Токарь-саксофон

               

    В повседневной жизни, в производственной суматохе, в громадном информационном потоке и в сумасшедшем городском ритме, остается слишком мало времени на более тесное общение с людьми, с которыми сталкиваешься. А когда это происходит, удивлению нет предела.

    Начало 2000-х тысячных.  Рабочая командировка в маленький городок Галич Костромской области на производственный филиал нашего московского предприятия. Командировка очень короткая: с утреннего московского поезда сразу на производственную площадку, где нас уже ждали на совещании, на котором надо было принять конкретные решения по техническим и организационным вопросам, необходимые для резкого увеличения выпуска дефицитных деталей. Совещание проходило долго, нудно и трудно. Несколько раз прерывалось, и московских представителей, а нас было трое: я, в качестве заместителя директора основного предприятия по производству, главный технолог и начальник планового отдела, вели непосредственно на производственные участки и рабочие места, чтобы в реальных условиях показать невозможность решения обсуждаемой проблемы. Тем не менее, выяснилось, что самое «узкое место» - токарные работы.

     Подходим к одному из токарей, знакомимся – Александр Николаевич, под 60 лет, профессионал, громадный стаж, всю трудовую жизнь провел за токарным станком. Разговорились. Я сразу обратил внимание на интеллигентность речи рабочего, четкое понимание поставленной задачи и аргументированные предложения по их решению. Не вольно проникнувшись уважением к этому человеку, подумал: «Откуда, в такой глубинке, простой рабочий-токарь, с такой ясной головой». Даже представить себе не мог, что в этот же день судьба сведет нас еще раз и в самом неожиданном месте.

      Производственное совещание в конце концов закончилось. Но это было уже в районе 15.00. Осталось рассмотреть еще кое-какие вопросы. Так, что решили работать без обеда, завершить нашу короткую командировку и в этот же день ночным поездом отправиться в Москву, благо, в это время года, проблем с обратными билетами не было.

      Наш рабочий день закончился в районе18.30. Вокзал рядом. Спешить не куда. Поезд в 23.30. Вспомнили, что не обедали, решили зайти в местный ресторан. Зал практически пустой, решили посидеть, покушать и обсудить результаты командировки. После второго тоста с небольшой сцены зазвучала музыка
    
      И не просто музыка, а один из самых известных и узнаваемых джазовых стандартов «Караван». Сначала я был слегка удивлен, но не более того. Сидел спиной к сцене, но следующая композиция, не менее известная «Summertime», заставила меня развернуться лицом к оркестрантам. Их было совсем немного – классический джаз бэнд. Композицию они исполняли полностью в инструментальном формате. В том месте, где привычно было слышать соло на трубе, в исполнении несравненного Армстронга, вдруг неожиданно зазвучал тенор-саксофон. Зал был небольшой, сцена с оркестрантами хорошо просматривалась.  С интересом слушал и внимательно разглядывал саксофониста. Никак не мог понять, где его раньше видел. Он понял, что его изучают, и кивнул мне головой, давая знать, что все видит. Я в полном недоумении. Оркестранты сыграли еще несколько джазовых вещей, наступил   небольшой перерыв, и саксофонист неожиданно направился к нашему столику. Я встал навстречу. Боже мой! Это же токарь-профессионал Александр Николаевич. Вот это да! Мы обменялись крепким рукопожатием, как старые знакомые. Строгий черный костюм, белая рубашка и бабочка до неузнаваемости изменили скромный облик рабочего-токаря. Перед нами стоял абсолютно уверенный в себе музыкант.

       Мои спутники были шокированы не меньше меня. После второго музыкального отделения, токарь-саксофонист уже сидел за нашим столиком, между тостами коротко рассказал свою историю: музыкальная школа, армия, семья. Говорил, что его вполне устраивает то, что он делает. Многие жители этого маленького городка знали его просто - «токарь-саксофон».

       Вышли из ресторана вместе. Распрощались. Александр Николаевич пошел в одну сторону, мы в другую – к вокзалу, куда вот-вот должен был прибыть ночной московский поезд.

       P.S.  Только в поезде понял, почему для увеличения выпуска необходимых деталей не возможно было на нашем производственном филиале организовать хотя бы сверхурочную работу токарей.               
       Мешала волшебная сила искусства.

     Влад Боков               
                20.05 – 12.06.2024


Рецензии