Когда преувеличение зла может быть полезным

      «Фактически между этими двумя родами существования добра и зла есть только различие в степени» (Ф. Ницше «Воля к власти»). Эта степень выражается в преувеличении, диспропорциях, дисгармонии как феномен сути болезненного состояния (ссылка на Клод Бернара, фр.1813-1878).

       Итак, что же нам представляется злом (З), а что добром (Д)?
 – Мы попытаемся это оценить способом выделения степени различия.

       Сильное различие между Д и З

       - Чем тягостнее болезненнее состояние субъекта, тем чувство раздражения и ощущения зла у него будет более выражено [слабые больные чаще всего становятся невыносимыми тиранами, о чем не раз писал Достоевский: «Записки из подполья», «Бесы»].
        Следовательно, степень различия между злом и добром будет выше.  Тогда общество, в котором зло резко противопоставляют добру, по всей вероятности будет наделено иммунитетом выживания. Недаром в предвоенные годы в обществе активизируется поиск злого врага (шпиона, диверсанта или предателя).

Слабое различие
между Д и З

       Если субъект или общество морально более здоровы, то различия между добром и злом в нем будут менее заметными, сглаженными – это общество явится более  гуманным к другим (толерантным к другим нациям, вере, ценностям) и в нем станут меньше замечать зло.
      
       Ницше избегая называть зло-злом, а добро-добром (выступает в роли мудреца схоласта), витиевато говорит: «Поскольку «зло» может быть рассматриваемо как преувеличение, дисгармония, диспропорция, постольку «добро» может быть, так сказать, предохраняющей диетой против опасности впасть в преувеличение, дисгармонию и нарушение пропорций».
       Ницше, отрицая Бога, рассматривает христианское религиозное чувство, проповедующее добро, терпение и непротивление злу, как несущее слабость в общество (это сторона добра). Однако, в действительности, ослабление и нравственное истощение общества, происходило и происходит благодаря пропаганде ценностей разгула свободы нравов, поиска удовольствий от потребления, путешествий и комфорта.
       Сытое общество людей, зараженное идеологией массового потребления, неизбежно теряет способность противостоять угрозам как из вне, так и со стороны бедных сословий. И мера кажущегося Добра эпохи безумного потребления оказывается не долгой, над которой всегда, нависает хитрый оскал вечного Зла.
       И все это происходит на фоне отрицания или забвения высших религиозных ценностей, исповедующих справедливую любовь Бога, совесть, терпение и милосердие.
        Ослабление сопротивляемости сытого по большей части инфантильного общества, идет в условиях почти полной психологической зависимости от интернета, цифры, банков и магии искусственного интеллекта [это и есть выражения зла - происков Антихриста с позиции православия].
        Ослабление и нравственное истощение общества происходит не само по себе, оно следует за прогрессом, модой в противовес биологическому инстинкту выживания. Общество направляется кем-то (каким-то координатором властителем умов) и чем-то (манипуляциями биологических инстинктов: потребностями, чувствами, страстями).
         Для чего? - Цель проста, с помощью манипуляций, лицемерия и формирования иллюзий счастливой жизни, удерживать людей в зависимости, создавать управляемое "стадо", извлекая для себя экономическую и психологическую выгоду. А в чем еще выгода – Власть над людьми (возможность соединять и разделять, переставлять, устанавливать свои правила, навязывать свою волю, достигать морального и психологического превосходства -что является элементом насилия и зла), которая не ценится офисным планктоном и инфантильным людом и добровольно отдается в руки жаждущих её людей (и тогда добро тихо и добровольно уступает злу).
         Общество, лишенное нравственности и религиозности (совести перед Всевышним, людьми и собой) становиться терпимее к девиациям, лицемерию, гомосексуализму, перверсиям, половой распущенности. Более того все они становятся нормой и защищаются либерализмом.
         Таким образом, Добро выступает Вечным уравнителем Зла.  К тому же Добро в лице Бога способно жестко наказать безусловное Зло, творимое людьми по наущению Сатаны. И об этом не стоит забывать.


Рецензии