Про удивление

                Про удивление.


                Человек предполагает, а Господь располагает. Истина, проверенная лично мною много раз.
                Еще есть такое выражение: «Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах».
                Наверное, Бог смеялся над моими планами. Может, даже хохотал. Если так, то я очень рада. Веселый - значит добрый. Тоже многократно проверено мной. Однажды, к примеру, я непроизвольно так развеселила грабителя, вознамерившегося меня ограбить, что в результате он передумал и грабить не стал, а наоборот, помог донести тяжелую сумку, попутно развлекая меня по пути анекдотами, так что мы оба со смеху покатывались. Но это сюжет для другого рассказа.
                Так вот. Было так.
                Совсем недалеко от моего дома находится церковь. Когда там бьют колокола, то у нас в квартире слышно. Особенно, если окна открыты. Я чуть ли не каждый день прохожу мимо церкви, а иногда  захожу в нее. Свечку поставить за детей своих, за гармонию в семье, за свое здоровье и здоровье близких. Не скажу, что я очень религиозна. Я не соблюдаю, увы, все эти церковные ритуалы, не знаю молитв, не держу постов. Я просто знаю, что есть высшая сила, наивысший разум, Нечто, что знает все про каждого из нас, ведет по жизни, порой подсказывает или наказывает, что будет нас судить потом, когда завершится земной путь. И когда силы мои на исходе, и мной овладевает тоска и чувство безысходности, то я иду в церковь поставить свечку и попросить своими словами помощь, поддержку, защиту. А уж если случилось нечто кризисное, такое, что спать и дышать не дает, то бегом на поклон к Отцу небесному: спаси и сохрани!!! Как говорит мой хороший знакомый: на войне нет атеистов.
                Три недели назад проходя мимо церкви, я зашла в нее. Прошептала слова благодарности за все, что мне было дано в этой жизни и авансом за то, что еще дастся, попросила здоровья и благополучия родным и попросила чтобы запланированное празднование моего грядущего юбилея прошло удачно. Аккурат на следующий день мой шеф объявил, что решил направить меня в Москву на семидневные курсы повышения квалификации начиная с третьего июня. Плюс два дня дороги, туда и обратно. Плюс воскресный день перед началом обучения для настроя и адаптации погулять по столице. Плюс два вклинивающихся выходных дня. Все это было сказано таким тоном и с таким видом, что вот мол, получите подарок, мадам, от меня лично к вашему юбилею – поездка в Москву. Мне оставалось только поблагодарить от всей души и от всего сердца за столь приятный сюрприз. При этом лихорадочно прокручивая в голове: как теперь разрулить все с празднованием юбилея, коли самой юбилярши не будет?

                «Москва… как много в этом звуке
                Для сердца русского слилось!
                Как много в нем отозвалось!..»

                Я полностью согласна с Александром Сергеевичем. Уж не знаю, кому как, но лично для меня именно так и есть: и слилось, и отозвалось. Великий город великой Вселенной по имени Русь!
                Бываю в Москве раз в несколько лет. Потому для меня сие событие. Нет, не так, событие с большой буквы – Событие!
                Кстати, возвращаясь к Пушкину: родилась я, между прочим, именно в пушкинский день – 6 июня. И, между прочим, у Александра Сергеевича в этом году тоже юбилей случился. Вот такое совпадение.
                Полторы недели в Москве – это немало. Это целая маленькая жизнь. И я ехала в поезде в предвкушении. Уж я оторвусь, уж я нагуляюсь, наберусь впечатлений и восторгов еще на несколько лет! Забыла про то, что человек предполагает, а наверху располагают.
                Нет. Не подумайте, что случилось нечто непредвиденное, некий форс-мажор, и мои планы рухнули.
                Как раз наоборот.
                Все сложилось самым наилучшим образом.
                Рассказываю.
                На ВДНХ была, как раз успела захватить последний день экспозиции моей родной Чувашии. Даже с Чапаевым сфотографировалась.
                Красная площадь, Александровский сад, Зарядье, ГУМ, Арбат были мною хожены неоднократно. Даже получилось выпить кофе, сидя в кафе с видом на Кремль  (мечта провинциалки).
                Гуляла по парку-усадьбе Царицино.
                Посетила Храм Христа Спасителя.
                Поднялась на смотровую площадку башни "Федерация" Москва-Сити, где с высоты девяностого этажа на высоте триста тридцать пять метров над уровнем земли обозревала город. Даже посетила панорамный туалет, где можно сидя на унитазе восхищаться панорамой Москвы.
                Полдня провела в Третьяковской галерее. Брюллов, Кустодиев, Поленов… Великие творения великих людей.
                Была на экскурсии в Большом театре (есть такая).
                Сходила в театр Сатиры, где смотрела драму «Это моя жизнь» с Аленой Бабенко и Иваном Стебуновым в главных ролях.
                Каталась на теплоходе по Москва-реке.
                Была на экскурсии в Мосфильме, видела там мерседес Штирлица и корону российской империи.
                И еще много где была и много чего видела.
                И погода была в основном прекрасная.
                И в гостинице остановилась отличной – с широченной кроватью, с ванной, с телевизором, кондиционером, холодильником и даже сейфом, в котором хранила свою наличность – три тысячи рублей.
                А в день наших с Александром Сергеевичем юбилеев после занятий на курсах поехала на Арбат, поздравила там Пушкина с праздником и даже вручила ему конфету (вложила в руку), а у ног его, заваленных цветами, положила угощение – яблочко наливное. Пушкин был явно доволен, а вот Наталья Николаевна на меня недовольно покосилась. Может, приревновала.
               
                В общем, все хорошо было.
                Все было отлично.
                Все супер.
                Кроме…
                Кроме того, что никаких восторгов за время проживания в столице я почему-то не ощутила. От слова: совсем. Все было весьма буднично. Как говорит мой старший сын, делая при этом жест покачивания ладонью: «Ну, такое…»
                Вот такой нежданчик. Обломчик.
                Ушла способность восхищаться и удивляться. Видимо, возрастное…

                Еду обратно в поезде домой.  В купе. (И что такого?) На нижней полке. (Подумаешь!) Все остальные три места свободны. То есть совсем свободны. Еду в гордом одиночестве. Если захочу, то могу на другое нижнее место пересесть. Или на верхнем справа полежать. Или на вернем левом. Или как обезьяна по веткам, прыгать с одного места на другое. Свобода! Свобода… И что?.. Нет, не греет. Не греет, братцы мои!
                Лежу. На своем нижнем.  Смотрю в окно. Вечереет. Мелькают деревья, поля, речки. Солнце садится в розовое облако, за окном темнеет, небеса густеют. «Вот и оно долгожданное лето… Игривое…»  Потом будет осень. Потом зима. Холодно, темно. Вьюги будут выть, как волки голодные. Я, правда, вой голодных волков не слышала, но думаю, что похоже на вой вьюги. Вой вьюги слышала. Давно. Попробовала воспроизвести: ууууууууууууу… Заглядывает проводница, видит меня воющую.  Быстро захлопывает дверь.

                …Путешествовать надо в молодости. А лучше в юности. А еще лучше в детстве. Когда чувства свежи и ярки, когда эмоции бушуют подобно Ниагарскому водопаду, переливаются фейерверком, радугой, северным сиянием. Когда эйфория и восторг охватывают от макушки до пяток… Когда восхищаешься восхитительному, когда плачешь от избытка чувств, когда захлебываешься смехом просто потому, что живешь, что солнце светит, что красиво вокруг, или не очень красиво, но все равно здорово.
                А человека не первой молодости, и даже не второй, и вообще не молодости, и не первой немолодости, и даже не второй немолодости, удивить и восхитить сложно. Он похож на потрепанного и общипанного жизнью и собратьями петуха с завалившимся набекрень гребнем, снисходительно смотрящего на суетящихся в траве веселых цыплят, радостно чирикающих на ветке птах тусклыми глазами: ну, ну….
                Вспоминается давно мною читанная детская «Книжка про Гришку», в которой прожженный циник козел по кличке Розенкранц выменял у мальчишки шести лет Григория умение удивляться в обмен, кажется, на точность удара. Ох, не дурак был козел. Эх, у кого бы мне умение удивляться выменять на… И ведь ничего стоящего предложить взамен мне нечего. Да…. Жила-жила и ничего стоящего не нажила. Наоборот, все стОящее растеряла. Грустно…  Как жить теперь?
                Кстати, не долго пользовался Григорий новообретенным точным ударом. Хоть и малОй, а скоро сообразил детским умишкой, что нет ничего дороже, чем уметь радоваться жизни, удивляться удивительном, восхищаться восхитительному. Не без труда, но забрал у козла обратно свой бесценный дар. А мне уже, похоже, не вернуть никогда.
                В таком удрученном состоянии и спать завалилась под стук колес.

                …Проснулась как от толчка. Вернее, от толчка и проснулась. Не сразу сообразила: где я?
                «Тра-та-та. Тра-та-та», - напомнил поезд, возвращая к действительности.
                Глянула на экран телефона: три пятьдесят. Эх, и ни фига себе… Все нормальные люди спят еще. Прислушалась к себе: нет, не получится, сон окончательно упорхнул в чуть приоткрытое окно.
                Поворочавшись несколько минут, обреченно встаю. До прибытия домой еще уйма времени. Что ж, посмотрю пару-тройку скаченных фильмов, попью чашку кофию в гордом одиночестве, погрущу еще про жизнь свою неудивительную…
                И тут взгляд мой падает за стекло. А там… А там!.. А там!!! Бесконечное, бескрайнее синее море! Море цветущих синих люпинов!!!! Нет конца и края! Аж задохнулась… Ах!!! Восхищение наполнило до краев. А потом переполнило, перелилось щедро за края!!! Ох!!!!! Какая красота! Неописуемая!!! Восторг души и тела обуял до мурашек по коже. До слез, до рыданий. До потрясения до самой последней клеточки, до самого потаенного уголочка.
                Огромное солнце почти выползло из-за горизонта и распростерлось над этой синью по земле, сливающейся с синью небесной. Великое произведение великого Творца!.. Сердце сжалось от восторга… Как невероятно прекрасна ты, земля наша. И мир этот, несмотря на все ухищрения человеков, остается великим и непостижимым, невероятно чудесным.
                Опустила стекло насколько возможно и долго еще любовалась, восхищалась и потрясалась, вдыхая волнительно-волшебные ароматы, волною вливающиеся в купе.
                Потом пила с удовольствием вкуснейший кофе с молоком и конфетами, любуясь мелькающими за окном видами – березки, поля, леса, цветы полевые… И все больше пьянела голова моя от восторгов, а блаженная улыбка как приклеилась к лицу.
                «Вот и оно, долгожданное летоооооо!.. Игривоеее!..» Заглядывает проводница, улыбается мне: «Поете? Доброе утро!» «И вам прекрасного дня», - улыбаюсь в ответ.
                А утро и впрямь доброе, и день обещает быть прекрасным. И впереди еще долгое, яркое, прекрасное лето. И хочется надеяться, что впереди еще и длинная, счастливая, наполненная интересными и удивительными событиями жизнь. А жизнь вообще классная штука! Так много в ней чудесного и восхитительного… И пусть я буду ощущать это до последнего своего вздоха, до последнего толчка сердца. А иначе зачем жить?


                Р.S. Кстати, юбилей я таки отпраздновала. На три недели позже ранее запланированного.
Так что на каждую небесную корректировку у человека имеется возможность внести свою поправочку.

               

13.06.2024


Рецензии