В небе Воронежа - 3

2 сентября был сбит в бою и погиб унтер-офицер Дитрих Хайнрихс из 6 отряда, имевший 5 побед на счету. К сожалению, установить, кто его сбил, нам не удалось, вероятно на самом деле этот пилот погиб 3 числа.

Затем 9 сентября погиб имевший 7 побед пилот 5 отряда Макс Нидермайер, имевший 7 побед на счету. Опять же, установить подробности его гибели не удалось, скорее всего он сбит огнём ЗА.

А вот 15 сентября погиб лейтенант Юрген Брокке из 4 отряда, отличный ас, имевший на счету 42 победы. Погиб в ходе ожесточенного боя с Пе-2 и истребителями. Немцы решили, что он сбит огнём ЗА, но по советским данным зафиксирована победа пилота Вегера Александра Андреевича из 896 иап. Он, очевидно, и сбил немецкого аса. Мы уже рассказывали про тот бой. В дальнейшем бою Вегера был тяжело ранен и более не воевал. Отметим, что в очередной раз эскадра понесла потерю при атаке на Пе-2.

16 числа в ожесточённых боях II группа потеряла два самолёта: оба были сильно повреждены в групповых боях и совершили посадки на брюхо, после чего их пришлось списать. Один из них пилотировал унтер-офицер Альфред Кайнат из 4 отряда, имевший 5 побед на счету, плюс ещё три победы ему не подтвердили. Сбил его пилот Макаревич Виктор Васильевич из 148 иап.

18 сентября эскадра потеряла ещё одного толкового аса. Погиб унтер-офицер из штаба II группы Вильгельм Фичен, имевший 14 побед. Он, кстати, часто был ведомым Антона Мадера. Это произошло в бою с 508 иап. Скорее всего, победу одержал Гусаренко Виктор Васильевич, штурман полка.

Ну а последний интересный эпизод произошёл 2 октября. В этот день в бою с 737 иап столкнулись два самолёта 6 отряда, пилоты унтер-офицеры Роберт Вольтер (32 победы) и Хайнц Фогт (7 побед). Мы, опять же, очень подробно описывали в одной из статей этот бой. Столкновение стало итогом действий прекрасного аса Пологова Павла Андреевича: уходя от его очереди, один из немцев совершил резкий боковой маневр и врезался в своего товарища. Сам Пологов столкновения не видел, поэтому ему засчитали только одну победу. Вольтер погиб в перестрелке, пробираясь к фронту, а Фогт к своим выбрался. Однако после этого у него развилась боязнь неба, которая часто появлялась у пилотов именно после столкновений. Он больше в боях не участвовал.

Больше пилотов II группа на востоке не теряла. Время подвести итоги. За три месяца боев группа потеряла 15 пилотов, а если посчитать ещё и Фогта, то 16 пилотов. Из этих пилотов четверо имели на счету свыше 20 побед, и ни один не имел менее 4 побед. Много это или мало? Сравним с деятельностью другой элитной группы – I группы пиковых тузов в небе Сталинграда. За полтора месяца она потеряла 16 пилотов, причём 13 из них были успешными асами. И это с учётом того, что в небе Сталинграда потери несли и другие эскадры. То есть, вроде бы, 77 эскадра отделалась относительно малой кровью. Но именно, что относительно. Всё же эти потери сказались на её боеспособности.

Война без потерь не бывает. Будем честны: II группа задачу выполнила. Она в одиночку (действующие здесь же итальянские ВВС всерьёз брать нельзя) в течение трех месяцев закрывала важный участок фронта и добилась того, что 2 и 15 ВА понесли большие потери и были некоторое время неспособны на активные действия. Собственно, поэтому её и сняли с восточного фронта и отправили на Запад, как лучше всех себя зарекомендовавшую. Обратим внимание, что в небе Ржева несколько групп 54 и 51 эскадры не смогли добиться решительного перевеса в небе, и им на помощь пришлось дергать очень нужные на юге части 3 и 52 эскадры.

Был и ещё один плюс: в этих боях у эскадры работал «конвейер асов». Она потеряла нескольких отличных пилотов, но в это же время успела взрастить гораздо больше других. Судите сами.

К 1 июня 42 года Юрген Брокке имел на счету 7 побед, Буркхардт 5 побед, Бадум 8, Вольтер 4, Прайнфальк 5, Грансов 2, Фольке 5, Эрих Мюллер 1, Фичен 1, Вайдлих 5. Мы уж не упоминаем таких асов, как Штеддин, Нёгеле или Хорн, как и ряд других, упомянутых в нашем произведении, которые вовсе не имели на счету побед к началу лета. То есть, 10 и выше побед имели на счету считанные единицы. А вот как изменились эти показатели к концу пребывания эскадры на Восточном Фронте. Брокке имел 42 победы, Буркхардт и Бадум по 53, Вайдлих и Грансов по 23, Фольке 27, Прайнфальк 60, Вольтер 32, Фичен 14, Мюллер 11. Такого массового прогресса из средних пилотов в асов мы не наблюдаем больше нигде и никогда. Конечно, тут была и оборотная сторона: опыт есть опыт. И порой эти пилоты несколько увлеклись в боях. Часть из них погибла или была сбита в ходе боев на востоке, некоторые, например Грансов, довольно быстро распрощались с жизнью после перевода на Запад. И все же эта система работала, штампуя все новых и новых асов. Стоит заметить, что подтверждаемость их побед достаточно высока, то есть это не были бумажные асы, выскочившие как чертик из табакерки, вроде Ланга или Киршнера. Это были реально очень опасные противники. Эта система продолжала работать и на западе. В итоге эскадра всегда имела в своём составе достаточное количество асов. Мадера, а потом и Хакля порой критиковали за то, что он требовал от новичков полной отдачи, но благодаря этому новички быстро становились асами. Вместе с тем, смертность именно новичков во II группе была невысокая. В эскадре было хорошо отработан такой приём, как своевременный выход из боя. Даже в случаях потерь пилотов мы видим, что зачастую они успевали совершить посадку на брюхо, но позже попадали в плен или просто пропадали без вести, либо неудачно спастись с парашютом. Гибель при падении самолёта было вещью редкой. На западе, кстати, это умение спасти себя в сложной ситуации пригодилось. Тот же Хакль не менее восьми раз терял свой самолёт, и всё время именно на западе. Но выжил. То же можно сказать и про Райнерта. Крайне показателен пример Буркхардта – он не менее пяти раз был подбит на Востоке, но каждый раз своевременно выходил из боя и спасал не только себя, но и самолёт. Отметим, что в 54 эскадре это качество отсутствовало напрочь. Для огромного количества асов первый случай поражения в бою стал последним.

В общем, пожалуй мы смело можем назвать II группу JG77 самой сильной группой, которая действовала на Востоке. Самой сплоченной, с научным подходом к бою.

А что же советские пилоты? Качества полков здесь были разные в плане подготовки, тактики, вооружения. Но именно здесь, в боях с сильным противником, чтобы выжить, советские пилоты придумывали новые, сильные методы группового боя. Именно здесь появилась этажерка, эшелонированная оборона, работа звеньями. Даже метод двух групп сопровождения. Здесь зародился прекрасный 4 иап с его тотальной системой боя, здесь же ковались кадры для элитного 9 гиап, такие как Лавриненков и Амет-Хан. Здесь оттачивали свое мастерство пилоты «Кобр», которые потом гремели в небе Демянска, Ржева, Прибалтики. Отлично себя проявил 508 иап, впоследствии выдающийся полк. Также отлично себя показали себя 721 и 737 иап. Полк ныне забытый, но по сути отличный, несший всю Войну мало потерь. Это было суровое испытание, и кто его прошёл, тот стал победителем. Многие приёмы брали у «червовых тузов», и это были отличные учителя. Отметим ещё упорство советских пилотов: здесь советские полки вели бои до последнего. Это касалось всех. Увы, многие полки в этих боях полностью потеряли свою матчасть и пилотов, были расформированы. Но подвиг этих людей не был напрасным. Им удалось дать достойный отпор немцам.


Рецензии