Музыка и интеллект
Вот например представьте себе человека, слушающего «Чакону» Баха, который, при этом, способен хотя бы частично проследить за развитием голосов в полифонии, услышать гармонические тяготения, приблизиться к пониманию формы произведения. Интеллектуальный уровень такого слушателя будет значительно выше среднего, а с появлением звукозаписи доступ к музыке и к возможностям личного развития, предоставляемой ею, появилось у миллионов людей. Музыка любого уровня, по сути своей перестала быть элитарной.
Нетрудно предположить существование круга лиц, которые в этом не заинтересованы, и «противоядие» в данном случае простое: достаточно того, чтобы эту же «Чакону» как можно больше играли и записывали посредственные исполнители, те, кто не в состоянии выявить и показать слушателю структуру произведения, то есть фактически играющие его как набор нот. Таких исполнителей немало, иногда даже они бывают довольно артистичны. Их пожалуй можно сравнить с ораторами, эмоционально и убеждённо говорящих о вещах, которых сами не понимают.
Интересно, что для того чтобы исполнительство начало «заболачиваться», не нужно каких-то особых усилий, достаточно организовать его как некую административную систему, а дальше уже такая система в силу самой своей природы склонна «одёргивать» чересчур ярких и талантливых.
Но Бах всё же есть Бах, как его не играй, и процесс пошел дальше. Появляется музыка, лишенная внутренней логики, или представляющая собой бессвязные отрывки, не составляющие в итоге стройное по форме произведение. Интересно, что, так или иначе, подспудно это понимают многие. В среде музыкантов появился даже такой негласный термин: за последние десять лет от целого ряда исполнителей (причём иногда от вполне успешных и статусных) в частном разговоре мне довелось услышать термин «..вно» применительно к такого рода произведениям. Причём упор в разговоре был на то, чтобы сделать карьеру, в наше время нужно играть и писать «..вно».
Кто-то может усомниться, сказав, что знаком с некоторыми из этих "творцов прекрасного" - вполне себе обычные, заурядные, в общем даже ограниченные люди, как правило, с сильно ущемленным самолюбием, а здесь нарисована такая картина, что они выходят какими-то глубоко продуманными аналитиками, встроенными в сложнейшую схему. Да этого вовсе не нужно! Вспомните обычного котяру, пушистого любимца (живёт и у меня один такой)! Так что, он, по-вашему, сидит и с утра до вечера читает статьи по социологии? Про одиночество современного человека, тактильный голод? И, начитавшись этих статей, сознательно выстраивает модель поведения? Я вас умоляю! Он просто знает, чтобы получить вкусняшку, нужно потереться и помурлыкать. Именно так и ведут себя эти творцы подобного "искусства". А вместо вкусняшек выступает разветвлённая система поощрения.
Кстати, вы обращали внимание, как агрессивна подобная среда, можно покритиковать Шуберта, Мендельсона, даже Бетховена, но не их. Агрессия, с которой защищают эту область, далеко превосходит степень накала в обычных творческих разногласиях. Так древний хаос восстаёт против гармонии этого мира, неумолимая сила энтропии поглощает всё живое.
А работает схема эффективно. Попробуйте достаточно долго послушать подобную «музыку», первоначально воображение будет пытаться выстроить форму. Но сознанию невозможно объединить в систему то, что систематизированию не поддаётся. Наступает вполне предсказуемый «перегрев» мозга, сама функция рассудка, отвечающая за обобщение и структурирование потока разновременной информации, атрофируется.
Таким образом формируется хаотизированное мышление, конечно, я лишь крайне схематично описал частный случай. Подытожив, можно сказать, что искусство способно очень сильно влиять на способности систематизировать получаемую информацию, развивать или наоборот, блокировать развитие образного и критического мышления, а в некоторых, отдельных случаях заметно повышать внушаемость индивида.
Свидетельство о публикации №224061301501