Эссе. Я, кажется, его рассмотрела. Размышления
Свою жизнь я посвятила, прежде всего, Звучащему слову, которое несет литературу, не только, как понятие, а как огромный объем классической, зарубежной ,современной. Чтобы зазвучали литературные произведения, надо иметь школу, т.е. уметь это делать. Работая с 1965г.в Свердловской филармонии в концертном отделе, в цехе мастеров художественного слова, я вынесла на слушателя огромное количество авторов, которые формировали у зрителей, у слушателей на радио каналах, способность мыслить, разбираться в глубинных тайнах того или иного автора, поднимать общую культуру нашего общества. За этот период я прошла разные этапы государственного устройства и политики, и ВОВ, и восстановление после разрухи, и перестройку и дальнейший выход из трудностей и снова Новую Военную операцию, которая продолжается по сей день. В каждый период появлялись и свои авторы и литературные произведения, отражающие время. Время делает автора, автор отражает это время. Все очень связано: личность, воспитание, образование, талант, если он имеется, а если нет??Значит работают другие пружины. Да. Интересно. Мне пришлось многих авторов очень близко наблюдать, узнавать, что было двигателем творчества. Как человек становится известным . За что?, за какие качества и заслуги? Все это дало мне огромный исследовательский опыт. И даже возможность сделать выводы. Представьте себе, Вас знакомят…красивый, статный с погонами, ослепительно улыбающийся офицер, да еще сочиняющий стихи. Знакомит меня фронтовик, известный военный поэт-журналист Венедикт Тимофеевич Станцев. « Познакомься Александр Кердан-молодой поэт». Все происходило в красивом здании Дома офицеров. Офицеры, военные, ветераны. Красивая публика. Тогда я ничего не знала о том Кердане. Только вдруг, Станцев ко мне обращается « Давай возьмем в нашу программу Кердана». Меня что-то внутренне остановило, его захватывающая улыбка». Мы с Венедиктом Тимофеевичем читали программу « Поэты Урала» и много с ней выступали. И я вдруг сказала: « Так ведь программа уже сделана и в работе. Мы же читаем ее.». Это его убедило, и он больше уже не обращался. Вот так он захватывал улыбкой, которая была оформлена пагонами, мундиром. Представляю, когда его увидела молодая солистка военного ансамбля Яна Чабан, она вспомнила свои романсы « Не уезжай ты мой, голубчика». Конечно, он остался с ней, хотя у него была и семья и двое сыновей, но его жена не пела романсов. Она человек серьезной специальности, скорее специальностей: преподаватель истории, английского языка. Конечно, она поднималась над своим мужем –офицером! Но она же строгая, и какой он поэт, понимала. Политрук есть политрук, коммунист, дает команды и выполняет сам. Армия есть армия .Ну вот романсов она не пела. Он сделал выбор, свою жену с детьми бросил и побежал к той, которая молодостью и романсами его увлекла. Она была разведенной, имела доченьку, и нашла ей папочку. От них я знала, что детей у Саши нет, а он воспитывает приемную Яночкину дочку. Огромное число лет прошло, Янина дочка вышла замуж, и я случайно узнала, что у Саши, оказывается, была жена и двое детей. Я вижу его расплывчатую улыбку, погоны, мундир, офицер, который скрывал этот факт. Их просто у него не было. Взял да и утаил от всех. Это его личное дело. Он начал жизнь с белого листа. Время изменилось, тогда легко было и развестись, бросить, и все начать сначала. И он теперь другой, и у него теперь есть красотка -сеть, которую он забросит, и поймает, пошла другая жизнь. Для молодой жены он стал великим писателем, и начались карьерные шаги. Он стал обрастать нужными людьми и сам пробивался в нужные люди. Он писал, ведь теперь-то у него была муза, которая рождала его вдохновение. Все это я пока видела со стороны, не изнутри. У меня процветал « Театр Слова», который нравился Кердану, это был очередной этап карьерной лестницы. Надо не останавливаться. Надо карабкаться выше. « Не уезжай ты мой, голубчик»-сильный романс, пусть слушают другие и распахивают двери перед ней тоже. Более пяти лет тому назад, он стал пробиваться и в мой « Театр Слова», который все больше набирал силу, становился популярным и известным. И что же, взяла и Яну в Театр. Она не без способностей, а главное, хорошо работала. Я сделала с ней ряд работ. Много работ записала с Театром Слова на радио Урала. Несколько спектаклей попали в « Золотую коллекцию Радио России». Я, видно, засиделась на радио Урала со своим «Театром Слова». Но, похоже, Александр Кердан приглядел это место для себя с Яной, чтобы пропагандировать себя. Поэтому вместо « Театра Слова» на радио Урала появился писатель Кердан с уральской литературой, и стал называться « Театром Надежды». Все передачи, которые теперь с его авторской подачей выходят, можно назвать так : « Писатель Кердан и иже с ним». Все передачи строятся, прежде всего, на восхвалении, автора передачи, Кердана. Какого бы автора не взял Кердан, прежде всего, он восхваляет себя, как писателя, поэта. Личность автора, предлагаемая в передаче , очень скромно подана. Нет живого голоса автора, нет друзей, знавших автора, нет свидетелей-(это в передаче), а на самом деле, есть в архивных записях радио. Но тогда личность автора передачи, А. Кердана, померкнет, а этого делать нельзя. Это совсем не в интересах Александра Борисовича. Все передачи строятся так: Кердан и другие. Прозвучали уральские авторы, как Н Никонов, В. Дагуров, Б. Марьев, Г. Дробис. Это Звезды Уральской литературы. Ни одна личность не раскрыта. Когда нет на студии литературного редактора, тогда путь открывается кому угодно. Твори, выдумывай, сочиняй. Все стало можно, поэтому эфир заполняется на Радио Урала, не качественной продукцией, порой просто безобразной, не имеющей отношения к настоящей литературе. И, как результат, навязывается дурной вкус.
РСП Тамара Воронина. г. Екатеринбург. 2024г.
Свидетельство о публикации №224061301147