Поездка к Михалычу и дорога домой

Как-то мой хороший товарищ, напарник по охотам – предлагает слетать дня на три на охоту в угодья знакомого, уже довольно пожилого охотника – Михалыча. У него там хороший, можно сказать – дом.

 Остался он там от одной, ведомственной организации, которая в свое время пыталась заниматься заготовкой леса. Но отсутствие дорог - болота и удаление от основной реки и этим планам сбыться не пришлось.

 В доме натуральная – кирпичная печь, железные кровати и домашняя утварь - тех времен. И живет Михалыч - там круглый год, в город вылетает зимой редко, только на вертолете со знакомыми пилотами. Или летом выезжает на лодке – отдохнуть в цивилизационном мире и закупить продукты.

Так и в этот раз, закупив продукты… ему надо добраться, до своих мест обитания. От Печоры это пятьдесят километров… лету на вертолете всего двадцать минут. Мой напарник Михаил – борт механик, летает на вертолетах. Поэтому договориться залететь в нужный район – проблем нет.

 Подготовившись и собравшись, мы вылетаем с дедом Михалычем, в его угодья. Природа впечатляет: - небольшая речка, где на берегу стоит эта изба. Вокруг стоят сосновые бора, перемешиваются с мелкими перелесками, соснового и лиственного леса, выросшие после давнишней вырубки леса.

Три дня незабываемой охоты… впечатлили. Непуганая боровая дичь: косач (тетерев), глухарь, куропатка, рябчик. Зимой, практически тут мало кто бывает и дичь тут живет, в естественных - почти девственных условиях.

Через три дня, за нами должен был прилететь вертолет. А мы, в последний день с утра -  решили пока есть время, немного побродить рядом с избой.
Увлеклись охотой, в азарте разошлись в разные стороны. А, когда услышал далекий звук летящего вертолета… бросился бежать в сторону избы, но лежал - пухлый и мягкий снег и лыжи проваливались глубоко в эту мягкую "подстилку"… и я, вскоре выбился из сил и бежать уже быстро не смог.

  Бежал, как казалось напрямую (в лесу это определить сложно) и только, когда вертолет сел возле избы… определился точно. Вертолет подождал минут пятнадцать и не дождавшись пассажиров… взлетел. Я, уже был метрах в ста от работающего вертолета, когда он, набрав обороты, взлетел в белой пурге поднявшегося снега.

 Снег осел … на месте посадки вертолета стоял мой товарищ - Михаил. Я подумал, что из-за меня он не улетел, но оказалось... подбежал уже к вертолету, когда тот начал взлетать, а из-за рева работающих двигателей, его не услышали.

Пошли молча в избу. Настроение неважное, через два дня – Новый год, впереди в аэропорту - нерабочие дни и встречать Новый год, в лесу мы не планировали. Посоветовались с Михалычем… Как он говорил - в молодые годы дотаскивал до города, заготовленную дичь на санях – за одни сутки. И мы решились идти домой… дома ждут семьи.

 По карте, напрямую тридцать километров, до первого населенного пункта, оттуда еще тридцать километров до города, но уже, на попутной машине. Но дорога внесла свои коррективы, как потом убедились -  прямой дороги в лесу нет.

Дед Михалыч, по своей старой памяти – попытался нам рассказать основные направления движения, что конечно мы были не в состоянии запомнить. Но его наставления – «Там - градус по компасу вправо, там - два градуса влево» … запомнятся надолго.

Вышли рано, еще за два часа до рассвета. А, пришли в населенный пункт, только к одиннадцати часам ночи. Вышли на легке: - рюкзак, котелок немного еды и ружья. Мороз всего двадцать с небольших градусов, и мы с утра бодренько по азимуту компаса – указанному дедом Михалычем… градус вправо, градус влево - «рванули» в сторону дома.

 По первому, трех километровому болоту, «утрамбованному» ветрами - снежному насту, бежали, как на спринтерской дистанции, а когда дорогу пересекла первая речка, с крутыми «ватными» берегами и густыми кустарниками, где лыжи тонули в снегу по колено – мы поняли, что дорога гладкой больше не будет.  Так оно и случилось.

 Видимо не зная примет, уклонились наверно в сторону реки. Пошли сплошные ручьи и озера, где снег лежал пухлым покрывалом. Молодые крепкие двадцатипятилетние ребята, а после обеда уже энергично, топтать мягкий снег – не было сил. Скорость, нашего движения - резко снизилась.

Все чаще и чаще приходилось отдыхать… мороз небольшой, а мы в надежде, что будем идти быстро и не замерзнем, не взяли свои теплые куртки… хоть и у костра, а много не посидишь. Что-то – изменить мы уже не могли… ориентировались только по компасу.

 Стемнело – появилось зарево над городом, а нам нужен был этот маленький - населенный пункт, к которому мы стремимся. А ручьи, озера, старицы со своими заснеженными и глубокими снегами – «убивали» нас до конца. Стояла ночь… вышли звезды, стало светлей и морозней, но нас это уже не радовало. Чувствовалось, что жилье уже где-то рядом… слышался лай собак.

А мы, месили и месили этот снег своими лыжами, уже не чувствуя ног. И только перетоптав огромную массу снега, в попавшихся нам на пути препятствиях, мы все-таки вышли на луга, а затем и на дорогу, ведущую к жилью.

Михаил, мой товарищ, чуть старше меня, здоровый, крепкого телосложения, вес под девяносто килограммов. Выйдя на дорогу просто – упал на нее. И никакие силы, не могли его сдвинуть с места. Но минут через тридцать, заставил его подняться, и мы пошли в поселок… уже поздно, а знакомых здесь нет… мы идем к местной кочегарке.

 Просим нас приютить до утра, завтра есть рейсовый автобус. Утром уезжаем домой в город. В аэропорту работал в этот день по разнарядке вертолет. Михаил слетал привез - вещи, груз. А вечером, собрались семьями и встретили –  Новый тысяча девятьсот семьдесят третий год.

 Но, эта дорога с охоты и - «градус вправо, градус влево» - остались в памяти на всю жизнь. Михаил в последствии погиб… его вертолет разбился. Дед - Михалыч, заболел и больше не смог бывать в своих угодьях. А я, потом все-таки нашел, прямую дорогу в эти прекрасные края. И ходил я потом туда, со своими друзьями - пока был жив Михалыч и с его разрешения.

 А, со временем охотники – туристы, добирающиеся туда на лодках в весенний период, а потом зимой на снегоходах … отсутствие хозяина – «раскатали» избу по бревнышку. И наши походы туда прекратились. 



               


Рецензии
Классный рассказ, спасибо, будто сам побывал в такой переделке. Жаль! Годы ушли и мы можем только вспоминать эти прекрасные времена, которые как и рыбалка в зачёт жизни не берутся. Непонятно, чего ты его тогда забраковал?

Александр Павлович Антонов   16.06.2024 22:30     Заявить о нарушении
рассказ отпад, словно окунулся в какую-то совсем иную жизнь

Григорий Дерябин   17.06.2024 03:11   Заявить о нарушении