот кульбит включили в реестр, и поставили во все программы показательных выступлений.
Чудом было то, что произошло потом. Самолет, находясь в вертикальном положении, повернулся вокруг свое оси на 90 градусов, перешел в горизонтальное положение и, дав газу, в мгновение ока исчез из глаз. Ему удалось переломить траекторию полета под прямым углом без виражей и потери высоты и времени.
Завершилась эта демонстрация эффектным пассажем. Начало было таким же: самолет на бреющем шёл над взлётной полосой в сторону завода, так же вздыбился, как сноровистый конь, перед заводскими корпусами. Далее он дал полный газ и стремительно ушел вертикально в небо, исчезнув из глаз.
Это был король пилотажа Су-27.
Гордостью заводчан и вкладом в стратегическую оборону стал Су-34. Истребитель сопровождения бомбардировщиков в дальних маршрутах. Двухместный. С кухней и туалетом. С двумя пилотами и дозаправкой в воздухе,способный летать сутками. Слышал, что дальние зарубежные вояжи Президента РФ сопровождаются охраной истребителей. Предполагаю, что это они и есть.
Рассказ будет неполным, если не расскажу об одном таинственном явлении, которое как-то связано с заводом, и которое я наблюдал своими глазами.
Однажды тёплым летним днём я стоял в тени гаража, любуясь бездонной голубизной неба. Вдруг я заметил маленькую светящуюся точку, которая выписывала на немыслимой высоте бессмысленные пируэты. Иначе бы я её просто не заметил. Присмотревшись, я заметил вторую такую же точку, они друг с другом как будто играли, гоняясь друг за другом. Забавно было наблюдать это, пока одна из точек прервала свои забавы и стремительно удалилась. Скоро за ней отправилась и вторая. Не думал, что когда-либо увижу нечто подобное.
Но это случилось. Летним погожим утром я был на даче, по прямой это 8-10 километров от города. Я вдруг увидел в бездонной синеве неба игру точно таких же двух светлячков-зайчиков. Такие же непринужденные траектории, напоминающие игру двух шалунов, гоняющихся друг за другом.
Когда я провел мысленную линию по направлению к этим танцорам и припомнил, под каким ракурсом я видел их прошлый раз, они пересеклись над территорией авиазавода.
Что это было: НЛО, происки врага, испытания новой техники? Не знаю. Попытки обменяться по этому поводу мнениями со знающими людьми успеха не принесли.
Свидетельство о публикации №224061200951
А нас разбомбили в премирное время!
Фашист - не сломил! Олигаху - бельмом!
Хорош самолёт! Государству стал - бремя!
И канул в ничто в граде Саратов - авиа-завод!
Нина Степановна Маслова1 06.01.2025 04:19 Заявить о нарушении
Хорошо помню, как в 60-е изучали и внедряли Саратовскую
систему бездефектного изготовления и сдачи продукции
с первого предъявления. Занимался этим в свое время.
Георгий Иванченко 06.01.2025 05:34 Заявить о нарушении
Нина Степановна Маслова1 06.01.2025 05:51 Заявить о нарушении
Не то, что нынешнее племя..."
М.Ю.Лермонтов. Лучше не скажешь!
Георгий Иванченко 28.01.2025 20:06 Заявить о нарушении
Важны не деньги! Своя честь!
Нина Степановна Маслова1 29.01.2025 06:20 Заявить о нарушении